ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-6417/11 от 28.09.2011 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63- 6417/2011

28 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 сентября 2011 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-10» г.Ставрополь, ОГРН <***>,

к Средне-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 11.01.2011, представителей заинтересованного лица ФИО2, доверенность №1 от 26.09.2011, ФИО3, доверенность №2 от 26.09.2011

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-10» г.Ставрополь (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением Средне-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь (далее – управление, заинтересованное лицо, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания № 25ВП-09/197/1 от 08.07.2011.

Заявление мотивировано отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения, поскольку, как полагает заявитель, пассажирские лифты не относятся к опасным производственным объектам, а многоквартирные дома не являются производственными цехами, участками, производственная деятельность в домах не осуществляется; настаивает на наличии документов, отсутствие которых вменено в описательной части постановления в пунктах 1-6, пояснив также, что нарушений указанных в пункте 7 постановления обществом не допущено, т.к. у него имеется договор на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования.

В судебном заседании представитель общества доводы заявления и возражений на отзыв поддержал, просил заявление удовлетворить.

Представители административного органа в судебном заседании, в отзыве на заявление и дополнении к нему считают событие и состав вмененного административного правонарушения доказанными, процедуру привлечения общества к административной ответственности соблюденной. Просят в удовлетворении заявления отказать. Поддержали доводы заявления о замене заинтересованного лица на правопреемника - Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в связи с реорганизацией юридического лица в форме слияния. Обстоятельство реорганизации и правопреемства подтвердили документально.

Заявление заинтересованного лица судом рассмотрено и признано подлежащим удовлетворению.

Изучив материалы дела, суд считает требование общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 28.06.2011 № 25ВП-09 Средне-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-10» на предмет соблюдения обществом требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

О проведении проверки общество было извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью директора общества в акте проверки №25ВП-09/197, датированной 01.07.2011.

В ходе проверки управлением выявлены следующие нарушения обязательных требований при эксплуатации ООО «Управляющая компания 10» технических устройств (лифтов) на основании договоров с жильцами домов по ул. 50 лет ВЛКСМ 71/2, 35/4, 41/1, 73/2, 57/1, 41/2, 35/2, 51/2, 35/1, 73/1, 67/1, 67/4, 67/4, 39/2, 39/1, по ул.Пирогова, 34/3, 64/4, 38/4, 68/2, 18/4, 38/1, 32, 34/3 по ул.45 Параллель 10, 22, 4/1, -

- отсутствует персонал и приказ о допуске персонала, к техническому обслуживанию лифтов;

- отсутствуют протоколы аттестации (периодической проверки знаний) в области промышленной безопасности, электробезопасности руководителей, специалистов и работников организаций, удостоверения;

- отсутствует свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;

- отсутствует положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта;

- отсутствует график планово-предупредительного ремонта ГПМ;

- отсутствует положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- эксплуатирующая организация не обеспечивает содержание лифтов в
исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации
надлежащего обслуживания и ремонта.

Нарушения зафиксированы в акте проверки № 25 ВП-09/197.

По данному факту 05.07.2011 в отношении общества и в присутствии его законного представителя ФИО4 государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 25ВП-09/197/1.

08.07.2011 государственным инспектором в присутствии законного представителя общества вынесено постановление № 25ВП-09/197/1, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица; субъективная сторона может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон №116-ФЗ).

Положения Федерального закона №116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.

В пункте 3 приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.

Разделом 15 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре (Приложение 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, действовавшее на момент проверки) установлено, что к опасным производственным объектам, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы в качестве опасного производственного объекта, под N 42 относится Жилищный фонд. Границами такого объекта являются границы административной зоны, обслуживаемой эксплуатирующей организацией. Данные объекты идентифицируются по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов).

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

При этом, как следует из анализа приведенных норм, опасным производственным объектом считается не отдельный механизм или оборудование, а производственный объект, на котором применяется стационарно установленной техническое устройство (механизм, оборудование), в рассматриваемом случае - жилищный фонд, многоквартирный жилой дом, в котором установлен лифт. Названный производственный объект подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Правила регистрации объектов государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - Правила регистрации объектов).

Данные Правила регистрации объектов устанавливают порядок регистрации действующих на территории Российской Федерации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения этого государственного реестра, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены опасные производственные объекты, а также органами местного самоуправления (пункт 1 Правил).

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.

Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.

Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

В соответствии с пунктом 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.

Согласно пункту 4 Правил организации и осуществления производственного контроля, производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Таким образом, приведенными правовыми нормами на юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию опасных производственных объектов, возложена обязанность зарегистрировать соответствующий опасный производственный объект в государственном реестре, разработать Положение о производственном контроле производственного объекта.

Исходя из пункта 12.7 Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31 (далее Правила) возложение функций по организации эксплуатации и (или) технического обслуживания лифтов на специалистов осуществляется приказом.

