АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,
http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-4840/2013
11 июля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Русановой В.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кадаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза им. Ворошилова, с. Безопасное, ОГРН <***>,
к отделу министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края, с. Донское, ОГРН <***>,
о признании недействительным предписания от 15.04.2013 № 21 в части, обязывающей кооператив в срок до 15 мая 2013 года обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами,
при участии в судебном заседании представителя колхоза ФИО1 по доверенности от 10.09.2012, представителя министерства ФИО2 по доверенности от 01.02.2013 № 1040, ФИО3 по доверенности от 31.06.2013 № 017,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз им. Ворошилова, с. Безопасное (далее – кооператив, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к отдела министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края, с. Донское (далее – управление) о признании недействительным предписания от 15.04.2013 № 21 в части, обязывающей кооператив в срок до 15 мая 2013 года обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами.
В судебном заседании представитель кооператива заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Полагает, что выданное предписание является незаконным и подлежащим отмене поскольку кооперативом не осуществляется деятельность в виде коммерческих перевозок пассажиров и грузов, соответственно, транспорт, не должен оснащаться тахографами.
Представители управления в судебном заседании с требованиями не согласились, просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве, указывают на то, что предписание выдано в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках полномочий. Считают, что транспорт кооператива, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд заявителя, являются составляющей частью общей коммерческой деятельности кооператива, и, соответственно, такие перевозки являются коммерческими.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит требования кооператива подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12 апреля 2013 года в 09 часов 00 минут на автомобильной дороге Ростов-Ставрополь, 273 км инспектором ДПС группы ГИБДД отдела МВД России по Труновскому району ФИО4 в пределах полномочий государственных инспекторов, предоставленных Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 № 1240 (далее – Наставления), проведена проверка транспортного средства – КАМАЗ-35103, государственный номер <***> 26RUS, водителем которого являлся служащий кооператива - водитель ФИО5 В ходе осмотра транспортного средства и документов, было установлено, что транспортное средство категории М 3 в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы», приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» не было оснащено тахографом.
12 апреля 2013 года в отношении водителя был составлен протокол 26 ПМ 034886.
В соответствии с пунктом 25 Наставления в случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание.
Управление, руководствуясь вышеназванным пунктом Наставления, выдало кооперативу предписание от 15.04.2013 № 21, в том числе с указанием на необходимость в срок до 15.05.2013 в соответствии с требованиями пункта 8 (1) технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213, приказа Минтранса России от 13.02.2013 № 36 обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами.
Не согласившись с предписанием, кооператив оспорил его в судебном порядке.
Наставлением определен порядок осуществления Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 20 Наставления контроль за соблюдением юридическими лицами требований нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования осуществляется посредством проведения, в том числе плановых и внеплановых проверок, контрольных проверок по выполнению ранее выданных предписаний. При плановых проверках контролируются реализация мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, повышению профессионального мастерства водительского состава и иных требований в соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов и Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, организация учета ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, предусмотренного Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, соблюдение требований Правил 91 перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, соблюдение требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, соответствие технического состояния транспортных средств, выпускаемых на линию, требованиям нормативных правовых актов, (пункт 22.2 Наставления).
Контрольные проверки проводятся по истечении сроков устранения недостатков, выявленных ГИБДД в ходе плановых и внеплановых проверок, (пункт 23 Наставления).
В случае выявления нарушений нормативных правовых актов при выпуске транспортных средств на линию, проведении проверок руководителю юридического лица или иному должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, выдается предписание, (пункт 25 Наставления).
12 апреля 2013 года сотрудниками ДПС ОГИБДД ОМВД России по Труновскому району в ходе надзора за безопасностью дорожного движения был выявлен факт нарушения пункта 8(1) технического регламента о безопасности колесных транспортных средств транспортным средством категории М 3 при управлении транспортным средством - КАМАЗ-55102, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащим кооперативу, а именно: водителем ФИО5, управлялось транспортное средство категории М 3 без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, когда его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Данный факт в соответствии с пунктом 25 Наставления явился основанием для выдачи 15.04.2013 руководителю кооператива предписания № 21 об устранении нарушений требований ГОСТа Р 51709-2001, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, Технического регламента, постановления Правительства России от 23.11.2012 № 1213 и приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36.
