ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-7453/16 от 29.11.2016 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                           Дело № А63- 7453/2016

                                        Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2016 года.

                                        Решение изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медведевой Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь,  ОГРН 1022601943814,

к Управлению Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске, г. Пятигорск,

третье лицо,  не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Глухов Валентин Петрович, г. Минеральные Воды,

об отмене постановления от 21.06.2016 № 456-04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной  ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании  представителя заявителя Федоренко А.В. по доверенности от 01.02.2016 №01-0013, представителя заинтересованного Бондаренко Е.Н. по доверенности от 11.01.2016 № 05-13, третьего лица Глухова В.П. (паспорт), 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь»,                  г. Ставрополь (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске, г. Пятигорск (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) об отмене постановления от 21.06.2016 № 456-04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной  ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).

Заявление мотивировано незаконностью оспариваемого постановления, отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения.

Определением суда от 30.06.2016 заявление было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ). Данным  определением  суд также привлек к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, гражданина Глухова Валентина Петровича,                г. Минеральные Воды (далее-третье лицо, гр. Глухов В.П.).

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, в связи с чем 29.08.2016 было вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Представитель заявителя в судебном заседании просил признать незаконным и отменить постановление от 21.06.2016 № 456-04 по делу об административном правонарушении предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Представитель управления с заявленным требованием не согласился, ссылаясь на доказанность наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, просил суд отказать обществу в удовлетворении требований.

Третье лицо поддержало доводы представителя управления.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске поступило обращение   за вх.  от  06.04.2016 № 272                      гр. Глухова В.П. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиала в Минераловодском районе, расположенного г. Минеральные Воды, ул. Тбилисская, 41, о нарушении прав потребителей.

В своем обращении гр. Глухов В.П., проживающий г. Минеральные Воды, пер. Звездный, 3 указал, что 02.12.2015 обратился в филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе на предмет выдачи разрешения на поверку двух счетчиков газа (счетчик газа СГМН – типоразмера G6 № 2121923 (далее – прибор учета                   № 2121923) и счетчик газа СГМН – типоразмера G6 № 2116132 (далее – прибор учета                   № 2116132).

07.12.2015 контролерами филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе была проведена проверка счетчиков и в актах проверки от 07.12.2015 было указано, что пломбы завода-изготовителя (заводом-изготовителем является ОАО «Минский механический завод имени С.И. Вавилова» Республика Беларусь) не соответствуют типу прибора учета. Такие же выводы указаны в актах инвентаризации прибора учета газа от 11.12.2015, гр. Глухову В.П. рекомендовано провести внеочередную поверку приборов учета газа или произвести их замену. Однако, ни в актах проверки от 07.12.2015, ни в актах инвентаризации от 11.12.2015 не указанно, на основании чего контролер ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» пришел к такому выводу.

18.01.2016 согласно актам снятия и установки газового счетчика от 18.01.2016 приборы учета № 2121923, № 2116132 были сняты  и установлены новые приборы учета ВК-G-6Г № 32988931, СГМН № 5106695, которые были опломбированы 18.01.2016.

Снятые приборы учета № 2121923, № 2116132 были упакованы и опечатаны с целью проведения экспертиз.

25.01.2016 от филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе гр. Глухов В.П. получил извещение о задолженности от 12.01.2016 в сумме 59 518 руб.

17.02.2016 от филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе гр. Глухов В.П. получил досудебное предупреждение, в котором указывалось на сумму задолженности в размере 63 885 руб. 89 коп.

По данному факту управлением в отношении общества на основании распоряжения от 22.03.2016 №115 была назначена проверка общества, письмом от 24.03.2016 №1157 обществу было предложено представить на проверку необходимые документы.

С целью проверки изложенных в обращении от 06.04.2016 № 272  фактов нарушений прав потребителей, в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 № 294-ФЗ в отношении общества на основании распоряжения от 14.04.2016 № 170-04р/в была проведена внеплановая документарная проверка в рамках которой в адрес общества был направлен запрос от 14.04.2016 № 1399  о предоставлении в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске по адресу г. Пятигорск, ул. Университетская, 36, документов и информации, необходимых для рассмотрения жалобы.

На данный запрос обществом был дан ответ от 26.04.2016 № 3108 в котором изложены пояснения и представлены копии документов (согласно приложению).

