ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-5818/14 от 12.11.2014 АС Ставропольского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 20-54-15, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru,

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

18 ноября 2014 года                                                                                        Дело № А63 - 5818/2014

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2014 года

                                                     Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2014 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Тлябичевой З.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирьяновой Т.И., рассмотрев дело по  заявлению

комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю, г. Ставрополь

о признании недействительным пункта 2 предписания от 21.04.2014 № 07-03/867,

при участии представителя заявителя - ФИО1  по доверенности  от 30.12.2013 № 9, представителя заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 17.01.2014 № 06-21/52,

УСТАНОВИЛ:

комитет Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее по тексту – комитет) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю (далее по тексту – Территориальный орган Росздравнадзора по Ставропольскому краю) о признании недействительным пункта 2 предписания от 21.04.2014 № 07-03/867.

Представитель комитета в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и высказанным в ходе судебного разбирательства по делу. Просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица удовлетворению требований возражала. Изложенные в отзыве доводы поддержала в полном объеме. В удовлетворении требований просит отказать.

Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела в период с 24.03.2014 по 18.04.2014 Территориальным органом Росздравнадзора по Ставропольскому краю была проведена проверка деятельности комитета в части контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере здраво­охранения, а также контролю за расходованием средств на осуществление переданных полномочий и организацией процедуры администрирования доходов.

Проверкой установлено, что в 2013 году на осуществление переданных полномочий в соответствии с по­становлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2009 № 302 «О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан» (далее - Постановление № 302) и Законом Ставропольского края № 114-кз от 14.12.2012 комитету выделены субвенции в сумме 4 077 500,00 руб.

Расходование средств, согласно смете расходов на 2013 год, запланировано в разрезе целевых статей бюджетной классификации.

На основании приказа комитета от 31.12.2013 № 343-л/с «О выплате ма­териальной помощи» гражданским служащим, замещающим должности в секторе лицензирования в сфере охраны здоровья граждан была выплачена дополнитель­ная материальная помощь в сумме 81 601,14 руб.

Пологая, что данная выплата не определена Феде­ральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон    № 79-ФЗ) Территориальным органом Росздравнадзора по Ставропольскому краю названные обстоятельства отражены в акте проверки в качестве выявленного нарушения. Данный акт проверки подписан с разногласиями.

Также комитету выдано обязательное для исполнения предписание от 21.04.2014 № 07-03/867, в пункте 2 которого, комитету предписано: «не допускать выплату дополнительной материальной помощи, кроме материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания в год за счет средств федерального бюджета, государственным гражданским служащим, заметающим должности в секторе лицензирования в сфере охраны здоровья граждан, финансируемом за счет субвенций».

Не согласившись с вынесенным предписанием комитет, на основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд при принятии решения, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходил из следующего.

На основании статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и положения о комитете Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2013 № 110-п, комитет является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере охраны здоровья граждан в части лицензирования медицинской деятельности, фармацевтической деятельности и оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирования наркосодержащих растений. Финансирование исполнения переданных полномочий, включая заработную плату и стимулирующие выплаты, осуществляется за счет федеральных субвенций бюджету Ставропольского края. Переданные полномочия реализуются специалистами сектора лицензирования в сфере охраны здоровья граждан в РФ лицензионного отдела комитета.

Следовательно, специалисты указанного сектора, осуществляющие переданные полномочия, являются государственными гражданскими служащими Ставропольского края.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

В силу статьей 28 и 38 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

При этом согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» бюджету Ставропольского края предоставлен межбюджетный трансферт в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

В уведомлении по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам на перечисление субвенции, сводной бюджетной росписи расходов краевого бюджета усматривается, что межбюджетный трансферт в виде субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан предоставлен общей суммой без распределения по статьям классификации операций сектора государственного управления.

Методические указания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2009 № 302 «О порядке предоставления субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан», не содержат указаний на статьи экономической классификации расходов, на которые должны быть направлены средства федерального бюджета, полученные в виде субвенции. Методика расчета субвенций определяет порядок расчета объема субвенций, необходимых субъекту РФ, а не пропорции их расходования.

Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» определен исчерпывающий перечень выплат, формирующих затраты на оплату труда государственных гражданских служащих. Из содержания пунктов 8, 9 данного Указа следует, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для следующих выплат:

- должностных окладов;

- окладов за классный чин и дополнительных выплат, в размерах (в расчете на год), предусмотренных Законом № 79-ФЗ;

- ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год);

- денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;

- районного коэффициента, установленного соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем отношения, связанные с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, так же как и федерального государственного гражданского служащего регулируются Законом № 79-ФЗ, в силу статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания, федеральный законодатель отнес ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы,  ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Закона № 79-ФЗ).

Таким образом отмечает, что федеральным законодателем определена структура фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих при её формировании, которая не носит исчерпывающий характер.

Согласно пункту 5 статьи 53 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных названным Законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право и на иные (помимо установленных данной статьей) государственные гарантии.

Пунктом 8 статьи 50 и пунктом 4 статьи 51 Закона № 79-ФЗ и пунктом 8 статьи 10 Закона Ставропольского края от 01.03.2005 № 4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» установлено, что порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя, при этом, представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда между выплатами.

Как следует из материалов дела, положением о Порядке выплаты материальной помощи и единовременного пособия в комитете, утвержденным приказом комитета от 15.10.2013 № 151/01-07о/д, количество получаемой материальной помощи при наличии экономии по фонду оплаты труда не ограничивается. Кроме того пунктом 7 указанного положения установлена выплата материальной помощи гражданским служащим и работникам комитета в пределах фонда оплаты труда комитета по ходатайству профсоюзного комитета.

Материалами дела установлено, что в соответствии с названным выше Порядком выплаты материальной помощи, по ходатайству профсоюзного комитета, заявленного по письменным обращениям гражданских служащих, комитетом издан приказ от 31.12.2013 № 343-л/с «О выплате материальной помощи», согласно которому гражданским служащим, замещающим должности в секторе лицензирования в сфере охраны здоровья граждан, за счет сложившейся за 2013 год экономии по фонду оплаты труда, была выплачена материальная помощь.

Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавли­ваются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральными зако­нами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Фе­дерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в мето­диках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение до­полнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюд­жета субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что комитетом нормативы, используемые в методиках расчета соот­ветствующих субвенций, превышены не были, материальная помощь была выплачена за счет экономии фонда оплаты труда, дополнительных расходов не производилось.

Соответственно оснований выплачивать мате­риальную помощь работникам указанного сектора за счет средств бюджета Ставропольского края у комитета не имелось.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что при наличии экономии по фонду оплаты труда, осуществление выплат материальной помощи государственным служащим комитета в связи с выполнением ими названных обязанностей, может производиться за счет субвенций.

Ссылка Территориального органа Росздравнадзора по Ставропольскому краю на письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.09.2014 № 01-19057/14 не может быть принята судом во внимание, поскольку указанное письмо не обладает признаками нормативного акта.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ: 

заявленные требования комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю от 21.04.2014 № 07-03/867.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                    З.Р. Тлябичева