ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-7805/07 от 11.01.2008 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

355029 г.Ставрополь, ул. Мира, д. 458 «Б»,Тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90 www. stavropol.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А63-7805/2007-С7

г. Ставрополь

11 января 2008 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Карпеля В.Л., при ведении протокола лично, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества торговый центр «Автосалон» г. Ставрополь к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю г. Ставрополь, третьи лица некоммерческое партнерство «Ставропольская ассоциация независимых оценщиков» г. Ставрополь, администрация города Ставрополя об оспаривании действий

В заседании суда приняли участие:

от заявителя: - ФИО1 по доверенности от 23.07.2007.;

от Управления Роснедвижимости: начальник юридического отдела ФИО2 по доверенности от 10.01.2007 г. № 5

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество торговый центр «Автосалон» (далее акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю (далее управление), в котором согласно уточненным требованиям просит признать незаконными действия управления, выразившиеся в определении размера кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 по виду функционального использования «Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения».

Также заявитель просит обязать управление определить размер кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 применив в отношении него вид функционального использования «Земли автостоянок и гаражей».

В обоснование требований заявитель поясняет, что в соответствии с постановлением главы г. Ставрополя от 16.12.1999. №5653 акционерному обществу предоставлен под платную автостоянку (в последующем приобретен в собственность) земельный участок площадью 3 000 кв. м. по адресу: <...> «а». Земельный участок с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 фактически используется акционерным обществом под платную автостоянку и в соответствии с Приложением № 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений (утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002. № П/337) «Виды функционального использования земель для целей ГКОЗП» по виду функционального использования относится к группе «Земли гаражей и автостоянок».

Вместе с тем при проведении в 2007 году оценки кадастровой стоимости земель управление в нарушение имущественных интересов акционерного общества и требований ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель», приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002. № П/337 «Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель поселений» неправомерно отнесло земельный участок с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 к группе «Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения».

Управление в отзывах требования не признало, мотивируя возражения тем, что кадастровая оценка земель муниципального образования города Ставрополя производилась в соответствии с муниципальным контрактом от 09.06.2006. № 1 некоммерческим партнерством «Ставропольская ассоциация независимых оценщиков» (далее НП «САНО»). Управлением по представленным оценщиком удельным показателям были произведены расчеты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008, и внесены в сведения государственного земельного кадастра.

Заинтересованное лицо опровергает довод заявителя о том, что кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной стоимости земельного участка. Утверждает, что кадастровая стоимость не является земельным налогом, и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанности уплачивать налог определенного размера. Фактическая налоговая нагрузка установлена в принятых представительными органами муниципального образования нормативных актов, соответственно ссылки заявителя о нарушении его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не обоснованы. Также необоснованно, по мнению управления, отнесение заявителем спорного земельного участка к группе «Земли гаражей и автостоянок», так как в методике предусмотрено определение удельных показателей и кадастровой стоимости в соответствии с видом разрешенного (функционального) использования земельного участка, не основываясь на его фактическом использовании. В отношении спорного земельного участка вид разрешенного использования в соответствии с кадастровым планом указан «под объекты общего пользования», что, по мнению управления, полностью соответствует по своему содержанию (значению) группе № 8 «Земли под административно-управленческими и общественными объектами». В том случае если заявитель считает, что вид разрешенного использования спорного земельного участка изменился, то соответствующие изменения в государственный земельный кадастр подлежали внесению по заявлению акционерного общества в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ.

Определением от 16.08.2007. по устному ходатайству управления к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация г. Ставрополя и некоммерческое партнерство «Ставропольская Ассоциация Независимых Оценщиков».

Третьи лица письменных пояснений по заявленным требованиям не представили, будучи надлежащим образом извещенными о дате слушания дела, явку представителей не обеспечили. Суд рассматривает спор в отсутствие не явившихся участников процесса, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела постановлениями главы администрации г. Ставрополя от 07.04.1992. № 572/6, от 16.12.1999. № 5653 акционерному обществу предоставлен земельный участок в г. Ставрополе, по 1-му Юго-Западному проезду, 3 «а», в квартале 434 площадью 3 000 кв. м. под платную автостоянку с павильоном для продажи автомобилей, с проектированием и строительством административного здания и складов.

