ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-4008/2010 от 23.08.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  355029, г. Ставрополь ул. Мира, 458 "б", телефон для справок: (8652) 71-40-53, факс 71-40-60

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Роенко М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации города Ставрополя, Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр»,

заинтересованное лицо Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,

с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: закрытого акционерного общества «САХ», г. Ставрополь; Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя,

о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11.03.2010 о признании ООО «Полигон Яр» и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя нарушившими своими действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов и предписания от 11.03.2010 № 23 по делу
 № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимости при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части не превышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса, части повышения и поддержания цен действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "

при участии в судебном заседании представителей: от заявителя - администрации города Ставрополя - представителя ФИО1 по доверенности от 11.01.2010 № 01/1-16-6, Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя -
 ФИО2 по доверенности от 17.05.2010 № 07/1-4409, общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» - ФИО3 по доверенности от 12.01.2010 № 03/20; от заинтересованного лица - ФИО4 по доверенности от 12.01.2010 № 03/20; от третьего лица - Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя – ФИО5 по доверенности от 24.05.2010 № 08-03/1548-19, ЗАО «САХ» - ФИО6 по доверенности от 09.02.2010 № 01-07/86,

установил:

Администрация города Ставрополя (далее - администрация), Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, УФАС России) с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: ЗАО «САХ», ООО «Полигон Яр», Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя о признании незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11.03.2010 о признании ООО «Полигон Яр» и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя нарушившими своими действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов и предписания от 11.03.2010 № 23 по делу № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимости при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части непревышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.

Заявление поступило в Арбитражный суд Ставропольского края 29 апреля 2010
 (Т.1 л.д.15). Делу присвоен номер А63-4008/2010 и определением суда от 30 апреля 2010 г. (л.д.1-2) оно принято к производству судьей Быкодоровой Л.В.

6 мая 2010 года (Т.2 л.д.10-15) в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление ООО «Полигон Яр» о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11.03.2010 о признании ООО «Полигон Яр» и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя нарушившими своими действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов и предписания от 11.03.2010
 № 23 по делу № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимости при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов

руководствоваться действующим законодательством в части непревышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.

Делу присвоен номер А63-4230/2010 и определением от 19 мая 2010 г. (Т.2 л.д.1-2) оно принято к производству судьей Алиевой А.К.

В предварительном судебном заседании от 02.06.2010 в деле №А63-4008/2010 представителем ООО «Полигон Яр» было заявлено ходатайство об объединении однородных дел (Т.1 л.д.144- 145).

ФИО7, исполняющим обязанности председателя шестого судебного состава Арбитражного суда Ставропольского края, вынесено определение от 02.06.2010
 (Т.1 л.д.157-159) о передаче дела на рассмотрение судье Быкодоровой Л.В. с присвоением номера А63-4008/2010.

2 июня 2010 года судьей Быкодоровой Л.В. вынесено определение об объединении дел №А63-4008/2010 и № А63-4230/2010 в одно производство (Т.1 л.д.160-162).
 В соответствии с положениями статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения. Об объединении дел в одно производство суд выносит определение. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. части повышения и поддержания цен действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "

Представители администрации города Ставрополя и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя в судебном заседании на требованиях настаивали и просили суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении (Т.1 л.д.7-15).

Представители пояснили, что во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 года по делу № А63-1018/2009-С6-37 принято постановление администрации города Ставрополя от 15.10.2009 № 1020 «О признании утратившим силу постановления главы города Ставрополя от 29 декабря 2008 года № 385 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов». В связи с отменой установленного тарифа ООО «Полигон Яр» обратилось в администрацию города Ставрополя с заявлением (письмо от 07.10.2009 № 39) о рассмотрении и установлении тарифа на прием и захоронение 1 м3 ТБО на 2009 год. Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя были детально рассмотрены расчетные материалы ООО «Полигон Яр» по экономическому обоснованию себестоимости услуги по приему и захоронению1 м3 твердых бытовых отходов на 2009 год; в результате детального рассмотрения обоснованности расходов, включаемых в тариф, комитетом были произведены перерасчеты по отдельным статьям затрат; на основании производственной программы ООО «Полигон Яр» на 2009 год были определены финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и произведен предварительный расчет тарифа в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Согласно действующему законодательству орган регулирования устанавливает тарифы, по которым осуществляются расчеты потребителей с организацией коммунального комплекса за полученные услуги; органом регулирования не устанавливаются тарифы для потребителей услуг в зависимости от режимов налогообложения, в частности от того, является либо не является потребитель услуги плательщиком НДС. Таким образом, главой города Ставрополя был установлен предельный тариф на услуги, оказываемые ООО «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год, в соответствии с которым осуществляется реализация данной услуги для всех потребителей, независимо от режима налогообложения, на котором они находятся. ЗАО «САХ», находящееся на общем режиме налогообложения, при приобретении товаров (услуг) у организаций, не являющихся плательщиками НДС, не имеет права на возмещение НДС из бюджета из стоимости понесенных расходов по данному виду платежей, соответственно, у данной организации увеличивается расходная часть. Однако это является особенностью общего режима налогообложения и не может служить основанием для утверждения, что размер тарифа, в соответствии с которым расплачивается организация, завышен и не соответствует действующему законодательству. По мнению представителей факт нарушения пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, указанный в решении антимонопольным органом не доказан, и необоснованно сделаны выводы о наличии в их действиях согласованных действий, следовательно, отсутствуют правовые основания для выдачи антимонопольным органом предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимости при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части непревышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.

