ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-405/15 от 02.11.2015 АС Ставропольского края

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-54-15, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-405/2015

10 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Тлябичевой З.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяновой Т.И., рассмотрев дело по заявлению

индивидуальных предпринимателей ФИО1, г. Ставрополь, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, г. Ипатово,

к Правительству Ставропольского края, г. Ставрополь, губернатору Ставропольского края ФИО11, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, г. Москва, администрации муниципального образования, г. Ипатово, администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, г. Ипатово, МУП «Центральный рынок», г. Ипатово, совету Ипатовского муниципального района Ставропольского края, г. Ипатово; Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, г. Ставрополь; министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности торговле и лицензированию, г. Ставрополь, прокуратуре Ипатовского района, г. Ипатово, прокуратуре Ставропольского края, г. Ставрополь, МРИ ФНС России № 3 по Ставропольскому краю, г. Ипатово, Управлению ФНС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,

о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по приведению деятельности МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по обеспечению и поддержке благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, формирования конкурентной среды в экономике края на территории, расположенной по адресу: <...>;

о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию в выполнении требований распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 № 120-рп и Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз, в части:

- разработки и утверждения плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края;

- разработки и утверждения порядка формирования и ведения реестра розничных рынков;

- разработки и утверждения порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и его типовой формы;

- разработки и утверждения требований к торговому месту (в том числе павильону, киоску, палатке, лотку) на розничном рынке;

- разработки и утверждения основных требований, предъявляемых к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений;

- разработки и утверждения планов благоустройства розничных рынков на 2007 - 2009 годы, согласованных с управляющими рынками компаниями;

о признании незаконными действий заинтересованных лиц по внесению в реестр раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»;

о проверке организации действующего рынка - МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, тип рынка - «универсальный»» на соответствие требованиям Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», распоряжения Правительства СК от 24.04.2007 № 120-рп, Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз;

об исключении из реестра раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»;

об обязании Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» деятельность и организацию МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...> (уточнённое требование),

в отсутствие сторон по делу, уведомленных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальные предприниматели ФИО1, г. Ставрополь, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 (далее – предприниматели) обратились в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Правительству Ставропольского края, губернатору Ставропольского края ФИО11, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, администрации муниципального образования г. Ипатово, администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края, МУП «Центральный рынок», г. Ипатово, совету Ипатовского муниципального района Ставропольского края, Управлению Росреестра по Ставропольскому краю, министерству имущественных отношений Ставропольского края, комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности торговле и лицензированию, прокуратуре Ипатовского района, прокуратуре Ставропольского края, МРИ ФНС России № 3 по Ставропольскому краю, Управлению ФНС России по Ставропольскому краю о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по приведению деятельности МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»; о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по обеспечению и поддержке благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, формирования конкурентной среды в экономике края на территории, расположенной по адресу: <...>; о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию в выполнении требований распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 № 120-рп и Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз в части: разработки и утверждения плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края; разработки и утверждения порядка формирования и ведения реестра розничных рынков; разработки и утверждения порядка заключения договора о предоставлении торгового места на розничном рынке и его типовую форму; разработки и утверждения требований к торговому месту (в том числе павильону; киоску, палатке, лотку) на розничном рынке; разработки и утверждения основных требований, предъявляемых к планировке, перепланировке и застройке розничного рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений; разработки и утверждения планов благоустройства розничных рынков на 2007 - 2009 годы, согласованных с управляющими рынками компаниями; о признании незаконными действий заинтересованных лиц по внесению в реестр раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»; о проверке организации «действующего рынка» - МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, тип рынка - «универсальный», на соответствие требованиям Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», распоряжения Правительства СК от 24.04.2007 № 120-рп, Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз; об исключении из реестра раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного рРаспоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»; об обязании губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» деятельность и организацию МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>.

В судебное заседание представители сторон не явились, ходатайств не заявили, вместе с тем материалами дела подтверждено их надлежащее уведомление. Кроме того, о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4, 5, 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Заявление мотивированно тем, что, по мнению предпринимателей, заинтересованными лицами неправомерно внесены сведения о МУП «Центральный рынок» в реестр раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный», в связи с чем просили суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц в отзывах на заявления возразили против удовлетворения требований.

Заслушав доводы представителей заявителя, заинтересованных лиц в ходе судебного разбирательства, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10.06.2011 администрацией Ипатовского муниципального района Ставропольского края МУП «Центральный рынок» выдано разрешение № 3 на право организации розничного рынка на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края сроком действия до 09.06.2016.

