ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-7074/2021 от 19.01.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

 Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                          Дело № А63-7074/2021

 20 января 2022 года

                                                Резолютивная часть решения объявлена   19 января 2022 года.

                                                  Решение изготовлено в полном объеме  20 января  2022 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Кузьминой М.Н., при ведении протокола судебного заседания помощникомсудьи Репиной А.Н., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РТТК», г. Ессентуки, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь»,                       г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>,

индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Ессентуки, ОГРНИП <***>,     ИНН <***>,

АО «Предгорныйрайгаз», ст. Ессентукская, ИНН <***>, 

акционерное общество «Газпром газораспределение Ставрополь», г. Ставрополь,  ОГРН <***>, ИНН <***>,

администрация Предгорного муниципального округа, ст. Ессентукская,

о  признании отказа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в согласовании проектной документации, изложенного в письме от 07.10.2021 № 10-03-10/5722 «О согласовании узла учета газа» незаконным;

обязании ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» согласовать проектную документацию «Подраздел 5.6» «Система газоснабжения» 136/18-ИОС6, подготовленную индивидуальным предпринимателем ФИО1 в отношении объекта газоснабжения, расположенного по адресу: СПК «Дружба», с. Новоблагодарное, Предгорный район, Ставропольский край,

           при участии  в судебном заседании представителя истца ФИО2 по доверенности от 31.05.2021, представителя ответчика ФИО3 по доверенности от 25.01.2021 № 10, в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РТТК», г. Ессентуки,                              ОГРН <***>,  ИНН <***>, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, о  признании отказа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в согласовании проектной документации, изложенный в письме от 19.11.2020 № 10-03-10/11350 «О согласовании узла учета газа» незаконным; об обязании ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» согласовать проектную документацию «Система газоснабжения» 136/18-ИОС6, подготовленную индивидуальным предпринимателем ФИО1 в отношении объекта газоснабжения, расположенного по адресу: СПК «Дружба», с. Новоблагодарное, Предгорный район, Ставропольский край.

              Указание в исковом заявлении на участвующих третьих лиц – управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ессентуки, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, суд рассмотрел как ходатайство  о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора и удовлетворил его.

От Управления ФАС по СК поступил отзыв, в котором  указано, что  доводы ответчика, содержащиеся в письмах, не соответствуют положениям законодательства. При этом ответчиком исполнено предупреждение № 31.

Определениями от 02.06.2021, 28.06.2021, 23.11.2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО «Предгорныйрайгаз», ст. Ессентукская, АО «Газпром газораспределение Ставрополь», г. Ставрополь, администрация Предгорного муниципального округа, ст. Ессентукская.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявление об уточнении исковых требований. Указал, что в данном случае изменяется только предмет спора,  истец основывает свои требования на том же основании, включая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

Представитель ответчика в заседании 02.06.2021 представил отзыв на иск,  указал, что в настоящее время, с учетом исполнения предупреждения № 31 Управления ФАС России по СК, у сторон имеются разногласия только относительно места расположения   приборов учета газа.

В судебном заседании 19.01.2022 пояснил, что уточненные исковые требования могут быть приняты в случае, если истец не будет ограничиваться проектной документацией, и будет основываться на ранее высказанных доводах. 

Судом приняты уточненные исковые требования, так как в данном случае истец не изменяет предмет иска, обжалуемое  письмо от 07.10.2021 № 10-03-10/5722 «О согласовании узла учета газа» содержит те же основания к отказу в согласовании документации.

При этом, суд не находит оснований для отложения слушания дела  ввиду принятия уточненных исковых требований, так как  основания иска истцом не изменены.

             Представитель ответчика поддержал доводы отзыва, считал заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

             Управление ФАС по Ставропольскому краю в представленном отзыве указало, что средства измерения газа должны быть установлены при входе на газопотребляющий объект, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

             От   ФИО1 поступил отзыв на иск, в котором предприниматель указал, что считает требования подлежащими удовлетворению. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

             От АО «Газпром газораспределение Ставрополь», г. Ставрополь,  ОГРН <***>, ИНН <***>, поступил отзыв, в котором указано, что третье лицо не имеет возможности дать пояснений по существу соответствия проектной документации выданным техническим условиям и действующему законодательству, так как  документация не предоставлялась.

