АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ставрополь Дело № А63-5914/2019
Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2019 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марьевым Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,
к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь,
о признании недействительным предписания от 25.02.2019 № 265 в части размещения платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в срок не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным,
при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 20.12.2018
№ 19291, представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 10.05.2018,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов», г. Ставрополь (далее – заявитель, фонд), обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, (далее – управление, заинтересованное лицо), о признании недействительным предписания от 25.02.2019 № 265 в части размещения платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в срок не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Представитель заявителя на требованиях настаивал, полагая оспариваемое предписание незаконным в связи с тем, что региональный оператор не обязан размещать платежные документы в системе в срок, отличающийся от срока, установленного ч. 2.1 ст. 155, ч. 2 ст. 155, ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 28.06.2013 № 57-кз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края» (далее - Закон № 57-кз).
Поверенный заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, утверждая, что региональный оператор размещает в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства платежные документы по взносам за капитальный ремонт по жилым помещениям в многоквартирном доме № 6 по ул. Юбилейная в г. Ипатово с нарушением сроков, установленных ст. 155 ЖК РФ, в связи с чем ему выдано законное предписание.
Суд, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено из обстоятельств дела, на основании распоряжения от 29.01.2019 № 267 управлением проведена проверка исполнения ранее выданного фонду предписания от 12.10.2018 № 6876.
В ходе проверки управлением установлено, фонд, являющийся региональным оператором, размещает в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства платежные документы по взносам за капитальный ремонт по жилым помещениям в многоквартирном доме № 6 по ул. Юбилейная в г. Ипатово (далее - МКД) с нарушением сроков, установленных статьей 155 ЖК РФ, то есть заявителем не исполнено ранее выданное предписание от 12.10.2018 № 6876.
Результаты проверки отражены управлением в акте проверки от 25.02.2019
№ 267-38/1.
С учетом этого заявителю управлением выдано предписание от 25.02.2019 № 265, которым предписано устранить нарушение (платежные документы на оплату взносов, не размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) до 24.06.2019.
С указанным предписанием заявитель не согласился, в связи с чем оспорил его в суде.
Правовые и организационные основы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, правовые основы регулирования деятельности регионального оператора установлены ЖК РФ, Законом № 57-кз и нормативными правовыми актами, принятыми правительством Ставропольского края и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в соответствии с указанными нормативными актами.
Согласно ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, осуществляет свою деятельность и исполняет обязанности по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии со ст. ст. 180 и 182 ЖК РФ, Законом № 57-кз и уставом фонда.
В соответствии со ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ платежные документы о плате за жилое помещение (в том числе платежные документы в электронной форме, размещенные в системе), представляются не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Информация размещается в Системе не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В части 2.1 статьи 155 ЖК РФ закреплено, что платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 данной статьи.
Таким образом, в один и тот же срок размещается в системе указанная информация и предоставляется платежный документ, содержащий эту информацию.
Однако, статьей 171 ЖК РФ установлены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность установления законом субъекта Российской Федерации иных сроков размещения платежных документов по взносам на капитальный рем, чем установленных статьей 155 ЖК РФ.
Так, в Ставропольском крае иные сроки для оплаты собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт и предоставления региональным оператором платежных документов установлены Законом № 57-кз.
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закон № 57-кз в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за расчетным месяцем.
Пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона № 57-кз предусмотрено, что, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора платежный документ направляется региональным оператором в адрес собственников помещений в МКД не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Таким образом, в соответствии с ч. 2.1 ст. 155, ч. 2 ст. 155, ч. 1 ст. 171 ЖК РФ и ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 57-кз региональный оператор размещает платежные документы в системе не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Региональный оператор не обязан представлять собственникам помещений в МКД платежные документы по взносам на капитальный ремонт в общий срок представления платежных документов, установленный п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, так как в соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ Законом № 57-кз установлен иной срок предоставления собственникам помещений в МКД платежных документов. Аналогичные разъяснения даны Минстроем России в письме от 21.03.2018 № 11589-КБ/06.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону (первое условие) и нарушает права и законные интересы заявителя (второе условие), в связи с чем является недействительным.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку судебный акт принят в пользу заявителя, то уплаченная им госпошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов», г. Ставрополь,
ОГРН <***>, ИНН <***>, удовлетворить.
Признать незаконным предписание управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору от 25.02.2019 № 265 в части размещения платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в срок не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.
Взыскать с управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору в пользу некоммерческой организации Ставропольского края «Фонд капительного ремонта общего имущества многоквартирных домов», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
ИНН <***>, государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 25.03.2019 № 1020.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.В. Быкодорова