АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
г. Ставрополь Дело № А63-4037/2015
13 октября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2015 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
Войсковая часть 41600, г. Ставрополь,
Войсковая часть 54801, г. Ставрополь,
Войсковая часть 74814, г. Буденновск,
Войсковая часть 57229-27, г. Георгиевск,
Войсковая часть 57229-54, пос. Комсомолец,
Войсковая часть 44936, г. Буденновск,
федеральное государственное казенное учреждение «Дом офицеров Ставропольского гарнизона», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления от 14.01.2015 № 3 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о ненадлежащем исполнении бюджета,
об обязании исключить из представления от 14.01.2015 № 3 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о ненадлежащем исполнении бюджета пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15,16,
при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 01.04.2015 № 11, представителей заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 25.05.2015 № 7, ФИО3 по доверенности от 25.05.2015 № 6, ФИО4 по доверенности от 28.09.2015 № 15, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
У С Т А Н О В И Л:
федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее – заинтересованное лицо, ТУ Росфиннадзора), с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: войсковой части 41600, г. Ставрополь, войсковой части 54801, г. Ставрополь, войсковой части 74814, г. Буденновск, войсковой части 57229-27, г. Георгиевск, войсковой части 57229-54, пос. Комсомолец, войсковой части 44936, г. Буденновск, федерального государственного казенного учреждения «Дом офицеров Ставропольского гарнизона», г. Ставрополь, о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления от 14.01.2015 № 3 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о ненадлежащем исполнении бюджета, об обязании исключить из представления от 14.01.2015 № 3 руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о ненадлежащем исполнении бюджета пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15,16 (с учетом уточненных требований).
Заявитель в судебном заседании поддержал требования по мотивам, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
ТУ Росфиннадзора в обоснование своих возражений направило отзыв и дополнительный отзыв на заявление.
Представители в судебном заседании настаивали на законности вынесенного представления и отсутствие нарушенного права учреждения оспариваемым представлением, просили суд по основаниям, указанным в отзывах, отказать в удовлетворении требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении заказной корреспонденции, отзывами войсковых частей, в которых третьи лица поддерживали доводы учреждения и просили удовлетворить требования в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, по итогам проведения выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 04.08.2014 по 28.11.2014, проведенной на основании приказа от 31.07.2014 № 187рп и оформленной актом от 23.01.2015, в адрес учреждения было направлено представление от 14.01.2015 № 3 (далее – представление), в котором были указаны выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе:
1. Должностными лицами обслуживаемых воинских частей в нарушение частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон о бухгалтерском учете), пункта 10 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № 300 (далее – Руководство по учету), пунктов 4, 32, 333, 334 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157-н), пунктам 2.1, 3.2 договоров на обслуживание войсковых частей, не представлялись в учреждение первичные документы, подтверждающие право пользования земельными участками, в результате чего земельные участки по данным бухгалтерского учета отделений по учету материальных средств на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» не числились, а именно:
- войсковая часть 74814: земельный участок площадью 393611,60 кв.м, кадастровый номер 26:21:010101:0006, 26 АЕ № 004711 от 22 марта 2007 г., земли поселений, под военный городок № 12 расположенный по адресу: Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы, г. Буденновск, Ставропольский край; земельный участок площадью 25 839 041,00 кв.м, кадастровый номер 26:14:070302:0081, 26 АБ № 327111 от 06 марта 2007 г., земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: в границах плана ГУ СП Николо-Александровское, Александровский район, Ставропольский край, кадастровой стоимостью 160 718 835,02 руб.; земельный участок площадью 275 908,00 кв.м., кадастровый номер 26:20:120107:0002, 26 АЕ № 004715 от 22 марта 2007 г., земли сельскохозяйственного назначения, под размещение парковой зоны 205 ОМСБр, расположенный по адресу: земли муниципального образования Покойненского сельсовета, Буденновский район, Ставропольский край, кадастровой стоимостью 1 591 989,16 руб.;
- войсковая часть 41600: земельный участок, находящийся в пользовании войсковой части 41600, на котором расположен военный городок № 117 по адресу: ФИО5 ул., д. 13, площадью 128230+/-125,3 кв.м кадастровый номер 26:12:010507:75, кадастровой стоимостью 2 371 776 702,10 рублей;