От  АО «Предгорныйрайгаз» поступил отзыв, в котором третье лицо считало заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

    Администрация отзыв на иск не представила. В представленном ходатайстве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

    Изучив материалы дела,  заслушав представителей сторон, суд считает, что исковые требования  не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

  Из материалов дела установлено, что ООО «РТТК» является арендатором земельного участка, площадью 47188+/-1901 кв.м., кадастровый номер 26:29:000000:12604, расположенного по адресу: СК, Предгорный район, с. Новоблагодарное, СПК «Дружба», что подтверждается договором аренды земельного участка № 2, заключенному 01.12.2020 между ФИО4 и ООО «РТТК».

 ООО «РТТК»  было принято решение о   строительстве туристического комплекса в Предгорном районе Ставропольского края в селе Новоблагодарное (СПК «Дружба»).

 С целью подготовки проектной документации объекта газоснабжения, между обществом и ИП ФИО1 был заключен договор о проектировании объекта газоснабжения от 22.11.2019.

После подготовки проекта объекта газоснабжения, общество 17.06.2020 (вх. №11056) направило  комплект документов для согласования проекта  в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь».

По результатам рассмотрения представленной документации, 14.07.2020 (исх.№ 10-03-10/7355) ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направило обществу письмо, из содержания которого следует, что   были выявлены следующие замечания:

           1) проектом не соблюдены требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) о необходимости установки средств измерения и/или технических систем и устройств с измерительными функциями на линии раздела объектов газоснабжения и/или газораспределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании. В предоставленной проектной документации отсутствует подтверждающие документы о невозможности установки измерительного комплекса на границе раздела балансовой принадлежности;

         2) не представлен акт разграничения балансовой принадлежности. Данный документ определяет имущественную принадлежность газопроводов по признаку собственности, а не эксплуатационную ответственность и позволяет определить соблюдается ли на объекте эксплуатации требования  Закона № 261-ФЗ;

         3) максимальный паспортный часовой расход газа горелками EcoFlamBlu 1500.1 установленными на котлах Valdex М2А, превышает расход газа, указанный в технических условиях №0018-001507-01-2 от 04.10.2019, выданных АО «Газпром газопотребление Ставрополь»;

           4) в проекте не представлена схема газоснабжения блочной котельной БМК-ВЗ-4Г.

Также было указано, что в представленном проектом решении не предусмотрено оснащении узла учета газа системной телеметрии для обеспечения дистанционной подачи данных о газопотреблении поставщику газа.

Не согласившись с принятым ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» решением, общество обратилось с жалобой в Управление ФАС по Ставропольскому краю. В адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  Управлением ФАС по Ставропольскому краю было направлено предупреждение № 31 о необходимости прекращения нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

По итогам рассмотрения предупреждения №31, вынесенного УФАС по СК, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направило обществу письмо от 06.11.2020 № 14-02-11/10882  об отзыве письма от 14.07.2020 № 10-03-10/7355,  из содержания которого следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  уведомляет об исключении из текста письма от 14.07.2020 № 10-03-10/7355 «О согласовании узла учета газа» второго абзаца пункта 1 ( в части предоставления подтверждающих документов о невозможности установки измерительного комплекса на границе раздела балансовой принадлежности, а также пунктов 2, 3 и выражает готовность согласовать проектную документацию по объекту, расположенному по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, с. Новоблагодарное, СПК «Дружба», при условии: соблюдения требований п. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ о необходимости установки средств измерения и/или технических систем и устройств с измерительными функциями на линии раздела объектов газоснабжения и/или газораспределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; предоставления схемы газоснабжения блочной котельной БМК-ВЗ-4Г.

После предоставления в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» схемы газоснабжения блочной котельной БМК-ВЗ-4Г,  общество 21.10.2020вновь обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  с заявление о согласовании проектной документации по объекту, расположенному по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, с. Новоблагодарное, СПК «Дружба».

В ответ на обращение № 19241 от 21.10.2020 ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»  направило  обществу письмо от 19.11.2020  № 10-03-10/11350  «О согласовании узла учета газа», из содержания которого следует, что по результатам рассмотрения представленной документации выявлено   не соблюдение требований пункта 1 статьи 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ  о необходимости установки средств измерения и/или технических систем и устройств с измерительными функциями на линии
раздела    объектов    газоснабжения
и/или    газораспределения    между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

            После прохождения проекта строительства рекреационно-туристического комплекса государственной экспертизы, в том числе и в части «Подраздел 5.6» «Система газоснабжения» 136/18-ИОС6, обществом в указанном подразделе были устранены замечания в проекте, выразившиеся в переносе измерительного комплекса с границы земельного участка на территорию земельного участка, принадлежащего ООО «РТТК».