20.10.2003. акционерным обществом зарегистрировано право собственности на данный земельный участок, кадастровый номер 26:12:01 22 01:0008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26 АГ № 288111.

В свидетельстве о государственной регистрации права указано назначение земельного участка «Земли поселений» и наименование «Земельный участок под объекты общего пользования».

Акционерным обществом также зарегистрированы на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008:

- склад, литер А, инвентарный номер 24009, этажность 1, площадью 38,1 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 15.12.2002. серии 26 АГ № 094641);

- административное здание, литер Б, этажность 1, общей площадью 59,6 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 15.12.2002. серии 26 АГ № 094642);

- склад, гараж, литер В, инв. номер 24009, этажность 1 – основное строение, надворные постройки – навесы лит Н,Л,Р (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 16.12.2002. серии 26 АГ № 094645.

Нахождение зданий и строений на земельном участке подтверждается также техническим паспортом автостоянки инвентарный номер 24009.

Согласно представленного в материалы дела плана земельного участка, указана цель предоставления земельного участка - автомагазин.

В мае 2007 года заявителем получен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) № 12-02/07-7538 от 03.05.2007. Согласно выписке установлена кадастровая стоимость принадлежащего акционерному обществу земельного участка в размере 59 061 117,19 руб.

Размер кадастровой стоимости установлен управлением исходя из 8 группы вида функционального использования земель (земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения), согласно Приложению № 1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002г. № П\337 с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель 19 687,04 руб. за кв.м.

Акционерное общество, посчитав, что управление ошибочно определило кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, что привело к необоснованному увеличению платы за землю, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания ненормативного акта, решений и действий (бездействия) государственного органа либо органа местного самоуправления является одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

На основании п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Управлением в материалы дела не представлено доказательств правомерности отнесения земельного участка акционерного общества к 8 группе вида функционального использования земель (земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения), установленного в Приложении № 1 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002г. № П\337. Соответственно не имеется доказательств, правомерности применение в отношении земельного участка заявителя, удельного показателя кадастровой стоимости земель 19 687,04 руб./кв.м.

В силу статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой установлен Правительством РФ. При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000. № 316, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий в Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.

Указанными Правилами предусмотрено, что в процессе государственной кадастровой оценки земель производится оценочное зонирование территории по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается единица кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органом утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2006 г. N 176-п, утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя (минимальные, максимальные и средневзвешенные удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений по видам функционального использования).

Виды функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки земель поселений на момент проведения кадастровой оценки земельного участка акционерного общества были установлены в Приложении № 1 к Методике государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002г. № П/337 ( утратила силу в связи с изданием Приказа Минэкономразвития РФ от 10.05.2007г. № 150).

Понятие «функциональное использование земельного участка» дано в п. 2 Приложения № 7 к Приказу Госкомзема РФ от 22.11.1999. № 84 «О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра» и включает в себя разрешенное использование и основанное на нем фактическое использование земельного участка. Таким образом, довод управления о том, что при определении вида функционального использования земельного участка не должно учитываться фактическое использование земельного участка опровергается вышеприведенными действующими нормами.

Удельные показатели кадастровой стоимости земель города Ставрополя (руб. за кв.м.) по видам функционального использования представлены в Отчете по актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений на территории города Ставрополя Ставропольского края, утвержденном оценщиком 22.12.2006. Согласно Отчету установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель (руб. за кв. м.) для каждого кадастрового квартала города Ставрополя. Для кадастрового квартала № 26:12:01 22 001, в котором находится земельный участок заявителя с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008, по группе «Земли под административно-управленческими и общественными объектами» установлен удельный показатель 19 687, 04 руб./кв.м. по группе «Земли гаражей и автостоянок» установлен удельный показатель 2 437, 45 руб./кв. м.

Управлением произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости по группе «Земли под административно-управленческими и общественными объектами» 19 687,04 руб. на площадь земельного участка заявителя - 3000 кв.м. и арифметическим путем получена цифра 59 061 117,19 руб., внесенная в качестве кадастровой стоимости земельного участка акционерного общества в данные государственного земельного кадастра и указанная в кадастровом плане от 03.05.2007г. № 12-02/07-7538.

