ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-8289/2022 от 02.11.2022 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                    Дело № А63-8289/2022

07 ноября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курасовым Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

общества с ограниченной ответственности «Центр обслуживания МКД Шпаковского района» г. Михайловск, ОГРН <***>, ИНН <***>

к государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>

о взыскании с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», г. Ставрополь задолженности за услуги по управлению, содержанию общего имущества за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 в сумме 86 884,58 рублей, пени в размере 22 798,43 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 290 рублей

при участии представителя ФИО1 по доверенности от 20.01.2022 №3, копия диплома № ВСВ 1372002, в отсутствие иных представителей сторон

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственности «Центр обслуживания МКД Шпаковского района» г. Михайловск (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», г. Ставрополь (далее – ответчик, предприятие) о взыскании с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», г. Ставрополь задолженности за услуги по управлению, содержанию общего имущества за период с 01.04.2019 по 31.01.2022 в сумме 89 362,43 рублей, пени в размере 30 378,12 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 592 рублей.

Ответчик надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился, возражений относительно рассмотрения спора по существу не представил. Сведения о месте и времени проведения судебного заседания размещены на официальном сайте арбитражного суда http://www.my.arbitr.ru.

Суд, на основании и в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Общество, в порядке статьи 49 АПК РФ, представило ходатайство об уточнении исковых требований, в силу которых просило суд взыскать с ответчика задолженность за услуги по управлению, содержанию общего имущества многоквартирным домом задолженность за услуги по управлению, содержанию общего имущества за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 в сумме 86 884,58 рублей, пени в размере 22 798,43 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 290 рублей.

В силу части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Заявленное обществом ходатайство соответствует требованиям статьи 49 АПК РФ, в связи с чем уточненные требования судом рассмотрены и приняты.

Дело подлежит рассмотрению с учетом уточненных требований общества. Представитель истца просил суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в заявлении и уточнении к нему.

Ответчик в представленном отзыве просил суд применить срок исковой давности, представил расчет пени.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (далее – МКД) на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений в порядке ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Ответчик является сособственником помещения расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 26:11:020201:6545. В связи с тем, что ответчик своевременно и в полном объеме не оплачивал услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД у него образовалась задолженность за период с 01.01.2019 по 31.01.2022 в размере 96795,98 руб.

05.03.2022 г. в адрес ответчика было направлено предарбитражное уведомление, однако ответчик мер по погашению задолженности не предпринял.

В связи с чем, истец обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со ст. ст. 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бремя содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на собственниках жилых помещений.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2018 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО2» указано, что расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу прямого указания закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Указанный вывод подтвержден пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Согласно ст. 153, 154 ЖК РФ плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).

В силу статей 39, 156 (части 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт устанавливается одинаковым для собственников нежилых помещений. Собственники нежилых помещений обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества наравне со всеми остальными собственниками помещений.

В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления  многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья. Собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.

Плата за содержание и текущий ремонт общего имущества установлена договором управления в размере 14 рублей 25 коп. за м2 площади жилого/нежилого помещения. С 01.01.2021 г. плата за содержание и текущий ремонт общего имущества установлена в размере 16 рублей 57 коп. за м2 площади жилого/нежилого помещения.

С 01 января 2017 года в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», к содержанию общего имущества отнесены расходы на оплату холодной воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В состав платы за содержание жилого помещения включается составляющая расходов на коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества собственников помещений в МКД (далее – КР на СОИ) в размере установленного норматива, если общее собрание собственников помещений в МКД не принято решение о расчете такой составляющей по показаниям ОДПУ. Это следует из п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 9.1, 9.2 ст. 156 ЖК. 

При первоначальном включении расходов на КР на СОИ в размер платы с 01.01.2017 к действующему в МКД размеру платы прибавлялся норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, который был установлен субъектом РФ по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения таких расходов решение общего собрания собственников помещений в МКД не требовалось. Это определено ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В том случае, если такая составляющая КР на СОИ не включена решением общего собрания собственников помещений в МКД либо нормативным актом органа МСУ в размер платы за содержание жилого помещения, в силу обязательности несения собственниками и пользователями помещений в МКД таких расходов, а так же заключения управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения МКД в части КР на СОИ в силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация вправе самостоятельно включить в такой размер платы составляющую КР на СОИ в размере установленного норматива.

При этом, управляющая организация вправе применять ч. 10 ст. 12 ФЗ №176  при увеличении размера платы за содержание жилого помещения, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, при изменении нормативов или тарифов составляющей КР на СОИ.

В Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 декабря 2019 г. № 47256-ОЛ/06 «О плате за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме» Минстроем разъяснено следующее:

При начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, и плата за содержание и ремонт общего имущества начисляются отдельно.

При направлении собственникам помещений предложений о размерах платы за содержание и ремонт плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в указанный перечень не включается.

После установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для последующего включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не требуется принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, поскольку размер платы определяется без учета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Судом установлено, что истец выполнял работы и оказывал услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД надлежащего качества, фактов нарушения за период обслуживания не зафиксировано, доказательств обратного материалы дела не содержат.

Ответчик в свою очередь, оказанные услуги за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 не оплатил, доказательств обратного в материалы дела не представил.

В связи с чем, суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности за услуги по управлению, содержанию общего имущества МКД за период с 01.04.2019 по 31.01.2022 в размере 86 884,58 руб. подлежат удовлетворению.

Ходатайство ответчика о пропуске срока исковой давности не подлежит рассмотрению судом, поскольку после его подачи в суд истец самостоятельно уточнил исковые требования, в силу которых исключил из требований задолженность, предъявленную за пределами общего срока исковой давности.

Наряду с вышеуказанным, истец просил суд взыскать с ответчика пени за ненадлежащее исполнение ответчиком взятых на себя обязательств по оплате коммунальных платежей.

Согласно уточненному расчету истца размер пени за период с 11.06.2019 по 31.03.2022 составили 22 798,43 руб. Расчет судом проверен, признан верным.

При этом ответчиком представлен расчет пени, согласно которому пеня, за просрочку исполнения обязательства за период с 10.06.2019 по 01.04.2022 составила  15008,45 руб. Суд, проверив указанный расчет, признает его ошибочным. Так, истцом по первоначальному иску неверно определено количество дней просрочки, ставка пени, а также сумма основного долга.

В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, соглашение о которой должно быть совершено в письменной форме.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Частью 14 статьи 155 ЖК РФ установлена специальная ответственность за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в виде пеней.

Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 марта 2022 г. N 474
«О некоторых   особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году», начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты. Ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г. составила 9,5 %, исходя из которой произведен расчет неустойки.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением истцом уплачена государственная пошлина в размере 4 854 руб., что подтверждается платёжным поручением от 26.05.2022 № 363.

Учитывая уточнение заявленных требований в сторону уменьшения и их удовлетворение судом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 4290 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 564 руб. государственной пошлины подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

РЕШИЛ:

принять уточненные требования общества с ограниченной ответственности «Центр обслуживания МКД Шпаковского района» г. Михайловск, ОГРН <***>, ИНН <***>. Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро», г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***> в пользу общества с ограниченной ответственности «Центр обслуживания МКД Шпаковского района» г. Михайловск, ОГРН <***>, ИНН <***> задолженность за услуги по управлению, содержанию общего имущества за период с 01.05.2019 по 31.01.2022 в сумме 86 884,58 рублей, пени в размере 22 798,43 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 290 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                Л.В. Быкодорова