ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-6764/2009 от 19.01.2010 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (865 2) 34-16-92, факс 34-69-90,

E-mail:info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ 





Судья Арбитражного суда Ставропольского края Смоляков А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гнедых Е.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными постановлений главы администрации
 г. Минеральные Воды от 08.05.2007 № 726 и от 31.07.2007 № 1251,

третье лицо: ФИО2,

при участии в судебном заседании заявителя – индивидуального предпринимателя – ФИО1, представителя заинтересованного лица – администрации г. Минеральные Воды – ФИО3 (доверенность от 30.11.209), в отсутствие ФИО2, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Минеральные Воды (далее – администрация), индивидуальному предпринимателю ФИО2 о признании постановления главы администрации г. Минеральные Воды от 31.07.2007 № 1251 незаконным, просил восстановить срок на обжалование.

По заявлению возбуждено производство по делу № А63-6766/2009-С7-21.

Впоследствии предприниматель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации г. Минеральные Воды от 08.05.2007 № 726 (заинтересованные лица: администрации г. Минеральные Воды, ФИО2).

По заявлению возбуждено производство по делу № А63-6764/2009-С7-41.

Определением от 21.09.2009 в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела № А63-6764/09-С7-41 и А63-6766/09-С7-41 объединены для совместного рассмотрения.

Определением от 21.09.2009 объединенное дело № А63-6764/09-С7-41 передано для рассмотрения судье Смолякову А.Ю.

В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленные требования, просил заинтересованное лицо ФИО2 считать третьим лицом.

В судебном заседании предприниматель поддержал заявленные требования в полном объеме, в обоснование своих доводов пояснил, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 16.09.2002 № 1865 утвержден акт предварительного согласования выбора земельного участка площадью 1 700 кв. м под проектирование платной автостоянки; заявлением от 04.11.2002 он обратился в администрацию с просьбой отвести участок 12 га под строительств парка; Архитектурно-планировочным бюро и Управлением архитектуры и градостроительства по данному заявлению направлены ходатайства от 29.10.2003 и 19.12.2003 на имя директора Комитета природных ресурсов Ставропольского края с просьбой согласовать материалы предварительного выбора земельного участка площадью 1,865 га на проектирование парковой зоны с торговыми павильонами и площадкой для парковки автомобилей; 29.09.2006 он оплатил компенсацию на возмещение затрат по восстановлению лесных насаждений на имя ФГУ «Бештаугорский лесхоз» в сумме 272 100 рублей и получил последнее согласование акта выбора испрашиваемого земельного участка с ФГУ «Бештаугорский лесхоз»; не было согласования лишь с главным архитектором города и начальником Комитета по земельным ресурсам, которые не могли дать свое согласование без согласования ФГУ «Бештаугорский лесхоз»; 18.09.2007 он обратился с заявлением в адрес главы города Минарельные Воды с просьбой согласовать акт выбора земельного участка 0,159 га на проектирование парковой зоны с торговыми павильонами и площадкой для парковки автомобилей; глав города, сославшись на недействующее постановление Правительства СК № 77-П от 27.06.2005, отказал в согласовании акта выбора; 16.10.2007 он вновь обратился к главе города Минеральные Воды с аналогичным заявлением, имея согласование ФГУ «Бештаугорский лесхоз», однако, вновь получил отказ; земельный участок, предоставленный под автостоянку, входит в площадь земельного участка парковой зоны; он заказал кадастровый план земельного участка, взял доверенность, после окончания проведения межевых работ ему отказали в выдаче землеустроительного дела, в связи с неподписанием администрации согласования; примерно в начале 2007 года в администрации г. Минеральные Воды проводилось совещание о планировании и строительстве автодороги, на котором сообщили всем, чтобы ждали решений; объявление о предоставлении земельного участка было опубликовано, когда уже имелось решение о его предоставлении; при рассмотрении Минераловодским городским судом дела по иску истца к администрации
 г. Минеральные Воды о признании отказа в согласовании выбора земельного участка незаконным администрация г. Минеральные Воды согласовала ФИО2 план границ постановлением от 31.07.2002 № 1251 и акт выбора земельного участка от 08.05.2007 № 726. Заявитель просил восстановить срок на оспаривание ненормативных актов, поскольку об их принятии ему стало известно только из определения Ставропольского краевого суда
 от 09.06.2009.

