ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-6499/10 от 11.10.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-62, факс 71-40-60,

E-mail:info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь

18 октября 2010 года

Дело№А63-6499/2010

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2010 года. Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2010 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Быкодоровой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» г. Пятигорск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: ООО КСЭ «Прометей -1», г.Киров о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 11.06.2010 года по делу № 35 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» г. Пятигорск части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии в судебном заседании: представителя заявителя Салпагарова И.Б. по доверенности № 67 от 01.01.2010, представителя заинтересованного лица Сапунова Д.Н. по доверенности № 03/20 от 12.01.2010, в отсутствии представителя третьего лица,

установил:

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» г. Пятигорск (далее - заявитель, общество, ОАО «МРСК Северного Кавказа») обратилось в

арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее- УФАС по СК) с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: ООО КСЭ «Прометей -1» о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 11.06.2010 года по делу №35 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» г. Пятигорск части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года№135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил суд удовлетворить требования с учетом доводов, указанных в заявлении. Заявитель считает решение незаконным по следующим основаниям. Решением от 11.06.2010 года ОАО «МРСК Северного Кавказа» признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» в части отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ «Прометей-1».

Статья 10 Закона о конкуренции предполагает наступление любого из перечисленных последствий: недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Действия лица, занимающего доминирующее положение, хотя и формально подпадают под запрет, установленной статьей, но при отсутствии угрозы наступления последствий не могут быть расценены как злоупотребление доминирующим положением. При указанных обстоятельствах установлению по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежат: факт совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия) и наступление (либо угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц. В рассматриваемом случае антимонопольный орган должен был в решении доказать факт отказа либо уклонения от заключения договора возмездного оказания услуг и создания указанными действиями препятствий выходу ООО «КСЭ «Прометей-1» на оптовый рынок электрической энергии. В соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 года №643, Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861, ООО КСЭ «Прометей-1» не может выступать в качестве стороны по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, так как него отсутствуют потребители электрической энергии (лица, использующие электрическую энергию для собственных и бытовых нужд). При указанных обстоятельствах отсутствие договора возмездного оказания услуг между ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ООО КСЭ «Прометей-1» не влечет за

собой ограничения доступа на оптовый рынок электрической энергии. Правомерность действий ОАО «МРСК Северного Кавказа» по отказу в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии подтверждена решением наблюдательного совета НП «Совет рынка». Таким образом, незаключение ОАО «МРСК Северного Кавказа» договора оказания услуг по передаче электрической энергии, по мнению заявителя, не влияет на возможность выхода ООО КСЭ «Прометей-1» на оптовый рынок, а, следовательно, не нарушило и не нарушает прав и законных интересов указанного юридического лица. Отсутствие одного из условий, необходимых для признания ОАО «МРСК Северного Кавказа» нарушившим антимонопольное законодательство, исключает такую возможность такого привлечения.

Между ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ОАО «Дагэнергосеть» с 01.04.2010 года заключен договор аренды имущества №101/2010, согласно которому последнему переданы во временное владение и пользование объекты электросетевого хозяйства, расположенные на территории Республики Дагестан. В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Таким образом, ОАО «МРСК Северного Кавказа» не является сетевой организацией на территории Республики Дагестан и не может оказывать услуги по передаче электрической энергии. Данный факт также нашел свое подтверждение в обжалуемом нормативном акте антимонопольного органа. Учитывая указанную норму права и передачу объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории Республики Дагестан, в аренду, основания для заключения между ОАО «МРСК Северного Кавказа» и ООО КСЭ «Прометей-1» договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, по мнению заявителя отсутствуют.

Передача объектов электросетевого хозяйства была произведена до вынесения определения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» дело подлежит прекращению в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба по Республике Дагестан предписанием от 16.12.2008 года признала незаконными действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» по отказу от заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии и обязала заключить указанный договор с ООО КСЭ «Прометей-1». Данное предписание было обжаловано ОАО «МРСК Северного Кавказа» в Арбитражном суде Республики Дагестан.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.04.2009 года по делу №А15-167/2009 года, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 года и постановлением ФАС СКО от 22.10.2009 года, решение и предписание УФАС по РД признаны недействительными и отменены. Таким образом, вопрос об отказе в заключении договора уже был предметом рассмотрения антимонопольного органа, а также арбитражных судов Северо-Кавказского округа. В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 48 Закона о конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Представитель заинтересованного лица УФАС по СК в судебном заседании заявленные требования не признал и просил суд отказать заявителю в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве. Решение и предписание выданы в соответствии с нормами действующего законодательства и с соблюдением статьи 23, части 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135 - ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» злоупотребило доминирующим положением путем уклонения от заключения с ООО КСЭ «Прометей-1» договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, заключение которого для ОАО «МРСК Северного Кавказа» как сетевой организации обязательно в силу закона.