При изучении копий документов представленных филиалом ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе и копий документов приложенных к обращению гр. Глухова В.П. было установлено, что последняя проверка приборов учета              № 2121923, № 2116132 была 16.06.2011, о чем составлены акты инвентаризации бытового газового счетчика населения б/н по двум приборам учета, в котором указано, что пломба, установленная на месте  присоединения прибора учета газа к газопроводу № 093614 и                   № 093778 не нарушена; пломбы, установленные на счетном механизме прибора учета газа заводом изготовителем, а так же пломбы, установленные организацией, проводившей последнюю госповерку не нарушены,  акцизные марки установленные на счетном механизме  № 651077, № 051078 не нарушена. Также в акте инвентаризации указано, что при осмотре прибора учета газа № 2121923, № 2116132 производилась фотосъемка.

Из копий паспортов приборов учета газа 2008г. выпуска СГМН-1G6, заводской                 № 2121923, № 2116132 следует, что межповерочный интервал (далее - МПИ) счетчиков (далее – ГС) не менее 8лет, срок службы счетчиков 20 лет. В связи с истечением МПИ гр. Глухов В.П. на имя директора филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе направил заявление от 04.12.2015г., с просьбой направить контролера для распломбировки ГС для осуществления плановой поверки приборов учета газа.

07.12.2015 контролером ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиал в Минераловодском районе составлен акт проверки от 07.12.2015 приборов учета № 2121923, № 2116132, в котором указано, что пломба завода изготовителя не соответствует типу ГС. Также контролером филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в Минераловодском районе сняты пломбы поставщика газа для замены или поверки ГС.

11.12.2015, из актов инвентаризации прибора учета газа № 2121923, № 2116132 от 11.12.2015 составленных представителями (контролер) ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» филиала в Минераловодском районе следует, что при осмотре приборов учета газа пломба завода изготовителя нарушена, не соответствует типу прибора учета газа, неисправен, нарушены условия договора поставки.

При этом не указано, какой пункт договора поставки газа нарушен и на основании чего контролер пришел к выводу о не соответствии пломбы завода изготовителя типу прибора учета газа.

Кроме того, по результатам исследования представленных документов было установлено, что с июля 2015г. в распоряжении ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» имеются разъяснения завода изготовителя (ОАО «Минский механический завод имени С.И.Вавилова-управляющая компания холдинг «БелОМО») о пломбе завода-изготовителя                   (№ 32/255 от 22.07.2015) в котором указаны размер, фактура и иные идентификационные признаки пломбы завода изготовителя, устанавливаемой на счетчиках газа СГМН-1 2008 года выпуска.

Также, по результатам исследования представленных обществом документов, управлением было установлено, что копии уведомлений о проведении проверок приборов учета газа № 2121923, № 2116132 и акты о проведении проверок приборов учета газа                       № 2121923, № 2116132 с описанием выявленных (не выявленных) нарушений при проведении проверок, которые необходимо проводить согласно п. 55 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549 (далее Правила № 549) не реже 1 раза в полгода, обществом за период с июля 2011г. по январь 2016г. - не представлены.

Таким образом, по результатам проверки было установлено, что общество является единственным поставщиком природного газа поставляемого в жилые дома граждан на территории Ставропольского края, т.е. является исполнителем услуги поставки природного газа гражданам для обеспечения коммунально-бытовых нужд, в связи с чем обязано соблюдать требования установленные Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей, Закон №2300-1) и «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 и предоставлять необходимую и достоверную информацию об оказываемой услуге, тем более если данная информация связана с начислением оплаты за оказываемые услуги поставки газа.

В рассматриваемом случае, в связи с несоблюдением обществом требований относительно порядка проведения проверок газового оборудования, потребителю не была своевременно предоставлена необходимая и достоверная информация о том, что пломбы завода изготовителя на приборе учета ГС, установленного у потребителя, не соответствуют пломбам, которые завод изготовитель устанавливал на счетчиках, изготовленных с 2003 года по 2009 год.

Несоблюдение обществом возложенных на него обязанностей и не предоставление  потребителю своевременно необходимой и достоверной информации, привело к возникновению у потребителя  задолженности  перед обществом, т.к. если пломбы, установленные на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, нарушены, то начисления производятся по норме потребления, что приводит к значительному повышению денежных затрат для потребителя по оплате услуг по поставке газа.

В связи с выявленным нарушением в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 03.06.2016 № 389-04  с участием представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Жуковой Ж.П. (доверенность от 01.02.2016 № 01-0116, выданная ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь») и гр. Глухова В.П.,который был признан потерпевшим.

По  результатам  рассмотрения протокола от 03.06.2016 № 389-04  и материалов составленных по окончании внеплановой документарной проверки, в соответствии с процессуальными требованиями КоАП РФ состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении с участием представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Жуковой Ж.П. (доверенность от 01.02.2016 № 01-0116, выданная ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»), по окончании рассмотрения которого в отношении общества было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 21.06.2016  № 456-04.

Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество является единственным поставщиком природного газа поставляемого в жилые дома граждан на территории Ставропольского края, т.е. является исполнителем услуги поставки природного газа гражданам для обеспечения коммунально-бытовых нужд по возмездным договорам поставки газа, заключаемых обществом с гражданами.

Правоотношения в сфере оказания различных услуг гражданам, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации», Закона о защите прав потребителей и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в соответствующей сфере деятельности.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» также указано, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать услуги исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», другими нормативными актами.

Согласно Закона № 2300-1 потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В силу ст. 10 Закона № 2300-1 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг, информацию о правилах оказания услуг.

Помимо этого, в силу п. 4 ст. 12 Закона № 2300-1 необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о тех или иных особенностях при оказании услуг, т.е. заключая договор поставки газа, гражданин полагает, что необходимая и достоверная информация об оказываемых услугах будет доводиться до потребителя своевременно в наглядной и доступной форме.

Согласно ч. 3 ст. 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 утверждены «Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Правила №549), которые регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.

В Правилах № 549 под поставщиком газа понимается газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ в соответствии с установленными требованиями. Под абонентом понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, общество, являясь организацией оказывающей услуги потребителям по возмездному договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, заключенному между обществом и гражданином, является исполнителем услуг и обязано соблюдать требования установленные Законом № 2300-1 и Правилами № 549 в том числе и предоставлять необходимую и достоверную информацию об оказываемой услуге, тем более, если данная информация связана с начислением оплаты за оказываемые услуги поставки газа (по показаниям прибора учета газа или по норме потребления).

В рассматриваемом случае получив от завода изготовителя информацию о том, что пломба завода изготовителя на счетчиках газа типа СГМН-1 имеет определенную форму и фактуру, общество, проводя в установленные законом сроки и порядке проверку технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования, при обнаружении нарушений сохранности пломб на приборе учета, должно было сообщить потребителю информацию, содержащуюся в письме завода изготовителя от 22.07.2015г. № 32/255., т.к. обладая данной информацией потребитель может достоверно оценить правомерность вменяемых нарушений пломбы завода изготовителя на приборе учета газа, выявленных в ходе проверки проводимой при оказании гражданину услуг поставки газа.

Не предоставление обществом своевременно в доступной форме необходимой информации привело к тому, что гр. Глухов В.П. вынужден был оплачивать услуги поставки газа не по показаниям прибора учета газа, а по норме потребления, что значительно увеличило денежные затраты потребителя при оплате услуг поставки газа.

Информация о виде, размере, структуре  и иных особенностях пломбы завода изготовителя относится к конфиденциальным сведениям  и доводится до сведения лишь организациям оказывающим услуги поставки газа в обязанность которых входит, в том числе и проведения проверок технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа установленных заводом изготовителем, по их запросу с указанием типа счетчика

Гражданин на момент приобретения приборов учета газа не обладает вышеуказанной информацией, и именно организация, оказывающая услуги поставки газа, в обязанность которой входит проведение проверок технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа, при проведении очередной проверки и выявлении нарушений обязано сообщить потребителю об имеющейся от завода изготовителя информации относительно пломбы на приборе учета газа, т.к. данная информация напрямую связана с расчетами при оказании услуги поставки газа.

Из материалов дела следует, что обществом были нарушены требования, установленные вышеуказанными нормативно-правовыми актами, о необходимости предоставления достоверной и необходимой информации об оказываемой услуге, что предусматривает административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП

Вместе с тем, суд считает, что назначенная в постановлении по делу об административном правонарушении № 456-04 от 21.06.2016 мера административного наказания (штраф в размере 5 000 рублей) выбрана административным органом без достаточных на то оснований.

В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к  административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации.

Суд считает, что управлением при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации. Из оспариваемого постановления следует, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при привлечении общества к административной ответственности установлено не было.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Поскольку санкция ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении юридических лиц, предусматривает предупреждение или наложение штрафа - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, суд считает, что управлением необоснованно выбрана мера административного наказания в виде штрафной санкции в размере 5 000 рублей.

Административным органом не было учтено отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и наличие смягчающего обстоятельства.

Таким образом, применению подлежало административное наказание в виде минимальной санкции - предупреждения.

Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении              № 456-04 Управления Роспотребнадзора по СК в г. Пятигорске от 21.06.2016 и изменить его. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН 1022601943814,   зарегистрированному по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 42 «а», административное наказание в виде предупреждения на основании части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                                 А.К. Алиева