Представитель заявителя ООО «Полигон Яр» просил суд требования удовлетворить с учетом доводов, изложенных в заявлении (Т.2 л.д.10-15),   а именно: общество признано виновным в том, что в действиях ООО «Полигон Яр» и администрации города Ставрополя в лице комитета экономического развития и торговли имеются согласованные действия, направленные на поддержание тарифов по приему и захоронению твердых бытовых отходов.

Согласованность действий, по мнению УФАС России, выражается в том, что после отмены тарифа решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2009 ООО «Полигон Яр» применяло недействующий тариф на прием и захоронение твердых бытовых отходов. Новый тариф был установлен постановлением главы города Ставрополя только 30.12.2009. Длительность периода неустановления нового тарифа и установление нового тарифа в том же размере, что и предыдущий (отмененный) тариф, по той же производственной программе является доказательством согласованности действий общества и администрации города Ставрополя.

Представитель заинтересованного лица просил суд в удовлетворении требований отказать (Т.1 л.д. 145-122), поскольку решение и предписание выданы в соответствии с действующим законодательством по доказанному факту согласованных действий. ООО «Полигон Яр» является единственным в г.Ставрополе полигоном по захоронению твердых бытовых отходов и находится в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2009 по делу №А63-1018/2009-С6-36 было признано недействующим постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 385 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые ООО «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» как не соответствующее пункту 1.2 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10. 2008 № 30/1 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и слуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год». Решение суда вступило в законную силу немедленно после его принятия, то есть с 27.05.2009; в резолютивной части решения указано, что положения нормативного правового акта, признанные решением арбитражного суда недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены главой города Ставрополя в соответствие с указанными положениями постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008
 № 30/1, имеющего большую юридическую силу, в месячный срок со дня его получения в окончательной форме. Доказательств невозможности исполнения решения арбитражного суда в установленные сроки при рассмотрении дела сторонами не представлено; процедура установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя, определена Положением о порядке установления цен (тарифов на товары (работы, услуги), подлежащие регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольского городской Думы от 30.08.2006 № 96. Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, имея обязанность по установлению подлежащих регулированию тарифов на прием и захоронение твердых бытовых отходов, не проявил инициативу по обращению в ООО «Полигон Яр» о предоставлении требуемых материалов для утверждения нового тарифа.

По утверждению представителя заинтересованного лица, ООО «Полигон Яр» в связи с отменой решением суда тарифа обязано было обратиться в Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя с пакетом документов для утверждения тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов; образовавшийся правовой вакуум был выгоден обществу, поскольку позволял в течение длительного времени оказывать услуги по приему ТБО с использованием тарифа, признанного судом завышенным и вследствие этого незаконным.

По утверждению представителя УФАС России, материалами дела подтверждено, что органы местного самоуправления после отмены судом тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов на 2009 не предприняли никаких мер по исполнению своей обязанности по установлению нового тарифа; вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Полигон Яр» и администрации города Ставрополя в лице Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя согласованных действий, направленных на поддержание тарифов по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере, признанном судом необоснованно завышенным.

