АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60, http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ставрополь Дело № А63-7988/2011
03 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2012 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Филатова В.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пекуш Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Фарм-Трейд», г. Ставрополь
к Министерству здравоохранения Ставропольского края, г. Ставрополь
о признании государственного контракта незаключенным
и встречное исковое заявление о взыскании с ООО «Фарм-Трейд» неустойки по государственному контракту на поставку в 2008 году медицинской техники для государственных нужд Ставропольского края от 13.10.2008 № 327 в размере 12 269 руб. 60 коп.,
при участии в судебном заседании представителя истца Череповской А.И. по доверенности от 20.05.2011 и представителя ответчика Саакян Т.А. по доверенности от 18.05.2011 № 18,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью «Фарм-Трейд» (далее – истец, общество, ООО «Фарм-Трейд») с иском к Министерству здравоохранения Ставропольского края (далее – ответчик, министерство) о признании государственного контракта № 327 на поставку в 2008 году медицинской техники для государственных нужд Ставропольского края от 13.10.2008 незаключенным.
Определением по делу от 07.10.2011 судом в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято встречное исковое заявление о взыскании с ООО «Фарм-Трейд» неустойки по государственному контракту на поставку в 2008 году медицинской техники для государственных нужд Ставропольского края от 13.10.2008 № 327 в размере 12 269 руб. 60 коп.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей истца, ответчика, арбитражный суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, комитетом Ставропольского края по государственному заказу на основании обращения Министерства здравоохранения Ставропольского края от 01.08.2008 г. был организован и проведен открытый аукцион на поставку медицинской техники по двум лотам: лот № 1 – оборудование лучевой диагностики для регионального центра и первичных сосудистых отделений с начальной ценой контракта 222 980 980 рублей; лот № 2 – оборудование для оснащения нейрохирургической операционной сосудистого центра с начальной ценой контракта 18 540 000 рублей.
Согласно протоколу № 635-420-5А рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 420-5А от 02.10.2008 г. к участию в аукционе допущен и признан единственным участником аукциона ООО «Фарм-Трейд».
В соответствии с п. 6 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ООО «Фарм-Трейд», являясь единственным участником, было признано победителем аукциона.
Между ООО «Фарм-Трейд» и дилером фирмы «Тошиба»-«ТДН Гамбург Гроссхандельс-ГмбХ» заключен международный контракт от 06.10.2008 г. № TDN – 40/2008 на поставку медицинского оборудования на сумму 5 417 450 евро.
13 октября 2008 г. между ООО «Фарм-Трейд» и Министерством здравоохранения Ставропольского края заключен государственный контракт № 327 по лоту № 1.
Цена контракта составила 222 980 980 рублей и включает в себя стоимость оборудования, его страхования, стоимости его доставки до места эксплуатации, разгрузки, подготовки внутренних поверхностей помещений, монтажа оборудования и выполнения пуско-наладочных работ, инсталляции, обучения персонала на рабочем месте, всех установленных налогов, сборов, таможенных пошлин и других обязательных платежей, выплаченных и подлежащих уплате.
На основании указанных международного и государственного контрактов ООО «Фарм-Трейд» было получено у дилера фирмы «Тошиба»-«ТДН Гамбург Гроссхандельс-ГмбХ» и поставлено Министерству здравоохранения Ставропольского края следующее оборудование, с учетом курса евро на момент заключения государственного контракта:
- томограф рентгеновский компьютерный 32 среза «Aquilion (32) по закупочной стоимости 37 087 454, 10 рубля и поставлен по цене 49 000 000 рублей;
- томограф рентгеновский компьютерный 64 среза «Aquilion (64) стоимостью 41 398 140, 13 рубля поставлен по цене 76 500 000 рублей:
- томограф рентгеновский компьютерный 16 срезов «Aquilion (16) стоимостью 33 926 621, 75 рубля поставлен по цене 26 500 000 рублей;
- томограф рентгеновский компьютерный 16 срезов «Aquilion (16) стоимостью 33 926 621, 75 рубля поставлен по цене 26 500 000 рублей;
- аппарат ультразвукового исследования «Xario» стоимостью 3 076 014, 12 рубля поставлен по цене 1 326 000 рублей;
- аппарат ультразвукового исследования «Xario» стоимостью 3 076 014, 12 рубля поставлен по цене 1 326 000 рублей;
- аппарат ультразвукового исследования «Xario» стоимостью 3 599 884, 04 рубля поставлен по цене 1 326 000 рублей;
- аппарат ультразвуковой экспертного класса «AplioXG» стоимостью 5 490 283, 08 рубля поставлен по цене 2 502 980 рублей;
- универсальная ангиографическая система стоимостью 53 472 286, 05 рубля поставлена по цене 38 000 000 рублей.
