ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-8337/13 от 25.02.2015 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                        Дело № А63- 8337/2013

   Резолютивная часть решения объявлена  25 февраля 2015года

Решение изготовлено в полном объеме   04 марта 2015года

             Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Алиевой А.К.,

    при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акритовым А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала, г. Ставрополь, ОГРН <***>,

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь

о признании решения УФАС по СК от 17.06.2013 № 24 и предписания от 31.05.2013 №13 недействительными,

при участии в судебном заседании представителей заявителя  ФИО1 по доверенности № 0410/29/41-14 от 11.08.2014, ФИО2 по доверенности  №0410/29/41-15 от 03.02.2015, в отсутствие представителя заинтересованного лица,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала, г. Ставрополь (далее – заявитель, ОАО «Ростелеком», общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее – заинтересованное лицо, УФАС по СК, антимонопольный орган, управление) о признании решения УФАС по СК от 17.06.2013 № 24 и предписания от 31.05.2013 №13 недействительными.

Заявление мотивировано недействительностью оспариваемых ненормативных актов, т.к. факт признания общества занимающим доминирующее положение на исследованном рынке услуг Интернет не является доказанным, проведение маркетинговых акций законодательно не запрещено, каких – либо ограничений для их проведения не установлено, в связи с чем, условия проводимых обществом акций не влияют на состояние конкуренции и не ущемляют интересы других лиц, в том числе путем установления обществом экономически, технологически и иным образом необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар на территории Ставропольского края. Кроме того, общество не имеет технической возможности проводить маркетинговые акции, предусматривающие увеличение базовой скорости предоставления широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Ставропольского края. Предписание, по мнению общества, не обладает признаками определенности и исполнимости. В дополнении к заявлению от 10.02.2015 общество указало на отсутствие у управления полномочий на вынесение оспариваемых актов, недоказанность признаков злоупотребления при проведении акций со стороны общества.

              В судебном заседании 17.02.2015года объявлялся перерыв до 25.02.2015года.

     О времени и месте судебного заседания после перерыва было объявлено публично в открытом судебном заседании и путем размещения сведений на официальном сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

25.02.2015года судебное заседание было продолжено.

В судебном заседании представители общества поддержали требования.

Представители управления в судебное заседание не явились, в ходатайствах от 17.02.2015 и от 25.02.2015  управление просило суд отложить судебное разбирательство, указывая на  невозможность предоставления мотивированных возражений на дополнительные доводы общества от 10.02.2015 и дополнительные документы, поступившие в управление 12.02.2015, а также нахождение сотрудников управления на больничном,  в ежегодном трудовом отпуске, их занятость в выездных проверках.

Суд рассмотрел ходатайства управления и признал их не подлежащими удовлетворению.

              Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отложить судебное разбирательство в случае, если лицо, участвующее в деле,  извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, и арбитражный суд признает причины неявки уважительными.

              Данной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить рассмотрение дела при наличии у суда сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства.

В целях обеспечения возможности подготовки аргументированной позиции по делу с учетом дополнений заявителя, и документов, поступивших в управление 12.02.2015, судом объявлялся в заседании перерыв с 17.02.2015 до 25.02.2015, какие - либо дополнения от управления до 25.02.2015  в суд не поступили. Управление имело возможность подготовить мотивированную позицию по делу. В ходатайстве об отложении судебного разбирательства от 25.02.2015 управление сослалось на нахождение сотрудников управления на больничном, в ежегодном трудовом отпуске, их занятость в выездных проверках.

Между тем нахождение сотрудников управления на больничном и в ежегодном трудовом отпуске, их занятость в выездных проверках не подтверждены документально и  не являются уважительными причинами для отложения судебного заседания.

              С учетом изложенного, суд признает ходатайства заинтересованного лица  не подлежащими удовлетворению.

              Дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

УФАС по СК в отзыве на заявление и в дополнениях к нему возразило против удовлетворения требований, указав на законность оспариваемых  решения и предписания, несостоятельность доводов заявителя.

              Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей общества, суд признает требования заявителя  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

   Как видно из материалов дела, в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступали обращения от граждан, в отношении ОАО «Ростелеком» в лицеСтавропольского филиала ОАО «Ростелеком» по вопросу установления различной стоимости услуги доступа к сети Интернет в зависимости от населенного пункта. Граждане   жаловались  на  действия   ОАО   «Ростелеком»,   в  частности  на  установление в сельской местности и районных центрах  тарифов, в значительной мере отличающихся от установленных в г.Ставрополе в ценовом диапазоне.

  В ходе анализа сайта ОАО  «Ростелеком» управлением было установлено, что маркетинговые акции, проводимые ОАО «Ростелеком» в лице Ставропольского  филиала ОАО «Ростелеком», устанавливают льготные условия для подключения и проведения акций преимущественно в одних и тех же населенных пунктах края.

