ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-8459/2011 от 16.02.2011 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-8459/2011

16 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2011 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», г. Пятигорск к Территориальному Управлению Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, третьи лица: Федеральное дорожное агентство, г. Москва; открытое акционерное общество «Волгомост», г. Саратов; открытое акционерное общество «УСК МОСТ», г. Москва; общество с ограниченной ответственностью «Южная Строительная компания», г. Владикавказ, о признании недействительным представления государственного органа № 132 от 31.08.2011 в части,

при участии в судебном заседании: представителей заявителя - Ястребова А.И. по доверенности № 06/4588 от 10.10.2011, Потапова А.В. по доверенности № 06/4134 от 12.09.2011, Пинициди Г.А. по доверенности № 06/4717 от 18.10.2011; представителей заинтересованного лица - Кочерга А.В. по доверенности № 2 от 15.08.2011, Куминовой Ю.В. по доверенности № 11 от 31.10.2011,

в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог» Федерального дорожного агентства обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю о признании недействительным пункта 3 раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 31.08.2011 № 132 «О нарушении принципа результативности и эффективности бюджетных средств в сумме 760195,67 рублей».

Представители третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени, в судебное заседание не явились.

Суд вынес протокольное определение о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц: Федерального дорожного агентства, ОАО «Волгомост», ОАО «УСК МОСТ» и ООО «Южная Строительная компания».

В обоснование заявленных требований учреждением указано, что государственным органом не представлено надлежащих доказательств нарушения учреждением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленного положениями Бюджетного кодекса РФ. Заинтересованным лицом не учтено, что выплата авансов подрядным организациям в проверяемом периоде была обусловлена необходимостью закупки ими необходимых материалов для будущего строительства в соответствии с государственными контрактами. Кроме того, контракты заключены в ноябре-декабре 2010 года, температурных режим в этот период существенно влияет на качество выполняемых работ. Несмотря на это, все работы выполнялись согласно календарным графикам. В случае невыплаты авансов подрядчикам, денежные средства были бы возвращены в бюджет, что могло повлечь срыв федеральной целевой программы по развитию транспортной системы.

В судебном заседании представители заявителя поддержали изложенные доводы и просили суд удовлетворить заявленные требования.

Третьими лицами в материалы дела представлены отзывы на заявления, в поддержку изложенных учреждением доводов и заявленных требований.

Заинтересованное лицо с требованиями учреждения не согласилось. В обоснование указано, что выявленные нарушения полностью подтверждаются материалами проверки, оспариваемое представление полностью соответствует закону и не нарушает права заявителя.

Присутствующие в судебном заседании представители Росфиннадзора поддержали изложенные доводы и просили суд отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, заявление учреждения не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 29.12.2010 № 43-01-02-25/5841, пунктом 22 плана контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае, на основании приказа руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (далее - ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае) от 14.06.2011 № 150рп, ревизионной группой ТУ Росфиннадзора в Ставропольском крае согласно программе проведения проверки, утвержденной 21.12.2010 руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Ю. Павленко, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в федеральном государственном учреждении «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (далее - ФГУ Упрдор «Северный Кавказ») за 2010 год.

В ходе проведения проверки по вопросу состояния расчетной дисциплины, обоснованности списания бюджетных средств на расходы установлено, что по состоянию на 01.01.2011 по счету 120619000 «Расчеты по выданным авансам на приобретение основных средств» в учреждении числилась дебиторская задолженность в сумме 760 195 671, 38 рублей, в том числе за:

- ОАО «Волгомост» в сумме 387 670 042, 38 рубля;

- ОАО «УКС МОСТ» в сумме 162 355 923 рубля (государственный контракт от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А);

- ООО «Южная Строительная Компания» в сумме 31 353 834 рубля;

- ОАО «УКС МОСТ» в сумме 178 815 872 рубля (государственный контракт от 01.12.2010) № 159-СИС/РСО-А.