- войсковая часть 44936: земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО «Доброжеланный», СПК колхоз «Прикумский», кадастровый план земельного участка от 25 ноября 2013 г. № 26/501/13-541226, площадью 4 604 000,00 кв.м, кадастровый номер 26:20:000000:342, кадастровой стоимостью 2 661 000,00 руб.; земельный участок, расположенный на территории СПК «Чограйский» полигон «Арзгирский», Арзгирский район, Ставропольский край общей площадью 1 358,00 кв.м, кадастровый номер 26:10:060106:0001, кадастровой стоимостью 27 160 000,00 руб., свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АБ № 065505 от 17 мая 2006 г.;
- войсковая часть 57229-27: земельный участок, расположенный по адресу: <...> площадь участка 118 320 кв.м, кадастровый номер 26:25:10:07:34:02; земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадь участка 7 823 кв.м, кадастровый номер 26:26:01:06:36:06, план земельного участка от 29 декабря 1999 г., земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадь участка 66 034 кв.м, кадастровый номер 26:26:01:06:31:03;
- войсковая часть 54801 земельный участок для размещения войскового стрельбища, расположенный по адресу ООО «Надежда», Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 720 000 кв.м, кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок № 6) кадастровой стоимостью 4 809 600,00 руб.; земельный участок для размещения зданий, предназначенных для хранения имущества и проживания личного состава, расположенный по адресу: х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, с. Татарка, Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 30 500 кв.м, кадастровый номер 26:11:070703:0002 (военный городок № 8) кадастровой стоимостью 27 450,00 руб.; земельный участок для размещения полигона «Татарка», расположенный по адресу: х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, с.Татарка, Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 15 820 000 кв.м, кадастровый номер 26:11:070801:0001 (военный городок № 7), кадастровой стоимостью 105 677 600,00 руб.; земельный участок (военный городок №№ 137-138), расположенный по адресу: <...>, Ставропольский край, общей площадью 172 200 кв.м, кадастровый номер 26:12:031812:0378, кадастровой стоимостью 254 937 943,26 руб.;
- войсковая часть 57229-54: земельный участок, находящийся по адресу: пос. Комсомолец, Кировский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:35:030703:0002, общей площадью 1640000 кв.м, стоимостью 20 237 600,00 руб.;
- ФГКУ «Дом офицеров Ставропольского гарнизона»: земельный участок, находящийся по адресу: <...>, Ставропольский край, 355035, кадастровый номер 26:12:02 23 10:0069, общей площадью 3 028 кв. м., кадастровой стоимостью 33 552 722,96 руб. (пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления).
2. В 2013 году должностными лицами войсковой части 57229-54 в нарушение частей 1, 3 статьи 9, частей 2, 4 статьи Закона о бухгалтерском учёте, пункта 10 Руководства по учету, пунктов 4, 333, 334 Инструкции № 157н, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 года № 49, пунктов 2.1 и 3.2 договора на обслуживание войсковой части от 13.01.2011, не представлены в учреждение первичные документы на списание, разбор объектов недвижимости, в результате чего фактически разобранные хранилища по данным бухгалтерского учета отделения по учету материальных средств числился на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (пункт 15 представления).
В соответствии с представлением начальнику учреждения было предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности сотрудников, допустивших ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
В представлении было указано о необходимости направления ТУ Росфиннадзора информации о результатах рассмотрения данного представления с приложением отчета и копии документов, подтверждающих принятие мер по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись пунктами 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления, учреждение обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 268 БК РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, предусматривает, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (далее Положение № 278), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н (далее - Положение № 89н), аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
Из Положения № 278 следует, что Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре (пункт 5.1).
В пункте 5.14 названного положения определено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе, проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях -получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
В соответствии с Административным регламентом ТУ Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок (пункт 3).
Цель ревизий (проверок) - определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (пункт 4).
Согласно пункту 123 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 № 18н (далее - Административный регламент) на основании результатов ревизии (проверки) руководитель ТУ Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Исходя из статьи 284 БК РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого представления, вынесенное руководителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства, которые могут быть обжалованы в установленном порядке. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.10.2011 № 7407/11.
