ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-875/07 от 29.05.2007 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь

29 мая 2007 года № А63-875/2007-С7

Арбитражный суд в составе:

председательствующего судьи  Карташовой В.П.,

при ведении протокола судьей Карташовой В.П.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Закрытого акционерного общества «ЛИРА», г. Пятигорск к Администрации города Пятигорска, г. Пятигорск, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска, Администрация Кавказских Минеральных Вод, г. Ессентуки, о признании недействительным ненормативного правового акта,

  в судебном заседании принимали участие:

от ЗАО «ЛИРА»: ФИО1 (доверенность в деле),

от Администрации г. Пятигорска: ФИО2 (доверенность в деле),

  от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК: ФИО3 (доверенность № 1696-06 от 09.04.2007 года),

от Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска: представитель не явился,

от Администрации Кавказских Минеральных Вод: представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «ЛИРА» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации города Пятигорска о признании незаконным (недействительным) постановления исполняющего обязанности руководителя Администрации города Пятигорска № 4158 от 15.09.2006 года об отмене постановлений Главы города Пятигорска от 18.12.2003 года № 3977 «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещение пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал» и от 14.04.2005 года № 1351 о предоставлении ЗАО «ЛИРА» земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал».

Определением Арбитражного суда Ставропольского края к участию в деле были привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Пятигорска, Администрация Кавказских Минеральных Вод.

Представители Управления архитектуры и градостроительства администрации города Пятигорска и Администрации Кавказских Минеральных Вод, будучи надлежащим образом уведомлённые о дне судебного заседания, в судебное разбирательство не явились.

От них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор разрешается в отсутствие представителей третьих лиц.

ЗАО «ЛИРА» в ходе судебного разбирательства настаивало на заявленном требовании, утверждая, что обжалуемым постановлением нарушаются его законные права и интересы в сфере экономической деятельности.

Принятое постановление не соответствует нормам действующего законодательства, принято неуполномоченным на то лицом, на основании протестов Прокуратуры г. Пятигорска. Обстоятельства, изложенные в протестах, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Выделенный ЗАО «ЛИРА» земельный участок не находится в федеральной собственности, согласование с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом не требуется.

Затраты на строительство пансионата составляют 19282752 руб. 43 коп.

Ответчик в письменном отзыве и в ходе судебного разбирательства заявленное требование не признал, считая принятое постановление законным и обоснованным.

Предоставленный заявителю земельный участок площадью 25000 кв. м на условиях аренды под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал», находится в первой и второй зонах горно-санитарной охраны Пятигорского месторождения Минеральных Вод.

В соответствии с природоохранными требованиями, установленными для указанной выше особо охраняемой природной территории (закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.05г.№ 33-ФЗ, закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 года. №26-ФЗ, Положение «Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425) на данной территории запрещается строительство новых, расширение и реконструкция действующих промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с нуждами санаторно-курортного строительства, а также предприятий, оказывающих вредное воздействие на состояние окружающей природной среды и нарушающих установленный курортный режим, кроме того, на территории первой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление, связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов, горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

Постановление руководителя администрации города Пятигорска от 19.09.2006 года № 4158 принято в пределах полномочий лица, принявшего данный нормативный акт, соответствует требованиям федерального законодательства, а также законодательства о местном самоуправлении.

Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по СК придерживается позиции ответчика, вместе с тем подтвердило в ходе судебного разбирательства, что спорный земельных участок не зарегистрирован и в реестре федеральной собственности не учитывается.

Администрация Кавказских Минеральных Вод в письменном отзыве ссылается на то обстоятельство, что согласно статье 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» ею было проведено предварительное согласование отвода земельного участка под строительство оздоровительного пансионата.

Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска в письменном отзыве не может дать пояснений суду, так как вопрос, изложенный в заявлении находится вне его компетенции.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленное требование.

18 декабря 2003 года главой города Пятигорска Ставропольского края вынесено постановление за № 3977 «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал»». Настоящее постановление вынесено на основании согласованного всеми заинтересованными организациями, службами города, региона Кавказских Минеральных Вод и Ставропольского края Акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе «Провала» от 25 июля 2003 года.

