АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-4908/2020
30 декабря 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2020 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Орловского Э.И., при ведении протокола секретарем Никифоровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», ОГРН <***>, г. Ставрополь,
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
третьи лица: - ФИО1, г. Ставрополь,
- Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
- администрация города Михайловска, ОГРН <***>, г. Михайловск,
- министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
- индивидуальный предприниматель ФИО2, ОГРН <***>, г. Ставрополь,
о признании незаконным и отмене постановления и представления,
при участии в заседании представителей заявителя ФИО3 по доверенности от 14.02.2020 и ФИО4 по доверенности от 09.09.2020, представителя ФИО1 ФИО5 (на основании устного заявления), представителя ФИО2 ФИО6 по доверенности от 26.10.2020, в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Ставропольскому УФАС России (далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2020 № 026/04/9.21-308/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и представления от 10.03.2020 № 1 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершения административного правонарушения.
Управление требования не признало, указав на наличие в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
ФИО1 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение своих прав бездействием предприятия.
РТК Ставропольского края (далее – РТК) полагало оспариваемые постановление и представление законными, пояснила, что при отсутствии технической возможности подключения сначала принимается решение о включении мероприятий, обеспечивающих возможность подключения, в инвестиционную программу, только после чего организация водопроводно-канализационного хозяйства может обратиться в РТК. В данном случае предприятие не отказало в подключении по мотиву отсутствия технической возможности, а обратилось в РТК без решения вопроса о включении мероприятия по строительству водопровода от ул. Ишкова до ул. ФИО12 в инвестиционную программу, а значит предприятие установило возможность подключения рассматриваемого объекта. При установлении индивидуального тарифа на подключение произведен расчет пропорционально нагрузке подключаемого жилого дома ФИО1 Касаемо существующих сетей по улице ФИО12 РТК полагает, что их собственник обязан заключить договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
МинЖКХ Ставропольского края в отзыве на заявление просило вынести решение в соответствии законодательством, указав, что предприятие с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятия по строительству водопроводной сети для подключения объекта, расположенного по адресу: <...>, не обращалось. Министерство также указало, что Генеральным планом г. Михайловска предусмотрено строительство сетей водоснабжения микрорайона «Центральный»; кроме того в отношении существующих сетей, построенных ФИО2, должен быть заключен договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которого будет осуществляться эксплуатация указанных сетей.
ФИО2 полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению, в отзыве на заявление пояснила, что доступ к земельному участку ФИО1 возможен только через земельный участок с кадастровым номером 26:11:020401:688, на котором находится автодорога и который принадлежит ФИО7 Последний категорически возражал против строительства по его земельному участку водопровода ГУП Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал». На данном участке уже построен водопровод ФИО2, линия канализации, два газопровода, электролиния на опорах.
Исследовав и оценив доказательства по делу, суд установил следующее.
Согласно выписке из Реестра субъектов естественных монополий предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (приказ о включении № 1052-э от 26.04.2014).
На основании договора купли-продажи от 19.09.2016 ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:11:020401:691 площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <...>.
01 марта 2018 года ФИО1 администрацией г. Михайловска выдано разрешение № 26-RU26526101-92-2018 на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
07 декабря 2018 года зарегистрировано право собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом, кадастровый номер 26:11:020401:1330, возведенный по адресу: <...>.
После этого ФИО1 обратился в предприятие за получением технических условий на подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения.
21 февраля 2019 года предприятие направило ФИО1 технические условия № 397-1 от 21.02.2019 на подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения со сроком действия 3 года, с указанием на возможность подключения к водопроводу диаметром 200 мм по улице Ишкова и водопроводу диаметром 250 мм по улице Ленина в г. Михайловске, с максимальной нагрузкой – 5 куб.м/сут. В пункте 6 данных технических условий указано, что для проектирования и строительства систем водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства правообладателю земельного участка необходимо обратиться в предприятие с заявлением и требуемыми приложениями в соответствии с пунктом 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения для заключения договора на подключение (технологическое присоединение).