Согласно материалам дела ТУ Росфиннадзора 14.01.2015 вынесло представление № 3 в отношении учреждения, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием федеральных средств.
В представлении ТУ Росфиннадзора содержатся выводы о нарушении учреждением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также требования, обязывающие заявителя принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и требования об информировании контролирующего органа о результатах рассмотрения представления.
Из совокупности и взаимосвязи приведенных норм следует, что заявитель вправе обжаловать представление ТУ Росфиннадзора в судебном порядке.
Как следует из оспариваемого представления, не отражение в бюджетном учете земельных участков ревизионной группой классифицируется, как нарушение частей 1, 3 статьи 9, частей 2 и 4 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете, пункта 10 Руководства по учету, пунктов 4, 32, 333, 334 Инструкции № 157н, Методических указаний по инвентаризации имущества ит финансовых обязательств, пунктов 2.1 и п. 3.2 договора на обслуживание войсковой части.
Согласно частям 1 и 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Из частей 2 и 4 Закона о бухгалтерском учете следует, что при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
В соответствии с пунктами 4, 32 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности); предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами. Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.
Согласно пунктам 333, 334 названной Инструкции основанием для отражения в бюджетном учете имущества, полученного в пользование, в том числе недвижимого имущества, земельных участков, является первичный учетный документ, оформленный балансодержателем в установленном порядке.
Объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.
В подтверждение выявленных нарушений ТУ Росфиннадзора в представлении указаны свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки, кадастровые паспорта на земельные участки, инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов, свидетельства о праве собственности на землю.
При этом судом установлено, что в перечисленных в представлении документах отсутствуют сведения, подтверждающие право безвозмездного пользования земельными участками и передачи земельных участков воинским частям.
Согласно материалам проверки ревизионной группой документы (свидетельства о регистрации, акты приема-передачи), определенные пунктом 333 Инструкции, подтверждающие право безвозмездного пользования земельными участками и получение их в пользование воинскими частями, выявлены не были.
Из сообщений командиров воинских частей 74814, 44936, 54801, 41600, 57229-21, 57229-54 следует, что в войсковых частях не имеются документы, подтверждающие право безвозмездного пользования земельными участками, в связи с чем не представляется возможным их представление заявителю.
Учитывая отсутствие в проверенных воинских частях первичных учетных документов, в том числе на передачу соответствующих объектов, оснований для отражения в бюджетном учете недвижимого имущества и земельных участков на забалансовом счете не имелось.
Согласно пункту 7 Административного регламента, предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля:
а) бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета и
бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
б) законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в целях установления законности составления и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности;
в) законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов,
переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации системы
коммунальной инфраструктуры;
г) законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования региональными операторами средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
д) законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулирующих порядок осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением
Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из пунктов 94-95 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководителем (заместителем руководителя) Службы (территориального органа) принимается решение о применении мер принуждения, об отсутствии оснований применения мер принуждения, о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии) при наличии письменных возражений от объекта контроля, а также при предоставлении объектом контроля дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной проверки (ревизии). При принятии решений о применении мер принуждения руководитель (заместитель руководителя) Службы (территориального органа) руководствуется следующими критериями: наличие достаточных оснований для применения меры принуждения; законность и обоснованность применения меры принуждения; подтверждение факта выявленных нарушений материалами контрольного мероприятия.
Объектом контроля в данном случае являлось учреждение.
При том, что пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления в качестве меры принуждения к объекту контроля были включены нарушения, связанные с неправомерными действиями не объекта контроля, а должностных лиц обслуживаемых войсковых частей.
В указанных пунктах представления сведения о нормативно-правовых актах, нарушенных объектом контроля, не указываются.
Включение в акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, а в последующем в оспариваемое представление, нарушений, не связанных с деятельностью учреждения, является необоснованным.
Судом установлено, что при вынесении представления в оспариваемых пунктах ТУ «Росфиннадзора» не было принято во внимание, что в Министерстве обороны Российской Федерации земельные участки закреплены, в основном, за территориальным управлениями имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которые являются юридическими лицами-балансодержателями, отражены в бюджетном учете территориальных финансовых органов по субъектам Российской Федерации, обслуживающих эти территориальные управления имущественных отношений.