Представитель администрации возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в отзыве, дополнил, что в течение трех лет ФИО1 должен был разработать и утвердить проектно-сметную документацию и оформить земельный участок в аренду; срок действия постановления
 от 16.09.2002 истек 16.09.2005; в пределах данного срока земельный участок в аренду для строительства автостоянки предпринимателю не предоставлялся; на момент согласования выбора земельного участка ФИО2 он являлся свободным от прав третьих лиц; 04.11.2002 предприниматель обратился к главе города Минеральные Воды и Минераловодского района с заявлением о выделении земельного участка для устройства городского парка; оформление выбора земельного участка для размещения пешеходной аллеи проводилось истцом в период с 2002 по 2007; 02.09.2004 предварительный расчет возмещения затрат на перевод лесных земель в нелесные был подготовлен ФГУ «Бештаугорский лесхоз»; возмещение затрат посредством перечисления на счет ФГУ «Бештаугорский лесхоз» предприниматель начал производить с 24.05.2006, то есть в течение полутора лет каких-либо действий по оформлению выбора земельного участка истцом не производилось; администрация самостоятельно перевела земельный участок из одной категории в другую; предприниматель должен был обжаловать отказ в предоставлении земельного участка; 14.04.2006 ФИО2 обратился в администрацию г. Минеральные Воды с заявлением о предварительном согласовании выбора земельного участка, то есть в период, когда истцом длительное время каких-либо действий по оформлению земельного участка не производилось; постановлением главы администрации города Минеральные Воды от 08.05.2007 № 726 ФИО2 согласован выбор земельного участка под строительство.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял.

В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и оценив представленные доказательства, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, по существу заявленных требований приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 16.09.2002 № 1865 ФИО1 утвержден акт предварительного согласования выбора земельного участка площадью
 1700 кв. м земель Бештаугорского лесхоза, не покрытых лесом, из категории земель – земли поселений, под проектирование платной автостоянки на 76 машин в х. Красный Пахарь,
 ул. Северная (л. д. 25). Пунктом 2 данного постановления на предпринимателя возложены обязанности оформить документацию на проектирование, разработать проектно-сметную документацию, согласовать и утвердить проектно-сметную документацию, после чего обратиться в администрацию города с ходатайством о передаче земельного участка в аренду на период строительства.

4 ноября 2002 года предприниматель обратился в адрес главы города Минеральные Воды и Минеральные Воды с заявлением об отводе земельного участка площадью 12 га для устройства городского парка в районе х. Красный Пахарь (т. 1, л. д. 10).

Управление архитектуры и градостроительства письмом от 19.12.2003 № 75 обратилось в Комитет природных ресурсов по Ставропольскому краю и Бештаугорский лесхоз с просьбой рассмотреть и согласовать материалы предварительного выбора земельного участка площадью 1,865 га по ул. Северная, х. Красный Пахарь, Минераловодского района под проектирование парковой зоны (т. 1, л. д. 45).

Управление по работе с населением Ленинского сельсовета письмом от 29.12.2003 обратилось в адрес ФГУ «Бештаугорский лесхоз» с просьбой оказать содействие спонсору предпринимателю ФИО1, выразившему желание привести в порядок пешеходную дорожку, проходящую через земли Бештаугорского лесхоза, с целью приведения в порядок данной территории: посадки цветов и деревьев вместо пришедших в негодность, укладки тротуарной плитки, освещения территории с организацией выносной торговли (л. д. 46).

В письмах от 03.03.2004 и 02.04.2004 администрация города Минеральные Воды обратилась к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю с предложением произвести обмен земельного участка по
 ул. Северной х. Красный Пахарь, Минераловодского района в границах квартала № 3 площадью 7,67 га земель, покрытых лесом Бештаугорского лесхоза, на равновеликий участок из земель города, удаленный от перспективной застройки (т. 1, л. <...>).

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю в ответе от 07.04.2004 сообщило о согласовании использования земельного участка городских лесов в квартале 3 выделах 1 – 9, 11 – 15 Бештаугорского лесничества Бештаугорского лесхоза для расширения селитебной зоны с обустройством лесопарка, с условием равновеликого обмена территорий из земель города для восстановления покрытых лесом площадей городских лесов и компенсации затрат по лесовосстановлению (т. 1, л. д. 49).

Глава города Минеральные Воды и Минераловодского района обратился с заявлением от 28.07.2004 в адрес Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю с просьбой произвести обмен непокрытого лесом земельного участка Бештаугорского лесхоза (в квартале № 3) площадью 1 592,50 кв. м, находящегося в городской черте, на равноценный участок из земель города, для устройства аллеи соединяющей город Минеральные Воды и х. Красный Пахарь.

