АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-5241/2020
20 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2020 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Ермиловой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Страховой Ю.А., рассмотрев заявление Минераловодской таможни, город Минеральные Воды, к обществу с ограниченной ответственностью «Мануфактура», город Пятигорск, ОГРН <***>, ИНН <***>, о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 150 000 руб. при участии от заинтересованного лица – представителя ФИО1 по доверенности от 21.12.2017 № 40-03-09/23265,
При участии от заявителя – представителя ФИО2 по доверенности от 10.01.2020,
От заинтересованного лица – представителя ФИО3 по доверенности от 09.01.2020
№ 4-М,
У С Т А Н О В И Л:
Минераловодская таможня (далее – заявитель, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мануфактура» (далее – заинтересованное лицо, ООО «Мануфактура») о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора в размере 150 000 руб.
Заявитель в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Заинтересованное лицо в предварительном судебном заседании заявило, что не возражает против заявленных требований.
Суд, принимая во внимание отсутствие возражений сторон против завершения предварительного заседания, открытия судебного заседания в 1 инстанции и разбирательства дела по существу, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании присутствующие лица поддержали ранее заявленные позиции.
Всесторонне и полно изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, 02.11.2017 ООО «Мануфактура» по таможенной декларации ДТ № 10802040/011117/0000486 оформило на Минераловодском таможенном посту товар «автопогрузчик с вилочным захватом, самоходный, для промышленных работ, выполняющий подъем грузов, их перемещение, загрузку и укладку» с классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8427201909.
Данный товар был задекларирован в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 10.04.2017 № 01/10/04 – RU, заключенному между ООО «Мануфактура» и компанией «SOLOWFINANCELTD».
Указанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой для внутреннего потребления.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Как указано в статье 1 Закона № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары при наличии следующих признаков (критериев): они являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства; они предназначены для удаления; у них отсутствуют потребительские свойства.
При этом действующее российское и международное законодательство не содержат иные признаки отнесения товаров к отходам.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути, утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию. Утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89- ФЗ).
В пункте 2 статьи 24.1 названного Закона указано, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 81) утверждены: правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила); перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 5 Правил № 81 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора и проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта (пункт 13 Правил № 81).
В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.
Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
Данный вид самоходной машины подпадает под раздел XI. Погрузчики фронтальные перечня, утвержденного Постановлением правительства от 06.02.2016 № 81 и соответствует идентификационному коду F01, коэффициент расчета утилизационного сбора составляет 1. Таким образом, к уплате утилизационного сбора в отношении данной самоходной машины подлежит 150 000 руб. (150 000 руб. * 1).Согласно представленной ДТ
№ 10802040/011117/0000486 товар произведен 02.11.2017, таким образом, годом выпуска товара считается 2017 год.
Таким образом, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате при ввозе погрузчика вилочного задекларированного ООО «Мануфактура» по ДТ составляет 150 000 рублей.
В спецификации на товар указана его номинальная мощность – 31,2 кВт. В соответствии с ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений» мощность измеряется в ваттах и при переводе во внесистемную единицу «лошадиные силы» применяется правило «735,499 ВТ = 1 л.е.», т.е. 1 кВт – 1,35962 л.с. Таким образом, 31.2 кВт будет равен 42.42 л.с.
С учетом изложенного, товар соответствует идентификационному коду F01, коэффициент расчета утилизационного сбора составляет 1, а значит размер утилизационного сбора составляет 150 000 руб. (150 000*1).
Согласно пункту 11 (1) Постановления № 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования); фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
На момент выпуска товара информация об уплате утилизационного сбора в отношении указанного товара отсутствовала, действия, направленные на уплату утилизационного сбора обществом, не осуществлялись.
21 октября 2019 года Минераловодской таможней в адрес ООО «Мануфактура» было направлено письмо № 14-42/1554 «О направлении информации», в котором сообщалось о необходимости представления в таможенный орган расчета утилизационного сбора, документы подтверждающие данный расчет, а также документы об уплате утилизационного сбора по ДТ в размере 150 000руб.
Вышеуказанное письмо получено обществом 31.10.2019, документы, запрашиваемые в письме, представлены в таможенный орган не были.
С учетом изложенного суд удовлетворяет требование таможенного органа в полном объеме.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает обязанность по уплате государственной пошлины на
ООО «Мануфактура» в размере 5 500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мануфактура», город Пятигорск, ОГРН <***>, ИНН <***>, в пользу Минераловодской таможни, город Минеральные Воды, задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 150 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мануфактура», город Пятигорск, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 5 500 руб.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.В. Ермилова