01 марта 2019 года ФИО1 обратился в предприятие с заявлением о подключении и заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения. В заявлении указаны местонахождение и разрешенное использование земельного участка, этажность объекта, его площадь и срок ввода в эксплуатацию, планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки. К заявлению прилагались топографическая карта участка, ситуационный план объекта, баланс водоотведения и водопотребления (нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок были представлены ФИО1 в предприятие ранее).
На данное заявление предприятие сообщило ФИО1 о несоответствии расчета водопотребления установленным требованиям (исх. № 484-1 от 03.03.2019).
25 марта 2019 года ФИО1 в предприятие представлен новый Расчет водопотребления по объекту.
25 апреля 2019 года предприятие обратилось в РТК с заявлением об установлении платы за подключение к централизованным системам холодного водоснабжения объекта – индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: <...>, в размере 1 104 420,42 руб. (объем подключаемой нагрузки 1,752 куб.м/сут.), и платы за подключение к централизованной системе водоотведения в размере 6 215,10 руб.
Согласно выписке из протокола заседания правления РТК № 4 от 04.07.2019 в установлении платы за подключение к системе водоотведения отказано в связи с тем, что строительство сетей водоотведения до точки подключения является прямой обязанностью предприятия.
Постановлением РТК от 04.09.2019 № 52/3 плата за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке вышеуказанного объекта к централизованной системе холодного водоснабжения предприятия установлена в размере 33 892,19 руб. (НДС начисляется дополнительно).
В выписке из протокола заседания правления РТК № 52 от 04.09.2019 также указано, что по результатам экспертизы материалов стоимость мероприятий по подключению в индивидуальном порядке к централизованным системам холодного водоснабжения составляет 799 695,71 руб. (в т.ч. врезка 4 323,33 руб.), точкой присоединения определен водопровод диаметром 200 мм по улице Ишкова в г. Михайловске, для подключения заявителя (ФИО1) запланировано строительство уличного водопровода протяженностью 843 м трубой из полиэтилена диаметром 110 мм, пропускная способность которого составляет 876,10 куб.м/сут. Диаметр проектируемой уличной водопроводной сети принят с учетом положений пункта 8.1 СП 8.13130.209 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и соответствует требованиям, предъявляемым к уличным водопроводам. Запланированный к строительству водопровод не является водопроводом индивидуального пользования, поэтому предложено расходы на реализацию мероприятий по обеспечению технической возможности подключения распределить пропорционально пропускной способности водопровода, а предприятию по итогам принятия решений инициировать внесение соответствующих изменений в схему водоснабжения г. Михайловска и в инвестиционную программу предприятия.
Письмом от 12.09.2019 № 10-05/6077 предприятие обратилось в администрацию
г. Михайловска и просило рассмотреть возможность внесения в Схему водоснабжения муниципального образования города Михайловска мероприятий по строительству водопроводной сети из ПЭ труб диаметром 110 мм протяженностью 843 м от точки присоединения по улице Ишкова до границы земельного участка по ул. ФИО12, 7, а также разработки технического задания на корректировку инвестиционной программы предприятия с учетом данного мероприятия.
Уведомлением от 13.09.2019 № 10-08/6112 предприятие сообщило ФИО1 о направленном в администрацию обращении и приостановлении подготовки проекта договора о подключении до включения мероприятия в инвестиционную программу.
В ответе от 15.10.2019 № 4247-07-11/2-2972 администрация г. Михайловска сообщила, что не является правообладателем земельного участка, на котором возможно строительство рассматриваемого линейного объекта, что не дает администрации права на строительство линейного объекта на территории, принадлежащей третьему лицу. Таким образом изменения в схему водоснабжения и техническое задание на корректировку инвестиционной программы возможно только по территории города Михайловска до границ земельного участка микрорайона «Центральный».
Кроме того предприятие письмом от 25.09.2019 № 40-02/939-1 обратилось к ФИО2 и просило согласовать подключения объекта – индивидуального жилого дома по ул. ФИО12, 7, к сетям, находящемся у нее (ФИО2) на обслуживании.
В ответе от 07.10.2019 ФИО2 сообщила, что не согласовывает подключение указанного объекта к сетям, находящимся у нее на обслуживании.
