АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь
Дело № А63-4832/2013
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2013 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь ОГРН <***>,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,: некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», г.Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании решения УФАС по СК от 11.03.2013 № 105 и предписания № 2 от 11.03.2013 недействительными
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1, доверенность №2 от 11.01.2013, представителя заинтересованного лица ФИО2, доверенность от 09.01.2013, представителя третьего лица ФИО3, доверенность от 11.10.2012,
УСТАНОВИЛ
Министерство экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь(далее – заинтересованное лицо, УФАС по СК, антимонопольный орган, управление), третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора,: некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», г.Ставрополь (далее – третье лицо, Фонд) о признании решения УФАС по СК от 11.03.2013 № 105 и предписания № 2 от 11.03.2013 незаконными.
Определением от 02.09.2013 суд принял уточнения заявителя, в которых он просил признать оспариваемые ненормативные акты недействительными, спор рассматривается в измененной редакции.
В судебном заседании представитель министерства поддержал требования, указав на недействительность оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, ошибочность вывода УФАС по СК о нарушении министерством части 1 статьи 15, статей 19, 20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), поскольку Федеральным законом №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» не установлен конкурсный порядок предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме того, министерство не осуществляет функции по предоставлению микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и не могло делегировать соответствующие полномочия. По мнению заявителя, отсутствуют правовые основания полагать, что предоставление микрозаймов Фондом является государственной преференцией, в связи с чем, микрозаймы должны предоставляться по результатам конкурсного отбора либо по согласованию с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции. Просил суд заявление удовлетворить.
Представитель УФАС по СК в судебном заседании и в отзыве на заявление возразил против его удовлетворения, указав на законность вынесенных актов, наличие в действиях министерства вмененных нарушений антимонопольного законодательства, поскольку утвержденными приказом министерства Правилами предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства установлен порядок предоставления кредитов на льготных условиях. Предоставление кредитов на льготных условиях, пояснил представитель, является одной из форм государственных преференций, в связи с чем, они должны предоставляться по результатам конкурсного отбора на право получения указанных кредитов, либо по согласованию с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции; порядок предоставления государственных (муниципальных) преференций определен статьями 19-20 Закона о защите конкуренции и предусматривает обязательное получение предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление таких преференций.
По мнению антимонопольного органа, Министерство экономического развития Ставропольского края, издав Приказ от 26.01.2011 N 13/од об утверждении Правил предоставления микрозаймов Некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», не предусматривающий необходимости предоставления льготных микрозаймов на конкурсной основе или согласования решений о предоставлении льготных микрозаймов с антимонопольным органом, допустило нарушение требований части 1 статьи 15, статей 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; министерство, утверждая приказом от 26.01.2011 № 13/од Правила, определило ограниченный круг субъектов, которым предоставляются микрозаймы, строго определенные цели их предоставления, установило различные условия пользования микрозаймами как по территории осуществления деятельности получателей, так и по роду их деятельности, а также выделило отдельную группу получателей микрозаймов, которым, исходя из пункта 3.3 Правил, указанные микрозаймы должны предоставляться в приоритетном порядке. Министерство самостоятельно установило, что микрозаймы предоставляются на льготных условиях (причем размер установленных льгот различен), также самостоятельно ограничило круг получателей и целевое назначение предоставляемых микрозаймов, и, кроме того, выделило приоритетную группу получателей микрозаймов. Министерство, определяя порядок предоставления микрозаймов, фактически установило порядок, размер, случаи и условия предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматривающие обеспечение получателям такой поддержки более выгодных условий осуществления ими хозяйственной деятельности, что соответствует критериям государственных преференций, определенных пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции. При этом, установленный порядок предоставления преференций, предусмотренный статьями 19-20 Закона о защите конкуренции был нарушен.
Представитель Фонда в судебном заседании и в отзыве на заявление поддержал доводы министерства.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю проведена проверка Министерства экономического развития Ставропольского края, по результатам которой составлен акт проверки № 497 от 17.08.2012 года.
Указанным актом были установлены признаки нарушения министерством части 1 статьи 15, а также статей 19, 20 Закона о защите конкуренции, что послужило основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №105.
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган установил, что приказом министерства от 26.01.2011 N 13/од утверждены Правила предоставления микрозаймов Некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» (далее – Правила). Согласно указанных Правил микрозаймы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства по решению фонда, принимаемому на основании анализа представленных заявителем документов. При этом необходимость проведения конкурсного отбора претендентов на получение указанных займов рассматриваемыми Правилами не предусмотрена.
В то же время, указанные Правила устанавливают порядок предоставления кредитов на льготных условиях: процентная ставка по предоставляемым кредитам составляет 9% годовых, а для отдельных категорий получателей — 4% годовых. Соответственно, хозяйствующие субъекты, получившие кредиты в Некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», получат преимущества перед предприятиями, кредитующимися в иных организациях.
Поскольку предоставление указанных кредитов на льготных условиях является одной из форм государственных преференций, в связи с чем, они должны предоставляться по результатам конкурсного отбора на право получения указанных кредитов, либо по согласованию с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 5 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства решением от 11.03.2013 УФАС по СК признало министерство нарушившим требования части 1 статьи 15 и статей 19-20 Закона о защите конкуренции. Вмененное нарушение выразилось в издании Приказа от 26.01.2011 № 13/од об утверждении Правил предоставления микрозаймов Некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», не предусматривающего необходимости предоставления льготных микрозаймов на конкурсной основе или согласования решений о предоставлении льготных микрозаймов с антимонопольным органом.