Указанным выше постановлением были определены основные обязанности ЗАО «ЛИРА» по разработке и согласованию проектно-сметной документации со всеми заинтересованными организациями и службами города, а так же получения соответствующего заключения государственных экологической и вневедомственной экспертиз.

После получения всех согласований и заключений главой города Пятигорска было вынесено Постановление № 1351 от 14.04.2005 года «О предоставлении ЗАО «ЛИРА» земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал»». Данным постановлением Закрытому акционерному обществу «ЛИРА» из земель поселений в аренду сроком на 3 (три) года был предоставлен земельный участок площадью 25000 кв.м. под строительство пансионата, а так же было дано разрешение на строительство пансионата.

На основании указанного постановления был заключен договор аренды земельного участка № 902/05 от 05 августа 2005 года.

15 сентября 2006 года и.о. Администрации города Пятигорск, на основании протеста Прокуратуры города Пятигорск от 07.09.2006 года № 7-1094в-2006 года вынесено постановление № 4158 об отмене постановлений главы города Пятигорск от 18.12.2003 года № 3977 «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал» и от 14.04.2005 года № 1351 «О предоставлении ЗАО «ЛИРА» земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал».

Данное постановление признаётся судом незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Указом Президента РФ от 27 марта 1992 г. № 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона РФ, имеющего федеральное значение   в границах округа санитарной защиты курорта.

Постановлением Правительства РФ № 462 от 6.07.1992 г., в соответствии с данным Указом Президента, утверждено «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных Водах Ставропольского края и его Администрации», которым в частности регулируются вопросы охраны и рационального использования природных лечебных факторов, экономического и социального развития КМВ, принципы образования и деятельности Администрации КМВ, ее компетенция, а также границы особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных Вод, который располагается на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской ССР, в том числе в Ставропольском крае - городах Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Кисловодск и Ессентуки.

Данным Положением установлены границы природопользования, перечень работ, проведение которых без согласования в установленном порядке запрещаются (разведочные работы, добыча полезных ископаемых, строительство новых, расширение и реконструкция действующих предприятий и т.д.), режим ведения сельского хозяйства, а также то, что охрана природных лечебных ресурсов и окружающей природной среды курортов осуществляется в соответствии с природоохранным законодательством РФ и другими нормативными актами РФ и администрации КМВ. В п. 6 Положения указано, что в границах округа санитарной охраны курортов вне территорий населенных пунктов устанавливается режим  заказника.

Данным Положением не регулируются земельные отношения, вопросы ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность.

23.02.1995 года принят Федеральный Закон № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с последующими изменениями от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, от 09.05.2005 года № 45-ФЗ), в котором понятия природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительной местности и курортах определены как особо охраняемые природные объекты и территории. В ст. 2 этого Закона установлено, что законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ. Установлено, что курортом федерального значения является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо-охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти. В ст. 4 данного закона определено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение устанавливается Правительством РФ.

В ст. 16 данного Закона указано, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в составе которой выделяется до трех зон, причем запрет на проживание и все виды хозяйственной деятельности введены только в первой зоне.

Указанный нормативный документ регулирует вопросы охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и не затрагивает вопросы землепользования, ограничения оборота земли особо охраняемой территории.

14.03.1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в последующем измененный Федеральными законами от 30.12.2001 года № 196-ФЗ, 22.08.2004 года № 122-ФЗ, 29.12.2004 года № 199-ФЗ), согласно которому было определено, что особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и, для которых установлен режим особой охраны.

В ст. 2 Закона установлены категории особо охраняемых природных территорий : государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целях защиты этих территорий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения и определяться таковыми должны Правительством РФ. В ст. 4 установлено, что сведения о статусе особо охраняемых природных территориях, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий и т.д. должны включаться в государственный кадастр этих территорий.