В дальнейшем 18 декабря 2019 года предприятие указало ФИО1 об отсутствии возможности для включения мероприятия по строительству водопроводной сети протяженностью 843 м в инвестиционную программу и о том, что подключение его (ФИО1) жилого дома по ул. ФИО12, 7 к водопроводной сети возможно только при условии компенсации затрат предприятия на строительство данного водопровода, предложило в качестве альтернативного варианта присоединение к сети водоснабжения диаметром 110 мм, проложенной по улице ФИО12 и не принадлежащей предприятию (пояснив, что порядок подключения к такой сети регламентирован пунктом 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее также – Правила № 83).
При этом 09 декабря 2019 года ФИО1 обратился в управление с жалобой на действия предприятия.
06 февраля 2020 года управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 02/04/9.21-308/2020 и проведении административного расследования, в качестве потерпевшего привлечен ФИО1, законному представителю предприятия предложено явиться для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении 20.02.2020 в 09-30 час. в управление.
Копия определения направлена в адрес предприятия и получена им 14.02.2020, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 13.02.2020 и сведениями об отслеживании с сайта Почты России.
20 февраля 2020 года управлением в отношении предприятия с участием его представителя по доверенности ФИО3 и в присутствии представителя потерпевшего ФИО1 ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 10.03.2020 в 16-00 час.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 026/04/9.21-308/2020 с участием представителей предприятия управлением вынесено постановление от 10.03.2020 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, а также внесено представление № 1 от 10.03.2020 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В качестве противоправного деяния указано на то, что предприятие после принятия решения РТК об установлении индивидуального тарифа на подключение не направило в адрес ФИО1 проект договора о подключении (технологическом присоединении) и условия подключения, чем нарушены требования пункта 104 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) и пункт 81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).
Постановление и представление направлены обществу с сопроводительным письмом от 16.03.2020 № ДС/03-3438/2020 и получены им 20.03.2020.
Не согласившись с ними, предприятие 27.03.2020 обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с абзацем 3 пункта 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований предприятие указывает, что установленная решением РТК плата за подключение не обеспечивает финансирование строительства, поэтому предприятию предложено инициировать внесение изменений в инвестиционную программу, однако для корректировки инвестиционной программы необходимо включение соответствующих мероприятий в схему водоснабжения муниципального образования. Администрация города Михайловска отказала во внесении изменений в Схему водоснабжения г. Михайловска. Кроме того в непосредственной близости от жилого дома ФИО1 находятся действующие сети холодного водоснабжения, принадлежащие ФИО2, с которой как с основным абонентом может быть заключен договор о подключении. Договоренность между ФИО1 и ФИО2 о подключении к этим сетям не достигнута по причинам, не зависящим от ГУП «Ставрополькрайводоканал».
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 названной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона № 416-ФЗ).
Частью 4 статьи 18 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно части 5 данной статьи при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона № 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Частью 8 статьи 18 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 данной статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно части 12 вышеуказанной статьи в случае принятия решения об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) обязан обосновать отказ и предоставить заявителю информацию об иных возможностях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а организация, в которую обратился заявитель, вправе отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении).
Таким образом Законом № 416-ФЗ рассматривается три случая при рассмотрении заявления о подключении (технологическом присоединении):
- при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- при отсутствии технической возможности вследствие отсутствия свободной мощности на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения);
- при отсутствии технической возможности вследствие отсутствия свободной мощности и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения).
Критерием применения второго и третьего вариантов является отсутствие свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из содержания иных норм Закона № 416-ФЗ (в частности, пункт 2 части 2 статьи 16, часть 13 статьи 18) следует, что под мощностью, необходимой для осуществления холодного водоснабжения, в данном законе понимается мощность (нагрузка) водопроводных сетей и сооружений на них.
Данная мощность определяется по максимальному количеству воды, которое может быть подано в сеть за сутки, исходя из производительности основных водопроводных сооружений, лимитирующих подачу воды: скважин или открытого водозабора, насосных станций, очистных сооружений и водовода (пункт 14 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных Приказом Росстата от 15.07.2020 № 383 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»), то есть зависит от резерва мощности производства соответствующего ресурса и пропускной способности сетей и сооружений (пункт 13 Правил № 83, пункт 101 Правил № 644).
Согласно пункту 90 Правил № 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок,
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Пунктом 91 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 данных Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов (пункт 92 Правил № 644).