9 августа 2004 года Главное управление природных ресурсов охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю обратилась в адрес Бештаугорского лесхоза с запросом о предоставлении таксационной и природоохранной характеристики земельного участка площадью 0,159 гектар для устройства аллеи, соединяющей город Минеральные Воды и х. Красный Пахарь, предварительных расчетов потерь убытков лесохозяйственного производства, а также заключения лесхоза по переводу лесных земель городских лесов в нелесные земли.

Бештаугорский лесхоз на запрос Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю в своем письме от 02.09.2004 выразил свое согласие на перевод лесных земель участка площадью 0,159 га для устройства аллеи, соединяющей город Минеральные Воды и хутор Красный Пахарь (т. 1, л. д. 52).

14 апреля 2006 года ФИО2 обратился к Главе администрации города ФИО4 Воды с заявлением о согласовании выбора земельного участка по
 ул. Советской/ ул. 9 Мая вдоль автомагистрали «Кавказ» (справа), под проектирование гостиничного комплекса с благоустройством прилегающей территории под зону отдыха.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 04.12.2006 № 414-рп лесные земли городских лесов ФИО4 Воды общей площадью 79,9 га переведены в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Предприниматель обратился в адрес главы администрации г. Минеральные Воды с заявлением от 20.03.2007, в котором просил продлить согласование земельного участка под проектирование платной автостоянки, расположенной в г. Минеральные Воды в районе
 ул. Северной, хутор Красный Пахарь (т. 1, л. д. 17).

По результатам рассмотрения данного заявления администрация направила предпринимателю ответ от 23.03.2007 № 409, в котором сообщила о необходимости представления в администрацию города документов о согласовании земельного участка под проектирование платной автостоянки в районе ул. Северной, Красный Пахарь (т. 1, л. д. 18).

В письме от 02.04.2007 № 247 администрация отказала предпринимателю в удовлетворении заявления о продлении срока действия постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района о согласовании выбора земельного участка от 16.09.2002 № 1865 под проектирование платной автостоянки, расположенной в районе
 ул. Северной, хутор Красный Пахарь, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании выбора земельного участка действует в течении 3-х лет, продление срока согласования выбора земельного участка действующее земельное законодательство не предусматривает (т. 1, л. д. 19).

Постановлением Главы администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края от 08.05.2007 № 726 ФИО2 согласован выбор земельного участка площадью 32 130 кв. м по ул. Советская вдоль автомагистрали «Кавказ», 349 км + 210 м (справа), г. Минеральные Воды, под строительство (проектирование) гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха, утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха от 14.04.2006 (т. 1, л. д. 9).

16 мая 2007 года в газете города Минеральные воды и Минераловодского района «Минеральные Воды» опубликовано извещение о проведении 30.05.2007 публичных слушаний «О предоставлении разрешения на условно разрешенное строительство гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха по лице Советской, вдоль автомагистрали «Кавказ», 349 км + 210 м (справа) города Минеральные Воды» и о предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью
 32 130 кв. м по ул. Советская, вдоль автомагистрали «Кавказ», 349 км + 210 м (справа)
 г. Минеральные Воды, под размещение гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха.

Постановлением главы администрации города Минеральные воды Минераловдского района Ставропольского края от 31.07.2007 утвержден проектный план земельного участка общей площадью 32 130 кв. м из земель населенных пунктов, имеющего адресные ориентиры: Ставропольский край, г. Минеральные Воды, в 500 м на запад от жилого дома
 № 131 по ул. Железноводская, под строительство гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха.

В то же время предприниматель обратился в администрацию с заявлением
 от 18.09.2007 о предварительном согласовании земельного участка площадью 0,159 га для строительства пешеходной аллеи, соединяющей г. Минеральные Воды и х. Красный Пахарь, в долгосрочную аренду с последующим выкупом (т. 1, л. д. 11).

Письмом от 20.09.2007 № 774 глава администрация города Минеральные Воды отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивировав свой отказ тем, что земельный участок относится к категории городских лесов (т. 1, л. д. 13).

2 октября 2007 года предприниматель обратился в адрес администрации
 г. Минеральные Воды с заявлением о предварительном согласовании земельного участка
 1 700 кв. м для строительства автостоянки на 76 машин на границе территории городской черты с х. Красный Пахарь по ул. Северной в долгосрочную аренду, и просил дать возможность закончить оформление и сбор недостающих документов (т. 1, л. д. 20).

Предприниматель обратился также с заявлением от 09.10.2007 о предварительном согласовании выбора земельного участка под проектирование автостоянки на 76 машин на границе территории городской черты с х. Красный Пахарь по ул. Северная, ранее согласованный главой города 16.09.2002 № 1865 (т. 1, л. д. 22).