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками в 2010 году установлено, что в соответствии с государственным контрактом от 29.11.2010 № SBR 1009210041-00000667-01(156-СА/РСО-А), на выполнение дорожных работ по строительству автомагистрали М-29 «Кавказ» на участке обхода г. Беслан (I очередь), в Республике Северная Осетия - Алания, заключенным между ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» (Заказчик) и ОАО «Волгомост» (Подрядчик), определена общая стоимость работ в сумме 4 831 148 671 рублей, в том числе на 2010 год в сумме 411 676 474 рублей.

В Разделе III «Стоимость контракта», пункте 3.2 оговаривается, что лимиты бюджетных обязательств определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 - 2015 годы.

В пункте 4.1 раздела 4 «Порядок оплаты работ» указано, что заказчик осуществляет финансирование из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми ежегодно главным распорядителем бюджетных средств в установленные сроки.

Платежным поручением от 08.12.2010 № 751460 ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» перечислил подрядчику ОАО «Волгомост» аванс в общей сумме 411 676 474 рублей, что составляет 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год.

Согласно пункту 3.2 государственного контракта, календарному плану-графику выполнения работ (приложение № 1 к контракту) подрядчику в 2010 году следовало выполнить объем работ по реконструкции автомобильной дороги в сумме 411 676 474 рублей.

Однако, фактически выполнен объем работ на сумму 24 006 431, 62 рубля или на 5,8% от суммы перечисленного аванса, что подтверждается актом сверки расчетов за выполненные и принятые объемы работ на 01.01.2011, утвержденным главным бухгалтером ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Г.А. Пинициди и главным бухгалтером филиала ОАО «Волгомост» Мостоотряд № 57 Н.П. Самодуровой, а также формами № КС-2, № КС - 3 от 24.12.2010 № 1, счетом - фактурой от 31.12.2010 № 06/000236 на сумму 24 006 431, 62 рубля. Недовыполнение оплаченных объемов работ подрядчиком в 2010 году составило 387 670 042, 38 рубля.

В нарушение пунктов 3.2, 8.1 государственного контракта на выполнение дорожных работ по строительству автомобильной дороги от 29.11.2010 № SBR 1009210041-00000667-01(156-СА/РСО-А) подрядчик ОАО «Волгомост» в 2010 году не выполнил перед ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в полном объеме принятые на себя обязательства по строительству объекта за 2010 год в установленном объеме и в утвержденные сроки автомагистрали М-29 «Кавказ» на участке обхода г. Беслан» (I очередь), в Республике Северная Осетия - Алания, в объеме на 411 676 474 рублей, что привело к образованию по состоянию на 01.01.2011 дебиторской задолженности в сумме 387 670 042, 38 рубля.

В соответствии с государственным контрактом от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А, дополнительным соглашением от 13.12.2010 № 1, на выполнение дорожных работ по строительству «Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия», тоннель км 86 + 300, Республика Северная Осетия - Алания», заключенным между ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» (Заказчик) и ОАО «УСК МОСТ» (Подрядчик), определена общая стоимость работ в сумме 1 023 551 930 рублей, в том числе на 2010 год в сумме 180 337 900 рублей.

ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» перечислило подрядчику ОАО «УСК МОСТ» аванс платежными поручениями от 08.12.2010 № 751455 на сумму 102 355 193 рубля, от 17.12.2010 № 803349 на сумму 60 000 730 рублей, в общей сумме 162 355 923 рублей, и произвело оплату выполненных работ по платежному поручению от 27.12.2010 № 893699 на сумму 17 981 977 рублей, всего перечислено средств федерального бюджета в общей сумме за 2010 год - 180 337 900 рублей, которые составляют 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год.

