ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-8268/15 от 15.02.2016 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-8268/2015

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 февраля 2016 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акритовым А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Некоммерческого фонда по комплексному управлению общим имуществом в многоквартирных домах «Мой Дом», г. Ставрополь, ОГРН <***>,

к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь

о признании незаконным и отмене предписания № 959 от 16.06.2015,

при участии представителя заявителя ФИО1 (паспорт), представителя заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 11.01.2016 № 01-14/1,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческий фонд по комплексному управлению общим имуществом в многоквартирных домах «Мой Дом», г. Ставрополь (далее – заявитель, НФ по КУОИ в МКД «Мой Дом», управляющая организация) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь (далее – заинтересованное лицо, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания № 959 от 16.06.2015.

Заявление мотивировано незаконностью оспариваемого предписания, которым по мнению заявителя, на него незаконно была возложена обязанность по восстановлению демонтированного общего имущества (коллективной антенны), с последующим включением данного оборудования в состав общего имущества и обслуживанием в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.

Представитель заинтересованного лица возразил против заявленного требования по доводам отзыва, считает его необоснованным, незаконным и не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд признает требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, с 10.06.2015 по 16.06.2015 на основании распоряжения № 1657 от 08.06.2015 должностным лицом управления была проведена внеплановая документарная проверка по лицензионному контролю предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 458/1 по ул. Мира в г. Ставрополе, осуществляемой лицензиатом НФ по КУОИ в МКД «Мой Дом», в связи обращениями гр. ФИО3, проживающей в кв. № 21 данного многоквартирного дома (от 03.06.2015 № 238-ТД-В, от 04.06.2015 № 2255/01-13-В) по вопросу демонтажа коллективной антенны, установленной на кровле указанного выше дома.

НФ по КУОИ в МКД «Мой Дом» были представлены запрашиваемые управлением документы, в том числе протокол общего собрания, проведенного в заочной форме от 21.05.2015 б\н, согласно которому собственники помещений количеством голосов 92,9 % от общего числа голосов, приняли решение о запрете размещения оборудования ООО «Телерадиомастер» (коллективной антенны) в местах общего пользования.

В результате внеплановой документарной проверки управлением было выявлено нарушение требования части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации; допущено уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме без согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

По результатам проверки был составлен акт от 16.06.2015 №1657-20/1.

Управлением было выдано предписание от 16.06.2015 № 959 об устранении выявленных нарушений, с которым был ознакомлен управляющий НФ по КУОИ в МКД «Мой Дом» Сафонова В.В., что подтверждается ее личной подписью в получении копии данного предписания 16.06.2015.

Согласно предписанию обществом нарушена часть 3 статьи 36 ЖК РФ, а именно, уменьшен размер общего имущества (демонтаж коллективной антенны), без согласия всех собственников помещений, в связи с чем, заявителю надлежит устранить нарушение, восстановить демонтированное общее имущество (коллективную антенну), с последующим включением данного оборудования в состав общего имущества и обслуживанием в соответствии с действующим законодательством. Срок исполнения предписания № 959 был установлен управлением до 15.07.2015.

Посчитав, что указанное предписание вынесено с нарушениями закона, управляющая организация обратилась в арбитражный суд с данным требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременного наличия двух условий: несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 № 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора управомочены на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).

Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, а также выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Из части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников.

В силу пункта 42 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее –Правила №491) управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и договором.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном жилом доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном жилом доме, к числу которого, отнесены, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Аналогичные нормы по содержанию имеются в пункте «д» части 2 Раздела 1 Правил № 491, о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Таким образом, коллективная антенна как оборудование, находящееся в многоквартирном жилом доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества собственников в многоквартирном жилом доме.

В соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном жилом доме возможно только с согласия всех собственников помещений (100%) в данном доме путем его реконструкции.

В рассматриваемом случае коллективная антенна в многоквартирном доме относится к общему домовому имуществу.

Данная коллективная антенна была установлена на крыше многоквартирного дома в 1989 года для обслуживания собственников помещений с целью сохранности общего имущества в многоквартирном доме, во избежание установления в местах общего пользования, в том числе на оголовках вентиляционных каналов, парапетных стенах, а также на стенах фасада дома иных антенн, обслуживающих собственников жилых помещений отдельных квартир в многоквартирном доме.

Согласно акту государственно – приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 27.09.1989 (далее -Акт), строительство многоквартирного жилого дома № 458/1, расположенного по адресу: <...> осуществлялось генеральным подрядчиком ПСО «Ставропольпроектстрой».

В пункте 12 Акта указано, что на объекте - многоквартирном жилом доме по ул. Мира 458/1 установлено предусмотренное проектом оборудование.

Согласно пункту 13 Акта строительство жилого дома № 458/1 в <...> было осуществлено по проекту, соответствующему действующим нормам и правилам (в том числе по взрывопожарной безопасности).

В соответствии с пунктом 3.16 СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» на крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек воздушных сетей радиовещания.

Пунктам 4.6, 4.7 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» определенно, что в жилых зданиях следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звонковую сигнализацию, а также автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, лифтами для транспортирования пожарных подразделений и средства спасения людей в соответствии с требованиями нормативных документов. На крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек проводных сетей радиовещания. Установка радиорелейных мачт и башен запрещается.

Из письма ООО «Телерадиомастер» от 19.11.2015 следует, что техническое обслуживание коллективных антенн в количестве 2-х штук в указанном многоквартирном доме проводится с 2011 года по настоящее время. Планово-профилактические работы проводились в декабре 2011 года и в мае 2013 года. Антенны в количестве 2-х штук находились в исправном состоянии. Кроме того, начиная с 1980-х годов, строительство новых многоэтажных домов предусматривало в проектной документации обязательный монтаж оборудования для коллективного приема телевидения (СНиП-2.08.01-89* п. 3.16 и СНиП 31-01-2003 п. 4.6, п. 4.7).

Согласно инструкции о порядке приема в эксплуатацию, техническом обслуживании и ремонте телевизионных антенн коллективного пользования (ТАКП), техническая приемка ТАКП в эксплуатацию производится одновременно с приемкой здания после строительства или капитального ремонта, в том числе проверяется правильность монтажа антенны на крыше здания и надежность ее крепления, исправность кровли в местах установки антенн после окончания их монтажа, проверяется качество телевизионного приема на последних абонентских отводах первых этажей здания. Данная инструкция утверждена приказом Министра бытового обслуживания населения РСФСР от 05.03.1970 г. № 43 и согласована с Министерством коммунального хозяйства РСФСР.

На основании вышеизложенного управлением по результатам проведенной проверки НФ по КУОИ в МКД «Мой Дом» правомерно было выдано предписание о восстановлении демонтированного общего имущества (коллективной антенны), с последующим включением данного оборудования в состав общего имущества и обслуживанием его в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Некоммерческого фонда по комплексному управлению общим имуществом в многоквартирных домах «Мой Дом», г. Ставрополь, ОГРН <***>, к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, г. Ставрополь, о признании незаконным и отмене предписания № 959 от 16.06.2015, отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья А.К. Алиева