ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-4449/2010 от 04.08.2009 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

355029 г.Ставрополь, ул. Мира, д. 458 «Б»,Тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90 www. stavropol.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь дело № А63-4449/2010

04 августа 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи Карпеля В.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галушка В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1, с. Кочубеевское к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, с. Кочубеевское, третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Ставропольский птицекомплекс», с. Кочубеевское об оспаривании решения,

при участии в судебном заседании: от заявителя глава КФХ ФИО1–свидетельство о государственной регистрации, паспорт, представитель ФИО2 по доверенности от 01.03.2010; от заинтересованного лица руководитель отдела имущественных и земельных отношений ФИО3 по доверенности от 11.01.2010 №19, руководитель отдела правового и кадрового обеспечения ФИО4 по доверенности от 11.01.2010 № 23, представитель ФИО5 по доверенности от 02.08.2010 № 2009; от третьего лица – полномочный представитель не явился, УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее–глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), в котором согласно уточненным требованиям просит признать незаконным выраженный в письме от 22.04.2010 отказ администрации предоставить главе КФХ в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4, площадью 2250000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО «Кочубей», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район.

Также заявитель просит обязать администрацию устранить нарушение прав и законных интересов крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставить для расширения деятельности хозяйства в аренду испрашиваемый земельный участок, заключить договор аренды земельного участка сроком на 10 лет, направив в адрес хозяйства проект договора аренды.

В судебном заседании глава КФХ и его представитель требования поддерживают полностью, считают незаконным выраженный в письме от 22.04.2010 отказ администрации предоставить хозяйству в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4 по его заявлениям от 17.11.2009 и 06.04.2010. В обоснование требования ссылаются на специальный порядок предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренный в Федеральном законе от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Администрация в отзыве заявленные требования не признала полностью, указав, что на спорный земельный участок имеется заявка другого лица ООО «Ставропольский птицекомплекс» и в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель) земельный участок может быть предоставлен в аренду по результатам торгов (конкурса, аукциона).

Представители заинтересованного лица в судебном заседании считают требования необоснованными. По основаниям, указанным в пункте 1 статьи 148 АПК РФ ходатайствуют об оставлении без рассмотрения заявления в части обязания предоставить главе КФХ в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4. Утверждают, что главой хозяйства не представлен в администрацию кадастровый план участка, что исключает возможность удовлетворения заявленного требования.

Третье лицо ООО «Ставропольский птицекомплекс», привлеченное к участию в деле согласно определению суда от 22.06.2010, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, полномочный представитель в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлено.

Заслушав пояснение представителей сторон, исследовав письменные документы, суд считает требования подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 17.11.2009 глава КФХ обратился к главе администрации Кочубеевского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельных участков общей площадью 747,69 га., из которых 472,89 га. в рамках заключения договора аренды на новый срок, оставшиеся земли (в том числе земельный участок площадью 225 га. с кадастровым номером 26:15:320302:4) из фонда перераспределения района для расширения КФХ.

Не сообщив главе хозяйства о результатах рассмотрения его заявления от 17.11.2009 администрация 23 декабря 2009 года в районной газете «Звезда Прикубанья» опубликовала сообщение, в котором информировала о наличии земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО «Кочубей», расположенного в границах участка: край Ставропольский, район Кочубеевский, площадью 2250000 кв.м., с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», для ведения подсобного сельского хозяйства, с целью предоставления в аренду сроком на 10 лет.

В заявлении от 23 декабря 2009 года, поступившем в администрацию 25.12.2009, глава КФХ в связи с состоявшейся публикацией просил предоставить ему в аренду сроком на 10 лет земельный участок государственная собственность, на который не разграничена, местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО «Кочубей», расположенного в границах участка: край Ставропольский, район Кочубеевский, площадью 2250000 кв.м., с кадастровым номером 26:15:320302:4, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», для ведения подсобного сельского хозяйства.

Аналогичное по содержанию заявление 15 января 2010 года поступило в администрацию от ООО «Ставропольский птицекомплекс».

06 апреля 2010 года глава хозяйства повторно обратился в администрацию с заявлениями, в которых просил сообщить результаты рассмотрения его заявления от 17.11.2009 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4 и предоставить ему земельный участок в аренду в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» для расширения деятельности крестьянского хозяйства.

В письме от 20 апреля 2010 года № 961 администрация сообщила главе хозяйства о том, что 25 января 2010 года комиссией по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договоров аренды таких участков принято решение о проведении торгов на право аренды в отношении вышеуказанного земельного участка.

Посчитав выраженный в письме администрации отказ в предоставлении земельного участка в аренду незаконным глава хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Соглашаясь с доводами заявителя и удовлетворяя требования, суд считает, что у администрации не имелось законных оснований для отказа в предоставлении хозяйству спорного участка земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в ст. 12 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для расширения деятельности КФХ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона об обороте земель земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве. Согласно данной норме, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что глава КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя и зарегистрирован в указанном статусе с 25.07.2000. Основным видом деятельности крестьянского хозяйства является выращивание зерновых и зернобобовых культур, дополнительными: выращивание картофеля, столовых корнеплодов и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина; выращивание масличных культур; выращивание сахарной свеклы; выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов; овощеводство; разведение крупного рогатого скота; разведение овец и коз; разведение свиней; разведение сельскохозяйственной птицы и т.д. Следовательно, КФХ имело право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления (расширения) его деятельности.

Отказывая главе хозяйства в заключении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в Федеральном законе от 11.06.2003 № 74-ФЗ, администрация в оспариваемом письме сообщила о наличии двух заявок в отношении спорного участка, что по мнению заинтересованного лица в силу пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель влечет необходимость проведение торгов.

Вместе с тем суд исходит из того, что в силу требований закона орган местного самоуправления не вправе отказать в предоставлении КФХ земельного участка для осуществления (расширения) его деятельности. При наличии заявления КФХ проведение торгов в отношении спорного участка недопустимо и администрация в отказе неправомерно сослалась на необходимость их проведения.

Глава КФХ относится к категории лиц, для которых в статье 10 Закона об обороте установлен особый порядок предоставления земельных участков и правила статьи 10 Закона о предоставлении земельных участков в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) не распространяются на спорные правоотношения.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии требованиям действующего законодательства выраженного в письме от 20.04.2010 № 961 решения администрации об отказе в предоставлении главе хозяйства земельного участка в аренду, нарушении оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФВ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В судебном заседании представители администрации подтвердили то обстоятельство, что в отношении участка имеется утвержденный проект границ, земельный участок является ранее учтенным, в материалах дела имеется кадастровый паспорт участка, который также имелся в наличии в администрации муниципального района, что следует, в том числе из содержания состоявшейся публикации в средстве массовой информации.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и вышеуказанные выводы, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ) обязать администрацию принять решение о предоставлении главе хозяйства земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4 в аренду сроком на 10 лет, направить главе хозяйства проект договора аренды в отношении спорного земельного участка.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требование удовлетворить.

Признать незаконным выраженный в письме от 22.04.2010 отказ администрации Кочубеевского муниципального района предоставить главе КФХ ФИО6 в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:15:320302:4, площадью 2250000 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира земли районного фонда перераспределения на территории ОАО «Кочубей», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района принять решение о предоставлении главе КФХ ФИО6 земельного участка с кадастровым номером 26:15:320302:4 в аренду сроком на 10 лет, направить главе хозяйства проект договора аренды в отношении данного земельного участка.

Выдать исполнительный лист.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия.

Судья В.Л. Карпель