В ст. 31 раздела 8 «Лечебно – оздоровительные местности и курорты» определено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Отнесение территория (акваторий) к таковым осуществляется ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Ст. 32 Закона определено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными целями. В целях сохранения природных факторов на их территориях организуются округа санитарной или горно-санитарной защиты. Порядок такой организации определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1425 во исполнение ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определило порядок организации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.

Ст. ст. 3, 4 было определено, что округа санитарной охраны  устанавливаются для климатических местностей и курортов федерального значения, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. А округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если в лечебно оздоровительных местностях и на курортах федерального значения в комплексе природных лечебных факторов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и т.д.). Территория и режим округов санитарной и горно-спасательной охраны должны учитываться при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов планировки и развития территорий.

Разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 8).

В п. 10 установлено, что на территориях обоих округов установлен режим хозяйственного ведения, запрещающий всякие работы загрязняющие почву, воду, воздух, санитарное и экологическое состояние территорий.

В п. 11 предусмотрено, что округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Внешний контур округов является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курорта региона.

Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны утверждаются Правительством РФ (ст. 18).

Изложенное свидетельствует о том, что указанный нормативный акт также не регулирует земельные отношения, а лишь определяет порядок организации и режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах указанных территорий (округов).

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 года № 14 «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорска в Ставропольском крае».

В соответствии со статьёй 15 раздела указанного постановления Правительства «Положение о курорте федерального значения Пятигорск» земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима  округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

В связи с этим, в соответствии с п. 8 Положения об округах санитарной и горно- санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта – город Пятигорск должна производиться лицензированными организациями, по заданию заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Вопросы регулирования земельных отношений, ограничений оборота земельных участков и передачи их в частную собственность данное Положение не регулирует.

В обоснование отказа в удовлетворении требований заявителя в судебном заседании, Администрация г. Пятигорска ссылается на нормы ЗК РФ и решение Думы г. Пятигорска № 160-52 от 19.10.2005 года «Об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск», которым утверждены «Материалы проекта по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах муниципального образования г. Пятигорск» и Приложение к этим материалам проекта, включающее в себя карты границ земель: особо охраняемых территорий и особо ценных земель, природоохранного назначения, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, историко-культурного назначения, рекреационного назначения, территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и особо ценное значение.

Однако с данными доводами Администрации г. Пятигорска согласиться нельзя.

Абзац 2 пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу. Таким образом, законодатель установил приоритет Земельного кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов РФ, содержащим нормы земельного права.

Статьёй 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные отношения – отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, т.е. земельные отношения. Они имеют две составляющие: отношения по использованию земель и отношения по охране земель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Таким образом, пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет соотношение указанных видов законодательства, устанавливает приоритет земельного законодательства в вопросах регулирования земельных отношений в указанных сферах. Поэтому спорные правоотношения по использованию земель в пределах особо-охраняемых территорий и объектов регулируются ЗК РФ.

Земельный кодекс содержит исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте (пункт 5 статьи 27). К ним относятся, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых территорий; в пределах лесного фонда, за исключением случаев, указанных в законе; земельные участки в составе водного фонда; участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включёнными в список всемирного наследия, историко-культурных заповедников; объектами археологического наследия; участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, оборонной промышленности и т. д.

Земельное законодательство предусматривает следующие категории земель, выделяемых по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Согласно п. 2 указанной статьи правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной категории и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого установлены Положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 года.

Пунктом 8 указанного Положения (в редакции ст. 8 постановления Правительства РФ от 20.12.2002 года № 909) установлено, что разработка проектов округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями, имеющими лицензии, по заданиям заказчика, согласованным с Министерством здравоохранения РФ и с органом исполнительной власти субъекта РФ. Поскольку земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны, проекты округов должны разрабатываться в указанном порядке, доказательства соблюдения которого ответчиком не представлены.

Более того, для принятия указанного Решения у Думы г. Пятигорска должны быть законные полномочия, которые в настоящем случае не подтверждены.