Согласно пункту 94 Правил № 644 в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
В соответствии с пунктом 101 Правил № 644 при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Согласно пункту 102 Правил № 644 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 101 Правил обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии с пунктом 103 Правил № 644 в случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования.
Согласно пункту 104 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства направляет заявителю проект договора о подключении (технологическом присоединении) и условия подключения (технологического присоединения) не позднее 10 рабочих дней после внесения изменений в инвестиционную программу и определения размера платы за подключение (технологическое присоединение).
Частью 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Согласно пункту 85 Основ ценообразования в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен более низкий (высокий) уровень нагрузки или больший (меньший) диаметр трубопровода (по сравнению с указанным в настоящем пункте предельным уровнем нагрузки (диаметром трубопровода), при котором плата за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально.
В соответствии с указанными положениями Основ ценообразования Правительством Ставропольского края принято постановление от 27.11.2018 № 522-п «Об установлении на территории Ставропольского края уровня нагрузки и диаметров трубопровода, при превышении которых плата за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается индивидуально», согласно которому в отношении заявителей, уровень подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 20 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения с наружным диаметром, превышающим 32 мм, и (или) сетей водоотведения с наружным диаметром, превышающим 110 мм, размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения устанавливается региональной тарифной комиссией Ставропольского края индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В данном случае ФИО1 представил в предприятие заявление и необходимые документы (с учетом представления уточненного расчета водопотребления).
Согласно пояснительной записки к заявлению предприятия в РТК от 25.04.2019 технической комиссией предприятия установлено, что существующий водопровод из асбестоцементных труб диаметром 20 м, к которому планируется подключение объекта трубой из ПЭ диаметром 110 мм, обладает достаточным резервом мощности и пропускной способности. Техническая возможность подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения имеется. Предприятию необходимо выполнить мероприятия по строительству сетей водоснабжения из ПЭ труб диаметром 110 мм и по подключению (врезке) объекта трубой из ПЭ диаметром 20 мм к централизованной системе холодного водоснабжения.
В заключении технической комиссии, также представленном в РТК, указано, что действующий водопровод по ул. Ишкова в г. Михайловске диаметром 200 мм имеет пропускную способность 135,65 куб.м/час., что составляет 3255,6 куб.м/сут., фактическое водопотребление на данном участке уличного водопровода составляет в среднем 1910,22 куб.м/сут. Подключаемый водопровод из полиэтиленовых труб диаметром 110 мм имеет пропускную способность 876,10 куб.м/сут. Таким образом, действующий водопровод позволяет дополнительно пропустить объем потребления холодной воды 876,10 куб./сут. Для подключения (технологического присоединения) жилого дома по ул. ФИО12, 7 не требуется проведение мероприятий, направленных на увеличение мощности (пропускной способности) существующих сетей водоснабжения по ул. Ишкова в г. Михайловске.
То есть подтверждено наличие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения жилого дома по ул. ФИО12, 7.
Постановлением РТК от 04.09.2019 № 52/3 установлена плата за подключение указанного жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения предприятия.
Согласно заключению экспертов РТК при рассмотрении вопроса об установлении индивидуального тарифа стоимость работ по строительству водопровода протяженностью 843 м скорректирована: пересчет сметной стоимости из базисного уровня цен 2001 года (в редакции 2014 г.) в текущий уровень цен 2019 года выполнен экспертами РТК с применением индексов изменения сметной стоимости согласно письму министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.04.2019 № 12661-ДВ/09 об индексах изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2019 года (предприятием использованы индексы на I квартал 2019 года). В результате стоимость строительства водопровода диаметром 110 мм протяженностью 843 м определена в сумме 795 372,38 руб., стоимость расходов на подключение (врезку) – 4 323,33 руб.
Размер платы за подключение установлен РТК с учетом пропорционального отнесения на ФИО1 стоимости строительства водопровода диаметром 110 мм протяженностью 843 м. В состав платы включено 29 568,86 руб. от общей стоимости строительства данного водопровода (795 372,38 руб.) пропорционально общей пропускной способности водопровода диаметром 20 мм (исходя из диаметра водопровода, подключаемого на границе земельного участка ФИО1) – 32,57 куб.м/сут., от пропускной способности водопровода диаметром 110 мм (т.е. 795 372,38руб. х 32,57куб.м в сут. / 876,1куб.м в сут. = 29 568,86 руб.).