Считая незаконным бездействие заинтересованных лиц в организации деятельности МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также считая незаконными действия заинтересованных лиц по внесению в реестр раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный» предприниматели в лице своего представителя обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателей, в части признания незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по приведению деятельности МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»; признания незаконными действий заинтересованных лиц по внесению в реестр раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»; организации проверки «действующего рынка» - МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, тип рынка - «универсальный»» на соответствие требованиям Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», распоряжения Правительства СК от 24.04.2007 № 120-рп, Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз; исключения из реестра раздела I «действующие розничные рынки» «Плана, предусматривающего организацию розничных рынков на территории Ставропольского края», утвержденного Распоряжением Правительства Ставропольского края от 25.06.2007 № 185-рп, пункта № 8 «<...>, тип рынка «универсальный»; а также в части обязания Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края привести в соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» деятельность и организацию МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, суд исходил из следующего.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении своих прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после принятия заявления к производству суда в предварительном судебном или в судебном заседании. Заявитель вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и, если срок пропущен по уважительной причине, ходатайство подлежит удовлетворению.

Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, и заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 21.04.2005 № 191-О, от 25.12.2008 № 990-О-О, от 21.04.2011 № 465-О-О и от 21.06.2011 № 749-О-О (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1066-О-О).

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 АПК РФ, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле; такое ходатайство подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие.

Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является признанная судом уважительность причины пропуска данного срока. Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Следовательно, при наличии ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд исследует причины пропуска установленного срока.

В порядке части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Как видно из материалов дела, заявители указывают, что заинтересованные лица, которые давали положительные документы для получения МУП «Центральный рынок» разрешения на право организации розничного рынка, не учитывали того факта, что на территории земельного участка располагается собственность предпринимателей.

Как следует из материалов дела, с ИП ФИО10 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО6 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО3 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО8 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО2 заключен договор о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011; вводная часть договора содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО4 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО7 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО9 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012, 01.01.2013; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

С ИП ФИО5 заключены договоры о предоставлении торгового места на территории МУП «Центральный рынок» от 01.08.2011, 01.02.2012; вводная часть договоров содержит указание на осуществление деятельности рынком на основании разрешения №3 от 10.06.2011.

Кроме того, разрешение №3 от 10.06.2011 выдано МУП «Центральный рынок» на основании постановления администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края от 09.06.2011 №481 «О выдаче разрешения на право организации розничного рынка на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края». Сведения, указанные в разрешении, внесены в Реестр рынков, расположенных на территории Ставропольского края, за № 20, указанный реестр является открытым, сведения, содержащиеся в нем, размещаются на официальном сайте комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, сайт открыт и доступен для широкого круга лиц.

Таким образом, вышеперечисленным заявителям было известно об оспариваемом разрешении, а именно: с 01.08.2011 ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ИП ФИО10 и с 01.02.2012 - ИП ФИО7

Кроме того, материалами дела подтверждается, что предпринимателям было известно о включении в реестр рынков и об организации деятельности МУП «Центральный рынок», расположенного по адресу: <...>, еще в мае 2014 года, что подтверждается возбуждением производства по делу №А63-5277/2014 по заявлениям предпринимателей.

Также в материалах дела имеются многочисленные жалобы предпринимателей в адрес прокуратуры Ставропольского края, датированные 2014 годом, с доводами аналогичными рассматриваемому заявлению.

Вместе с тем в суд с рассматриваемым заявлением предприниматели обратились 19.01.2015, согласно отметки арбитражного суда, т.е. с пропуском трехмесячного срока.

Пропуск без уважительных причин процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О).

Следовательно, при наличии ходатайства о восстановлении пропущенного срока суд исследует причины пропуска установленного срока.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О разъяснено, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждении дела, то есть в судебном заседании.

Частью 2 статьи 117 АПК РФ предусмотрено основное условие для восстановления пропущенного процессуального срока для судебного обжалования - уважительные причины пропуска срока.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока предпринимателями не заявлено. Также не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые препятствовали бы им своевременно обратиться с заявленными требованиями.

Изложенное позволяет суду сделать вывод о пропуске срока на обращение в суд с заявленными требованиями.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 № 6-П отмечено, что на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотреблением правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.

Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства. Вместе с тем восстановление срока подачи заявления при отсутствии объективных на то обстоятельств ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым.

Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 АПК РФ, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Указание заявителей на то, что о незаконности оснований для организации соответствующего рынка им стало известно в ходе судебных разбирательств по делам №А63-1466/2014, №А63-5277/2014 судом не принимается, поскольку с момента выдачи МУП «Центральный рынок» разрешения 10.06.2011 обстоятельств, препятствовавших обращению в суд с вышеуказанными требованиями, не имелось. Доказательств обратного суду не представлено.

Требования ИП ФИО1 также удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По смыслу статей 65, 198, 199 АПК РФ обязанность по доказыванию нарушений ненормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.

Судом в ходе судебного разбирательства неоднократно предложено ИП ФИО1 представить доказательства нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

Однако такие доказательства индивидуальным предпринимателем суду не представлены.