Учет земельных участков, на которых расположены воинские части (организации, учреждения) Южного военного округа, осуществляется ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» (далее - Северо-Кавказское ТУИО).
Из сведений отделения по учету материальных средств № 33 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», на бюджетном учете на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании», за Северо-Кавказское ТУИО закреплены земельные участки, в том числе: земельный участок площадью 393 611,6 кв.м, кадастровый номер 26:21:010101:0006, 26 АЕ № 004711 от 22 марта 2007 г., земли поселений, под военный городок № 12 расположенный по адресу: Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы, г. Буденновск, Ставропольский край; земельный участок, расположенный по адресу: Трудовая ул., с. Краснокумское, площадь участка 118320 кв. метров, кадастровый номер 26:25:10 - 07 34 02; земельный участок, расположенный по адресу: ФИО6 ул., д. 28, г. Георгиевск, площадь участка 7 823 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:36:06; земельный участок, расположенный по адресу: ФИО6 ул., д. 28, г. Георгиевск, площадь участка 66 034 кв. м, кадастровый номер 26:26:01:06:31:03; земельный участок для размещения войскового стрельбища, расположенный по адресу: ООО «Надежда», Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 720 000 кв.м, кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок № 6), кадастровой стоимостью 4 809 600 руб.; земельный участок для размещения зданий, предназначенных для хранения имущества и проживания личного состава, расположенный по адресу: х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, с. Татарка, Шпаковский район, Ставропольский край, общей площадью 30 500 кв.м, кадастровый номер 26:11:070703:0002 (военный городок № 8), кадастровой стоимостью 27 450,00 рублей; земельный участок (военный городок №№ 137-138), расположенный по адресу: <...>, Ставропольский край, общей площадью 172 200 кв.м, кадастровый номер 26:12:031812:0378, кадастровой стоимостью 254 937 943,26 руб.; земельный участок, находящийся по адресу: пос. Комсомолец, Кировский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:35:030703:0002, общей площадью 1 640 000 кв.м, стоимостью 20 237 600 руб.
Из сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует:
-согласно уведомлению № 26/007/001/2015-078 от 05.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: Северный микрорайон, улица 850 лет Москвы, г. Буденновск, кадастровый номер 26:21:010101:0006. Также отсутствуют сведения о площади участка
-согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - выписка из ЕГРПНИ) от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2513 25.08.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в границах плана ГУСП Николо-Александровское, Александровский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:14:070302:0081. 06.03.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением «Управление Северо-Кавказского военного округа»;
-согласно выписке из ЕГРПНИ от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2516 21.03.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: земли муниципального образования Покойненского сельсовета, Буденновский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:20:120107:0002. 22.03.2007 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением «Управление Северо-Кавказского военного округа»;
-войсковая часть 41600: согласно уведомлению № 01/039/2014-289 от 24.12.2014 в ЕГРПНИ имущество отсутствует информация по земельному участку, площадью 128 230 125,3 кв.м кадастровый номер 26:12:010507:75, кадастровой стоимостью 2 371 776 702,10
руб.;
- войсковая часть 44936: согласно уведомлению № 26/001/402/2015-2520 от 04.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, в границах землепользования ЗАО «Доброжеланный», СПК колхоз «Прикумский», кадастровый номер 26:20:000000:342;
-согласно уведомлению № 26/001/402/2015-2518 от 04.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный на территории СПК «Чограйский» полигон «Арзгирский», Арзгирский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:10:060106:0001;
- войсковая часть 57229-27: согласно уведомлению № 26/001/402/2015-2541 от 05.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер 26:25:10 07 34 02;
-согласно уведомлению № 26/001/402/2015-2527 от 05.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 26:26:01 06 36 06;
-согласно уведомлению № 26/001/402/2015-2531 от 05.03.2015 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 26:26:01 06 31 03;
-войсковая часть 54801: согласно выписке из ЕГРПНИ от 05.03.2015 № 26/001/402/2015-2537 03.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу ООО «Надежда», Шпаковский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:11:080601:0003 (военный городок № 6) сведения о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеются;
