ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-6605/2010 от 12.08.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-50-51, факс 71-40-60,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-6605/2010

12 августа 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2010 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2010 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе:

судьи Орловского Э.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пьяновой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю г. Ставрополь

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 г.Ставрополь

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО2 по доверенности № 01 от 11.01.2010 г. в отсутствие заинтересованного лица.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано тем, что ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров с нарушениями при заполнении путевых листов, несоответствии сведений путевых листов и табелей учета рабочего времени водителей, без прохождения профессиональной переподготовки, с расписанием движения на маршруте, не соответствующим нормам Положения о рабочем времени водителей, утвержденного Приказом Минтранса РФ № 15 от 20.04.04 г. Также вменяется несоответствие внешнего и внутреннего оборудования транспортных средств Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленное требование.

ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил. В силу части 3 статьи 205 АПК РФ неявка заинтересованного лица не является препятствием для рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные заявителем, суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

ФИО1 выдана лицензия с регистрационным номером АСС-26-81495/1 от 15.07.2003 г. на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

На основании распоряжения органа государственного надзора АТВ № 002333 от 24.05.2010 г. в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 проведена плановая выездная проверка в ходе, которой установлено, что ФИО1 осуществлял деятельность по перевозке пассажиров транспортным средством, оборудован­ным для перевозок более 8 человек, с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

1) данные путевых листов не соответствуют данным табеля учета рабочего времени, так води­тель ФИО1 по путевому листу № 13/06 от 28.06.2010 г. отработал 11 часов 01 минуту, а в табеле учета рабочего времени отмечено, что он в этот день отработал 10 часов 14 минут, по путе­вому листу № 12/06 от 25.06.2010г. отработал 10 часов 16 минут, а в табеле учета рабочего времени отмечено, что он в этот день отработал 9 часов 28 минут, по путевому листу № 11/06 от 22.06.2010г. отработал 10 часов 45 минут, а в табеле учета рабочего времени отмечено, что он в этот день отра­ботал 9 часов 57 минут, по путевому листу № 10/06 от 16.06.2010г. отработал 10 часов 16 минуты, а в табеле учета рабочего времени отмечено, что он в этот день отработал 9 часов 28 минут, по путе­вому листу № 9/06 от 15.06.2010г. отработал 11 часов 25 минут, а в табеле учета рабочего времени отмечено, что он в этот день отработал 10 часов 18 минут, т.е. фактически учет рабочего времени не ведется, чем нарушен п.3.3.2. Положения, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.95 г. № 27;

2) не организовано прохождение повышения квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом, чем нарушен п. 1 Квалификационных требований, утверждён­ных приказом Минтранса Российской Федерации от 22.06.98 г. № 75;

3) расписание движения на маршрут № 14 М «ж/д Вокзал - рынок «Южный»» не соответствует требованиям Приказа № 15 Минтранса Российской Федерации от 20.08.04 г.;

4) не соответствует внешнее и внутреннее оборудование и оформление АТС Правилам перево­зок пассажиров и багажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 г. №112;

5) имеются нарушения в заполнении путевых листов № 9/06 от 15.06.10 г., № 10/06 от 16.06.10 г., № 11/06 от 22.06.10 г. и других - не заполнены графы: телефон предпринимателя и номер водительского удостоверения, чем нарушен п.5 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.08 г. № 152.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки № 1012459 от 07.07.2010 г.

07.07.2010 года государственным инспектором Управления ФИО3 составлен протокол № 010614 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 3).

Согласно подпунктов «б», «в» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, являются:

- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

- наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения РФ.

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в числе прочего, организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.2003 г. № 1090, водитель механического транспортного средства в установленных случаях обязан иметь при себе путевой лист.

Оформление путевого листа при осуществлении перевозок пассажиров обязательно в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Во исполнение ч.1 ст. 6 указанного закона Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов».

