АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-815/2021
12 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Галушка В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Амелиной И.В. рассмотрев в судебном заседании заявление
Прокуратуры Ипатовского района, г. Ипатово,
к обществу с ограниченной ответственностью «Югнефтегаз», г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителя заявителя – ФИО1 согласно удостоверению, представителя заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 20.05.2020,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ипатовского района (далее-заявитель, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Югнефтегаз» (далее-общество) к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Заявление мотивировано наличием в действиях общества признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании ходатайствовал о снижении размера административного штрафа.
В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) был объявлен перерыв.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой в действиях общества выявлены признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, на основании чего вынесено постановление от 23.12.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Далее в порядке, статьей 23.1 КоАП РФ, прокуратура обратилась в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наступление административной ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения является эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, когда выдача разрешения на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта не требуется в соответствии с законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее-ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, должно иметь проектную документацию, разрешение на строительство. При отсутствии разрешительных документов необходимо прекратить проведение строительных работ.
Эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию запрещена.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу требований части 7 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти,органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К заявлению прилагаются документы, указанные в подпунктах 1- 10 части 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 части 6 статьи 55 ГрК РФ одними из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются: несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство и несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Таким образом, на реконструкцию объекта капитального строительства необходимо получить разрешение на строительство, а для того чтобы использовать реконструированный объект и внести изменения о нем в ЕГРН, необходимо получить разрешение на ввод в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела ООО «Югнефтегаз» принадлежит многотопливная автомобильная заправочная станция (далее - МАЗС), расположенная по адресу: ул. Первомайская, 2 Б, г Ипатово, Ипатовский городской округ, Ставропольский край.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 24.10.2017 № 29 «Об утверждении Правил благоустройства территории Ипатовского городского округа Ставропольского края» утверждены одноименные Правила благоустройства.
01 сентября 2015 года между администрацией муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края и ФИО3 заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена № 33.
Данный земельный участок имеет кадастровый номер 26:02:104265:78, расположен по адресу: ул. Первомайская, 2 Б, г. Ипатово.
23 августа 2016 года администрацией муниципального образования г. Ипатово ФИО3 выдано разрешение № 26-510101-50-2016 на строительство объекта капитального строительства - Многотопливной АЗС.
06 марта 2017 года между ФИО3 и ООО «Югнефтегаз» заключен договор переуступки прав и обязанностей по указанному выше договору аренды № 33.
Согласно пункту 5.4.19 договора аренды № 33 арендатор (ООО «Югнефтегаз») обязан производить земляные, строительные и иные работы на земельном участке при получении соответствующих разрешений (согласований, ордеров) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, коммунальных служб.
14 декабря 2017 года администрацией муниципального образования г. Ипатово ООО «Югнефтегаз» выдано разрешение № 26-510101-50-2016 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - Многотопливной АЗС.
Указанные разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию МАЗС даны органом местного самоуправления на единый комплексный объект капитального строительства, без деления на вспомогательные и самостоятельные объекты.
Так, в соответствии с пунктом 4 разрешения на строительство от 23.08.2016 № 26-510101-50-2016, пунктом 3 («Объекты производственного назначения») разрешения на ввод в эксплуатацию от 15.11.2017 № 26-510101-50-2016 резервуар СУГ надземный объемом 30 м.куб. наряду со зданием операторской и иными конструкциями отнесен к объекту капитального строительства - МАЗС в соответствии с проектной документацией.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В нарушение требований пункта 6 статьи 39 Правил благоустройства территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, утвержденных Решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 24.10.2017 № 29, пункта 5.4.19 договора аренды № 33, части 14 статьи 1 и статьи 51 ГрК РФ ООО «Югнефтегаз» без согласования с органом местного самоуправления произведены земляные работы на земельном участке с кадастровым номером 26:02:104265:78, а также реконструкция объекта МАЗС, а именно: 08.02.2020 на территории указанной МАЗС произведен демонтаж надземного газового сосуда объемом 30 куб.м., в период с 01.02.2020 по 07.02.2020 произведен монтаж подземного газового сосуда объемом 10 куб.м: вырыт котлован глубиной 2 метра, шириной 2,20 м, длиной 5,60 м., в который помещен (смонтирован) подземный газовый сосуд объемом 10 куб.м., а также произведена обратная засыпка грунтом высотой более 50 см. от уровня земли.