Представитель ЗАО «САХ» в судебном заседании требования поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в отзыве (Т.1 л.д.140-143. Т.2 л.д.78-79), и пояснил, что полностью поддерживает доводы, изложенные в отзыве УФАС России, и дополнительно пояснил, что заявителями не указано, какому именно закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемые решение и предписание УФАС России, также не указано, какие именно права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и или иной экономической деятельности нарушены обжалуемыми решением и предписанием. Доводы заявителей не соответствуют действительности; согласно подпункту 5 пункта 1.1. статьи 14 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210 – ФЗ от 30.12.2004 вступившее в законную силу решение суда является основанием для досрочного пересмотра органами регулирования муниципального образования надбавок к тарифам на товары и услуги организацией коммунального комплекса; досрочный пересмотр тарифов производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок (пункт 8 статьи 14 того же Закона).

По утверждению представителя третьего лица ЗАО «САХ», орган регулирования, то есть Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, в нарушение указанных выше положений Закона не пересмотрел в установленный 2- месячный срок со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2009 по делу № А63-1018\2009-С6-37, то есть до 27.07.2009, тариф на оказываемые услуги ООО «Полигон Яр», в связи с чем УФАС России обоснованно признало, что ООО «Полигон Яр» и администрация города Ставрополя в лице комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя своими действиями нарушили пункт 1 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение ТБО, поэтому им законно выдано предписание при утверждении тарифа на прием и захоронение ТБО руководствоваться действующим законодательством.

Представитель Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя поддерживает требования заявителей в полном объеме и просит суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (Т.1 л.д.113-114, Т.2 80-82). Представитель пояснил, что отраслевой орган администрации города Ставрополя (комитет городского хозяйства) рассматривает предложения хозяйствующего субъекта об установлении цен (тарифов) и проверяет соответствие указанных предложений требованиям законодательства; по результатам рассмотрения предложений отраслевой орган дает мотивированное заключение о возможности установления цен (тарифов), формирует предложения об установлении цен (тарифов) и представляет в Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (статьи 11 Положения). Для обоснования тарифа на 2009 год ООО «Полигон Яр» представило в комитет городского хозяйства производственную программу по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год; материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы, расчет тарифа на 2009 год, а также подтверждающие документы (приложение к отзыву). По результатам рассмотрения представленных материалов комитет городского хозяйства дал положительное заключение о согласовании мероприятий, включенных в производственную программу. Индекс роста установленного для ООО «Полигон Яр» тарифа в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117,0 процентов и не превысил индекс, предусмотренный постановлением Региональной тарифной комиссии СК от 30.10.2008 № 30/1 в размере 117,8 процента для города Ставрополя.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 24 марта 2010 года ООО «Полигон Яр» и Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя признаны виновными в нарушении пункта 1 статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов (Т.1 л.д.19-32).

ООО «Полигон Яр» и комитету экономического развития и торговли администрации выдано предписание № 23 от 11.03.2010 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (Т.1 л.д.33-34).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 года по делу
 № А63-1018/2009-С6-37 (Т.3 л.д.190-194) постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 385 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» было признано недействующим как противоречащее постановлению Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30 октября
 2008 г. № 30/1 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год».

Во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 27 мая 2009 года по делу № А63-1018/2009-С6-37 принято постановление администрации города Ставрополя от 15.10.2009 № 1020 «О признании утратившим силу постановления главы города Ставрополя от 29 декабря 2008 года № 385 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» (Т.3 л.д.175).

В связи с отменой установленного тарифа ООО «Полигон Яр» обратилось в администрацию города Ставрополя с заявлением (письмо от 07.10.2009 № 39) о рассмотрении и установлении тарифа на прием и захоронение 1 м3 ТБО на 2009 год (Т.3 л.д.37).

Для обоснования тарифа на 2009 год ООО «Полигон Яр» были представлены следующие материалы: производственная программа по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год с приложениями (т.3 л.д.47-49); материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы.

Судом установлено, что при рассмотрении данных расчетных материалов, подготовке проекта постановления администрации города Ставрополя «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» комитет руководствовался:

- Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»,

- постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»;

- приказом Федеральной службы по тарифам от 05 августа 2008 г. № 128-э/2 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год»,

- постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от
 30 октября 2008 г. № 30/1 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размеров платы граждан за коммунальные услуги на 2009 год».

В соответствии с установленной компетенцией Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя была проведена повторная самостоятельная процедура рассмотрения предложений ООО «Полигон Яр» об установлении тарифа на прием и захоронение 1 м3 ТБО на 2009 год.

Комитетом экономического развития и торговли администрации города Ставрополя были детально рассмотрены расчетные материалы ООО «Полигон Яр» по экономическому обоснованию себестоимости услуги по приему и захоронению 1 м3 твердых бытовых отходов на 2009 год.