  В связи с чем, было возбуждено дело № 24 в отношении ОАО  «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала ОАО «Ростелеком» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

  Решением антимонопольного органа от 17.06.2013 общество признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ. Нарушение выразилось  в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом при проведении маркетинговых акций ОАО «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала ОАО «Ростелеком».

  31.05.2013 обществу выдано предписание №13, согласно которому в двухмесячный срок необходимо принять меры к предоставлению равных условий проведения маркетинговых акций для всех абонентов Ставропольского филиала ОАО «Ростелеком», не допуская неравенство абонентов по территориальному признаку.

Общество, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

     В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     В силу пункта 6 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе,  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

  УФАС по СК провело анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг предоставления широкополосного проводного доступа к сети Интернет для абонентов-граждан, использующих услуги связи для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в муниципальных образованиях Ставропольского края. По результатам проведенного анализа управление приказом от 14.02.2013 № 121/26 включило ОАО «Ростелеком» в реестр по позиции «услуги широкополосного проводного доступа к сети Интернет для абонентов-граждан, использующих услуги связи для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, ОКПД 64.20.18.130» с долей на рынке > 50 % в географических границах Ставропольского края, за исключением г.Лермонтова и г.Невинномысска и с долей > 35 % в географических границах г.Лермонтова.  Общество также является естественным монополистом на рынке услуг общедоступной электрической связи в Ставропольском крае.

     В соответствии с частью 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ   и   услуг,   а   также   иные   условия   публичного   договора   устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми   актами   допускается   предоставление   льгот   для    отдельных   категорий  потребителей.

     Вменяя обществу оспариваемым решением, нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган пришел к выводу о том,  что действующие маркетинговые акции: «Все включено», «Домашний Интернет 2.0», «Домашний Интернет+Забава» проводятся не на территории всего края, а в отдельных населенных пунктах, за исключением отдельных сегментов акционных предложений. При этом согласно акционных предложений устанавливается различная стоимость на скорость доступа к сети Интернет в одном пакете услуг, различное количество услуг, на время промо периода. 

     Маркетинговые акции проводятся в рамках тарифных планов. Акционные предложения меняют условия тарифных планов и прейскурантов услуг доступа в Интернет. Проводимые акции влияют на конечную цену реализации услуги, поскольку одной из главных качественных характеристик предоставления доступа в Интернет является скорость доступа и цена за эту скорость.

    Акции действующие в рамках утвержденных тарифов доступа в Интернет, по сути являются «модифицированными» тарифными планами. И позволяют получать «более» скоростной Интернет за меньшую стоимость в одних населенных пунктах по сравнению с другими населенными пунктами в одной зоне деятельности оператора связи - ОАО «Ростелеком», где абоненты лишены такой возможности и вынуждены приобретать за большую стоимость «менее» скоростной Интернет. В связи с применением акции конечная стоимость, оплачиваемая абонентская плата за Интернет становится различной в рамках одного тарифного плана или пакета услуг, для абонентов разных населенных пунктов.

   Действующим законодательством предусмотрена дифференциация тарифов по скорости доступа, объему переданной, отправленной информации, но не по территориальной дифференциации абонентов в зоне обслуживания оператора связи.

     Ставропольский филиал ОАО «Ростелеком», как указывает антимонопольный орган, ставит в неравное положение абонентов, желающих пользоваться услугой на более выгодных условиях. При этом, тарифные планы утверждены единые на территории Ставропольского края. Маркетинговые акции не являются самостоятельными, а проводятся в рамках созданных тарифов и являются различными в ценовом диапазоне. То есть, предоставляют так называемые скидки для абонентов в рамках маркетинговой акции и направлены на привлечение абонентов.

    В населенных пунктах, где рынок предоставления услуги  широкополосного доступа сети Интернет является наиболее конкурентным ОАО «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала ОАО «Ростелеком» проводит маркетинговые акции ущемляющие интересов одних абонентов по сравнению другими.

     Между тем, суд считает, что антимонопольным органом не учтено  следующее.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 №126, пунктами 33, 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, тарифы на услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, а также тарифы и тарифные планы для оплаты телематических услуг связи устанавливаются операторами самостоятельно.

    Тарифы и тарифные планы в Ставропольском филиале ОАО «Ростелеком» являются едиными и действуют во всех населенных пунктах Ставропольского края.

    Проводимые Ставропольским филиалом ОАО «Ростелеком» акции не относятся к тарифам и тарифным планам, а представляют собой комплекс коммуникативных средств, комплексное мероприятие, применяемое с целью достижения желаемой реакции потребителей услуг, привлечения внимания потребителей, повышения объемов продаж, лояльности потребителей, упрочения положения организации на рынке. При этом акция - это мероприятие, ограниченное во времени.