Согласно пункту 3.2 государственного контракта, подрядчику в 2010 году следовало выполнить объем работ по реконструкции автомобильной дороги в сумме 180 337 900 рублей, фактически выполнен объем работ в сумме 17 981 977 рублей или на 9,97 % от суммы перечисленных денежных средств, что подтверждается актом сверки расчетов за выполненные и принятые объемы работ на 01.01.2011, утвержденным главным бухгалтером ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Г.А. Пинициди и главным бухгалтером ОАО «УСК МОСТ» А.С. Богомазом, а также формами № КС-2, № КС-3 от 24.12.2010 № 1, счетом - фактурой от 24.12.2010 № 2241. Недовыполнение оплаченных объемов работ подрядчиком составило 162 355 923 рубля.

Согласно календарному графику производства работ по объекту «Строительство автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия», тоннель км 86 + 300, Республика Северная Осетия – Алания (приложение № 1 к государственному контракту) на декабрь 2010 года запланирована только разработка рабочей документации на сумму 62 316, 21 тыс. руб.

В нарушение пунктов 3.2, 8.1 государственного контракта от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А, дополнительного соглашения от 13.12.2010 № 1, подрядчик ОАО «УСК МОСТ» в 2010 году не выполнил перед ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в полном объеме принятые на себя обязательства на 2010 год, в установленном объеме и в установленные контрактом сроки, по строительству автомагистрали М-29 «Кавказ» на участке «Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия», тоннель км 86 + 300, Республика Северная Осетия - Алания», в сумме 180 337 900 рублей, что привело к образованию по состоянию на 01.01.2011 дебиторской задолженности в сумме 162 355 923,00 рублей.

ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» заключен государственный контракт от
 29.11.2010 № SBR 1010010260-00000667-01(158-РАД/РСО-А) на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Кавказ» км 497+000 - км 502 + 000 (км 625 до 630), III очередь реконструкции, на участке км 500 + 850 - км 502 + 950 в Республике Северная Осетия - Алания, с подрядчиком ООО «Южная Строительная Компания», определена общая стоимость работ в сумме 326 701 434 рубля, в том числе в 2010 году в сумме 100 000 000 рублей.

Платежным поручением от 09.12.2010 № 761160 ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» перечислил подрядчику ООО «Южная строительная компания» аванс в сумме 32 670 000 рублей и оплату за выполненные объемы работ платежным поручением от 27.12.2010 № 893721 на сумму 67 330 000 рублей, всего перечислено средств федерального бюджета в общей сумме 100 000 000 рублей, что составляет 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год.

Согласно пункту 3.2 государственного контракта, календарному плану-графику выполнения работ (приложение № 1 к государственному контракту) подрядчику ООО «Южная строительная компания» в 2010 году следовало выполнить объем работ по реконструкции автомобильной дороги в сумме 100 000 000 рублей, фактически выполнен объем работ в сумме 68 646 166 рублей или на 68,6 % от суммы перечисленных денежных средств, что подтверждается актом сверки расчетов за выполненные и принятые объемы работ на 01.01.2011, утвержденным главным бухгалтером ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Г.А. Пинициди и главным бухгалтером ООО «Южная Строительная Компания» В.М. Касаевой, а также формами № КС-2, № КС-3 от 24.12.2010 № 1, счетом - фактурой от 24.12.2010 № 035. Недовыполнение оплаченных объемов работ подрядчиком составило в сумме 31 353 834 рублей.

В нарушение пунктов 3.2, 8.1 государственного контракта от 29.11.2010 № SBR 1010010260-00000667-01(158-РАД/РСО-А) подрядчик ООО «Южная строительная компания» не выполнил перед ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в полном объеме принятые на себя обязательства по реконструкции объекта в объеме и в сроки, автомобильной дороги «Кавказ» км 497+000 - км 502 + 000 (км 625 до 630), III очередь реконструкции, на участке км 500 + 850 - км 502 + 950 в Республике Северная Осетия - Алания, в сумме 100 000 000,00 рублей, что привело к образованию, по состоянию на 01.01.2011дебиторской задолженности в сумме 31 353 834 рубля.

