ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-32/19 от 11.04.2019 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ


                                                        Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2019 года.

                                                     Решение изготовлено в полном объеме 18 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Капункина Ю.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Губжоковой Д.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Верхнерусское карьероуправление», х. Вязники Шпаковского района Ставропольского края, ОГРН 1032601680330, ИНН 2623014774,

к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, ИНН 2636045265,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

о признании незаконным и отмене приказа от 01.11.2018 № 496,

при участии в судебном заседании представителей заявителя Филипченко А.Е. по доверенности от 14.03.2019 № 01, генерального директора Гаспаряна К.Б., представителя заинтересованного лица Селиванова С.В. по доверенности от 05.02.2019 № 01-19/751, представителя третьего лица Доценко И.В. по служебному удостоверению, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Верхнерусское карьероуправление» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным и отмене приказа от 01.11.2018 № 496 «О досрочном прекращении пользования недрами по лицензии на право пользования недрами от 24.12.2002 СТВ № 00603 ТЭ».

Дело рассматривается с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – третье лицо, управление).

В судебном заседании заявитель требования поддержал, указал на отсутствие нарушений лицензионного соглашения, норм действующего законодательства о недрах, а также на недоказанность факта допущения нарушений, которые явились бы основанием для досрочного прекращения пользования недрами по лицензии. Пояснил, что при наличии проекта разработки и рекультивации всего месторождения наличие такого проекта для участка недр, который является частью такого месторождения, не требуется.

Представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительного отзыва, в удовлетворении заявления просил отказать.

Третье лицо представило отзыв на заявление, поддержало позицию заявителя, требования просило удовлетворить, указав следующее. Согласно постановлению Госгортехнадзора РФ от 02.08.2002 № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование
участками недр» отдел горного надзора и охраны недр Ростехнадзора по Ставропольскому краю рассмотрел и согласовал дополнение к техно-рабочему проекту     разработки и рекультивации Верхнерусского месторождения песков, выполненное ООО ГП «Севкавгеопроект» в 2008 году. Проект отработки карьера песка Верхнерусского хутора, был выполнен ранее Ставропольским филиалом «Росоргтехстром» (дата утверждения 01.04.1977). В действующих на данный момент постановлении Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 и приказе Минприроды России от 25.06.2010 № 218 отсутствуют требования о переоформлении ранее выданных лицензий, лицензионных соглашений. Кроме того, приказом министерства от 24.12.2012 № 584 срок действия спорной лицензии продлен до 31.12.2032. Данный приказ издан уже после вступления в силу вышеуказанных постановления Правительства РФ и приказа Минприроды России, что свидетельствует о том, что документы недропользователя соответствуют требованиям указанных нормативно-правовых актов, при этом министерство не представило доказательств необходимости внесения изменений в лицензию в 2018 году. В отзыве министерства указывается, что технический проект разработки выполнен в 1977 году на площадь всего Верхнерусского месторождения песков, а не на участок недр, предоставленный в пользование лицензией, однако поскольку предоставленный участок недр входит в площадь всего Верхнерусского месторождения, то данное обстоятельство не является нарушением. Учитывая изложенное, недропользователь ООО «Верхнерусское карьероуправление» выполнило пункт 4.3 лицензионного соглашения к спорной лицензии в полном объеме, требования заявителя являются обоснованными, оспариваемый приказ подлежит отмене.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, по существу заявленных требований суд приходит к следующему.  

Как следует из материалов дела, 27.12.2002 обществу была выдана лицензия серии СТВ № 00603 ТЭ (далее – лицензия) на добычу песка на Верхнерусском месторождении для производства селикатного кирпича сроком действия до 31.12.2012. Участок недр расположен в Шпаковском районе, 12 км от г. Ставрополя.

Между министерством и обществом заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи песков на Верхнерусском месторождении, расположенном на территории Шпаковского района Ставропольского края, являющееся неотъемлемой частью лицензии (далее – лицензионное соглашение).

В пункте 4.3 лицензионного соглашения было определено, что добыча песков на лицензионном участке должна производиться в соответствии с утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемой отработки.

На основании приказа министерства от 25.12.2012 № 584 срок действия лицензии продлен до 31.12.2032. Названным приказом отделу использования и охраны недр указано на необходимость обеспечить оформления, государственной регистрации и выдачи дополнения № 1 к лицензии на право пользования недрами.

Дополнением № 1 к лицензии внесены изменения в пункт 4.1 лицензионного  соглашения. Кроме того, лицензионное соглашение дополнено разделом 2* «Границы участка недр», в котором определены географические координаты границ участка недр и указана площадь участка недр, составившая 33,8 га.

Согласно выписке из протокола от 11-13 марта 2015 года № 09-2015 заседания научно-технического совета министерства было установлено, что в соответствии с данными формы № 5-ГР о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2014 год отмечено нарушение условий лицензионного соглашения в части невыполнения условий годовой добычи силикатных песков на Верхнерусском месторождении в Шпаковском районе. Кроме того, технический проект разработки и рекультивации разработан в 1977 году на площадь всего Верхнерусского месторождения, а не на участок недр, предоставленный лицензией.

Обществу рекомендовано: представить географические координаты лицензионного участка в системе WGS -84; представить технический проект разработки и рекультивации на площадь лицензионного участка по добыче силикатных (строительных) песков на Верхнерусском месторождении в Шпаковском районе; представить в течение 6 (шести) месяцев в адрес министерства заявку о внесении изменений и дополнений в лицензию в целях приведения условий пользования недрами Верхнерусского месторождения силикатных песков в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и Ставропольского края в сфере недропользования.