             В последующем, 08.09.2021 общество направило в ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» проектную документацию объекта газоснабжения с положительным заключением государственной экспертизы  для согласования.

В ответ на вышеуказанное обращение, ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» направило обществу письмо от 07.10.2021  №10-03-10/5722 «О согласовании узла учета газа» из содержания которого следует, по результатам рассмотрения представленной документации установлено, что проектом не соблюдены требования пункта 1 статьи 13 Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ о необходимости установки средств измерения и/или технических систем и устройств с измерительными функциями на линии раздела объектов газоснабжения и /или газораспределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

 Считая,  что действиями ответчика нарушаются права и законные интересы общества,  истец обратился с иском в суд. 

    Оценивая законность и обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.   Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические  лица  по  своему  усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские  права. Нарушенные или оспоренные гражданские права подлежат судебной защите  (ст. 9 ГК РФ). 

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64 (часть 1), 65 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

  Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).

  В соответствии со статьей 65  АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание  своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).

Исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, суд   приходит к выводу, что исковые требования    не подлежат удовлетворению.

 Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее з Законом № 69-ФЗ), положения которого направлены на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов (статья 1   Закона).

В соответствии со статьей 2 Закона № 69-ФЗ газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации  установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

  Особенности правоотношений между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и ГРО, урегулированы Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее - Правила № 162), в абзаце третьем пункта 3 которых дано понятие ГРО - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

Пункт 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 (далее - Правила № 317) также раскрывает понятие ГРО как специализированной организации, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям. ГРО может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других, предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

  Из подпункта «а» пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314) следует, что подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

   Исполнителем согласно подпункту «б» пункта 2 Правил № 1314 является ГРО, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - ГРО, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Пунктом 25 Правил № 1314 определено, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Пункт 4 ст. 426 ГК РФ содержит правило о том, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров - типовые договоры, положения и т.п.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» Министерство энергетики РФ является федеральным органом исполнительной власти, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты.

Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961 утверждены Правила учета газа (далее - Правил учета газа).

Правила учета устанавливают порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями и распространяются на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей (п. 1.1, 1.4).

Согласно части 1 статьи 13 Закона  № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования  указанной статьи  в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

           В соответствии с пунктами 2.6, 2.10  Правил учета газа при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект. При приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления.

Пунктом 3.7 Правил учета газа установлено, что количественные и качественные показатели природного газа в процессе распределения измеряются на линии раздела объектов газоснабжения и (или) распределения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном праве.

Следовательно, входом на газопотребляющий объект является место подключения таких объектов к системам централизованного снабжения на линии раздела по признаку собственности или владения.

Применительно к настоящему спору, газопотребляющим объектом является объект капитального строительства, расположенный на обособленном земельном участке, имеющий в своем составе инженерно-технический комплекс, использующий газ в качестве топлива с целью выработки энергии.

Ссылки истца в обоснование доводов на письмо Минэнерго России, размещенное 18.05.2017 на официальном сайте Минэнерго России www.minenergo.gov.ru, 2017, о разъяснении понятия «газопотребляющий объект», не могут быть приняты судом. В письме указано, что «применяемое в Правилах учета газа понятие «газопотребляющий объект» подразумевает инженерно-технический комплекс, использующий газ в качестве топлива с целью выработки энергии, размещенный на одной обособленной территории (площадке).

Определение «инженерно-технический комплекс» включает в себя не только газопотребляющее оборудование, но и газовые трубы, с использованием которых осуществляется потребление газа на соответствующем оборудовании.

Переход права собственности на поставленный газ согласно положениям пункта 1 статьи 223, статьи 224 ГК РФ определяется в месте подключения объекта покупатели.

            При этом, в данном случае местом подключения газопровода  к существующей газовой сети является место врезки к надземному газопроводу среднего давления диаметром 108 мм, ориентировочно расположенного на расстоянии 1104 м от точки подключения до проектируемого объекта, принадлежащему АО «Предгорныйрайгаз».

           Давление газа в точке подключения - 0,3 Мпа (проектное), 0,3 Мпа (рабочее максимальное) - 0,3 Мпа (рабочее минимальное).