Поставленное медицинское оборудование передано по актам приема-передачи, принято заказчиком и полностью оплачено. Таким образом условия государственного контракта были исполнены сторонами в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Из материалов дела известно, что оспариваемый государственный контракт содержит все необходимые условия, позволяющие сторонам определить объем прав и обязанностей по договору.
В частности, государственный контракт и приложения к нему содержат тип, марку, завод-изготовитель, количество и стоимость поставляемого оборудования, предмет и сроки производства работ.
Кроме того, по смыслу ст. 432 ГК РФ вопрос о незаключенности договора ввиду неопределенности его предмета следует обсуждать до его исполнения, поскольку неопределенность этого условия может повлечь невозможность исполнения договора.
Из установленных судом обстоятельств следует, что при исполнении договора у сторон не возникло неопределенности по перечню поставляемого оборудования, объему и сроках выполнения работ.
При заключении государственного контракта стороны договорились также и о цене, уплачиваемой ответчиком за поставляемое оборудование, что подтверждается приложениями к государственному контракту.
Завышение или занижение истцом стоимости поставляемого оборудования не освобождает ответчика от обязательства оплатить за него согласованную при заключении договора цену.
Стороны государственного контракта, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, заключая государственный контракт, действовали добровольно и определили условия договора, в том числе и цену на медицинское оборудование по своему усмотрению в силу ст. ст. 2, 421 ГК РФ, при этом законом не предусмотрен специальный порядок определения цены на данный вид товара.
Как истец, так и ответчик, действуя как предприниматели с должной степенью осмотрительности при заключении государственного контракта, знали или должны были знать о реальной стоимости поставляемого медицинского оборудования, источниках финансирования и согласовали условия поставки медицинского оборудования по указанной цене.
При отсутствии согласованной сторонами в установленном законом порядке цены исполнение должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги.
Согласно выводам судебной товароведческой экспертизы, проведенной по определению Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2011 государственным учреждением Ставропольской лабораторией судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации, цена поставки медицинского оборудования по государственному контракту: 1) томографа рентгеновского компьютерного 64 среза «Aquilion 64» с принадлежностями № 1АА08Х3647 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в ГУЗ «СККЦ СВМП» по адресу: г. Ставрополь ул.Семашко, 1; 2) томографа рентгеновского компьютерного 32 среза «Aquilion 32» с принадлежностями № IСА08Y2177 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Центральная городская больница» по адресу: г. Пятигорск ул. Пирогова, 22; 3) ультразвукового аппарата экспертного класса с полностью цифровой архитектурой SSA-660A «Xario» с принадлежностями № LGF08X4537 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Центральная городская больница» по адресу: г. Пятигорск ул. Пирогова, 22; 4) ультразвукового аппарата экспертного класса с полностью цифровой архитектурой SSA-660A «Xario» с принадлежностями № LGF08X4479 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Городская больница г. Невинномысск» по адресу: г. Невинномысск ул. Павлова, 5; 5) ультразвукового аппарата экспертного класса с полностью цифровой архитектурой SSA-660A «Xario» с принадлежностями № LGF08X4478 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Городская клиническая больница №3 г. Ставрополь» по адресу: г. Ставрополь ул. Ленина, 417; 6) томографа компьютерного 16 срезов «Aquilion 16» с принадлежностями № GCD08Y3369 (производитель компания «ToshibaMedicalSystemsCorporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Городская больница г. Невинномысск» по адресу: г. Невинномысск ул. Павлова, 5; 7) томографа компьютерного 16 срезов «Aquilion 16» с принадлежностями № GCD08Y3368 (производитель компания «ToshibaMedicalSystemsCorporation», Япония), эксплуатируемого в МУЗ «Городская клиническая больница № 3 г. Ставрополь» по адресу: г.Ставрополь ул. Ленина, 417; 8) ультразвукового аппарата экспертного класса с полностью цифровой архитектурой «Aplio XG» с принадлежностями № 99F0893956 (производитель компания «Toshiba Medical Systems Corporation», Япония), эксплуатируемого в ГУЗ «СККЦ СВМП» по адресу: г.Ставрополь ул. Семашко, 1; 9) универсальной ангиографической системы «Infinix VC-i» с принадлежностями № BIA0822006 (производитель компания «ToshibaMedicalSystemsCorporation», Япония), эксплуатируемого в ГУЗ «СККЦ СВМП» по адрес у: г. Ставрополь ул. Семашко, 1, не является завышенной и соответствует рыночной.