      Акции проводятся в соответствии с утвержденными правилами их проведения, содержащими критерии, по которым лицо может стать участником акций, и в рамках которых участники акций могут получать поощрения в виде различных бонусов, скидок к действующим тарифам, изменение параметров и условий предоставляемых услуг. В акциях могут принять участие не все лица, а только те, которые соответствуют условиям, определенным в правилах их проведения.

     Проведение маркетинговых акций законодательно не запрещено, каких-либо ограничений для их проведения также не установлено, в связи с чем условия проводимых обществом акций не влияют на состояние конкуренции и не ущемляют интересы других лиц, в том числе путем
установления обществом экономически, технологически и иным образом
необоснованных различных цен (тарифов) на один и тот же товар на территории Ставропольского края.

Кроме того, возможность проведения ОАО «Ростелеком» маркетинговых акций и выбор населенных пунктов, на территории которых проводятся такие акции, напрямую зависит от технической возможности задействованного оборудования в предоставлении услуг Интернет.

     Техническая возможность связана с пропускной способностью каналообразуюшего оборудования, то есть видом (мощностью) используемого технологического оборудования, параметрами абонентской линии связи, загруженностью внешних сетей и ресурсов.

      В населенных пунктах, принимавших участие в проводимых акциях за период с 2012 года, организованы магистральные каналы высокой пропускной способности от 10 до 30 Гбит/сек. Высокая скорость этих каналов достигается использованием оптических технологий и сложного дорогостоящего коммутационного оборудования, установленного в конкретном населенном пункте.

     В населенных пунктах, не принимавших участие в маркетинговых акциях за данный период, пропускная способность ниже, в результате чего не представляется возможным проведение маркетинговых акций без потери качества оказываемых услуг.

     Для каждого подключенного абонента устанавливается в соответствии с тарифным планом максимальная пропускная способность, которую он может задействовать в общем канале передачи данных. Однако, при этом, указанная пропускная способность ограничивает верхний предел скорости, но жестко не резервируется в канале. То есть, при отсутствии активности какого-либо абонента, или при использовании им меньшей пропускной способности, неиспользуемая в данный момент пропускная способность может быть задействована другим абонентом.  Таким образом, если сумма пропускных способностей, закрепленных за всеми абонентами, будет превышать общую пропускную способность канала, между данными  абонентами возникает конкуренция.

      Когда все абоненты имеют равные или более близкие по значениям ограничения полосы пропускания,    конкуренция    по    общей    полосе    пропускания  канала относительно невысока,  даже в момент одновременного выхода в сеть Интернет всех абонентов с учетом задействованных выделенных им пропускных способностей канала.

      В различных населенных пунктах Ставропольского края существует различная техническая возможность оказания услугИнтернет. Несмотря на то, что общество стремится оказывать услуги максимального качества, в ряде населенных пунктов края для организации магистральных каналов связи используются медные линии связи с длиной до 30-40 км. В качестве каналообразующего оборудования на данных каналах используются SHDSL системы, которые организуют каналы связи, не превышающие 6-10 Мбит/с. Поэтому в подобных населенных пунктах абоненты не могут подключиться к сети Интернет на скоростях, превышающих 512 Кбит/с. а в некоторых - 256 Кбит/с.

     Согласно справке технического блока от 13.02.2015 №0410/05/959-15 ОАО «Ростелеком» организация связи в сельской местности осуществляется по соединительным линиям межстанционной связи. Соединительная линия является технико-технологическим комплексом, включающим в себя телефонный кабель с медными жилами типа КСПП, МКС, ЗКП, ТЭГ проложенный зачастую несколько десятилетий назад.

    Указанные соединительные линии в настоящее время используются во всех сельских районах и на многих других территориях Ставропольского края.

    Предельная стабильная скорость передачи сигнала зависит от длины соединительных линий и их электрических характеристик (сопротивление шлейфа, коэффициент затухания).

    Изложенное не позволяет проводить в соответствующих местностях маркетинговые акции, подобные акциям «Домашний Интернет 2.0», «Все включено», «Домашний Интернет+Забава», и оказывать телематические услуги на предусмотренных такими акциями скоростях (2 Мбит/сек и более).

   Проведение маркетинговых акций с условием увеличения базовой скорости доступа в Интернет без учета технической возможности каналообразующего оборудования негативно скажется на качестве предоставления услуги широкополосного доступа Интернет для всех абонентов населенного пункта и создаст угрозу для нормального функционирования сети связи.

      В связи с чем, общество не имеет технической возможности проводить маркетинговые акции, предусматривающие увеличение базовой скорости предоставления широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории Ставропольского края.