В соответствии с государственным контрактом № 159-РАД/РСО-А от 01.12.2010 на выполнение дорожных работ по реконструкции «Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия» тоннель км 93+300, Республика Северная Осетия - Алания, (1 этап)», заключенным между ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» (Заказчик) и ОАО «УСК МОСТ» (Подрядчик), определена общая стоимость работ по реконструкции в сумме 1 788 158 720 рублей, в том числе в ценах 2010 года, с учетом НДС в сумме 300 000 000 рублей.

ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» перечислил подрядчику ОАО «УСК МОСТ» денежные средства: аванс на сумму 178 815 872 рублей платежным поручением от 08.12.2010 № 751458; оплата выполненного объема работ платежным поручением от 27.12.2010 № 893680 на сумму 121 184 128 рублей, всего перечислено средств федерального бюджета в общей сумме 300 000 000 рублей, что составляет 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год.

Согласно пункту 3.2 государственного контракта, календарному плану-графику выполнения работ (приложение № 1 к государственному контракту) подрядчику ОАО «УСК МОСТ» в 2010 году следовало выполнить объем работ по реконструкции автомобильной дороги в сумме 300 000 000 рублей, фактически выполнен объем работ в сумме 121 184 128 рублей или на 40,4 % от общей суммы перечисленных денежных средств, что подтверждается актом сверки расчетов за выполненные и принятые объемы работ на 01.01.2011, утвержденным главным бухгалтером ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Г.А. Пинициди и главным бухгалтером ОАО «УСК МОСТ» А.С. Богомазом, а также формами № КС-2, № КС-3 от 24.12.2010 № 1, счетом - фактурой от 24.12.2010 № 2240. Недовыполнение оплаченных объемов работ подрядчиком составило в сумме 178 815 872 рублей.

В нарушение пунктов 3.2, 8.1 государственного контракта от 01.12.2010 № 159-РАД/РСО-А подрядчик ОАО «УСК МОСТ», не выполнил перед ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в полном объеме принятые на себя обязательства по выполнению объемов и сроков реконструкции «Автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия» тоннель км 93+300, Республика Северная Осетия - Алания, (1 этап)», в сумме 300 000 000 рублей, что привело к образованию, по состоянию на 01.01.2011 дебиторской задолженности в сумме 178 815 872 рублей.

В результате оплата денежных средств указанным выше подрядным организациям в 2010 году по государственным контрактам в общей сумме составила 992 014 374 рублей.

Общий фактический объем выполненных работ в 2010 году составил 231 818 702, 62 рублей.

Таким образом, суд принимает доводы заинтересованного лица о том, что недовыполнение оплаченных объемов работ подрядными организациями составило всего 760 195 671, 38 руб., следовательно, указанные денежные средства израсходованы учреждением неэффективно.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации согласно статье 28 Бюджетного кодекса РФ является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, т.к. эффективность и наилучший результат с использованием определенного бюджетом 2010 года объема средств не достигнуты в связи с нарушением сроков выполнения работ, повлекшие недовыполнение планируемых объемов работ по объектам строительства на 2010 год.

Затратив в 2010 году бюджетных средств в размере 992 014 374 рублей ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» получил результат выполненных работ на сумму 231 818 702,62 рублей.

Доводы заявителя о том, что эффективность использования бюджетных средств достигнута в течение 2011 года отклоняется судом, поскольку данный период выходит за пределы проверки Росфиннадзора.

Также в нарушение части 1 статьи 748 Гражданского кодекса РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» не осуществлял должный финансовый контроль за получателями бюджетных средств, в части обеспечения результативного, правомерного и эффективного их использования.

В нарушение пунктов 4.7, 7,3, 7,6, 7.7, 8.1, 8.3, 8.9. 9.1. 11.1, 11.2, 11.4, 18.2 государственных контрактов от 29.11.2010 № SBR 1009210041-00000667-01(156-СА/РСО-А), от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А, от 29.11.2010 № SBR 1010010260-00000667-01(158-РАД/РСО-А), от 01.12.2010 № 159-РАД/РСО-А недовыполнение оплаченных объемов строительных работ в 2010 году составило 760 195 671, 38 рублей.