По поручению главы администрации города Минеральные Воды начальник управления имущественных отношений администрации по результатам рассмотрения заявления предпринимателя письмом от 09.10.2007 сообщил, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка для строительства автостоянки на 76 автомашин на границе территории городской черты с х. Красный Пахарь по ул. Северная необходимо представить: копию постановления о предварительном согласовании выбора земельного участка; копию акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства; землеустроительное дело и кадастровый план земельного участка (т. 1, л. д. 21).

16 октября 2007 года предприниматель повторно обратился в администрация с заявлением о предварительном согласовании выбора земельного участка 0,159 для строительства пешеходной аллеи, соединяющей г. Минеральные Воды и х. Красный Пахарь, при этом, указав, что ссылка администрации на постановление Правительства Ставропольского края от 27.06.2005 № 77-П в отказе в предоставлении ему земельного участка несостоятельна, поскольку данный акт утратил силу (т. 1, л. д. 14).

Из письма администрация от 09.11.2007 № 881 следует, что при рассмотрении вопроса о предварительном согласовании земельного участка под проектирование автостоянки на 76 машин в <...> представленная предпринимателем копия постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 16.09.2002 № 1865 не может быть принята во внимание, так как в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта для последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства действует в течении трех лет, указав при этом, что действующий градостроительный регламент не предусматривает строительство автостоянок по ул. Северной х. Красный Пахарь (т. 1, л. д. 23).
 Письмом от 12.11.2007 № 887 администрация отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что он относится к категории городских лесов и его предоставление без перевода в категорию земельного пункта не допускается (т. 1, л. д. 15).

Как следует из выписки из государственного кадастра недвижимости от 06.10.2008
 № 24-02/08-5173, 22.04.2008 земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, р-н Минераловодский, х. Красный Пахарь, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:24:040706:110.

22 мая 2008 года ФИО2 обратился в администрацию г. Минеральные Воды с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 32 130 кв. м, имеющий адресный ориентир: <...> + 210 м (справа) под строительство (проектирование) гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 03.07.2008 отказ главы администрации города Минеральные воды в предварительном согласовании акта выбора земельного участка расположенного по ул. Северной в хуторе Красный Пахарь Минераловодского района признан незаконным (т. 1, л. д. 27 – 31). Определением судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02.09.2008 данное решение отменено (т. 1, л. д. 32 – 35).

По квитанции от 29.09.2006 ФГУ «Бештаугорский лесхоз» приняло от ООО «Вал Пласт» через ФИО5 68 100 рублей возмещения затрат (л. д. 58).

Считая постановления главы администрации г. Минеральные Воды от 08.05.2007
 № 726 и от 31.07.2007 № 1251 незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований предприниматель представил: строительный паспорт земельного участка № 11 по объект – платная автостоянка на 76 машин, утвержденный Главным архитектором города Минеральные воды и Минераловодского района (т. 1, л. д. 71); генплан с приложением таблицы согласования (т. 1, л. д. 74); ситуационный план (т. 1, л. д. 75); акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства (т. 1, л. д. 76); согласование Бештаугорского лесхоза от 03.06.2002 (т. 1, л. д. 78); выкопировку (т. 1, л. д. 79); заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Минераловодского района и города Минеральные Воды (т. 1, л. д. 80); градостроительное заключение (т. 1, л. д. 81); архитектурно-планировочное задание (т. 1, л. д. 83); заключение по отводу земельного участка под строительство (т. 1, л. д. 84); акт радиационного обследования объекта (т. 1, л. д. 85); справка (л. д. 86); заключение от 11.11.2007 о соответствии нормам пожарной безопасности (т. 1, л. д. 87); заключение по согласованию Кавминводского комплексного отдела Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю от 21.11.2002 № 1771 (т. 1, л. д. 88); письмо Управления архитектуры и градостроительства (т. 1, л. д. 90); письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства строительства и архитектуры от 09.01.03 № 199/08 (т. 1, л. д. 91); экспликацию (т. 1, л. д. 92); землеустроительную документацию по земельному участку, выделенному под строительство платной автостоянки на 76 машин по ул. Северная в х. Красный Пахарь (т. 1, л. д. 100 – 110, 113 – 116); акт согласования выбора земельного участка от 14.04.2006; счета-фактуры от 24.05.2006 № 39, от 14.06.2006 № 38; от 25.07.2006 № 48; от 29.09.2006 № 69; договор проектно-изыскательских работ по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель от 15.02.2007.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 11 Кодекса органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу данной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Пунктом 5 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно статье 31 Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта, проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу указанной нормы информирование направлено не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на земельный участок.