30 сентября 2015 года общество в соответствии с рекомендациями, изложенными в протоколе от 11-13 марта 2015 года № 09-2015, предоставило в министерство географические координаты лицензионного участка в системе WGS-84, а также дополнение к техно-рабочему проекту разработки от 2008 года.

В соответствии с приказом министерства от 13.04.2018 № 157 действие лицензии было приостановлено до 01.10.2018, пользователю недр указано предоставить на согласование в министерство актуализированный, приведенный в соответствие с действующим законодательством и текущим положением горных работ технический проект разработки лицензионного участка.

Во исполнение данного приказа общество 20.09.2018 представило в министерство дополнение от 2008 года к техно-рабочему проекту разработки и рекультивации Верхнерусского месторождения песков от 1977 года.

Министерством на основании пункта 3 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) приказом от 01.11.2018 № 496 досрочно прекращено право пользования недрами по лицензии, выданной обществу, в связи с систематическим нарушением пользователем недр условий лицензионного соглашения, определенных пунктом 4.3 лицензионного соглашения.

Полагая, что приказ министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992               № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу части 3 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.

В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (статья 20, статья 50 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1862-О-О).

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

При этом согласно части 3 статьи 23.2 Закона о недрах порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее – Постановление № 118).

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказе Минприроды Российской Федерации от 25.06.2010 № 218 (далее – Приказ № 218).

В пункте 4.3 лицензионного соглашения было определено, что добыча песков на лицензионном участке должна производиться в соответствии с утвержденной и согласованной в установленном порядке технологической схемой отработки.

Министерство, указывая на нарушение этого пункта в приказе о прекращении лицензии, не обосновало и не подтвердило в данной части свои доводы.

Как следует из материалов дела, согласно постановлению Госгортехнадзора РФ от 02.08.2002 № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр» отдел горного надзора и охраны недр Ростехнадзора по Ставропольскому краю рассмотрел и согласовал дополнение к техно-рабочему проекту разработки и рекультивации Верхнерусского месторождения песков, выполненное ООО ГП «Севкавгеопроект» в 2008 году. Проект отработки карьера песка Верхнерусского хутора, был выполнен ранее Ставропольским филиалом «Росоргтехстром» (дата утверждения 01.04.1977).

Данный проект и дополнение к нему были разработаны на Верхнерусское месторождение в целом, которое включает, в том числе, спорный участок недр.

Министерство, как в протокола от 11-13 марта 2015 года № 09-2015, так и в приказе о приостановлении действия лицензии указало на отсутствие у пользователя недр технического проекта разработки лицензионного участка.

Вместе с тем в вышеуказанных Постановлении № 118 и Приказе № 218 прямое указание на необходимость наличия технического проекта разработки лицензионного участка недр при наличии такого проекта на месторождение, включающее в себя данный участок недр, отсутствует.

Также суд отмечает, что излишним было также и требование о предоставлении географических координат лицензионного участка в системе WGS-84, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федеральный закон от 28.12.2013 № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» указано, что документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до дня вступления в силу названного Федерального закона (01.07.2014), не требуют переоформления.

Как было отмечено ранее, в соответствии с частью 3 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.

Вместе с тем в данном случае не установлено систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами.

Министерство в дополнительном отзыве на заявление указало, что дополнение 2008 года к техно-рабочему проекту разработки и рекультивации Верхне-Русского месторождения песков не отвечает требованиям к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых в связи с отсутствием следующих положений: обоснования границ горного отвода, охранных и санитарно-защитных зон; мероприятий по обеспечению наиболее полного извлечения из недр запасов полезного ископаемого, попутных полезных ископаемых и попутных полезных компонентов; использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горного производства; охраны и рационального использования земельных ресурсов; инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; сметной документации; фотографического материала схемы вскрытия месторождения, схемы размещения отвалов вскрышных работ, плана восстановления нарушенных земель (рекультивация).

Как было указано выше, в целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Однако, в протоколе от 2015 года, а также в приказе о приостановлении действия лицензии, направленных обществу, указаний на перечисленные министерством конкретные  нарушения не содержалось. Кроме того в качестве оснований для приостановления действия лицензии либо для ее прекращения данные основания приведены не были.

Аналогичный довод в судебном заседании привел заявитель, указав, что не знал какие нарушения ему необходимо устранить.

Таким образом, суд, оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что министерство не доказало наличие у него оснований для принятия оспариваемого приказа о досрочном прекращении право пользования участком недр, а, следовательно, факт соответствия оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству.

В части 2 статьи 201 АПК РФ определено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд удовлетворяет заявление общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ: 

признать незаконным и отменить приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, ИНН 2636045265, от 01.11.2018 № 496 «О досрочном прекращении пользования недрами по лицензии на право пользования недрами от 24.12.2002 СТВ № 00603 ТЭ».

Взыскать с министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, ИНН 2636045265, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Верхнерусское карьероуправление»,                          х. Вязники Шпаковского района Ставропольского края, ОГРН 1032601680330, ИНН 2623014774, 3 000 рублей расходов на уплату государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный  срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  и  в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                           Ю.Б. Капункин