ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-4862/12 от 15.05.2012 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (865)71-39-03, факс71-40-60,

E-mail: www.stavropol.arbitr.ru http://www.stavropol.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е НИЕ

г. Ставрополь

18 мая 2012 года. Дело № А63 – 4862/2012 Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Довнар О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетян К.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ОГРН 1022601934486,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737

третье лицо по делу без самостоятельных требований – Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя,

о признании незаконным отказа от 08.12.2011 № 01/133/2011-267 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права на дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00,

об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования города Ставрополя на дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 и выдать свидетельство о государственной регистрации в установленный законом срок,

при участии заявителя – Шевченко Г.Н. по доверенности № 12 от 16.03.12, заинтересованного лица – Зафирова А.Б. по доверенности № 17 от 10.01.12, третьего лица – Рожков А.В. по доверенности от 30.01.12,

УСТАНОВИЛ:

комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее -комитет) обратился с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, третье лицо по делу – Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, о признании незаконным отказа от 08.12.2011 № 01/133/2011-267 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права на дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования города Ставрополя на дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 и выдать свидетельство о государственной регистрации в установленный законом срок.

В заседании суда 16 апреля 2012 представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении заявления отказать, настаивая на основаниях, изложенных в сообщении об отказе в государственной регистрации и отзыве на заявление.

Представитель третьего лица представил отзыв на иск, в котором поддерживает требования заявителя, схему границ города Ставрополя, постановление главы города Ставрополя от 11.05.2005 №805 об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» постановлением главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя» утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя» (приложение №1), порядок утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя (приложение №2), утвержден состав рабочей группы по проведению учета автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя (приложение №3).

Постановлением администрации города Ставрополя от 22.07.2010 № 2047 «О внесении изменений в постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя» и об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя» утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя согласно приложению.

В соответствии с пунктом 5 постановления главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя» комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя поручено обеспечить проведение мероприятий по государственной регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя на автомобильные дороги, указанные в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя, и соответствующие земельные участки, с последующим их включением в реестр муниципальной собственности города Ставрополя.

Согласно пункта 3.4.6 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 № 120 комитет обеспечивает государственную регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимости, являющиеся муниципальной собственностью города Ставрополя, и сделок с ними: представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним документы, совершает все действия, необходимые для государственной регистрации права собственности муниципального образования города Ставрополя на недвижимое имущество, договоров и других сделок с недвижимым имуществом, прекращения прав, ограничений (прекращения ограничений) на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности города Ставрополя.

24.11.2011 комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обратился в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственной регистрации права Муниципального образования город Ставрополь на сооружение дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, с местоположением: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.

По ранее поданному заявлению о государственной регистрации права собственности от 05.04.2011 (вх. 26-26-01/057/2011-034) было принято решение об отказе государственной регистрации права по аналогичным основаниям. В рамках регистрационного дела по данному объекту в качестве правоустанавливающих документов были представлены следующие документы: постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя», постановление администрации города Ставрополя от 22.07.2010 № 2047 «О внесении изменений в постановление главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя» и об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя» и кадастровый паспорт на спорное сооружение.

Сообщением от 08.12.2011 № 01/133/2011-267 управление отказало комитету в государственной регистрации прав на указанное недвижимое имущество в связи с тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие права в отношении заявленного объекта. Постановление администрации города об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения не имеет правоустанавливающего значения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав, действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.

В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов относятся к муниципальной собственности.

Согласно ст. 16 и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) для решения вопросов местного значения в собственности городских округов могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.

Для целей Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 257-ФЗ) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ).

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа;

4) частные автомобильные дороги.

Частью 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Проанализировав указанные нормы, суд приходит к выводу о том, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения. Это осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из указанных остальных трех групп. Причем не "могут относиться", а именно "относятся". Перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.

Проанализировав представленные в материалы дела документы с учетом требований Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд считает, что дополнительных документов, подтверждающих право на спорный объект, кроме представленных комитетом постановления главы города Ставрополя от 29.12.2008 № 401, постановления администрации города Ставрополя от 22.07.2010 № 2047 об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ставрополя и кадастрового паспорта на спорное сооружение, не требуется.

Таким образом, признаками автомобильной дороги местного значения являются, нахождение ее в собственности городского округа и включение в перечень автомобильных дорог местного значения.

Как следует из материалов дела, комитет провел техническую инвентаризацию и паспортизацию спорных объектов - автомобильных дорог местного значения. В представленном в регистрирующий орган кадастровом паспорте имеются сведения о месте расположения сооружения «дороги» г.Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.

Заинтересованным лицом не приведено оснований для признания перечня дорог противоречащим положениям Закона об автомобильных дорогах, не представлено сведений о наличии зарегистрированных прав на спорную дорогу иных лиц, так же отсутствуют доказательства, что спорный объект, имеется в составе Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 и Перечня автомобильных дорог общего пользования, являющихся государственной собственностью Ставропольского края (автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения), утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 23.12.2009 № 334-П.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.

Суд, исходя из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при проверке правомерности действий регистрационной службы по отказу в государственной регистрации права установил, что заинтересованное лицо не доказало наличие законных оснований для отказа в такой регистрации.

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (пункт 1 статьи 4 Закона о регистрации).

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены в статье 18 Закона о регистрации, в пункте 1 которой определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение и переход прав на недвижимость, должны соответствовать требованиям законодательства и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации.

Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации (ссылкой на который мотивирован оспариваемый отказ) в государственной регистрации прав может быть отказано если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Основанием возникновения права на спорный объект в данном случае, в соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона о регистрации являются вышеуказанные акты органов местного самоуправления.

Таким образом, комитетом в регистрирующий орган были представлены предусмотренные Законом о регистрации документы, необходимые и достаточные для государственной регистрации спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем решение об отказе в государственной регистрации права собственности от 08.12.2011 № 01/133/2011-267 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника вышеуказанного имущества.

С учетом изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению требование об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности муниципального образования города Ставрополя на дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00 и выдать свидетельство о государственной регистрации в установленный законом срок.

Суд не рассматривает вопрос по госпошлине, поскольку комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя на основании п. 1.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков.

Руководствуясь статьями 180-182, 198-200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, ОГРН 1022601934486, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь ОГРН1042600339737 от 08.12.2011 № 01/133/2011-267 в государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием города Ставрополя на объект недвижимости - дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737 произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности за муниципальным образованием города Ставрополя на объект недвижимости - дорогу, литер «I», инвентарный номер 36/107, протяженностью 4242 м, расположенную по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Коломийцева, от Ставропольского МДС ПМК до ПК 19+02.00.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Н. Довнар