Разделом II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определен порядок заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Действия сетевой организации после получения заявки от потребителя определены п.п. 20-21 Правил, а именно: сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения. То есть ОАО «МРСК Северного Кавказа» не исполнило требования действующего законодательства по соблюдению сроков оформления договорных отношений с потребителем услуг с сентября 2008 г. и в последующем продолжило данное нарушение.

По данному факту ООО КСЭ «Прометей-1» самостоятельно обратилось в суд о понуждении ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям его филиала в Республике Дагестан - «Дагэнерго» - на условиях, изложенных в офертах от 18.09.2008 и 12.11.2008 года. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу №А-15-2272/2008 от 20.02.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009 и постановление ФАС СКО от 26.08.2009г., требования ООО КСЭ «Прометей-1» удовлетворены: суд обязал ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключить с обществом договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, предложенных истцом в офертах от 18.08.2008 и 12.11.2008.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, возражений по существу заявленных требований не представил. Суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица, по имеющимся в деле материалам.

Материалами дела установлено.

15 апреля 2008 года ООО «Энергосбыт-1» и ООО КСЭ «Прометей-1» заключили договор купли-продажи электрической энергии и мощности №2008-1/РД-М. ООО КСЭ «Прометей-1» 28.04.2008 г. направило в адрес ОАО «Дагэнерго» оферту с предложением заключить договор на оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ОАО «Дагэнерго» с приложением проекта договора и иных предусмотренных документов.

В ответе филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагэнерго» на оферту 04.05.2008 г. ООО КСЭ «Прометей-1», о том, что в представленных документах нет необходимых сведений в соответствии с п.п. «а» ст. 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.

После повторного представления ООО КСЭ «Прометей-1» необходимых документов от филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Дагэнерго» был получен ответ от 26.05.2008 г. №01-03/432, согласно которому ОАО «Дагэнерго» с 01 апреля 2008 года стало филиалом ОАО «МРСК Северного Кавказа» и для заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии ООО КСЭ «Прометей-1» необходимо обратиться в ОАО «МРСК Северного Кавказа».

Письмом от 18.09.2008г. ООО КСЭ «Прометей-1» направило в адрес ОАО «МРСК Северного Кавказа» на подписание проект договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии.

В ответ 08.10.2008г. общество предложило ООО КСЭ «Прометей-1» представить документы, предусмотренные пунктами 13 и 18 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, (далее - Правила) и документы, подтверждающие заключение договора в отношении потребителей электрической энергии, технологически присоединенных к электрическим сетям.

ООО КСЭ «Прометей-1» 12 ноября 2008 года представило обществу дополнительные документы и оферту на заключение договора.

Однако письмом от 12.12.2008г. N 01/1768 ОАО «МРСК Северного Кавказа» отказало ООО КСЭ «Прометей-1» в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении заявленных точек поставки.

По данному факту ООО КСЭ «Прометей-1» самостоятельно обратилось в суд о понуждении ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям его филиала в Республике Дагестан - «Дагэнерго» - на условиях, изложенных в офертах от 18.09.2008 и 12.11.2008 года.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан по делу №А-15-2272/2008 от 20.02.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2009, требования ООО КСЭ «Прометей-1» удовлетворены: суд обязал ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключить с обществом договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии на условиях, предложенных истцом в офертах от 18.08.2008 и 12.11.2008.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа 26.08.2009г. судебные акты оставлены в силе.

Определением о назначении дела №35 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.04.2010 года Ставропольским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «МРСК Северного Кавказа» по факту отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии. По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение признать ОАО «МРСК Северного Кавказа» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части необоснованного отказа от заключения договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ «Прометей-1».