- согласно выписке из ЕГРПНИ от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2552 03.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, с. Татарка, Шпаковский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:11:070703:0002 (военный городок № 8). Сведения о закреплении собственником земельного участка Российской Федерацией передачи права пользования войсковой части 54801 не имеются;
- согласно выписке из ЕГРПНИ от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2557 07.04.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: х. Новокавказский район, территория ОПХ Ставрополец, с. Татарка, Шпаковский район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:11:070801:0001 (военный городок № 7). Сведения о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеются;
- согласно выписке из ЕГРПНИ от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2545 11.05.2005 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, Ставропольский край, кадастровый номер 26:12:031812:0378 (военный городок №№ 137-138). Сведения о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 54801 не имеются;
- войсковая часть 57229-54: согласно выписке из ЕГРПНИ от 04.03.2015 № 6/001/402/2015-2557 24.02.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, находящийся по адресу: пос. Комсомолец, Кировский
район, Ставропольский край, кадастровый номер 26:35:030703:0002 02.03.2007 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за федеральным государственным учреждением «Управление Северо-Кавказского военного округа». Сведения о передаче права пользования собственником земельного участка Российской Федерацией войсковой части 57229-54 не имеются. 02.03.2007 было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком за ФКУ «Управление СКВО».
- ФГКУ «Дом офицеров Ставропольского гарнизона»: согласно уведомлению от 04.03.2015 № 26/001/402/2015-2535 в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о правообладателе и правопритязаниях на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 26:12:02:23:10:0069.
Из письма заместителя начальника ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 17.02.2015 № 141/3/8-1987 следует, что Северо-Кавказское ТУИО является балансодержателем следующих земельных участков: с кадастровым номером 26:21:010101:0006, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Буденновск, мкр. Северный; с кадастровым номером 26:14:070302:0081, расположенный по адресу: Ставропольский край, Левокумский район, ГУСП Николо-Александровское; с кадастровым номером 26:20:120107:0002, расположенный по адресу: Ставропольский край, Буденновский район, с. Покойное; с кадастровым номером 26:35:030703:0002, находящийся по адресу: Ставропольский край, Кировский район, пос. Комсомолец; с кадастровым номером 26:12:010507:75, расположенный по адресу: <...>; с кадастровым номером 26:12:02:23:10:0069, расположенный по адресу: <...>; с кадастровым номером 26:10:060106:0001, расположенный по адресу: Ставропольский край, Арзгирский район, на территории СПК «Чограйский»; с кадастровым номером 26:11:070801:0001, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с. Татарка, территория ОПХ Ставрополец; с кадастровым номером 26:11:080601:0003, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, ООО «Надежда»; с кадастровым номером 26:11:070703:0002, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, с.Татарка, территория ОПХ Ставрополец; с кадастровым номером 26:12:031812:0378, расположенный по адресу: <...>.
Также судом установлено о том, что в представлении ТУ Росфиннадзора указан земельный участок, не отраженный в бюджетном учете, площадью 128230+/-125,3 кв.м, кадастровый номер 26:12:010507:75, кадастровой стоимостью 2 371 776 702,10 руб при том, что согласно сведениям публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на сайте http://maps.rosreestr.ru/portalonline/, адрес и границы и земельного участка, не совпадают с адресом и границами военного городка № 117, на территории которого дислоцирована войсковая часть 41600. Земельный участок с кадастровым номером 26:12:010507:75, с кадастрового учета снят.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24.12.2014 № 01/039/2014-289 в ЕГРПНИ информация по указанному земельному участку также отсутствует.
Таким образом, ТУ Росфиннадзора необоснованно, при отсутствии доказательств, был включено в представление нарушение, связанное с неотражением в бюджетном учете фактически не существующего земельного участка, не зарегистрированного в органах государственной регистрации объектов недвижимости, и не имеющего отношение к войсковой части 41600.