В отзыве на иск ответчик не отрицает того обстоятельства, что спорный земельный участок относится к категории земель поселения (ст. 7 ЗК РФ).

Вышеназванным Решением Думы фактически осуществлен перевод испрашиваемой истцом земли из состава земель поселений в земли особо-охраняемых территорий, что не основано на действующем законодательстве.

Так, ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством РФ, в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Федерации - органами исполнительной власти субъектов. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» № 172-ФЗ от 21.12.2004 года установлено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель особо охраняемых территорий и объектов федерального значения или земельных участков в составе таких земель. В иных случаях, помимо предусмотренных ч. 1 ст. 15 указанного закона, такой перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 5 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

В силу ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, иных документах в случаях, установленных федеральными законами.

Как видно из материалов дела земли города – курорта Пятигорск не включены в государственный земельный кадастр как земли особо-охраняемых территорий. Доказательств этому ответчиком не представлено.

В соответствии с ФЗ № 78-ФЗ от 18.06.2001 года «О землеустройстве» территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков относятся к объектам землеустройства, которое в силу ст. 3 Закона должно проводится в обязательном порядке при изъятии земельных участков, определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства. При проведении территориального землеустройства проводится межевание, которое включает в себя определение границ объекта на местности и их согласование, закрепление на местности границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ, изготовление карты (плана) объекта землеустройства (ст. 17).

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 514 от 11.07.2002 года «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 года, а также Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Роскомземкадастром 18.04.2003 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади, в том числе земель особо охраняемых территорий и объектов.

Поскольку указанное территориальное землеустройство в установленном законом порядке не проведено, не определены границы в пределах территории курорта Пятигорск отдельных территориальных зон в пределах черты городских поселений, их площадь, местоположение на местности, Решение Думы г. Пятигорска Ставропольского края об утверждении границ отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования города-курорта не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.

По существу, исходя из буквального чтения указанного Решения Думы г. Пятигорска, на данный период утвержден только проект по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 7 ФЗ № 28-ФЗ от 02.01.2000 года «О государственном земельном кадастре» земельные участки подлежат обязательному кадастровому учету на всей территории РФ. Однако это требование ответчиком также не выполнено, спорный земельный участок не внесен в государственный земельный кадастр с указанием местоположения, целевого назначения и правового положения земли как земельного участка, относящегося к землям особо охраняемых территорий федерального значения, оборот которого ограничен, в связи с чем принятое постановление незаконно.

На сегодняшний день границы города-курорта Пятигорск, определены как земли поселений на основании ст. 83 ЗК РФ и эти данные внесены в государственный кадастр, сам город Пятигорск не имеет разграничения земельных участков по горно-санитарным зонам, а так же не имеет разграничение земель относящихся к зонам историко-культурного назначения.

Отменяя постановление Главы города Пятигорска от 18.12.2003 года № 3977 «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал» и от 14.04.2005 года № 1351 «О предоставлении ЗАО «ЛИРА» земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина, и. о. руководителя Администрации г. Пятигорска ФИО4 руководствовался протестами Прокуратуры г. Пятигорска от 07.09.2006 года № 7-1094Б-2006. В данных протестах Прокуратура г. Пятигорска ссылается на нарушения статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждая, что выделенный земельный участок находится в федеральной собственности, и представление его несогласованно с федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. Данное утверждение противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Постановление главы города Пятигорска № 3977 от 18.12.2003 года «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещения пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал» было принято после предоставления ЗАО «ЛИРА» акта предварительного согласования размещения объекта от 25.07.2003 года, согласованно в установленном порядке со всеми заинтересованными органами, службами города, региона КМВ и руководством Ставропольского края.

