ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-5149/2012 от 21.08.2012 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

_________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ


 г. Ставрополь

Дело№ А63-5149/2012

23 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи

Сиротина И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Попковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае г. Ставрополь, ОГРН 1102635006462,

к администрации города Пятигорска, г. Пятигорск, ОГРН 1022601627575,

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю г. Ставрополь,

Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь,

о признании права собственности и права оперативного управления,

при участии в судебном заседании представителя от истца – Кузнецова А.С. по доверенности от 13.02.12, в отсутствие представителей других лиц,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае г. Ставрополь (далее – управление) обратилось с иском в арбитражный суд к администрации города Пятигорска г. Пятигорск (далее – администрация), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю г. Ставрополь, Управление Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь (далее – УФМС России по Ставропольскому краю, учреждение), о признании права федеральной собственности на здание, общей площадью 867,8 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Делегатская, 4, о признании с 01.01.2012 за УФМС России по Ставропольскому краю права оперативного управления на здание, общей площадью 867,8 кв. м., расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Делегатская, 4 (далее – спорный объект) (уточненные требования).

Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае мотивированы тем, что заявленное спорное имущество является федеральной собственностью в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление №3020-1).

Определением от 03.07.11 судебное разбирательство по делу отложено на 15.08.12.

К судебному заседанию от истца поступило ходатайство об объявлении перерыва для уточнения исковых требований.

От администрации поступило ходатайство о проведении судебного заседания в ее отсутствие.

Судом ходатайство удовлетворено. В судебном заседании объявлен перерыв до 21.08.12.

По окончании перерыва судебное заседание продолжено 21.08.12.

В судебном заседании представитель истца представил уточнение искового заявления и просил признать право собственности Российской Федерации на здание, литер Б, общей площадью 867,8 кв. м., расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Делегатская, 4, и право оперативного управления за УФМС России по Ставропольскому краю на здание, литер Б, общей площадью 867,8 кв. м., расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Делегатская, 4 (далее – спорный объект).

Ходатайство истца судом удовлетворено, к рассмотрению приняты уточненные исковые требования.

Представитель истца поддержал уточненные исковые требования.

Представитель УФМС России по СК поддержал заявленные требования истца.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца и третьего лица, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в том числе из кадастрового паспорта, спорный объект был введен в эксплуатацию в 1996 году.

С 1996 года и по 2002 год в спорном объекте располагался Специализированный батальон ДПС ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

В марте 2002 года Специализированный батальон был передислоцирован в г. Ессентуки, а спорный объект был предоставлен администрацией г. Пятигорска в безвозмездное пользование Управлению внутренних дел г. Пятигорска на основании Решения Думы №189-16 ГД от 09.07.02 и договора безвозмездного пользования муниципальной собственностью города Пятигорска от 09.08.02 №295У02. Указанный спорный объект использовался для размещения паспортно-визовой службы.

До 2006 года паспортно-визовая службы входила в состав органов внутренних дел как ПВС при ГУВД по Ставропольскому краю, а с 2007 года и по настоящее время по данному адресу размещается структурное подразделение УФМС России по Ставропольскому краю. Вышеуказанное здание предоставлялось управлению на основании решения Думы города Пятигорска и договоров безвозмездного пользования имуществом муниципальной собственности города Пятигорска. Общая площадь вышеуказанного здания 867,8 кв. м., что подтверждается кадастровым паспортом здания от 25.06.10.

28.03.11 УФМС России по Ставропольскому краю обратилось в администрацию города Пятигорска с просьбой передать в федеральную собственность вышеуказанное здание.

В сообщении администрации города Пятигорска от 11.05.11 указывалось, что передать здание в федеральную собственность не представляется возможным ввиду отсутствия на него правоустанавливающих документов.

Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности города Пятигорска спорный объект является муниципальной собственностью города Пятигорска на основании постановления главы администрации Ставропольского края №1 от 02.01.92, решения Малого Совета Ставропольского краевого Совета народных депутатов №113 от 26.08.93 и постановления главы города Пятигорска Ставропольского края №1956 от 14.10.98.