Между тем в части 13 статьи 18 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Ни Законом № 41-ФЗ, ни Основами ценообразования, в том числе вышеупомянутым пунктом 85, не предусмотрено включение в индивидуальный тариф расходов на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения пропорционально подключаемой нагрузке.
В соответствии с пунктом 11.44 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*» предусмотрено, что выбор диаметров труб водоводов и водопроводных сетей следует производить на основании гидравлического, технико-экономических расчетов, учитывая при этом условия их работы при аварийном выключении отдельных участков. Диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным принимается согласно СП 8.13130.
В данном случае для подачи воды в жилой дом ФИО1 от водопроводной сети, проходящей по улице Ишкова, необходимо строительство водопровода диаметром 110 мм с учетом СП 8.13130, то есть реконструкция водопроводных сетей предприятия путем увеличения их протяженности.
Пересчет стоимости с применением действующих индексов изменения сметной стоимости соответствует абзацу 2 пункта 85 Основ ценообразования.
Вместе с тем предусмотренных действующих законодательством оснований для пропорционального распределения указанных расходов у РТК не имелось.
Ссылка РТК на проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Основы ценообразования (путем дополнения их пунктом 85.1 о пропорциональном включении расходов в состав платы за подключение) не может быть принята во внимание, поскольку данные изменения не утверждены, проект постановления до настоящего времени не принят.
В то же время, предприятие не оспорило указанное постановление РТК, а приняло его к исполнению, обратившись в администрацию для внесения изменений в Схему водоснабжения в целях последующей корректировки своей инвестиционной программы путем включения в нее мероприятия по строительству водопровода протяженностью 843 м.
При этом Законом № 416-ФЗ не предусмотрено внесение изменений в инвестиционную программу при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения).
Ссылка предприятия на то, что в силу пункта 104 Правил № 644 предусматривает в качестве условия направления проекта договора о подключении одновременно определение размера платы за подключение и внесение изменении в инвестиционную программу, основана на неверном понимании норм права.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) корректировка инвестиционной программы не требуется, поэтому не является условием для возникновения у организации водопроводно-канализационного хозяйства обязанности по направлению проекта договора о подключении.
Таким образом при наличии технической возможности подключения и свободной мощности, а также установлении размера платы за подключение предприятие в нарушение Закона № 416-ФЗ и Правил № 644 не направило ФИО1 проект договора о подключении (технологическом присоединении).
Кроме того, суд отмечает следующее.
Статья 7 Закона № 416-ФЗ предусматривает, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под частью территории поселения может рассматриваться квартал, микрорайон, район и иные элементы планировочной структуры.
На заявление ФИО1 об обеспечении водоснабжения путем подвоза воды администрация города Михайловска в ответе от 15.07.2019 № 2005-07-07/21444 указала на отсутствие такой необходимости в связи с тем, что по ул. ФИО12 в районе жилого дома
№ 7 организовано центральное водоснабжение и существует возможность подключения к централизованной сети водоснабжения.
Судом установлено, что жилой дом ФИО1 расположен в жилом районе «Центральный», проект планировки которого утвержден постановлением администрации города Михайловска от 28.05.2015 № 675 и предусматривает, в том числе, строительство сетей водопровода, в том числе непосредственно в районе улицы ФИО12.
По данным Публичной кадастровой карты установлено, что дорога улицы ФИО12 расположена на земельном участке с кадастровым номером 26:11:020401:688, находящемся в частной собственности ФИО7 Указанный земельный участок занимает всю территорию улицы ФИО12, за исключением непосредственно земельных участков домовладений по этой улице, в числе которых земельный участок с кадастровым номером 26:11:020401:691, принадлежащий ФИО1
Доступ к земельному участку ФИО1, равно как и к другим земельным участкам по ул. ФИО12 возможен только через земельный участок с кадастровым номером 26:11:020401:688, о чем указано в «Особых отметках» выписки из ЕГРН на данный участок. Через данный земельный участок также осуществляется доступ к земельным участкам домовладений по ул. ФИО8, ул. ФИО9 и ул. ФИО10.