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 28.10.2003 года разрешена разработка проекта строительства пансионата на заявленной территории. Территория размещения пансионата находится в первой и второй зонах округа горно- санитарного пятигорского месторождения Минеральных Вод. Режимный статус первой и второй зоны округа не исключает хозяйственную деятельность, связанную с использованием природных лечебных ресурсов в лечебно-оздоровительных целях (Закон «О природных лечебных ресурсах от 27.01.1995 года). На участке памятники культуры, архитектуры отсутствуют. Распоряжением Правительства Ставропольского края от 08.12.2004 года № 501-рп земли городских лесов общей площадью 2,5 га, кадастровый номер 26:33:2101010067, города Пятигорска переведены в нелесные земли, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства (строительство пансионата «Машук» по Бульвару Гагарина в г. Пятигорске ЗАО «ЛИРА»). 03.08.2004 года Главным Управлением Природных ресурсов и охраны окружающей среды МЛР России по Ставропольскому краю дано заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта ЗАО «ЛИРА» г. Пятигорск, пансионат на склоне г. Машук. По результатам анализа представленных документов и материалов экспертная комиссия пришла к выводу, что материалы проекта ЗАО «ЛИРА» г. Пятигорск Пансионат на склоне г. Машук соответствуют требованиям природоохранного законодательства и нормативной документации. 14.04.2005 года Постановлением Главы города Пятигорска № 1351 ЗАО «Лира» представлен из земель поселений земельный участок площадью 2500 кв. м (кадастровый номер 26:33:210101:0067) под строительство пансионата по Бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал», в аренду сроком на 3 года. Этим же постановлением ЗАО «ЛИРА» разрешено строительство пансионата. 05.08.2005 года заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 26:33:210101:0067 в <...> между Управлением имущественных отношений Администрации г. Пятигорска и ЗАО «ЛИРА».

Управлением федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю договор аренды зарегистрирован 12.10.2005 года, номер регистрации 26-26-33/012/2003-349. Договор прошёл согласование в Министерстве имущественных отношений Ставропольского края. После заключения договора аренды между сторонами возникли гражданско-правовые отношения.

В соответствии со статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполнятся надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требований закона. Статьёй 310 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещён односторонний отказ от исполнения обязательств.

Отменённые постановления, на основании которых возникли гражданско-правовые отношения, приводят стороны к расторжению в одностороннем порядке договорных отношений, что противоречит статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Земельный участок передан ЗАО «ЛИРА» и освоен в установленном законом порядке. Затраты на основание земельного участка и строительство пансионата составляют 19 млн. руб. Действия Администрации города Пятигорска свидетельствуют об одностороннем отказе администрации от исполнения обязательств, что в силу закона не допустимо. На момент отмены постановления от 18.12.2003 года № 3977 и от 14.04.2005 года № 1351 Администрации города Пятигорска было известно, что данный земельный участок не является федеральной собственностью. Согласно выписки из государственного земельного кадастра отведённый земельный участок ЗАО «Лира» под строительство пансионата по Бульвару Гагарина относится к землям поселений г. Пятигорска. В реестре федеральной собственности данный земельный участок не числится.

Постановления № 3977 от 18.12.2003 года и № 1351 от 14.04.2005 года приняты Главой города Пятигорска в соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 62 Градостроительного кодекса и распоряжением Правительства Ставропольского края от 18.12.2004 года № 501-рн. Полномочия, установленные уставом города-курорта Пятигорска, Администрации города Пятигорска не превышала, таким образом, распорядилась земельным участком, относящимся к земле поселений г. Пятигорска, в пределах своей компетенции.

Судом исследован вопрос в части полномочий и. о. руководителя Администрации города Пятигорска ФИО4 по вопросу принятия обжалуемого постановления.

Нарушений в этой части судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным (недействительным) постановления исполняющего обязанности руководителя администрации г. Пятигорска № 4158 от 15.09.2006 г. об отмене постановлений главы города Пятигорска от 18.12.2003 г. № 3977 «О согласовании ЗАО «ЛИРА» размещение пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал» и от 14.04.05 г. № 1351 «О предоставлении ЗАО «ЛИРА» земельного участка под строительство пансионата по бульвару Гагарина в районе памятника природы «Провал».

Возвратить ЗАО «ЛИРА» государственную пошлину в размере 2000 руб.

Взыскать с Администрации г. Пятигорска государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главами 34, 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья В.П. Карташова