Однако применение к земельному участку группы функционального использования «Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения» произведено управлением неправомерно, что подтверждается доказательствами, представленными заявителем.

Согласно постановлениям главы администрации города Ставрополя от 07.04.1992. № 572/6, от 16.12.1999. № 5653 земельный участок предоставлен акционерному обществу под автостоянку. В сведениях о видах экономической деятельности, осуществляемых акционерным обществом, в качестве основного вида деятельности указана розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД 50.30.2), в качестве дополнительных видов деятельности: оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (код ОКВЭД 50.30.1), эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п. (код ОКВЭД 63.21.24), сдача внаем собственного нежилого имущества (код ОКВЭД 70.20.2), предоставление прочих персональных услуг (код ОКВЭД 93.05), торговля автотранспортными средствами через агентов (код ОКВЭД 50.10.3).

Акционерным обществом представлены налоговые декларации по уплате единого налога на вмененный доход за 2005, 2006, 2007 годы по виду деятельности «Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках».

Таким образом, предоставление и фактическое использование земельного участка соответствует группе функционального использования «Земли гаражей и автостоянок».

Из представленных документов не усматривается осуществление акционерным обществом на земельном участке общественной либо административно-управленческой деятельности, а также функций финансирования, кредитования, страхования либо пенсионного обеспечения.

С учетом функционального назначения земельного участка, используемого акционерным обществом, управлением расчет должен быть произведен по группе «Земли гаражей и автостоянок» с применением соответствующего удельного показателя 2 437,45 руб. путем умножения 2 436,45 руб. на 3000 кв.м. (площадь участка), и арифметическим путем получена цифра 7 312 350 руб., составляющая кадастровую стоимость земельного участка, подлежащая внесению в сведения государственного земельного кадастра.

Довод управления, о том, что вид разрешенного функционального использования земельного участка внесен в сведения государственного земельного кадастра на основании правоустанавливающих документов, документально не подтвержден. Кроме того, данный довод, опровергается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 26 АГ № 288111, которое не содержит такого вида разрешенного использования как «под объекты общего пользования». В качестве назначения земельного участка указано «земли поселений».

Наименование земельного участка в свидетельстве «земельный участок под объекты общего пользования» не имеет отношения к виду функционального использования земельного участка. В соответствии с порядком заполнения свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, установленным Приказом Минюста РФ от 18.09.2003г. № 226 и Правилами ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г. № 219 (п. 29 Правил), в графе «Наименование» указывается индивидуальное наименование объекта (если оно имеется), например Драматический театр и т.д. При отсутствии индивидуального наименования подлежит указанию обобщенное наименование (земельный участок, гараж, жилой дом, линейно-кабельное сооружение связи и т.п.), что и указано в свидетельстве. При этом сведения, содержащиеся в графе «Наименование» не являются видом разрешенного использования ввиду отсутствия определенного разрешительного содержания.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка формирует налоговую базу по земельному налогу. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1. ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, расчет кадастровой стоимости по группе «Земли под управленческими и общественными объектами» фактически в 8 раз увеличивает налоговую базу по сравнению с расчетом по группе «Земли гаражей и автостоянок». В результате расчета, произведенного управлением, необоснованно завышена налогооблагаемая база акционерного общества по земельному налогу, чем нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 13 Гражданского кодекса РФ, 61, 66, 70 Земельного кодекса РФ, ст. 390 Налогового кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000. № 316, Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002. № П/337, Приказом Госкомзема РФ от 22.11.1999. № 84 «О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра», Постановлением Правительства СК от 28.12.2006. №176-п, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным действие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю по определению размера кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 с применением в отношении данного земельного участка вида функционального использования «Земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения».

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю г. Ставрополь определить размер кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <...>, с кадастровым номером 26:12:01 22 01:0008 применив в отношении данного земельного участка вид функционального использования «Земли автостоянок и гаражей».

Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю г. Ставрополь в пользу закрытого акционерного общества торговый центр «Автосалон» г. Ставрополь 2 000 (две тысячи) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.