Кроме того, предпринимателями, несмотря на неоднократные предложения суда, не определено четкое процессуальное положение сторон в соответствии с заявленными требованиями, а также не указано конкретных фактов нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями) и несоответствия их законодательству Российской Федерации.

В части требований предпринимателей о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию по обеспечению и поддержке благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в крае как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения бюджета Ставропольского края и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, формирования конкурентной среды в экономике края на территории, расположенной по адресу: <...>, а также о признании незаконными бездействий губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края, комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию в выполнении требований распоряжения Правительства Ставропольского края от 24.04.2007 № 120-рп и Закона Ставропольского края от 05.07.2007 № 27-кз суд приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, одной из основных задач министерства экономического развития Ставропольского края (далее – министерство) в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным постановлением губернатора Ставропольского края от 09.07.2008 № 541, является проведение на территории Ставропольского края государственной политики, в том числе по вопросам реализации отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, по вопросам малого и среднего предпринимательства.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает прогнозы развития малого и среднего предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, а также осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, в том числе развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае.

Проанализировав динамику основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, суд приходит к следующему выводу.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, в 2014 году в Ставропольском крае зарегистрировано 109 179 субъектов предпринимательства.

В объеме валового регионального продукта Ставропольского края (далее - ВРП) доля продукции, произведенной субъектами предпринимательства в 2014 году, составила 33,3 %. К 2017 году по поставленной Правительством Ставропольского края задаче предусмотрено достижение уровня 35 % в объеме ВРП.

На сегодняшний день в Ставропольском крае сформирована базовая система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов.

В целом в крае наблюдается положительная тенденция развития субъектов предпринимательства, в том числе посредством деятельности инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, а также предоставления прямой государственной (финансовой) поддержки субъектам предпринимательства в виде субсидий, государственных гарантий.

По итогам 2014 года в рамках предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования государственная поддержка оказана 100 субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме 235,04 млн. руб., что позволило создать 439 дополнительных новых рабочих мест, обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал более чем на 1,4 млрд. руб. и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней почти на 400 млн. руб.

В рамках предоставления субсидий на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств государственная поддержка оказана 8 субъектам предпринимательства в сумме 9,41 млн. руб., что позволило создать 77 дополнительных новых рабочих мест, обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал более чем на 115,9 млн. руб. и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней почти на 16,0 млн. руб.

В рамках предоставления субсидий на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, государственная поддержка оказана 6 субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме 23,4 млн. руб., что позволило создать 37 дополнительных новых рабочих мест, обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал более чем на 300 млн. руб. и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней почти на 40,0 млн. руб.

Предоставлены субсидии на создание (развитие) социального предпринимательства в Ставропольском крае 10 субъектам малого и среднего предпринимательства в сумме 9,83 млн. руб., что позволило создать 23 дополнительных новых рабочих места, обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал более чем на 8,0 млн. руб. и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней более чем на 16,0 млн. руб.

В рамках предоставления субсидий на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации государственная поддержка оказана 1 субъекту предпринимательства в сумме 9,8 млн. руб., что позволило создать 5 дополнительных новых рабочих мест и сократить очередность на зачисление в дошкольные образовательные учреждения Шпаковского муниципального района края на 35 мест, обеспечить рост объема инвестиций в основной капитал более чем на 19,0 млн. руб. и увеличить налоговые поступления в бюджеты различных уровней более чем на 16,0 млн. руб.

Как следует из представленной в дело информации, по итогам проведенного Правительством Ставропольского края анализа развития предпринимательства в муниципальных районах и городских округах края за 2014 год установлено, что во всех муниципальных районах и городских округах края разработаны и действуют муниципальные программы, направленные на развитие предпринимательства. Средний показатель числа субъектов предпринимательства на территории края на одну тысячу человек населения составляет 40 единиц. Показатели выше среднекраевого отмечены в 12 муниципальных районах и городских округах. В 11 муниципальных районах края данный показатель намного ниже среднекраевого.

С 2013 года на территории края внедрен институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае (далее - Уполномоченный). За 2014 год в адрес Уполномоченного поступило 138 обращений субъектов предпринимательства, из них 102 обращения уже проанализированы, изучены, тщательно рассмотрены и завершены конкретным результатом. Создана и функционирует общественная приемная, организована работа Экспертного совета при Уполномоченном для учета мнения и предложений представителей бизнеса при взаимодействии с органами власти края и органами местного самоуправления края, а также возможности их участия в совершенствовании законодательства Российской Федерации, Ставропольского края и муниципальных образований края, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В настоящее время в крае созданы необходимые условия для развития субъектов предпринимательства. В муниципальных образованиях и городских округах края организована работа по оказанию консультационной помощи субъектам предпринимательства и физическим лицам, желающим организовать собственное дело, по вопросам бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае. Функционирует развитая инфраструктура поддержки субъектов предпринимательства (далее - инфраструктура), на ее создание и развитие министерство экономического развития Ставропольского края ежегодно привлекает средства федерального бюджета на условиях софинансирования с бюджетом Ставропольского края.

