АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90,
E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Борозинец А.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пьяновой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП «Комбинат благоустройства города», г. Ессентуки к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, г. Ставрополь о признании незаконным и отмене Постановления № 17/2009 от 22 апреля 2009 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю,
при участии в судебном заседании представителей заинтересованного лица ФИО1 по доверенности № 01-10/7 от 07.07.2009 г., ФИО2 по доверенности № 01-10/4 от 29.06.2009 г., в отсутствии представителя заявителя.
установил:
МУП «Комбинат благоустройства города» обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, г. Ставрополь о признании незаконным и отмене Постановления № 17/2009 от 22 апреля 2009 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю.
Представитель заинтересованного лица полностью поддержал доводы, изложенные в отзыве. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. МУП «Комбинат благоустройства города» является юридическим лицом, устав предприятия утвержден председателем комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, распоряжение от 24.01.2009 г. №301р. Виды деятельности предприятия определены п. 2.2 устава, в том числе: регулярное удаление бытовых отходов из домовладений, относящихся к частной и муниципальной собственности, ведомств и предприятий культурно-бытового назначения.
Представитель заявителя, будучи извещенным, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности своей не явки суду не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем, суд, в соответствии со ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, дав оценку представленным доказательствам, приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела установлено, что на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по СК от 27 марта 2009 г. №57, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Ставропольскому краю ФИО1 в период с 01 апреля по 17 апреля 2009 г. проведена внеплановая целевая проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами согласно заявления жителей пер. Сосновый, микрорайона «Южный» г. Ессентуки от 26.03.2009 г. № 13-г в отношении МУП «Комбинат благоустройства города» г. Ессентуки Ставропольского края. При осмотре территории прилегающей к карьеру в районе пер. Сосновый 01 апреля 2009 г. в 11 часов при участии представителей МУП «КБГ» установлено, что на обочине грунтовой дороги проходящей перпендикулярно переулку Садовый в 15-20 метрах от переулка, непосредственно с отработанным карьером на необорудованной площадке установлено два стандартных мусорных контейнера для сбора бытовых отходов. Контейнеры на момент осмотра частично заполнены мусором, непосредственно возле контейнеров складированы бытовые отходы и прочий мусор. Территория, прилегающая к контейнерной площадке в сторону карьера завалена в кучами строительных и бытовых отходов. Часть отходов за контейнерной площадкой спланирована в карьер и присыпана песком. Кучи строительного и бытового мусора, обрези деревьев размещены также на протяжении 60-80 метров вдоль грунтовой дороги проходящей перпендикулярно пер. Сосновый. В радиусе 15-20 метров от контейнерной площадки вся прилегающая территория (земля, дорога, карьер покрыты бытовыми отходами, разносимыми ветром (бумага, тряпки, бутылки ПЭТ, полиэтиленовые мешки и пакеты и прочим мусором). В целом площадь захламления земель строительными и бытовыми отходами, а также площадь их захоронения составляет до 500 кв. м. Контейнерная площадка ограждения не имеет, удалена от части домов пер. Соснового более, чем на 100 метров. Предприятием не выполнены п.п.3.2-3.4 приложения №1 «Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Ессентуки» утвержденного Решением Совета города от 03.04.2002 г. №30, вследствие чего в радиусе 15-20 метров от контейнерной площадки вся прилегающая территория (земля, дорога, карьер) покрыты бытовыми отходами, разносимыми ветром от мусорных контейнеров и от необорудованной контейнерной площадки (бумага, тряпки, бутылки ПЭТ, полиэтиленовые мешки и пакеты и прочим мусором).
Данные нарушения зафиксированы в Акте проверки соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 57 от 17 апреля 2009 года (л.д. 59).
МУП «Комбинат благоустройства города» г. Ессентуки 17 апреля 2009 года выдано Предписание № 57/1 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д.68). По результатам проведенной проверки государственным инспектором ФИО1 составлен Протокол № 17/2009 по делу об административном правонарушении от 17.04.2009 года (л.д. 13-14). В протоколе сделана отметка о том, что при его составлении присутствовал директор ФИО3, о чем имеется его собственноручная подпись. В протоколе об административном правонарушении имеются объяснения законного представителя юридического лица, который указал, что с актом и протоколом не согласен.
При проведении административного расследования и составлении Протокола № 17/2009 об административном правонарушении от 17.04.2009 г. в отношении МУП «Комбинат благоустройства города» г.Ессентуки административным органом процессуальных нарушений допущено не было. Заявитель не оспаривает факт должного уведомления о времени и месте рассмотрения материалов дела по факту административного правонарушения Протокол № 17/2009.