В соответствии с подп. 3 п. 3 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен, в числе прочего, содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, в числу которых для индивидуальных предпринимателей согласно подп. 2 п. 5 названного нормативного документа отнесены: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Следует отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предприниматель указал номер своего телефона, что подтверждает его наличие у заинтересованного лица, и, следовательно, возможность его указания в путевых листах.

Согласно пункту 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 г. № 27, с учетом трудового законодательства и Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей должно быть организовано ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Поскольку сведения о рабочем времени водителя складываются из времени управления автомобилем, времени специальных перерывов для отдыха в пути и на конечных пунктах, времени стоянки и др. (п. 15 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.04 г. № 15), а данные, позволяющие установить это время первично отражаются в путевых листах, то сведения путевых листов и документации по учету рабочего времени должны соответствовать друг другу.

Несоответствие между этими сведения означает, что в одном из документов (табеле учета рабочего времени или путевом листе) содержатся недостоверные данные.

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2, владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

Согласно пункта 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15, расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм этого Положения.

Из пункта 24 названного Положения следует, что перерыв для отдыха и питания не должен превышать двух часов. При предоставлении двух перерывов в течении ежедневной работы (смены) общая продолжительность перерывов не должна превышать двух часов.

В данном случае имевшееся у заинтересованного лица расписание движения на маршруте № 14М от 06.09.2009 г. предусматривает для графика № 2 два перерыва. Согласно обобщенных сведений, указанных в расписании, время обеденных перерывов по графику № 2 составляет 3 часа 30 минут, что не соответствует вышеприведенным требованиям.

Согласно подп. «д», «е» и «з» пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112, внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

- указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

- указатели мест расположения огнетушителей;

- указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами.

В ходе проверки внешнего и внутреннего оборудования используемого ФИО1 автомобиля установлено, что данные указали в нем отсутствуют (Приложение 8-ПАСС к акту проверки).

Согласно подпункту «д» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров также является соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ.

Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждены Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 г. № 75.

Согласно разделу 1 данного нормативного документа профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по перечисленным в названном Приказе специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации». Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Как указано в акте проверки, ФИО1 имеет диплом Северо-Кавказского государственного технического университета г. Ставрополя ДВС № 0781028 от 21.06.2001 г., удостоверение ГОУ НПО СКУКК РП № 781028 от 23.06.2001 г.

Доказательств прохождения повышения квалификации в установленный срок суду не представлено.

В качестве нарушения лицензионных требований предпринимателю также вменяется неуказание в путевом листе номера водительского удостоверения, однако такое требование в Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 г. отсутствует.

В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что необходимость указания в путевом листе номера водительского удостоверения вытекает из формы путевого листа, утвержденной Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 г. № 78.

Между тем, утверждение обязательных реквизитов путевых листов предполагает, что остальные реквизиты не являются обязательными и их неуказание не может рассматриваться как нарушение лицензионных требований и влечь ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Однако, данные выводы не устраняют наличие иных вышеприведенных нарушений, которые являются нарушениями лицензионных требований.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность по указанной норме как должностные лица, поскольку иное Кодексом не установлено.

Суд не выявил процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении. Протокол составлен должностным лицом, уполномоченным на это Приказом Ространснадзора РФ от 30.10.2007 г. № ГК-938фс, в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица.

Как указано в поданном в арбитражный суд заявлении, правонарушение совершено ФИО1 впервые, доказательств обратного суду не представлено.

Смягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает количество и характер нарушений.

Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, а также ст.ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Ставропольского края,

РЕШИЛ:

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Ставрополя, проживающего по адресу: г. Ставрополь, ул.50 лет ВЛКСМ, 14-б, кв.73, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 04.07.2003 г. Администрацией города Ставрополя, основной государственный регистрационный номер 304263520900422, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 3500 руб.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Ставропольскому краю (УГАДН по СК), ИНН <***>, КПП 263601001, р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по СК, БИК 040702001, ОКАТО 07401000000, КБК 10611690040040000140.

Исполнительный лист выдать в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья Э.И. Орловский.