Кроме того, в целях расширения доступа субъектов предпринимательства городов Пятигорска, Буденновска, Невинномысска, Минеральные Воды, Ипатово и села Красногвардейского к финансовым ресурсам на пополнение оборотных средств, модернизацию производства и приобретение основных средств в указанных муниципальных образованиях края осуществляют деятельность структурные подразделения некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае».

Одним из инструментов диверсификации региональной экономики является разработка и внедрение передовых технологий. В крае уже разработан комплекс мер, направленных на содействие внедрению инноваций при осуществлении предпринимательской деятельности и развитие экспортного потенциала края. С целью позиционирования края как региона, использующего передовые современные знания и технологии в экономике, стимулирования притока инвестиций в основной капитал, в 2014 году создана дополнительная инфраструктура, в том числе:

центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, целью которого является создание условий для эффективного взаимодействия участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов власти края, органов местного самоуправления края и инвесторов в интересах развития территориальных кластеров, обеспечение реализации совместных кластерных проектов;

центр инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, главная цель которого заключается в модернизации производства путем оптимизации технологических и технических процессов и обеспечения решения проектных, инженерных, технологических и организационно-внедренческих задач.

В целях развития сферы социального предпринимательства в негосударственном секторе экономики края создан центр инноваций социальной сферы для субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, целью которого является содействие в создании маркетинговой стратегии реализации проектов субъектов предпринимательства и в разработке каталога продукции и услуг, предлагаемых субъектами социального предпринимательства, продвижение и поддержка социальных проектов, их информационно-аналитическое и юридическое сопровождение.

Также в 2014 году реализована государственная (финансовая) поддержка субъектов предпринимательства, осуществляющих проекты в сфере здравоохранения, физической культуры и массового спорта, предоставления образовательных услуг, содействия профессиональной ориентации и трудоустройству незащищенных групп граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

Оказано содействие субъектам предпринимательства, реализующим проекты по созданию в негосударственном секторе экономики дошкольных образовательных центров в форме создания частных детских садов.

В целях популяризации предпринимательской деятельности в Ставропольском крае министерством экономического развития Ставропольского края совместно с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства в Ставропольском крае, и бизнес-сообществами в Ставропольском крае реализуется комплекс мероприятий, направленных на информирование субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях повышения уровня вовлеченности муниципальных образований в деятельность по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края осуществляется внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, реализуются мероприятия муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, организуются встречи с представителями малого и среднего предпринимательства в соответствующем муниципальном районе и городском округе Ставропольского края, проводится работа по сокращению численности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Кроме того, в ряде муниципальных образований Ставропольского края созданы и действуют бизнес-школы, оказывающие образовательные услуги по управлению бизнесом, в том числе бухгалтерского учета, финансов, менеджмента, информационных технологий, маркетинга, логистики, аутсерсинга.

В целях расширения доступа субъектов малого предпринимательства в Ставропольском крае к государственным и муниципальным заказам, а также повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в 2014 году доля закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила 23,6 % от общего объема закупок в Ставропольском крае.

Законом Ставропольского края от 17.04.2012 № 39-кз «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» с 01 января 2013 года установлена пониженная ставка в размере 5 % для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в области обрабатывающего производства, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг.

С 01 января 2015 года вступил в силу Закон Ставропольского края от 28.11.2014 № 105-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О патентной системе налогообложения», дифференцирующий в сторону уменьшения размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от территории муниципального образования Ставропольского края действия патентов. Указанное изменение должно способствовать повышению привлекательности патентной системы налогообложения.

В крае созданы и осуществляют деятельность: государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», обеспечивающий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае к кредитным ресурсам в размере свыше 1,0 млн. руб. путем предоставления поручительств в размере до 42,0 млн. руб. на срок до пяти лет; некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Ставропольском крае», предоставляющая микрозаймы в размере, до 1 млн. руб. на срок не более 1 года и максимальной ставкой за использование кредитных средств не более 9 % годовых, которые могут быть направлены на пополнение оборотных средств, модернизацию производства, приобретение основных средств, осуществление инновационной деятельности; некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае», которая осуществляет оказание в режиме «одного окна» комплекса услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае (информационно-аналитическая, консультационная и организационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае и содействие выходу экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на рынки зарубежных государств), имеющая структурные подразделения.

Другие доводы лиц, участвующих в деле, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могут повлиять на правильность изложенных в нем выводов.

При изложенных обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ при установлении арбитражным судом, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

требования индивидуальных предпринимателей ФИО1, г. Ставрополь, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, г. Ипатово, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья З.Р. Тлябичева