20 марта 2017 года предприятием выданы технические условия № 04-08/157-ТУ ФИО2 на проектирование и строительство наружных водопроводных и канализационных сетей по объекту «Жилой район «Центральный» (первая стадия строительства)». Технические условия выданы для подключения объектов общим объемом водопотребления 300 куб.м/сут. и водоотведения – 300 куб.м/сут. к действующему водопроводу диаметром 500 мм, проходящему по улице Вокзальной в г. Михайловске.
Письмом от 30.10.2017 № 04-08/905-ТК внесены изменения в технические условия № 04-08/157-ТУ от 20.03.2017: предусмотрено материал подводящего водопровода, точку подключения и трассу прохождения определить проектом, диаметр водопровода предусмотреть не менее 225 мм.
По проектной документации «Водоснабжение "Жилой район "Центральный в г. Михайловске (первая стадия строительства)". Внеплощадочные сети» (шифр проекта 13.2017, заказчик ФИО2) выполнено строительство водопроводной сети диаметром 225 мм, проходящей, в том числе в районе улиц ФИО12, ФИО8, ФИО9 и ФИО10 (данная водопроводная сеть пересекает названные улицы). Проектная документация предусматривает общую потребность на жилой район – 300 куб.м/сут.
Согласно акта разграничения обслуживания водопроводно-канализационных сетей от 29.11.2017 между администрацией г. Михайловска и ФИО2 точкой подключения водопровода диаметром 225 мм протяженностью 4 118 м является ВК-1 водопровода диаметром 500 мм по ул. Вокзальной.
В вышеуказанных технических условиях приведен перечень земельных участков. После раздела одного из указанных в технических условиях земельного участка один из образованных участков приобретен ФИО11
19 ноября 2018 года предприятием с ФИО11 заключен договор № ДПВ 02-24/40-02/07658101/139 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения жилого дома № 22 по ул. ФИО10.
По договору уступки прав (цессии) от 19.12.2018 все права и обязанности по договору № ДПВ 02-24/40-02/07658101/139 от 19.11.2018 переданы ФИО11 ФИО2
По проектной документации «Строительство уличных сетей водоснабжения и канализации в "Жилом районе "Центральный" по ул. Зои Космодемьянской в
г. Михайловске» (заказ № 218-12.18, заказчик – ФИО2) выполнено строительство сети канализации диаметром 160 мм и водопроводных сетей диаметром 110 мм по улицам ФИО12, ФИО8, ФИО9 и ФИО10.
На основании договора о подключении № ДПВ 02-24/40-02/07658101/139 от 19.11.2018 указанная водопроводная сеть подключена к централизованной системе водоснабжения.
Предприятие, ссылаясь на наличие этого водопровода, указывает на возможность подключения к нему жилого дома ФИО1 в порядке пункта 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83).
Согласно пункту 17 Правил № 83 в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация. Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации. Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
Однако вышеуказанные водопроводные сети (водопроводы диаметром 225 мм и диаметром 110 мм) по своим характеристикам и назначению, определенному при проектировании, предназначены для централизованного водоснабжения жилого района «Центральный». Местоположение водопровода диаметром 225 мм соответствует Проекту планировки жилого района «Центральный», утвержденному постановлением администрации от 28.05.2015 № 675.
Водопроводная сеть, имеющая наименование «Строительство уличных сетей водоснабжения и канализации в "Жилом районе "Центральный" по ул. Зои Космодемьянской в г. Михайловске» фактически представляет собой несколько не связанных между собой водопроводов диаметром 110 мм, проходящих по разным улицам: ФИО12, ФИО8, ФИО9 и ФИО10, расположенным параллельно друг другу. Каждый из этих водопроводов имеет самостоятельное подключение к водопроводу диаметром 225 мм (в местах пересечения этого водопровода с соответствующими улицами).