По результатам рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении государственным инспектором Управления Росприроднадзоза по Ставропольскому краю в отношении МУП «Комбинат благоустройства города» вынесено Постановление № 17/2009 по делу об административном правонарушении от 22.04.2009 года (л.д. 11-12).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В пункте 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
На момент проверки вышеназванные пункты не соблюдены, в результате чего, в радиусе 15-20 метров от контейнерной площадки, вся прилегающая территория (земля, дорога, карьер) покрыты бытовыми отходами, разносимыми ветром от мусорных контейнеров и необорудованной контейнерной площадки (бумага, тряпки, бутылки ПЭТ, полиэтиленовые мешки и пакеты и пр. мусором), что является нарушением п. 1, п. 3статьи 13 Закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП полный, так как содержит все элементы формального состава правонарушения, установлены субъект и объект правонарушения, установлена объективная сторона, выразившаяся в ненадлежащем порядке содержания и установки мусорных контейнеров, что в последствии привело к загрязнению участка местности.
Довод заявителя о том, что государственным инспектором ФИО1 проведены действия, которые выходят за рамки обращения граждан являются необоснованными. Согласно п.п. 5, 5.1., 5.1.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, в полномочия Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования входит осуществление контроля и надзора: в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значении. Ессентуки согласно постановления Правительства №14от 17 января 2006 « О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения», согласно Постановления Правительства РФ № 462 06.07.1992 года «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских
Минеральных Водах», территория г. Ессентуки относится к особо охраняемой
природной территории.
На основании постановления Правительства РФ от 27.01.2009
№ 53 « Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей
среды (государственного экологического контроля)», а именно, на основании ст. 4,
указанного постановления, государственный экологический контроль осуществляется
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами,
уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти
соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление
государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в
соответствии с установленной компетенцией.
«Комбинат благоустройства города» является юридическим лицом, устав предприятия утвержден председателем комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, распоряжение от 24.01.2009 г. №301р. Виды деятельности предприятия определены п. 2.2 устава, в том числе: а), регулярное удаление бытовых отходов из домовладений, относящихся к частной и муниципальной собственности, ведомств и предприятий культурно-бытового назначения.
Согласно перечню объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N285, особо охраняемые природные территории так же включены в область государственного экологического контроля. Кроме того, государственным инспектором ФИО1 не нарушены требования ФЗ №134 от 08.08.2001, действовавшего на момент проведения проверки в отношении МУП КБГ и в акте проверки отражен факт захламления, как территории карьера, так и прилегающей территории. (л.д. 59).
В соответствии с п. 3 ст.8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований определены п.п. 1-3 ст. 13 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.п. 2, 3 Постановления Главы города Ессентуки Ставропольского края от 20.02.2004.г. №540 «О наделении полномочиями МУП «КБГ» и организации абонентского отдела по расчетам и сбору платежей за услуги по вывозу ТБО, МУП «КБГ» наделен полномочиями исполнителя по осуществлению сбора и вывоза ТБО от населения и заключению договоров на вывоз отходов производства и потребления с населением, предприятиями, организациями г. Ессентуки.
Для осуществлении деятельности по обращению с отходами предприятием 12.01.2009 г. получена лицензия № ОТ-35-001237(26) на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком до 12.01.2014 г. МУП «КБГ» также получен «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» утвержденный Управлением Ростехнадзора по СК 11.02.2009 г.
Места установок контейнерных площадок в г. Ессентуки определяет санитарная комиссия при Администрации г. Ессентуки, в их числе и контейнерная площадка по пер. Сосновый, микрорайон Южный.
Порядок зачистки территории, сбора, вывоза и утилизации обезвреживания ТБО и КГО определен «Правилами благоустройства и санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Ессентуки» утвержденными Решением Совета города от 03.04.2002 г. №30.
Ответственность, контроль и условия организации сбора, временного хранения,
вывоза отходов, размещения контейнеров, требования к контейнерным площадкам и
их содержанием определены п.п.3.2 - 3.11 приложения №1 «Правил благоустройства...», согласно которым: п. 3.4 - контейнеры размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках; п. 3.5-площадки для сбора ТБО должны быть с водонепроницаемым покрытием; п. 3.6 - контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,0-1,2м., чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию.
Следовательно, привлечение к административной ответственности произведено законно и обоснованно, а заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований МУП «Комбинат благоустройства города» о признании незаконным и отмене Постановления № 17/2009 от 22 апреля 2009 года по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю - отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Судья А.М. Борозинец