Истец указывая, что наличие спорного объекта в реестре муниципальной собственности города Пятигорска препятствует осуществлению правомочий собственника (владельца), в том числе лишает его возможности осуществить регистрацию права на спорное имущество, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.

Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве.

В соответствии с пунктом 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии со статьей 305 Гражданского кодекса РФ права собственника, предусмотренные статьями 301-304 данного кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно постановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, крае, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении №1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Отнесение имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности проводится в соответствии с вышеназванным постановлением.

Согласно пункту 1 части 2 Приложения 1, к таким объектам относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Материалами дела подтверждается, что спорный объект с момента ввода его в эксплуатацию предназначался и использовался Специализированным батальоном ДПС ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

Поскольку в спорном объекте с момента ввода его в эксплуатацию и на момент разграничения собственности располагался Специализированный батальон ДПС ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, то объект подлежал передаче в федеральную собственность и является собственностью Российской Федерации.

Российской Федерацией право собственности на спорное имущество было приобретено на основании Постановления №3020-1 при разграничении государственной собственности.

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, также Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения и Государственная автомобильная инспекция – органы министерства внутренних дел, на которые возложено обеспечение безопасности дорожного движения, в период с 1968 года по 1991 года входило в систему МВД СССР, в период с 1991 года по настоящее время входит в систему МВД России.

Согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.92 №354, государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Российской Федерации – орган государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, входящий в систему органов внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 15.06.98 №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Российской Федерации была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, на момент разграничения государственной собственности Российской Федерации, указанное здание относилось к имуществу органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Спорный объект относится к федеральной собственности, а, следовательно, право распоряжения им принадлежит федеральному органу исполнительной власти по управлении федеральным имуществом.

Статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает основания прекращения права собственности.

Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели и уничтожения имущества и при утрате права собственности в иных случаях, предусмотренных законом.

Материалами дела подтверждается, что ни одним из способов, установленных законодательством Российской Федерации, спорное имущество не выбывало из собственности Российской Федерации, соответственно спорное имущество является собственностью Российской Федерации.

Таким образом, спорное имущество с момента ввода в эксплуатацию являлось федеральной собственностью, принадлежало, непрерывно использовалось по настоящее время государственными учреждениями, в настоящее время спорным имуществом владеет и пользуется Управление федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю, ни одним из способов, установленных законодательством Российской Федерации, оно не выбывало из федеральной собственности.

На основании вышеизложенного истцом доказаны основания, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания за Российской Федерацией права собственности на спорный объект недвижимого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 296, 299).

В соответствии с учредительными документами УФМС России по СК обладает статусом учреждения. Таким образом, в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации УФМС России по СК может обладать имуществом только на праве оперативного управления.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Учитывая, что спорный объект поступил во владение УФМС России по Ставропольскому краю и что предъявление иска о признании права федеральной собственности и права оперативного управления на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права учреждения, требование о признании права оперативного управления за УФМС России по Ставропольскому краю на спорное имущество является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.07 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон), возникшие до момента вступления в силу данного Закона права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, за исключением обязательных случаев регистрации, предусмотренных пунктом 2 той же статьи.

Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что государственная регистрация прав на объект, возникших до введения в действие Закона, является обязательной в случае государственной регистрации возникших после введения в действие Закона ограничений (обременений) или иной сделки с объектом недвижимости.

Право федеральной собственности на спорное имущество возникло до момента вступления в силу вышеуказанного Закона.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика, который освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 12, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворить.

Исковое заявление удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества – Административное, литер Б, общей площадью 867,8 кв. м., инвентарный номер 1499, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Делегатская, 4.

Признать право оперативного управления за Управлением Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, на объект недвижимого имущества – Административное, литер Б, общей площадью 867,8 кв. м., инвентарный номер 1499, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, ул. Делегатская, 4.

Настоящее решение служит основанием для внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Сиротин И.В.