При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, заявитель ФИО1 был заинтересован в получении земельного участка, входящего в общую площадь земельного участка, согласованного ФИО2 оспариваемым постановлением от 08.05.2007 № 726.

Информирование населения о возможном предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 32 130 кв. м по ул. Советская, вдоль автомагистрали «Кавказ», 349 км + 210 м (справа) г. Минеральные Воды, под размещение гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха, осуществлено путем публикации в газете города Минеральные воды и Минераловодского района «Минеральные Воды» от 16.05.2007.

Однако оспариваемое постановление № 726 «О предварительном согласовании ФИО2 выбора земельного участка по ул. Советская, вдоль автомагистрали «Кавказ», 349 км + 210 м (справа), г. Минеральные Воды под строительство (проектирование) гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха» вынесено 08.05.2007 – до опубликования данной информации, то есть с нарушением установленного порядка.

В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства является одним из этапов процедуры выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, который должен быть реализован в ходе осуществления мероприятий по обеспечению выбора земельного участка и до оформления акта о выборе земельного участка для строительства.

По правилам статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Решением Минераловодской Городской Думы от 27.04.2007 № 455 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков в аренду для строительства, с предварительным согласованием места размещения объектов установлено, что администрация города информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства в газете «Минеральные Воды». В указанном Порядке данное действие предшествует оформлению акта о выборе земельного участка.

Таким образом, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность информирования населения предшествует выбору земельного участка и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости. Из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании.

Невыполнение данного требования Земельного кодекса Российской Федерации является нарушением основных принципов земельного законодательства, в том числе принципа, закрепленного в подпункте 4 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому не может быть признано формальным.

Принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка ФИО2 до информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя на обеспечение его участия в решении вопросов о распоряжении земельным участком, в том числе на своевременную подачу заявления о предоставлении ему предполагаемого земельного участка.

Кроме того, суд учитывает, что, несмотря на проведение процедур по предоставлению земельного участка ФИО2 в порядке предварительного согласования, администрация, в апреле, а также сентябре – октябре 2007 года в ответах на обращения предпринимателя о предоставлении земельного участка в том же месте уклонялось
 от доведения до сведения заявителя факта предварительного согласования земельного участка иному лицу, чем вводило его в заблуждение относительно наличия или отсутствия иных лиц, претендующих на предоставление земельного участка.

О факте принятия оспариваемых постановлений заявителю стало известно только в ходе судебного разбирательства в Ставропольском краевом суде в июне 2009 года.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

С учетом изложенного суд считает необходимым удовлетворить ходатайство предпринимателя о восстановлении срока на оспаривание ненормативных актов органа местного самоуправления.

Суд учитывает также, что в обращениях предпринимателя о продлении согласования земельного участка, в том числе от 20.03.2007, явно выражено волеизъявление заявителя на предоставление ему земельного участка, однако, несмотря на это, земельный участок предварительно согласован администрацией ФИО2 как единственному претенденту на предоставление земельного участка. Следует также учесть, что до перевода земельного участка в категорию нелесных земель у предпринимателя объективно отсутствовала возможность реализации последствий предварительного согласования земельного участка в установленные сроки, поскольку до перевода земельного участка из категории лесных земель администрация не могла распорядиться данным земельным участком.

Данные обстоятельства свидетельствуют о явном нарушении прав и законных интересов предпринимателя при принятии оспариваемых ненормативных актов.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принятие постановления о предварительном согласовании места размещения объекта ФИО2 с нарушением статей 1, 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации влечет незаконность последующих актов относительно данного земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконными постановлений главы администрации г. Минеральные Воды от 08.05.2007 № 726 и от 31.07.2007 № 1251 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями, 49, 167 – 170, 197, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

восстановить индивидуальному предпринимателю ФИО1 срок на оспаривание постановлений главы администрации г. Минеральные Воды
 от 08.05.2007 № 726 и от 31.07.2007 № 1251.

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить. Признать недействительными постановления главы администрации
 г. Минеральные Воды от 08.05.2007 № 726 «О предварительном согласовании ФИО2 выбора земельного участка по ул. Советская, вдоль магистрали «Кавказ» 349 км + 210 м (справа), г. Минеральные Воды под строительство (проектирование) гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха» и от 31.07.2007 № 1251
 «Об утверждении проектного плана земельного участка, имеющего адресные ориентиры:
 г. Минеральные Воды, в 500 м на запад от жилого дома № 131 по ул. Железноводская, под строительство гостиничного комплекса с благоустройством территории под зону отдыха» как несоответствующие статьям 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.Ю. Смоляков