Цена поставки определена с учетом самого оборудования, его страхования, стоимости его доставки до места эксплуатации, разгрузки, подготовки внутренних поверхностей помещений, монтажа оборудования и выполнения пуско-наладочных работ, инсталляции, обучения персонала на рабочем месте, всех установленных налогов, сборов, таможенных пошлин и других обязательных платежей, выплаченных и подлежащих уплате.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что по государственному контракту применены цены на медицинское оборудование, соответствующие ценам, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные товары, а поэтому не являются завышенными или заниженными ценами.
Суд учитывает, что действительно цена поставки ООО «Фарм-Трейд» Министерству здравоохранения Ставропольского края: двух томографов рентгеновских компьютерных 16 срезов «Aquilion (16), трех аппаратов ультразвукового исследования «Xario», аппарата ультразвукового экспертного класса «AplioXG» и универсальной ангиографической системы, является ниже закупочной цены.
Однако, принимая во внимание, что вышеуказанное медицинское оборудование, перечисленное в Приложении № 1 к государственному контракту, является предметом одной сделки – государственного контракта № 327 от 13.10.2008 г. и одного лота № 1, поэтому следует рассматривать и учитывать цену поставки данного медицинского оборудования не каждого по отдельности, а с учетом его общей согласованной стоимости по государственному контракту, которая сторонами и не оспаривается.
Планируемый доход ООО «Фарм – Трейд» исходя из разницы цены по закупке и поставке медицинского оборудования по лоту № 1 на момент заключения государственного контракта составлял 7 927 660, 90 рубля, то есть около 3,5%, что не ущемляло интересов как ООО «Фарм – Трейд», так и Министерства здравоохранения Ставропольского края.
В связи с этим не принимаются во внимание доводы истца о том, что имела место несогласованность в цене по видам медицинского оборудования внутри лота, и, как следствие, поставка томографа рентгеновского компьютерного 64 среза «Aquilion (64), томографа рентгеновского компьютерного 32 среза «Aquilion (32) по завышенной цене, а поставка двух томографов рентгеновских компьютерных 16 срезов «Aquilion (16), трех аппаратов ультразвукового исследования «Xario», аппарата ультразвукового экспертного класса «AplioXG», универсальной ангиографической системы по заниженной цене.
В материалы дела согласно определению Арбитражного суда Ставропольского края от 21.10.2011 г. представлены надлежащим образом заверенные копии заключений финансово-экономической и бухгалтерской экспертиз от 12.10.2011 № 255/1-1, 256/7-1, выполненных экспертами государственного учреждения Ставропольской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по уголовному делу № 37028, по исполнению ООО «Фарм-Трейд» государственного контракта от 13.10.2008 № 327.
Согласно выводам экспертов, понесенные ООО «Фарм-Трейд» расходы по исполнению государственного контракта № 327 от 13.10.2011 г. составят 223 070 735,87 рубля.
Превышение расходов ООО «Фарм-Трейд» над суммой денежных средств, оплаченных Министерством здравоохранения Ставропольского края для исполнения государственного контракта, составит 89 755,87 рубля.
Суд учитывает и принимает во внимание, что действительно ООО «Фарм-Трейд» от исполнения государственного контракта не получило дохода, иной выгоды, на которые рассчитывало при заключении государственного контракта.
Однако, данные факты не является основанием для признания государственного контракта незаключенным, поскольку общество осуществляло предпринимательскую деятельность на свой риск добровольно.
В судебном заседании представитель министерства от встречного иска о взыскании с общества неустойки в сумме 12 269 руб. 60 коп. отказался.
Суд принимает данный отказ от иска, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Производство по встречному иску подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Фарм-Трейд», г. Ставрополь о признании государственного контракта на поставку в 2008 году медицинской техники для государственных нужд Ставропольского края от 13.10.2008 № 327 незаключенным отказать.
Принять отказ Министерства здравоохранения Ставропольского края, г. Ставрополь от заявленных требований к обществу с ограниченной ответственностью «Фарм-Трейд», г. Ставрополь о взыскании неустойки по государственному контракту на поставку в 2008 году медицинской техники для государственных нужд Ставропольского края от 13.10.2008 № 327 в размере 12 269 руб. 60 коп. Производство по делу в данной части прекратить.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В. Е. Филатов