ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-9077/2021 от 04.08.2021 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОТИВИРОВАННОЕ Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь                                                                                                  Дело № А63-9077/2021

16 августа 2021 года

Резолютивная часть решения вынесена 04 августа 2021 года

Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Подылиной Е.В., рассмотрел в порядке упрощенного производства заявление государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное), г. Георгиевск, ОГРН <***>, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 Магомед-Камилевичу с. Иргаклы, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, о взыскании суммы штрафа в размере 3 000 руб., без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение – Управления пенсионного фонда РФ по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 Магомед-Камилевичу о взыскании суммы штрафа в размере 3 000 рублей.

Определением от 17.06.2021 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

Исковое заявление управления мотивировано привлечением страхователя к ответственности за недостоверное представление последним сведений (индивидуального) персонифицированного учета в системе обязательного страхования по форме СЗВ-М за январь 2019, июль 2019, декабрь 2018,  выявленными расхождениями в форме СЗВ-стаж за 2019 год и уклонением последнего от добровольной уплаты финансовой санкции.

Заинтересованное лицо отзыва на заявление не направило.

По итогам рассмотрения дела 04.08.2021 г. вынесена резолютивная часть решения, в соответствии с которой арбитражный суд удовлетворил заявленные требования частично.

В Арбитражный суд Ставропольского края 10.08.2021 г. от Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонное), г. Георгиевск, поступило ходатайство о выдаче мотивированного решения по делу.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ) (далее – АПК РФ) мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, государственным учреждением – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации Невинномысску Ставропольского края (межрайонного) проведена проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе с формой СЗВ-М за январь 2019, июль 2019, декабрь 2018,  формой СЗВ-стаж за 2019 год.

 В ходе проверки установлено, что страхователь в отчетах по форме СЗВ-М за январь 2019, июль 2019, декабрь 2018,  не своевременно представлены данные по двум застрахованным лицам; также в форме СЗВМ за 2019 год не отражены данные на двух застрахованных лиц, указанное привело к нарушению части 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

По итогам проверки специалистами органа пенсионного фонда составлены акты проверки от 19.03.2019 № 036S1819005675, от 21.08.2019 № 036S18190019934, от 11.12.2020 № 036S18200020634, от 25.11.2020 № 036S18200019727 по результатам рассмотрения которых, вынесены решения о применении финансовых санкций  к страхователю за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.04.2019 № 036S19190006876, от 07.10.2019 №036S19190021859, от 18.01.2021 №036S19210000143, от 24.12.2020 №036S19200018757, которыми  ответчик привлечен к ответственности по статье 11 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 3000 руб.

Заявителем в адрес заинтересованного лица были направлены требования об уплате штрафных санкций, которые последним оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закон № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Формальный состав правонарушения, установленного абзацем 3 статьи 17 Закона          № 27-ФЗ, предусматривает наступление негативных для страхователя последствий как за непредставление страхователем в установленный срок, так и за представление в установленные сроки неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

В части взыскания штрафных санкций по решению от 18.01.2021 № 036S19210000143, суд считает исковые требования подлежащими отклонению ввиду следующего.

Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.

Однако период проверки, привлечения к ответственности и взыскания финансовых санкций не может являться бессрочным. В связи с этим, учитывая положения статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на правоотношения, связанные с взысканием финансовых санкций, распространяются положения, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как предусмотрено статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:

о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 1 день на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (плюс 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Следовательно, срок на взыскание санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за декабрь 2018 года  в судебном порядке, исчисленный с учетом сроков для проведения камеральной проверки и оформления ее результатов, сроков принятия решения и выставления требования, срока для добровольного исполнения страхователем требования на момент обращения управления в суд 10.06.2021 г. истек.

То обстоятельство, что правонарушения зафиксированы актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.12.2020  № 036S18200020634 не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты его фактического составления, равно как и  даты принятия решения, так как и акты и решения вынесены с нарушением сроков, установленных Федеральным законом № 27-ФЗ.

Рассмотрев требование заявителя о взыскании штрафных санкций по решениям от 17.04.2019 № 036S19190006876, от 07.10.2019 №036S19190021859, от 24.12.2020 №036S19200018757, суд считает их подлежащими удовлетворению частично, исходя из следующего.

Срок представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2019 года – 15.02.2019, за июль 2019 года – 15.08.2019, по форме СЗВМ-СТАЖ за 2019 год – 01.03.2020.

В нарушение указанных положений обществом отчетность по форме СЗВ-М за январь 2019 года была представлена 27.02.2019, отчетность по форме СЗВ-М за июль 2019 года была представлена 19.08.2019, форма СЗВМ-СТАЖ за 2019 год на двух застрахованных лиц не представлена.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергнуты ответчиком.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

В данном случае факт непредставления в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в отношении одного застрахованного лица за каждое правонарушение застрахованных лиц, привело к начислению штрафных санкций в размере 500 руб. за каждое правонарушение.

Таким образом, решения о привлечении страхователя к ответственности принято органом пенсионного фонда в соответствии с требованиями законодательства.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что размер штрафа подлежит уменьшению ввиду следующего.

Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ признана утратившей силу.

Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.

Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.

 В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 № 2-П признал подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом № 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом № 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

 В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности.

Принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: совершение правонарушения впервые, а также требования  справедливости и соразмерности, арбитражный суд считает возможным уменьшить размер штрафов, наложенных на заявителя по решению пенсионного фонда от 17.04.2019 № 036S19190006876 до  500 руб., за июль 2019 года по решению пенсионного фонда от 07.10.2021 № 036S19190021859  до 250 руб., по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по решению пенсионного фонда от 24.12.2020 № 036S19200018757 до 500 руб.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Поскольку Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины, а исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возлагается уплата государственной пошлины в доход федерального бюджета, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Георгиевскому району Ставропольского края (межрайонного) удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 Магомед-Камилевича, с. Иргаклы, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, в доход Пенсионного фонда Российской Федерации сумму штрафа в общем размере 1 250 руб. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета) в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь 2019 года по решению пенсионного фонда от 17.04.2019 № 036S19190006876 в сумме 500 руб., за июль 2019 года по решению пенсионного фонда от 07.10.2021 № 036S19190021859 в сумме 250 руб., по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год по решению пенсионного фонда от 24.12.2020 № 036S19200018757 в сумме 500 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 Магомед-Камилевича, с. Иргаклы, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета 820 руб. государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме, и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                  Е.В. Подылина