Все вышеуказанные документы на основании и которых антимонопольным органом, был сделан вывод представлены в материалы рассматриваемого дела УФ АС по СК.

В соответствии с определением о назначении дела №35 о нарушении антимонопольного законодательства от 06.04.2010 года к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО КСЭ «Прометей-1».

В ходе рассмотрения дела ООО КСЭ «Прометей-1» выразило свою позицию, согласно которой действиями ОАО «МРСК Северного Кавказа» по отказу в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии были ущемлены его законные права и интересы, чио продолжает иметь место и по настоящее время.

Основываясь на материалах дела №35 антимонопольный орган признал действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» по отказу в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии нарушившими антимонопольное законодательство.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Суд находит обоснованным довод УФ АС по СК о том, что решение и предписание были выданы надлежащему лицу ОАО «МРСК Северного Кавказа», так как оно является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующие положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъекта естественной монополии, то есть сферой, в которой отсутствует конкуренция. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу электроэнергии потребителю, возникает монополия на данном рынке.

Статья 10 Федерального закона №35-Ф3 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В частности, запрещаются действия (бездействие) доминирующего хозяйствующего субъекта, экономически или технологически не обоснованные, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

По смыслу приведенных норм антимонопольный орган должен доказать, что общество осуществило необоснованный отказ в заключении договора при наличие такой возможности.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» занимало доминирующее положение на рынке услуг по передаче, поставке и распределению электроэнергии в Республике Дагестан в 2008-2009 гг..

ООО КСЭ «Прометей-1» 12 ноября 2008 года представляет обществу дополнительные документы и оферту на заключение договора.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» отказало ООО КСЭ «Прометей-1» в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении заявленных точек поставки на том основании, что точки поставки, ООО КСЭ «Прометей-1» совпадают с точками поставки действующего договор письмо от 12.12.2008г. N 01/1768а

В соответствии с пунктом 24 Правил сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае: отсутствия у потребителя услуг заключенного договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению; отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме; направления заявления о заключении договора лицом, которое не имеет технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) к электрическим сетям этой сетевой организации. Все эти три пункта указывают основания, при которых допускается отказ в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии

ОАО «МРСК Северного Кавказа» отказало в заключении договора на том основании, что точки поставки ООО КСЭ «Прометей-1» совпадают с точками поставки действующего договора, но данный факт в соответствии с пунктом 24 Правил не является основанием для отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

УФАС по СК по факту отказа в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ «Прометей-1» были исследованы обстоятельства дела №35, позволяющие сделать вывод о нарушении действиях ОАО «МРСК Северного Кавказа» антимонопольного законодательства.

Кроме того, незаконность действий ОАО «МРСК Северного Кавказа» подтверждена судебными актами по делу №А15-2272/2008 года, где судебными инстанциями сделан вывод о том, что отказ в заключение договора на оказания услуг по передаче электрической энергии не обоснован.

Таким образом, подтверждения необоснованности отказа ОАО «МРСК Северного Кавказа» в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, основано не только на нормах права но и на в ступившем в законную силу судебном акте по делу №А15-2272/2008.

Также в материалах дела имеется письмо Минэнерго России от 22.03.2010г. №09-334, в котором дается оценка вопроса заключения договора услуг по передаче электрической энергии и говорится о том, что в целях недопущения нарушения действующих норм законодательства РФ ОАО «МРСК СК» в лице ОАО «Холдинг МРСК», поручено обеспечить меры, направленные на заключение договора на передачу электроэнергии.

В свою очередь ОАО «Холдинг МРСК» письмом от 18 марта 2010 г. № ГБ-847 «О заключении договора с ООО «Прометей-1» дало поручение ОАО «МРСК Северного Кавказа» обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на заключение договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО КСЭ «Прометей-1». При этом ОАО «Холдинг МРСК», являясь акционером ОАО «МРСК Северного Кавказа», считает, что незаключение договора является недопустимым нарушением положений действующего законодательства.

В соответствии со статьей 39 Закона N 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, сообщение средства массовой информации, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Закона N 135-ФЗ принимает одно из следующих решений: о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

При рассмотрении дела суд установил, что письмом от 12.12.2008 N 01/1768 общество отказало ООО КСЭ "Прометей-1" в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении заявленных точек поставки. В свою очередь, дело N 35 о нарушении компанией антимонопольного законодательства возбуждено управлением 06.04.2010 года.