Согласно пункту 15 представления в 2013 году должностными лицами войсковой части 57229-54 не были представлены в учреждение первичные документы на списание, разбор объектов недвижимости, в результате чего фактически разобранные хранилища по данным бухгалтерского учета отделения по учету материальных средств числился на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
При этом, согласно акту встречной проверки, проведенной в войсковой части 57229-54, ревизором в ходе проведения инвентаризации выявлено, что недвижимое имущество - Хранилище № 40, Хранилище № 29 находятся в полуразобранном состоянии, о чем составлен акт визуального осмотра.
В Министерстве обороны РФ задача по реализации полномочий Министерства обороны РФ по управлению имуществом Вооруженных Сил РФ, имуществом подведомственных Министерству обороны РФ организаций, находящимся на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил РФ, возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
В Министерстве обороны РФ списание с учета воинских частей недвижимого имущества производится по согласованию с заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию управления и распоряжения имуществом, и Департаментом имущественных отношений, в порядке предусмотренном приказом Министра обороны РФ от 28.03.2013года № 222дсп «Об утверждении порядка списания с учета вооружения, военной техники и других материальных средств в Вооруженных Силах Российской Федерации».
В ходе выездной проверки ТУ «Росфиннадзора» не был установлен факт наличия и оформления первичных документов на списание, разбор объектов недвижимости - хранилищ, в соответствии с утвержденным порядком, а также документ, подтверждающий принятие собственником Министерством обороны Российской Федерации, либо Департаментом имущественных отношений МО РФ решения о списании с учета хранилищ № 29, 40.
Согласно сообщению командира войсковой части 57229-54 войсковой частью не были представлены в первичные учетные документы на списание и разборку объектов недвижимого имущества (хранилищ № 40, 29), ввиду отсутствия таких документов. Кроме того, в войсковой части 57229-54 не имеются сведения о принятии решения по списанию хранилищ № 40, 29 собственником имущества - Министерством обороны РФ, либо балансодержателем - Северо-Кавказское ТУИО.
Также суд принимает во внимание, что учреждение по договору о финансовом обслуживании осуществляло только бухгалтерский учет без права распоряжения им и его использования, в том числе на основе права оперативного управления.
Довод заинтересованного лица о необходимости направления сотрудниками учреждения командирам войсковых частей сообщений о необходимости оформления земельных участков для постановки их на учет судом отклоняется, поскольку в должностных обязанностях бухгалтеров, ведущих бюджетный учет войсковых частей отсутствует обязанность по инициированию перед собственником имущества действий по оформлению недвижимого имущества как основного средства.
В должностные обязанности бухгалтеров учреждения входит:
подготавливать в установленном порядке данные по соответствующим участкам бюджетного счета для составления бюджетной, статистической, налоговой и иной финансовой отчетности;
контролировать ведение материально-ответственными лицами обслуживаемой воинской части (организации) учета имущества и своевременное представление ими первичных учетных документов для отражения в бюджетном учете;
следить за сохранностью бухгалтерских документов, оформлять их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
участвовать в проведении инвентаризаций имущества и обязательств своевременно и правильно определять результаты и отражать их в бюджетном учете.
Таким образом, какие-либо обязанности по сообщению собственнику имущества о ненадлежащем использовании имущества в течение определенного периода времени у сотрудников учреждения отсутствует.
По смыслу статей 65, 198, 200, 201 АПК РФ, положений постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 6/8 от 01.07.1996 для признания ненормативных правовых актов недействительными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии закону оспариваемого представления в части и нарушении прав и законных интересов заявителя, возложение оспариваемым предписанием обязанностей, не предусмотренных законом, влечет признание незаконным оспариваемого представления в части.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поэтому признанные недействительными пункты представления не будут иметь юридической силы и правовых последствий после вступления решения в законную силу.
При этом требование учреждения в части обязания ТУ «Росфиннадзора» исключить из представления от 14.01.2015 № 3 пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 не соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ и неисполнимо в силу того, что нормы действующего законодательства не предусматривают такого действия как исключение из ненормативного правового акта признанных судом недействительными пунктов.
В данной части требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
требования Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю», город Ставрополь, ОГРН <***>, удовлетворить частично.
Признать недействительными, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 представления.
В части обязания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, город Ставрополь, ОГРН <***>, исключить из представления о ненадлежащем исполнении бюджета руководителя от 14.01.2015 № 3 пункты 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15,16, отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Г. Русанова