АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-864/2020
Резолютивная часть решения изготовлена 25 февраля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 02 марта 2019 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мануковой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора города Пятигорска, г. Пятигорск, к обществу с ограниченной ответственностью «Элитное образование», г. Пятигорск, ОГРН <***>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по распоряжению от 17.02.2020 № 48р/к, по удостоверению ТО № 267614;
от заинтересованного лица – генерального директора ФИО2 по паспорту лично;
слушателя со стороны заинтересованного лица – ФИО3 по паспорту лично;
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Пятигорска (далее – заявитель, прокурор) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к обществу с ограниченной ответственностью «Элитное образование» (далее – заинтересованное лицо, общество, центр) о привлечении его к административной ответственности за совершение им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представители лиц, участвующих в деле, в предварительном судебном заседании дали устные пояснения по существу спора.
В отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, на переход к судебному разбирательству, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.
Представитель прокурора поддержал заявление, мотивированное тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Пятигорска с привлечением начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации Министерства образования
Ставропольского края, установлено осуществление ООО «Элитное образование» образовательной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.10 КоАП РФ.
Просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ООО «Элитное образование» мотивированный отзыв на заявление не представил, в судебном заседании вину в совершенном административном правонарушении полностью признал, заявил ходатайство о назначении административного наказания в виде предупреждения ввиду совершения административного правонарушения впервые.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 21.11.2019 № 1063 прокуратурой г. Пятигорска с привлечением начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации министерства образования Ставропольского края 09.01.2020 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности в центре «Elit education (Элитное образование)», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что образовательная деятельность в центре «Elit education (Элитное образование)» осуществляется в отсутствии соответствующей лицензии. Учредителем названной центра является ООО «Элитное Образование».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительным видом экономической деятельности ООО «Элитное Образование» по ОКВЭД является 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», который относится к образовательной деятельности, следовательно, подлежит лицензированию.
Кроме того, в пункте 3.3 Устава ООО «Элитное Образование», утвержденного решением учредителя от 04.04.2011, указано, что основными видами деятельности общества являются образование для взрослых и прочие виды образования и дополнительное образование детей.
Центр имеет официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://elite-edu.ru). В социальных сетях также размещена информация о деятельности центра (ВКонтакте https://vk.com/elite_edu, Facebook - https://www.facebook.com/groups/eliteedu/, Instagram - https://www.instagram.com/elite_edu/https://www.instagram.com/elite_edu/?hl=e, Одноклассники - http://ok.ru/group/53209615958254).
На официальном сайтец в разделе «Главная» размещена следующая информация: «Стоимость обучения в Elite Education существенно ниже затрат на индивидуальное репетиторство и это экономически выгодно. Высокопрофессиональный педагогический коллектив. У нас работают только лучшие преподаватели, настоящие специалисты своего дела, способные не только делиться своими знаниями, но и создавать теплую атмосферу сотрудничества с учениками, индивидуально подходить к каждому своему подопечному. К тому
же Elite Education предлагает действительно отличный уровень подготовки, соответствующий самым высоким стандартам. Нашей особенностью является уникальный индивидуальный подход к каждому ребенку, организация образовательного процесса с учетом возможностей и приоритетов каждого воспитанника».
Кроме того, в соответствии с рекламной вывеской на входе обществом предоставляются услуги по индивидуальному и групповому обучению по всем школьным предметам от 6 до 17 лет; подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) и основному государственному экзамену (ОГЭ); помощь в усвоении школьной программы, стоимость академического часа – 250 рублей.
Таким образом, деятельность центра с учетом реализации образовательных программ и привлечения педагогических работников подпадает под понятие «образовательная деятельность» и, следовательно, подлежит лицензированию.
В сводном реестре лицензий сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности у ООО «Элитное образование» отсутствуют.
Изложенное подтверждается актом осмотра от 05.12.2019 № 1, информацией начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации Министерства образования Ставропольского края, подготовленной по результатам проведения 05.12.2019 выездной проверки, фототаблицей, скриншотами и иными материалами дела.
Полагая, что в действиях заинтересованного лица содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заместителем прокурора г. Пятигорска Куц С.А. обществу внесено представление от 13.01.2020 № 7-84-2020 об устранении нарушений законодательства об образовании и лицензировании образовательной деятельности и вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.01.2020 (при участии представителя общества).
Используя право на обращение в суд, предусмотренное частью 2 статьи 202 АПК РФ заместитель прокурора г. Пятигорска Куц С.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение
на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Учитывая особую социальную значимость реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование, в соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 273-ФЗ содержание образования определяют образовательные программы.
В силу части 5 указанной статьи образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное.
В силу части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании пункта 1 статьи 2, пункта 46 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности
государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом осмотра от 05.12.2019 № 1, информацией начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации Министерства образования Ставропольского края, подготовленной по результатам проведения 05.12.2019 выездной проверки, фототаблицей, скриншотами, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.01.2020 подтверждается осуществление заинтересованным лицом образовательной деятельности.
Более того, в судебном заседании директор ООО «Элитное образование» ФИО2 свою вину в совершении вменяемого административного правонарушения признала.
Таким образом, наличие в действиях заинтересованного лица объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ООО «Элитное образование», будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Имея возможность для соблюдения установленного запрета на осуществление образовательной деятельности при отсутствии действующей лицензии, заинтересованное лицо не приняло необходимых мер по его соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Характер совершенного обществом правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющем сделать вывод о возможности применения малозначительности. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оценивая характер совершенного правонарушения и возможные негативные последствия его совершения, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении заинтересованного лица ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, а также об обстоятельствах, отягчающих вину общества, в связи с чем арбитражный суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере – 40 000 рублей.
Руководствуясь статьями 2.4, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Элитное образование», ОГРН <***>, ИНН <***>; 357528, <...>; дата присвоения ОГРН: 18.04.2011, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Р/с <***>, Банк – Отделение Ставрополь, г. Ставрополь, БИК 040702001, КБК 41511690010016000140 (ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП РФ), ОКТМО 07701000 получатель: УФК по Ставропольскому краю (прокуратура Ставропольского края), ИНН <***>, КПП 263601001.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо- Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Л. Жирнова