    Вместе с тем, согласно решению ФАС России от 28.06.2013 по делу №1 10/28-10 практика предоставления срочных скидок для повышения лояльности абонентов, привлечения новых абонентов, является сложившимся и широко применяемым поведением на рынке оказания услуг связи.

    Признаков злоупотребления доминирующим положением ОАО «Ростелеком» в связи со срочным снижением тарифов на услуги доступа к сети Интернет на территории отдельных населенных пунктов, названным актом выявлено не было. Действия ОАО «Ростелеком» по введению срочных акционных предложений на услуги доступа к сети Интернет, как указано в решении,  осуществлены в пределах гражданских прав и не создают негативных последствий.  

     Кроме того, согласно заключению от 11.02.2015 «Исследование влияния маркетинговых акций, проводимых ОАО «Ростелеком» на отдельных территориях Ставропольского края, на конкурентную среду региона» от 06 февраля 2015 г., маркетинговые акции, аналогичные или подобные проводимым ОАО «Ростелеком», являются общепризнанным и общераспространенным инструментом честной конкурентной борьбы.

  Проведение обществом маркетинговых акций отвечало интересам абонентов, позволяло им попробовать новую скорость доступа к сети Интернет на выгодных условиях.

           Установление разных цен и/или тарифов является нормой для маркетинга услуг.

Таким образом, проведение акций обществом не нарушает интересы абонентов, а наоборот отвечает им, а сами акции являются инструментом честной конкуренции.

Участники рынка (провайдеры) во всех населенных пунктах края, где
проводились акции, предлагают потенциальным и имеющимся потребителям широкий диапазон услуг доступа к сети Интернет, различающихся по скорости и по цене. Данная ситуация на рынке позволяет потребителям выбрать наиболее привлекательное предложение и не ограничивает конкуренцию, а способствует ее развитию.

Ряд конкурентов ОАО «Ростелеком» проводили свои маркетинговые акции, то есть совершали действия, аналогичные ОАО «Ростелеком».

В большинстве населенных пунктов складывается ситуация, при которой конкуренты ОАО «Ростелеком» предлагают более низкие (даже по сравнению со всеми исследуемыми акциями ОАО «Ростелеком») цены доступа к сети Интернет на большей скорости. Цены ОАО «Ростелеком», как правило, выше, чем у конкурентов, реже - находятся на том же уровне или ниже.

Таким образом, довод УФАС, что общество за счет своих акций «выталкивает» с рынка конкурентов  не является обоснованным.

Различные технические возможности предоставления услуг, в том числе наличие свободных магистральных и распределительных линий связи; различная загрузка оборудования; степень изношенности кабелей (что требует дополнительных затрат на содержание и эксплуатацию и др. затрат) делают экономически обоснованным установление различных цен в разных населенных пунктах.

Тот факт, что в 2012 - 2013 гг. отсутствовали нормативно утвержденные системы учета затрат (в том числе раздельного учета) применительно к исследуемым услугам, не позволяет отрицать экономическую обоснованность установления более высоких цен на территориях с более высокими издержками. Более дорогая с точки зрения себестоимости услуга предлагает более высокую цену.

Себестоимость предоставляемых услуг одного типа может значительно различаться из-за большей трудоемкости и ресурсоемкости их оказания. Различная себестоимость услуг в различных населенных пунктах предполагает установление различных цен на данные услуги в разных населенных пунктах.

На себестоимость услуг доступа к сети Интернет в конкретных населенных пунктах  могут  влиять  различные затраты на  передачу трафика к  ним, инвестиции в сети соответствующих населенных пунктов, необходимость командирования в такие населенные пункты специалистов провайдера и другие затраты.

            В силу вышеизложенного нарушение нормы, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, в действиях ОАО «Ростелеком» отсутствует.

   В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

При таких обстоятельствах решение  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17.06.2013 № 24 и предписание от 31.05.2013 №13 надлежит признать недействительными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с УФАС по Ставропольскому краю; государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возращению из федерального бюджета.

  Руководствуясь ст.ст. 110, 104, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края,

РЕШИЛ:

  Заявление открытого акционерного общества «Ростелеком» в лице Ставропольского филиала, г. Ставрополь, ОГРН <***>,   удовлетворить.

  Признать недействительными решение управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 17.06.2013 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №24 о признании открытого акционерного общества «Ростелеком», ОГРН <***>, нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» и предписание №13 от 31.05.2013.

  Взыскать с управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в пользу открытого акционерного общества «Ростелеком», ОГРН <***>, 2 000 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

  Возвратить открытому акционерному обществу «Ростелеком», ОГРН <***>, из федерального бюджета 2 000 рублей государственной  пошлины.

             Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

  Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо - Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

           Судья                                                                                А.К.Алиева