Предельный тариф на услуги, оказываемые ООО «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов, был установлен постановлением главы города Ставрополя от 05.07.2006 № 2302 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов» в размере 42 рублей за 1 м³ твердых бытовых отходов с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС).

Поскольку ООО «Полигон Яр» на момент установления тарифа являлось налогоплательщиком НДС, то в соответствии с действующим законодательством экономически обоснованный тариф дополнительно был увеличен на размер НДС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, реализация организацией – налогоплательщиком НДС юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (населению) услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов подлежит налогообложению НДС.

Пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Таким образом, вышеназванными положениями Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вне зависимости от того, кто является покупателем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, налогоплательщик - продавец обязан увеличить цену (тариф) на соответствующую сумму НДС и предъявить ее для оплаты покупателю.

С учетом изложенного при реализации организацией - налогоплательщиком юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (населению) услуг стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления суммы НДС покупателям для оплаты – различен.

В случае если хозяйствующий субъект, находящийся на общем режиме налогообложения, пользовался услугами ООО «Полигон Яр», то в установленном законом порядке такому субъекту возмещается НДС, соответственно, расходы на данный вид услуг у такого субъекта меньше, чем установленный тариф.

Однако для хозяйствующего субъекта, находящегося на специальном режиме налогообложения, при котором не предусмотрено возмещение уплаченного НДС, расходы на услуги ООО «Полигон Яр» соответствуют установленному тарифу.

Это является особенностью различных систем налогообложения хозяйствующих субъектов и учета расходов на услуги и, соответственно, не отражается на размере установленного тарифа.

Постановлением главы города Ставрополя от 18.07.2007 № 2013 «О внесении изменения в постановление главы города Ставрополя от 05.07.2006 № 2302 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» срок действия установленного тарифа был продлен до 12 июля 2008 года.

Постановлением главы города Ставрополя от 24.12.2008 № 354 «О внесении изменения в постановление главы города Ставрополя от 05.07.2006 № 2302 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр», по приему и захоронению твердых бытовых отходов» срок действия установленного тарифа был продлен до 31 декабря 2008 года.

Таким образом, срок действия установленного тарифа ООО «Полигон Яр» составил два года с 12 июля 2006 года до 31 декабря 2008 года.

В связи с этим, основанием для изменения тарифа явились фактический рост цен за два прошедших года и прогнозный рост цен на горюче-смазочные материалы, электрическую энергию, запасные части для транспортных средств, увеличение фонда оплаты труда работников за период с 2007 по 2009 год, а также иные обстоятельства, в том числе и переход организации на специальный режим налогообложения – упрощенную систему налогообложения.

При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщик освобождается от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.

Согласно действующему порядку учета расходов, принятому при бухгалтерском учете организации, находящейся на упрощенной системе налогообложения, сумма уплаченного НДС является отдельным видом расходов.

Судом установлено, что в заявленный тариф ООО «Полигон Яр» на 2009 год были включены отдельные расходы с учетом НДС (затраты на приобретение (оплату) материалов, запасных частей, топлива, коммунальных и иных услуг и т.д.).

Расчет тарифа на услуги по приему и захоронению ТБО осуществлялся методом компенсации экономически обоснованных затрат и возмещения нормативной прибыли ООО «Полигон Яр», необходимых для реализации его производственной программы.

Комитетом был проведен анализ затрат ООО «Полигон Яр» в разрезе мероприятий производственной программы и по подразделениям производственного процесса: расходы по основному производству; расходы по цеху сортировки; общепроизводственные расходы; общеэксплуатационные расходы; налоги, обязательные платежи и отчисления; расходы на реконструкцию полигона; плановые накопления.

Оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы ООО «Полигон Яр», производилась комитетом по следующим элементам и статьям затрат: оплата труда и отчисления от фонда заработной платы на социальные нужды; содержание и ремонт транспортных средств; ремонт и техническое обслуживание основных средств; затраты на электроэнергию; материальные затраты; прочие прямые затраты; оплата услуг сторонних организаций; прочие косвенные затраты.

В результате детального рассмотрения обоснованности расходов, включаемых в тариф, комитетом были произведены перерасчеты по отдельным статьям затрат.

Комитетом на основании производственной программы ООО «Полигон Яр» на
 2009 год были определены финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и произведен предварительный расчет тарифа в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

Следовательно, исходя из экономически обоснованных затрат, был рассчитан соответствующий предельный тариф на прием и захоронение твердых бытовых отходов в размере 49,14 руб. за 1 м3 ТБО. Налог на добавленную стоимость на рассчитанный предельный тариф не начисляется, поскольку указанная организация пользуется упрощенной системой налогообложения.