В соответствии со статьей 282 Бюджетного кодекса РФ одной из мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, является предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Согласно части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, предусмотренных статьей 283 Кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 31.08.2011 № 132 по результатам проведенной проверки направлено Росфиннадзором в адрес ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в соответствии со статьей 284 Бюджетного кодекса РФ.

В пункте 3 раздела II данного представления указано на нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, выразившееся в неисполнении обязательств по выполнению запланированных и оплаченных строительных работ в полном объеме на 2010 год в сумме 760 195,67 тыс. руб., поскольку в нарушение пунктов 3.2, 8.1 Контрактов от 29.11.2010 № SBR 1009210041-00000667-01(156-СА/РСО-А), от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А, от 29.11.2010 № SBR 1010010260 - 00000667-01 (158-РАД/РСО-А), от 01.12.2010 № 159-РАД/РСО-А подрядчиками не исполнены обязательства по выполнению запланированных и оплаченных авансом работ в полном объеме на 2010 год, в результате чего образована дебиторская задолженность на 01.01.2011 в сумме 760 195 671,38 рубля, что повлекло невыполнение в 2010 году Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», подпрограммы «Автомобильные дороги».

На момент заключения вышеуказанных государственных контрактов - 29.11.2010 и 01.12.2010 ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» было известно, что указанные в них работы в 2010 году не будут выполнены, поскольку как указано в заявлении ФГУ Упрдор «Северный Кавказ», в период заключения государственных контрактов температурный режим опускается до таких отметок, когда выполнение технологических работ существенно влияет на качество выполняемых работ.

Заявитель не отрицает, что в период заключения государственных контрактов на территории РФ, включая Северо-Кавказский федеральный округ воздействуют отрицательные температуры воздуха, что существенно влияет на производительность труда и усложняет технологические процессы и приводит к необходимости использования специальных методов производства строительных работ.

Таким образом, производя оплату авансов ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» было известно, что в нарушение вышеуказанных государственных контрактов объемы работ в 2010 году не будут выполнены в связи с наступлением зимнего периода, что подтверждает ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в своем заявлении.

Кроме того, некоторые календарные графики производства работ не соответствуют государственным контрактам, содержат заниженные планируемые объемы работ по отношению к перечисленным авансовым платежам. Например, согласно календарному графику производства работ по объекту «Строительство автомобильной дороги Алагир - Нижний Замараг до границы с Республикой Грузия», тоннель км 86 + 300, Республика Северная Осетия - Алания, являющимся приложением № 1 к государственному контракту от 01.12.2010 № 157-СИС/РСО-А на декабрь 2010 года, утвержденному заказчиком - ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» в лице начальника Г.К. Макиева и подрядчиком - ОАО «УСК МОСТ» в лице главного инженера В.Н. Панафидина, подрядчиком ОАО «УСК МОСТ» запланирована только разработка рабочей документации на сумму 62 316, 21 тыс. руб.

Следовательно, ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» было известно о том, что ОАО «УСК МОСТ» на декабрь 2010 года не выполнит обязательств, указанных в государственном контракте.

Однако, ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» перечислило подрядчику ОАО «УСК МОСТ» авансовые платежи в общей сумме 162 355 923 рублей и произвело оплату выполненных работ на сумму 17 981 977 рублей, всего в общей сумме за 2010 год - 180 337 900 рублей, которые составляют 100% годового финансирования на выполнение объема строительных работ на 2010 год.

Судом отмечается, что в заявках на перечисление авансовых платежей подрядные организации, как правило, указывали их цель - приобретение материалов первоочередной необходимости.

К примеру, в заявке на перечисление аванса в сумме 411 676 474 рублей ОАО «Волгомост» указал, что указанные денежные средства необходимы для приобретения конструкций и материалов в соответствии с проектно-сметной документацией.