11.03.2013 выдано обязательное для исполнения предписание №2, согласно которому Министерству экономического развития Ставропольского края следует внести изменения в приказ от 26.01.2011 №13/од, предусмотрев необходимость предоставления льготных микрозаймов по итогам конкурсного отбора на получения микрозаймов.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа министерство обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
При этом в силу части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации государственные или муниципальные преференции могут предоставляться, в том числе в целях поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
Порядок предоставления государственных или муниципальных преференций определен в статье 20 Закона, согласно части 1 которой такие преференции предоставляются с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если государственная или муниципальная преференция предоставляется: в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый
год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счет резервного фонда органа местного самоуправления.ф
Правила, утвержденные приказом министерства от 26.01.2011 N 13/од, устанавливают порядок предоставления кредитов на льготных условиях: процентная ставка по предоставляемым кредитам составляет 9% годовых, а для отдельных категорий получателей - 4% годовых. Соответственно, хозяйствующие субъекты, получившие кредиты в Некоммерческой организации «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», получат преимущества перед предприятиями, кредитующимися в иных организациях.
Из содержания данных Правил следует, что указанные кредиты предоставляются в заявительном порядке, без проведения торгов и без получения согласия антимонопольного органа.
При этом Правила содержат целый ряд требований и ограничений, установленных по отношению к потенциальным получателям таких кредитов на льготных условиях.
Так, пунктом 3.1 Правил предусмотрено, что претендент на получение микрозайма должен быть зарегистрированными и осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Ставропольского края не менее шести месяцев на дату обращения за получением микрозайма и не иметь нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров микрозайма (или займа), лизинга за шесть месяцев, предшествующих дате обращения в Фонд за получением микрозайма.
Пунктом 3.2 Правил установлены ограничения по кругу субъектов, которым микрозаймы на льготных условиях не предоставляются. Причем к числу данных субъектов отнесены кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, а также организации, осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров, и добычу полезных ископаемых.
Пунктом 3.3 Правил предусмотрено, что приоритетную группу получателей микрозаймов составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие гранты за счет средств федерального и краевого бюджетов на создание на территории Ставропольского края собственного бизнеса, учредителями которых являются зарегистрированные безработные граждане, работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников), военнослужащие, уволенные в запас в связи с сокращением Вооруженных сил Российской Федерации. При этом не конкретизировано, в чем именно заключается приоритетность данной группы получателей, и каким именно образом реализуется данное приоритетное право.
Пунктом 4.1 Правил установлены цели, для которых предоставляются микрозаймы:
пополнение оборотных средств;
модернизацию производства, приобретение автотранспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, оборудования и прочих основных средств;
осуществление инновационной деятельности.
Пунктами 4.4, 4.5 и 4.6 установлены размеры процентных ставок за пользование микрозаймами, а также порядок оплаты процентов и погашения микрозайма. При этом в общем случае процентная ставка составляет 9 процентов годовых, для субъектов, действующих на территории отдельных районов Ставропольского края - 8 процентов годовых, а для субъектов, занимающихся инновационной деятельностью - 4 процента годовых.
Из вышеизложенного следует, что министерство, утверждая Приказом от 26.01.2011 № 13/од рассматриваемые Правила, определило ограниченный круг субъектов, которым предоставляются микрозаймы, строго определенные цели их предоставления, установило различные условия пользования микрозаймами как по территории осуществления деятельности получателей, так и по роду их деятельности, а также выделило отдельную группу получателей микрозаймов, которым, исходя из пункта 3.3 Правил, указанные микрозаймы должны предоставляться в приоритетном порядке.
Таким образом, министерство самостоятельно установило, что микрозаймы предоставляются на льготных условиях (причем размер установленных льгот различен), также самостоятельно ограничило круг получателей и целевое назначение предоставляемых микрозаймов, и, кроме того, выделило приоритетную группу получателей микрозаймов.
Соответственно, в данном случае министерство, определяя порядок предоставления микрозаймов, фактически установило порядок, размер, случаи и условия предоставления мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматривающие обеспечение получателям такой поддержки более выгодных условий осуществления ими хозяйственной деятельности, что соответствует критериям государственных преференций, определенных пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом, как следует из разделов 5-6 Правил, установленный порядок предоставления преференций, предусмотренный статьями 19-20 указанного закона, министерством нарушен: Фонд микрофинансирования самостоятельно принимает решение о предоставлении (или отказе в предоставлении) микрозаймов, не согласовывая это решение с антимонопольным органом.
Соответственно, только от решения Фонда микрофинансирования, фактически осуществляющего распоряжение государственными средствами, зависит, кто получит микрокредит на льготных условиях, а кто не будет иметь такой возможности, что, безусловно, приводит к ограничению конкуренции путем создания для отдельных хозяйствующих субъектов более выгодных условий осуществления предпринимательской деятельности. Такие решения принимаются без учета обстоятельств, которые в силу статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обязан исследовать при принятии решения о предоставлении государственной преференции.
Министерство экономического развития Ставропольского края, издав Приказ от 26.01.2011 N 13/од об утверждении Правил предоставления микрозаймов Некоммерческой организацией «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае», не предусматривающий необходимости предоставления льготных микрозаймов на конкурсной основе или согласования решений о предоставлении льготных микрозаймов с антимонопольным органом, допустило нарушение требований части 1 статьи 15, статей 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Применение утвержденных министерством Правил фактически приводит к избирательному предоставлению льгот, преимуществ субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно признан антимонопольным органом нарушившим часть 1 статьи 15, статьи 19, 20 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» с выдачей предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемые решение УФАС по СК от 11.03.2013 по делу № 105 о нарушении антимонопольного законодательства и предписание №2 от 11.03.2013 признаются судом законными и обоснованными, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Министерству экономического развития Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>, о признании недействительными, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, решения от 11.03.2013 № 105 и предписание № 2 от 11.03.2013, отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.К. Алиева