В связи с вышеизложенным было подготовлено и принято постановление администрации города Ставрополя от 30.12.2009 № 1897 «Об установлении предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов».

Следует отметить, что пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г.
 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимаются ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» под надбавкой к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимается ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к цене (тарифу) для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за производимые ею товары (оказываемые услуги) и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Дополнительно администрация города Ставрополя обратилась в Региональную тарифную комиссию Ставропольского края с просьбой провести экспертизу на предмет соответствия рассчитанного на 2009 год предельного тарифа на услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов, предельному индексу максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов установленному постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30 октября 2008 г. № 30/1.

В соответствии с полученным из Региональной тарифной комиссии Ставропольского края ответом от 01.12.2009 № Р-01-02/2850 не усматривается по городу Ставрополю превышение предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов утвержденных на 2009 год постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30 октября 2008 г. № 30/1 в размере 117,2 %.

Таким образом, главой города Ставрополя был установлен предельный тариф на услуги, оказываемые ООО «Полигон Яр» по приему и захоронению твердых бытовых отходов, на 2009 год, в соответствии с которым осуществляется реализация данной услуги для всех потребителей, независимо от режима налогообложения, на котором они находятся.

ЗАО «САХ», находящееся на общем режиме налогообложения, при приобретении товаров (услуг) у организаций, не являющихся плательщиками НДС, не имеет права на возмещение НДС из бюджета из стоимости понесенных расходов по данному виду платежей. Соответственно, у данной организации увеличивается расходная часть. Однако это является особенностью общего режима налогообложения и не может служить основанием для утверждения, что размер тарифа, в соответствии с которым расплачивается организация, завышен и не соответствует действующему законодательству.

Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно решению Ставропольского УФАС согласованность действий ООО «Полигон Яр» и администрации города Ставрополя в лице комитета по экономическому развитию и торговли заключается именно в нарушении пункта 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов.

В силу части 1 статьи 8 Закона N 135-ФЗ согласованными действиями хозяйствующих субъектов признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому их хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

С учетом вышеуказанных норм материального права и установленных обстоятельств дела арбитражным судом установлено, что администрация города Ставрополя, Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя не являются хозяйствующими субъектами и к ним не может быть применено положение статьи 8 Закона N 135-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного самоуправления, в компетенцию которого входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов подлежат регулированию органами местного самоуправления.

Решением Ставропольской городской Думы № 96 от 30.08.2006 утверждено Положение о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя.

В соответствии с пунктами 11 и 12 указанного Положения отраслевой орган администрации города Ставрополя проверяет соответствие предложений хозяйствующего субъекта об установлении цен (тарифов) требованиям законодательства РФ и СК, по результатам чего дает мотивированное заключение. Комитет экономического развития и торговли администрации города Ставрополя проверяет поступившие предложения об установлении цен (тарифов) на соответствие требованиям законодательства и по результатам проверкидает мотивированное заключение. При этом комитет экономического развития и торговли при осуществлении своих полномочий по утверждению тарифа вправе привлекать экспертов к исследованию материалов, а также самостоятельно рассчитывать размер тарифа и корректировать обоснование его принятия.

Таким образом, права и обязанности регулирующего органа (администрации города Ставрополя) и хозяйствующего субъекта (ООО «Полигон Яр») строго разграничены: общество предлагает тарифы, а администрация города Ставрополя, если посчитает их обоснованными и целесообразными, утверждает.

Судом не усматривается нарушения органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом пункта 1 статьи 16 Федерального закона от
 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», указанного в решении, антимонопольным органом оно не доказано, и необоснованно сделаны выводы о наличии в их действиях согласованных действий.

Вывод УФАС России о том, что новый тариф повторяет предыдущий (отменный) тариф, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

На рассмотрение антимонопольному органу были представлены сведения о том, что после отмены тарифа решением арбитражного суда от 27.05.2009 общество представило в администрацию города Ставрополя новый пакет документ, а именно производственную программу по обеспечению оказания услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на 2009 год, обоснование финансовых потребностей и материалы по расчету планируемого тарифа в целях обеспечения финансовых потребностей, необходимых для выполнения данной производственной программы. Данные обстоятельства отражены антимонопольным органом в решении и имеется даже ссылка на сопроводительное письмо, с которым направлены данные документы (от 07.10.2009 года).