Однако, 01.12.2010 ОАО «Волгомост» заключил с ООО «АвтоДорСервис» договор поставки нефтепродуктов № 01-2010 на сумму 200 000 000 рублей, что свидетельствует о приобретении материалов не первоочередной необходимости и отсутствии планов на выполнение заявленных объемов работ.

Кроме того, в ходе проведенной проверки ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» не представлены доказательства освоения подрядными организациями денежных средств в 2010 году, перечисленных им в виде авансов в рамках заключенных государственных контрактов от 29.11.2010 и 01.12.2010, т.е. отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что перечисленные из федерального бюджета денежные средства использованы ими по целевому назначению.

В соответствии с пунктами 8, 9 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О федеральном бюджете на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов авансовые платежи при заключении государственных контрактов на выполнение работ является правом, а не обязанностью получателей средств федерального бюджета.

В соответствии с письмом Росфиннадзора от 27.04.2009 № 43-0.1-07-25/1813 «О вопросах, касающихся использования бюджетных средств на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд» в качестве дополнительной меры, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств в ходе исполнения государственных контрактов, следует рассматривать отсутствие в государственном контракте условия об авансовых платежах. С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), установление порядка расчетов, предусматривающего выплату заказчиком аванса, представляется не соответствующим принципу эффективности расходования бюджетных средств. Надлежащему исполнению государственных и муниципальных контрактов и, как следствие, эффективному использованию бюджетных средств способствует установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам и поэтапной приемки товаров, результатов работ или услуг, что позволяет заказчикам отслеживать исполнение контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями), контролировать их действия на всех этапах, эффективно применять меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контрактов.

По общему правилу использование указанных механизмов относится к числу прав заказчика и оставлено на его усмотрение. Вместе с тем в целях предотвращения возможных негативных последствий либо уменьшения вреда, причиняемого недобросовестными действиями поставщика (подрядчика, исполнителя), реализация заказчиком данных прав представляется необходимой во всех случаях и должна рассматриваться как показатель эффективности использования бюджетных средств.

Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не использованные по состоянию на 01 января 2011 года остатки средств федерального бюджета, выделенных в 2010 году по подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.), образовавшиеся в связи с изменением сроков конкурсных процедур, а также на ремонт и содержание федеральных автомобильных дорог, направляются в 2011 году в Федеральный дорожный фонд для последующего использования на те же цели.

В абзаце 4 пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Суд считает, что в данном случае уполномоченным органом доказано нарушение учреждением в проверяемом периоде принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ: эффективность и наилучший результат с использованием определенного бюджетом 2010 года объема средств не достигнуты в связи с нарушением сроков выполнения работ, повлекшие недовыполнение планируемых объемов работ по объектам строительства на 2010 год.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое учреждением представление Росфиннадзора соответствует закону.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В этой связи суд также принимает во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении Управлением ФАС по Ставропольскому краю дела об административном правонарушении № 608 в отношении начальника ФГУ Упрдор «Северный Кавказ» Макиева Г.К. по части 1 , 2 статьи 7.32 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением УФАС от 29.11.2011 по указанному делу, вступившем в законную силу, в действиях руководителя учреждения установлен состав правонарушения, выразившегося в заключении с ОАО «УСК МОСТ» государственного контракта в нарушение условий, указанным в конкурсном предложении данного участника (выполнение работ без аванса). Антимонопольным органом в действиях Макиева Г.К. установлено нарушение требований части 3 статьи 29 Федерального закона № 94-ФЗ.

Учитывая изложенное, суд считает, что в данном случае у учреждения имелась возможность достижения результата использования бюджетных средств без произведения авансирования данного подрядчика, что также подтверждает правомерность оспариваемого представления заинтересованного лица.

Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Федерального казенного учреждения «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства», г. Пятигорск, о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета Территориального Управления Федеральной службы Финансово-Бюджетного надзора по Ставропольскому краю в части пункта 3 раздела II отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.Ю. Костюков