К данным сетям водоснабжения (диаметром 110 мм) подключены жилые дома по указанным улицам, что подтверждается, в частности, договорами о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения № ДПВ 40-02/20/265 от 25.02.2020 (ул. ФИО10, 18), № ДПВ 40-02/20/711 от 03.06.2020 (ул. ФИО12, 10), № ДПВ 40-02/19/1131 от 12.09.2019 (ул.ФИО8, 18), № ДПВ 40-02/19/973 от 19.08.2019 (ул. ФИО12, 12), № ДПВ 40-02/1/954 от 15.08.2019 (ул.М.Мартиненко, 20) и договорами холодного водоснабжения и водоотведения № 27729 от 29.05.2020, № 28318 от 22.07.2020, № 27550 от 23.07.2020, № 25963 от 16.09.2019, № 25896 от 16.09.2019 (по тем же адресам).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 8 Закона № 416-ФЗ физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из приведенных норм именно на предприятии лежит обязанность обеспечить заключение (в добровольном или судебном порядке) договора на эксплуатацию водопроводных сетей, предназначенных для централизованного водоснабжения жилого района «Центральный», с собственником этих сетей.
Как указывает предприятие, такой договор с ФИО2 не заключен.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения выражается в отсутствии объективных препятствий для надлежащего исполнения возложенной на него законом публично-правовой обязанности. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7-П такие препятствия определяются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
Доказательств наличия таких обстоятельств не представлено.
Предприятие ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ постановлениями управления от 05.02.2019 № 1212 (вступило в силу 07.06.2019), от 04.04.2018 № 84 (вступило в силу 17.09.2018, штраф уплачен 01.10.2018).
Принимая во внимание изложенное, в действиях (бездействии) предприятия содержится состав вмененного оспариваемым постановлением административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку оно посягает на доступность водоснабжения и приоритетное обеспечение населения питьевой водой (пункт 4 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 3 Закона № 416-ФЗ).
Наказание оспариваемым постановлением назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Между тем оснований для вывода о том, что совершение вменяемого оспариваемым по настоящему делу постановлением являлось исключительным случаем в деятельности предприятия, не имеется.
Кроме того, сам по себе размер штрафа, вне оценки финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица не может считаться избыточным. Суд должен установить, что примененная санкция с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Иное ставило бы под сомнение существование большинства санкций в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки на тяжелое имущественное положение предприятия отклоняются судом, так как согласно представленного бухгалтерского баланса на 31.03.2020 нераспределенная прибыль составила 521 302 тыс. руб. Представленный предприятием договор об открытии невозобновляемой кредитной линии от 15.04.2020 с лимитом выдачи кредита 95 000 000 руб. не может быть принят судом в качестве доказательства тяжелого имущественного положения, поскольку этот договор предполагает прежде всего поступление денежных средств предприятию (то есть несмотря на возникновение отсроченного по времени обязательства по возврату кредита, само получение кредита увеличивает объем финансовых средств). Остальные представленные договоры займа и кредита заключены ранее 31.03.2020 и, соответственно, обязательства по ним учтены в вышеупомянутом бухгалтерском балансе. Представленные предприятием судебные акты по делам о взыскании с него задолженностей касаются долгов за периоды до 31.03.2020, поэтому также должны были быть учтены в указанном бухгалтерском балансе. В бухгалтерском балансе на 30.06.2020 также отражена нераспределенная прибыль в размере 365 418 тыс. руб. Объем денежных средств и денежных эквивалентом по состоянию на 30.06.2020 – 609 740 тыс. руб. Само по себе снижение доходов по сравнению с предыдущими годами не свидетельствует о том, что финансовое состояние организации не позволяет ей оплатить административный штраф или приведет к значительным негативным последствиям для деятельности предприятия.
Учитывая изложенное, а также неоднократное привлечение предприятия к административной ответственности за аналогичные правонарушения, суд полагает, что назначенное наказание соответствует тяжести рассматриваемого правонарушения и целям административного наказания.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства и выводы суда, законность постановления о привлечении предприятия к административной ответственности, оспариваемое представление также является законным.
При обращении в суд предприятие уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение № 783 от 26.03.2020).
Между тем, в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление, поданное в порядке § 2 главы 25 АПК РФ, государственной пошлиной не облагается.
В связи с этим уплаченная сумма госпошлины подлежит возврату из бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Выдать государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» справку на возврат из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 783 от 26.03.2020.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Э.И. Орловский