           На подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения истцу АО «Газпром газораспределение Ставрополь» выданы технические условия № ТУ0018-001507-01-2 от 04.10.2019.

          Проектная документация «Система газоснабжения» разработана на основании договора № 19/19 на создание научно-технической продукции от 22.11.2019 индивидуальным предпринимателем ФИО1

          Согласно проектным решениям для снижения давления со среднего до низкого   в составе оборудования котельной запроектирована газорегуляторная установка с основной и резервной линиями редуцирования.

            Проектируемый газопровод от точки подключения - подземный и частично надземный.  В точке подключения проектируемого газопровода к существующему запроектировано отключающее устройство.

  Согласно пункту 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее - Технический регламент)  «газопровод наружный» - подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания; «сеть газопотребления» - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием.

             Следовательно, как обоснованно указал ответчик, именно в данном месте осуществляется передача газа от поставщика покупателю и проходит граница раздела балансовой принадлежности сетей  истца и АО «Предгорныйрайгаз».

            Как свидетельствует из представленных документов строительство  газопровода, идущего  от  места врезки в существующий газопровод до участка истца,  будет производиться силами ООО «РТТК». Следовательно, данный газопровод на балансе ответчика не находится.

           Доказательств достижения договоренностей о принятии АО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» участка газопровода от места врезки в существующий газопровод АО «Предгорныйрайгаз» до границы участка ООО «РТТК»  истец не представил.

            Также не представлено доказательств достижения аналогичных договоренностей с АО «Предгорныйрайгаз», АО «Газпром газораспределение Ставрополь».

           При определении границы балансовой принадлежности  по границе земельного участка истца, ответчик будет нести расходы за технологические потери газа на участке газопровода   от места врезки в существующий газопровод АО «Предгорныйрайгаз» до границы участка ООО «РТТК».   

В то же время Правилами № 1314 установлено, что случае если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которого составляет 500 куб. метров и более и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе которого составляет более 0,6 МПа (за исключением мероприятий, связанных с расширением пропускной способности существующей сети газораспределения), в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

            Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.

             Согласно проектной документации на объект строительства - расчетный расход газа проектируемой котельной - 514 нм3/час.

             Из представленной проектной документации  усматривается, что газопровод   пересекает  автомобильную дорогу А-156 Лермонтов-Черкесск, где его прокладка планируется методом горизонтально-направленного бурения.

            Вдоль трассы проектируемого газопровода из полиэтиленовых труб при использовании провода спутника устанавливается охранная зона в виде участка земной поверхности, ограниченного условными линиями, проходящими на расстоянии 3 м от газопровода со стороны провода и 2 м  - с противоположной стороны.

            Доказательств согласования с администрацией  Предгорного муниципального округа вопросов о прохождении газопровода по земельному участку, принятии  в дальнейшем данного участка газопровода  в  муниципальную собственность истец также не представил.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  и Технического регламента газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека.

           Наличие сети газоснабжения, не отнесенной к балансовой принадлежности определенного субъекта не только  сделает возможным существование технологических потерь газа при эксплуатации сети газоснабжения, но и может повлечь  создание аварийных ситуаций ввиду отсутствия ответственного за состояние сетей.

  Ссылки истца в обоснование исковых требований на наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не могут быть приняты судом.

             Предметом экспертного исследования была проектная документация по  объекту «Строительство рекреационно-туристического комплекса, расположенного в Ставропольском крае, Предгорном районе, с. Новоблагодарное, СПК «Дружба», Новоблагодарненский сельсовет»,  а не экспертиза  подключения сетей газоснабжения и границ их балансовой принадлежности.

             В этой связи,  требования истца о признании отказа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в согласовании проектной документации, изложенного в письме от 07.10.2021 № 10-03-10/5722 «О согласовании узла учета газа» незаконным;  обязании ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» согласовать проектную документацию «Подраздел 5.6» «Система газоснабжения» 136/18-ИОС6, подготовленную индивидуальным предпринимателем ФИО1 в отношении объекта газоснабжения, расположенного по адресу: СПК «Дружба», с. Новоблагодарное, Предгорный район, Ставропольский край, нельзя признать обоснованными.

   Расходы по   уплате государственной пошлины   относятся на истца.

             Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Ставропольского края             

                                                                            РЕШИЛ:

             принять уточненные исковые требования.

             В удовлетворении исковых требований отказать.

             Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья                                                                                          М.Н.Кузьмина