По представленным ООО «Полигон Яр» документам комитет городского
хозяйства дал свое заключение, после чего предложение общества было проверено комитетом экономического развития и торговли, дано мотивированное заключение и подготовлен проект постановления.

Таким образом, вновь установленный тариф в размере 49,14 рубля является не тем же самым, а новым тарифом. Оценивать обоснованность и законность нового тарифа не входит в компетенцию антимонопольного органа, что прямо отражено в пункте 15 решения УФАС России.

Статьей 2 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено понятие производственной программы организации коммунального комплекса. Это программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

ООО«Полигон Яр» осуществляет деятельность по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Производственная программа общества содержит в себе комплекс природоохранительных мероприятий, обеспечивающих постоянное, непрерывное и безопасное захоронение ТБО. Захоронение ТБО представляет собой технологический процесс по сортировке поступающих отходов, выделению из общей массы инертных и воспламеняющихся материалов, их удалению, захоронению хвостов в соответствии с разбивкой по рабочим картам, уплотнению и изоляции. Безопасность процесса утилизации требует проведения постоянного дозиметрического контроля, мониторинга окружающей среды, лабораторных исследований воды, почвы и воздуха (услуги сторонних организаций).

Таким образом, производственнаяпрограмма разрабатывается в зависимости от вида деятельности и необходимого объема работ, а не под тот или иной тариф.
Соответственно, виды и объемы работ, которые ООО«Полигон Яр» необходимо быловыполнить в 2009 году, нашли свое отражение в производственной программе. Поэтому использование одной и той же производственной программы для установления тарифа не является нарушением.

Вывод УФАС по СКо том, что после отмены тарифа 27.05.2009
 ООО «Полигон Яр» должно было применять предыдущий тариф за минусом НДС, не может быть принят судом, поскольку в соответствии с ФЗ «Обосновах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» полномочия по установлению тарифов принадлежат только органам местного самоуправления. В соответствии с Положением № 96 Ставропольской городской Думыуказанными полномочияминаделен глава города Ставрополя, который реализует их путем издания соответствующих постановлений (ч.2 ст.2 Положения).

Кроме того, тариф устанавливается на определенный срок. Так, после отменырешением Арбитражного суда СК постановления главы города Ставрополя № 385 от 29.12.2008 ранее тариф, установленный постановлением от 24.12.2008 № 354, не подлежал применению, так как в постановлении был ограничен срок его действия - до 31.12.2008.

Самостоятельно устанавливать тариф ООО«Полигон Яр» не вправе,
соответственно, общество не могло применять предыдущий тариф за минусом НДС.

Правового механизма по определениюразмера тарифа, когда он не установлен, федеральный закон не содержит.

Правоотношения между ООО «Полигон Яр» и ЗАО «САХ» подлежали урегулированию в рамках гражданского законодательства (ч.3 ст.424 ГК РФ).

Вывод УФАС по СК о том, что послеотмены тарифа решением арбитражногосуда
 ООО «Полигон Яр»обязано было обратиться за установлением тарифа, неподтверждается фактическими обстоятельствами.

Так, в соответствии с резолютивной частью решения Арбитражного суда Ставропольского краяот 27 мая 2009 года по делу№ А63-1018/2009 положения нормативного правового акта, признанные настоящимрешением недействующими, не подлежат применению с моментавступления в законную силу решения суда и должны быть приведены главой города Ставрополя в соответствие с постановлением РТК СК.

Какие-либо обязанности указанным решением на ООО «Полигон Яр» не
 возлагались, в связи с чем выводы антимонопольного органа являются ошибочными.

В соответствии со статьей 52 ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц несоответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность и взаимную связь доказательств в совокупности.

При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом полностью и всесторонне исследованы все представленные доказательства, установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

Заявленные требования администрации города Ставрополя, Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, общества с ограниченной ответственностью «Полигон Яр» удовлетворить.

Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11.03.2010 о признании ООО «Полигон Яр» и Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя нарушившими своими действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части повышения и поддержания цен (тарифов) на прием и захоронение твердых бытовых отходов и предписание от 11.03.2010 № 23 по делу № 4 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, необходимости при утверждении тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов руководствоваться действующим законодательством в части непревышения предельных индексов максимально возможных изменений тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия
 (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд
 Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

части повышения и поддержания цен действиями пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "

Судья Л.В. Быкодорова