Таким образом, на момент возбуждения антимонопольным органом дела по признакам нарушения обществом антимонопольного законодательства, выразившегося в отказе от заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), ООО КЭС «Прометей-1» был получен отказ компании в заключении указанного договора.

На основании изложенного выводы антимонопольного органа о наличие основания для возбуждения дела N 35 в отношении общества являются обоснованными.

Довод общества о том. Что вопрос об отказе в заключении договора уже рассматривался антимонопольным органом и арбитражными судами Северо-Кавказского федерального округа и решение, предписание УФАС по РФ признаны недействительными и отменены, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям. Судебные акты, принятые по факту оспаривания решения и предписания УФАС по Республике Дагестан, были отменены по признакам нарушения антимонопольным органом процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, что в свою очередь было соблюдено Ставропольским УФАС России. Вторым доводом судебных инстанций было наличие неподведомственности рассмотрения данного спора УФАС по Республике Дагестан. Судами сделан вывод о том, что нарушение совершено на территории Ставропольского края и должно быть рассмотрено антимонопольным органом Ставропольского края. Действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» данными судебными инстанциями не были признаны правомерными, а, следовательно, и нельзя рассматривать тот факт что по данным событиям судебными инстанциями было дано заключение на предмет наличия или отсутствия в рассматриваемом правонарушении признаков нарушения антимонопольного законодательства.

ОАО «МРСК Северного Кавказа» является сетевой организацией, а ООО КСЭ «Прометей-1» - энергосбытовой организацией, действующей в интересах 000 «Энергосбыт-1», являющегося потребителем электроэнергии в силу положений пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг и владеющего на праве аренды энергопринимающими устройствами, непосредственно присоединенными к электрической сети.

В силу пункта 6 Правил к потребителям услуг по передаче электрической энергии относятся лица, имеющие на праве собственности или ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). Требование о понуждении заключить договор может быть заявлено в суд только после направления истцом стороне, для которой заключение договора является обязательным, оферты и получения от этой стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок. Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации оферта должна содержать существенные условия договора.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Разделом II Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года №861) определен порядок заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Действия сетевой организации после получения заявки от потребителя определены п.п. 20-21 Правил, а именно: сетевая организация в течение 30 дней с даты получения документов, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения. То есть ОАО «МРСК Северного Кавказа» не исполнило требования действующего законодательства по соблюдению сроков оформления договорных отношений с потребителем услуг с сентября 2008 г. и в последующем продолжило данное нарушение.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

ОАО «МРСК Северного Кавказа» злоупотребило доминирующим положением путем уклонения от заключения с ООО КСЭ «Прометей-1» договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, в последующем не заключило договор, несмотря на неоднократные требования о его заключении. При этом заключение договора возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии для ОАО «МРСК Северного Кавказа» как сетевой организации обязательно в силу закона.

Довод заявителя о том, что действия ОАО «МРСК Северного Кавказа» по отказу в заключении договора оказания услуг не имеют признаков недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц, не соответствует фактическим обстоятельства по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон №35-Ф3) под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом N 35-ФЗ порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона N 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона N 35-ФЗ.

Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона N 35-ФЗ, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Статьей 35 Закона N 35-ФЗ определен порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке, который представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, и иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка, вступление в члены состава совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка -участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона N 35-ФЗ).

В силу статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования.

В пункте 17 данных Правил №643 указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

ООО КСЭ «Прометей-1» в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг для получения доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка, а в последующем для заключения обязательных договоров на оптовом рынке необходимо иметь заключенный договор оказания услуг по передаче электрической энергии. При отсутствии указанного договора 000 КСЭ «Прометей-1» не имело возможности получить доступ к услугам администратора торговой системы оптового рынка.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года №30 «О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско - правовым отношениям. Пунктом 14 определено, что пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и вьщает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Таким образом, при принятии решения УФ АС по СК не вышло за рамки своих полномочий.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.056.1996 года, №6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданами или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Заявитель был правомерно и обоснованно признан нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

При вышеизложенных обстоятельствах имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьями 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 11.06.2010 года по делу № 35 о нарушении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» г. Пятигорск части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года№135-ФЗ «О защите конкуренции» отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья Л. В. Быкодорова