По данному факту Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.05.2020 по делу № А63-3733/2020 ООО «Югнефтегаз» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение вступило в силу 08.06.2020, исполнено привлеченным лицом 29.05.2020.
Таким образом, факт незаконной реконструкции нашел свое подтверждение как в ходе прокурорской проверки так и по результатам рассмотрения указанного дела Арбитражным судом Ставропольского края.
Эксплуатация ООО «Югнефтегаз» объекта капитального строительства МАЗС без оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтвердилась выездом на место 28.07.2020, в ходе которого установлено, что МАЗС эксплуатируется по старым разрешительным документам (договор аренды земельного участка от 01.09.2015 № 33, разрешение на строительство объекта капитального строительства МАЗС от 23.08.2016 № 26-510101-50-2016 и разрешение от 14.12.2017 № 26-510101-50-2016 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства), согласно которым на МАЗС расположен надземный газовой сосуд объемом 30 куб.м.
В администрацию Ипатовского городского округа заявлений и иных документов о реконструкции и эксплуатации реконструированного объекта капитального строительства от ООО «Югнефтегаз» с момента ввода объекта в эксплуатацию и до момента проведения настоящей проверки не поступало.
Ранее проведенной прокуратурой района проверкой были выявлены аналогичные нарушения федерального законодательства, в связи с чемв отношении ООО «Югнефтегаз» было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, также заявление о привлечении юридического лица ООО «Югнефтегаз» к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда ООО «Югнефтегаз» 02.11.2020 привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ и назначен штраф в размере 250 000 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом с даты привлечения к административной ответственности т.е. с 02.11.2020 до 21.12.2020 допущенные нарушения федерального законодательства директором ООО «Югнефтегаз» не устранены.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, выразившееся в эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении в отношении заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения на момент рассмотрения настоящего дела не истек (статья 4.5 КоАП РФ).
Таким образом, в материалах дела имеется достаточно доказательств и фактических данных, на основании которых в действиях общества подтверждаются наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом установлено, что основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела ООО «Югнефтегаз» просило снизить размер административного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 5 статьи 9.5 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В обоснование заявленного ходатайства о снижении штрафа менее минимального размера общество ссылается на то, что в результате совершенного правонарушения не было причинено ущерба гражданам и окружающей среде, обществом предприняты все меры для получения необходимых разрешений и до настоящего времени продолжает занимается сбором всех необходимых документов для ввода объекта в эксплуатацию после его реконструкции, представление прокуратуры Ипатовского района исх.№7-84-2020 от 29.07.2020 об устранении нарушений федерального законодательства исполнено обществом добровольно, что в соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность. Также общество указывает на то, что относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие) и уплата минимального размера штрафа, установленного санкцией части 5 статьи 9.5 КоАП РФ повлечёт необратимые последствия в хозяйственной деятельности общества и невозможность исполнения государственных контрактов на поставку нефтепродуктов для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
В данном случае, по мнению суда, предусмотренное частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ наказание в виде минимального размера штрафа в сумме 500 000 рублей не соответствует тяжести совершенного заинтересованным лицом правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания правонарушению, совершенному ООО «Югнефтегаз» при названных фактических обстоятельствах, установленных судом, суд считает возможным назначить обществу штраф по части 5 статьи 9.5 КоАП РФ в размере 250 000 рублей.
В соответствии с частями 2-4 статьи 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Югнефтегаз», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, (356721, <...>, дата регистрации в качестве юридического лица 08.11.2016, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю) к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
получатель УФК по Ставропольскому краю (прокуратура Ставропольского края), р/с <***>, банк – отделение Ставрополь г. Ставрополь, БИК 040702001, ИНН <***>, КПП 263401001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 07401000000.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Сведения об уплате штрафа должны быть предоставлены в суд до истечения указанного срока.
Доказательства об уплате штрафа направить в суд любым доступным способом, со ссылкой на судью и номер дела.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.В. Галушка