В соответствии с пунктами 12.4, 12.5, 12.5.1, 12.5.2, 12.5.3 Правил руководители, специалисты и члены аттестационных комиссий эксплуатирующих и специализированных организаций проходят подготовку и аттестацию по промышленной безопасности в порядке, установленном Госгортехнадзором России, указанные лица должны иметь соответствующую группу по электробезопасности (пункт 12.4); обучение и аттестация электромехаников, лифтеров и диспетчеров производится в учебных заведениях и других организациях, располагающих базой для теоретического и практического обучения, необходимым числом штатных специалистов (преподавателей), аттестованных в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

Участие представителя органа Госгортехнадзора России в работе комиссии при аттестации электромехаников обязательно. Аттестация лифтеров и диспетчеров может проводиться комиссией без участия представителя органа Госгортехнадзора России.

Результаты аттестации отражаются в протоколе. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения (пункт 12.5.1 Правил).

Периодическая проверка знаний электромехаников, лифтеров, диспетчеров проводится не реже одного раза в 12 месяцев аттестационной комиссией организации, в штате которой он числится, или комиссией организации, осуществляющей обучение. Внеочередная проверка знаний проводится:

- при переходе на другое место работы;

- по требованию инспектора Госгортехнадзора России.

Периодическая и внеочередная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции.

Результаты проверки знаний оформляются протоколом с отметкой в удостоверении (пункт 12.5.2 Правил).

12.5.3. Обслуживающий персонал проходит подготовку и проверку знаний по электробезопасности в объеме не ниже следующих квалификационных групп:

- электромеханики, допущенные к самостоятельной работе, - III группа;

- лифтеры и диспетчера - II группа.

Проверка знаний проводится в срок не более одного месяца при приеме на работу и периодически в сроки не реже одного раза в 12 месяцев.

Результаты проверки отражаются в журнале (протоколе). Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения установленного образца (пункт 12.5.3 Правил).

В соответствии пунктом 12.1 Правил эксплуатирующая организация обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

По правилам пунктов 12.2.2, 12.2.3 Правил система планово-предупредительных ремонтов включает в себя: а) систему технического обслуживания, состоящую из:

- периодических осмотров;

- текущих ремонтов;

- аварийно-технического обслуживания;

б) систему восстановления ресурса лифта, состоящую из:

- капитального ремонта (замены оборудования);

- модернизации при эксплуатации.

Обязанность по организации надлежащего обслуживания и ремонта лифтов возложена на эксплуатирующую организацию (владельца лифта). Владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации.

В силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи и прочее.

Как видно из материалов дела, Уставом ООО «Управляющая компания - 10» определено, что предметом его деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда, обслуживание и текущий ремонт жилого фонда и нежилых помещений (пункт 2.2 Устава). В соответствии с договорами управления многоквартирным домом общество приняло на себя обязательство осуществлять безопасную эксплуатацию лифтов (пункт 3.1.14 договора).

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Общество имело возможность для соблюдения требований промышленной безопасности, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ссылка общества на наличие договора на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования, вследствие чего, отсутствие нарушения вмененного пунктом 7 описательной части постановления, судом отклоняется т.к. данное обстоятельство обществом не подтверждено документально.

Указание на наличие документов вмененных пунктами 1-6 описательной части постановления также не принимается судом, т.к. указанные документы при проведении проверки: ни на протокол, ни на постановление; ни в суд представлены не были, с нарушениями законный представитель общества согласно записи в протоколе согласился (л.д. 63), о чем имеется соответствующая подпись.

Ссылка заявителя на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, т.к. многоквартирные дома не являются производственными объектами, а лифты не отнесены к опасным производственным объектам судом не принимается.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.

В пункте 3 приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ предусмотрено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Приказом Госгортехнадзора России от 27.08.2001 N 115 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.

Разделом 15 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре (Приложение 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131, действовавшее на момент проверки) установлено, что к опасным производственным объектам, использующим стационарно установленные грузоподъемные механизмы в качестве опасного производственного объекта, под N 42 относится Жилищный фонд. Границами такого объекта являются границы административной зоны, обслуживаемой эксплуатирующей организацией. Данные объекты идентифицируются по признаку использования стационарно установленных грузоподъемных механизмов (лифтов).

С учетом изложенного, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.

Частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах требование общества об отмене постановления № 25 ВП-09/197/1 от 08.07.2011 о назначении административного наказания удовлетворению не подлежит.

Принятые определением арбитражного суда от 17.08.2011 обеспечительные меры подлежат отмене.

Руководствуясь статьями 48, 97,167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Средне – Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь о замене стороны удовлетворить.

Заменить Средне – Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь на надлежащее заинтересованное лицо Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Ставрополь, ОГРН <***>.

В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-10» г.Ставрополь, ОГРН <***>, о признании незаконным и отмене постановления №25ВП-09/197/1 от 08.07.2011 государственного инспектора отдела по надзору подъемными сооружениями ФИО3 о признании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-10» г.Ставрополь, ОГРН <***> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ назначении ему наказания в виде штрафа в размере 200 000рублей, отказать.

Принятые определением арбитражного суда от 17.08.2011 обеспечительные меры отменить.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в порядке предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья А.К.Алиева