Пунктом 2 Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 к объектам технического регулирования, на которых распространяется действие настоящего технического регламента, относятся: колесные транспортные средства категории L, М, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси транспортных средств; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Пункт 8(1) названного Технического регламента установлено, что транспортные средства категорий М 2, М 3, N 2 и N 3 осуществляющие коммерческие перевозки грузов, подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Порядок оснащения указанными техническими средствами транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определяется министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно приложению 2 приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3), без ограничения необходимости установки тахографов на транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Доводы кооператива о том, что доставка организацией товара в свой адрес признается перевозкой для собственных нужд и не является коммерческой деятельностью и таким образом не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие «договор перевозки груза» судом не приняты в качестве основания для уклонения от оснащения транспортных средств кооператива категорий М 2, М 3, N 2 и N 3 оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Тахограф – это контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа.
Согласно постановлению правительства РФ от 03.08.1996 № 922 все автобусы с числом мест более 20 и грузовые транспортные средства с разрешённой полной массой более 15 тонн, осуществляющие междугородные перевозки, должны быть оборудованы тахографами, с целью обеспечения безопасных условий перевозок путём контроля за соблюдением водителем режимов труда и отдыха.
Согласно международному договору Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, оснащению тахографами подлежат все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие международные перевозки с той же целью.
Понятие «коммерческие перевозки» прямо законодательно не урегулировано нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации под коммерческой деятельностью понимается такая деятельность, основной целью которой является извлечение прибыли.
Исходя из положений данной статьи, любая деятельность предприятия, отвечающая законодательству российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности, является коммерческой.
Данное положение не зависит от того, является ли перевозка конечной услугой на рынке или составной части иного производственного процесса, результат которого услуга или продукция будут реализованы на рынке.
Согласно статье 2 Устава кооператива, он является коммерческой организацией, созданной гражданами для совместной деятельности по производству переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, то есть преследует цель извлечения прибыли в качестве основной деятельности.
К некоммерческим перевозкам могут быть отнесены перевозки, осуществляемые для личных, семейных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (извлечением прибыли).
Согласно решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» вместе с ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств коммерческие перевозки - перевозки пассажиров или грузов колесными транспортными средствами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Как следует из пояснений представителя кооператива, а также из материалов административного дела в отношении водителя кооператива, транспортные средства кооператива категорий М 2, М 3, N 2 и N 3 не осуществляют исключительно перевозки в личных, семейных и иных нуждах, не связанных с предпринимательской деятельностью (извлечением прибыли), и подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.
Вместе с тем, при наличии правовой неопределенности в части того, что Техническим регламентом обязанности оснащения тахографами транспортных средств категорий М 2, М 3, N 2 и N 3 отнесены на категории транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, а приложением 2 приказа Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 на все транспортные средства категории М 2, М 3, N 2 и N 3, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, а также факт законодательно установленного понятия «коммерческие перевозки», предписание управления не содержит конкретных ссылок на какие именно транспортные средства кооператива должны быть установлены тахографы.
Поскольку из пояснений представителя кооператива следует, что в собственности заявителя имеется 70 транспортных средств, некоторые из которых не используются для перевозок грузов и пассажиров в силу отсутствия технической возможности, некоторые не используются для выездов на автомобильные трассы и дороги общего пользования, а из предписания следует, что на все транспортные средства категорий М 2, М 3, N 2 и N 3 кооперативу в срок до 15.05.2013 необходимо установить тахографы, предписание неконкретно и, в связи этим, неисполнимо.
По смыслу Наставления следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации.
Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности. Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что вынесенное управлением предписание не обладает признаками конкретности и исполнимости в полном объеме, заявленные требования кооператива подлежат удовлетворению.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Для удовлетворения такого требования суду необходимо установить совокупность обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых действий закону и о нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, материалы дела подтверждают, что обжалуемое предписание не соответствует законодательно установленным принципам исполнимости и создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности кооператива, возлагая на заявителя обязанности в неконкретном и не ограниченном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза им. Ворошилова, с. Безопасное, ОГРН <***>, удовлетворить.
Признать недействительным предписание от 15.04.2013 № 21 отдела министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края, с. Донское, ОГРН <***>, в части, обязывающей сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз им. Ворошилова, с. Безопасное, ОГРН <***>, в срок до 15 мая 2013 года обеспечить оснащение находящихся у кооператива в эксплуатации транспортных средств для перевозки грузов (пассажиров) техническими средствами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами), а также запрета выпуска на линию транспортных средств, не оснащенных тахографами.
Взыскать с отдела министерства внутренних дел России по Труновскому району Ставропольского края, с. Донское, ОГРН <***>, в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза им. Ворошилова, с. Безопасное, ОГРН <***>, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа только при условии, что решение было предметом пересмотра суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Г. Русанова