АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-9440/20065-С3
28 сентября 2006 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Меркушовой Л.А., при ведении протокола судьей Меркушовой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь
к МФ Ставропольского края г. Ставрополь
к МФ Российской Федерации г. Москва
к УФК МФ РФ по СК г. Ставрополь
к МТСЗН Ставропольского края г. Ставрополь
к УТСЗН Ипатовской РГА г. Ипатово
о взыскании 354 144 руб. 52 коп. задолженности в связи с предоставлением льгот
при участии:
от истца - юрисконсульт Браткова И.В. по постоянной доверенности № 01-0076 от 10.01.06, зам. начальника отдела Лытягина Л.Н. по постоянной доверенности № 01-0079 от 19.01.06, главный бухгалтер Грицаенко Е.Ю. по постоянной доверенности № 01-0168 от 01.09.06
от МФ РФ – юрист Бурлаков П.И. по постоянной доверенности от 31.05.06
от МФ СК – не явились
от МТСЗН СК – юрисконсульт Стрельникова М.Н. по постоянной доверенности от 04.09.06 № 5778-02
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству финансов Ставропольского края, к Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, к управлению труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности, образовавшейся в результате предоставления льгот по оплате за поставленный природный газ гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» по договору № 49/08-6/08-0002/04 от 01 января 2004 года, заключенному истцом с УТСЗН Ипатовской РГА, в сумме 354 144 руб. 52 коп., в декабре 2004 года.
Ответчики иск не признали.
Из материалов дела установлено, что между истцом и Управлением труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации был заключен договор № 49/08-6/08-0002/04 от 01 января 2004 года, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства предоставлять 50% скидку по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, а Управление обязалось ежемесячно проверять предоставленные поставщиком реестры по возмещению затрат на предмет правильности предоставления инвалидам льгот и подписывать акт сверки, подтверждающий объем фактически предоставленных льгот, а также по мере поступления средств из Фонда компенсаций и в пределах бюджетных ассигнований производить поставщику финансирование расходов. Связанных с предоставлением льгот инвалидам на основании предоставленных поставщиком актов сверок и счетов-фактур.
Истец, действуя в соответствии с вышеназванным договором, предоставлял указанным в законе лицам 50% льготу при оплате за потребленный газ, предъявлял счета Управлению на возмещение своих затрат, предоставлял списки льготников, производил сверку льготников с управлением труда, однако, не получив полного возмещения произведенных им затрат, обратился в суд за разрешением возникшего спора.
В обоснование своих требований истец представил договор с Управлением труда и социальной защиты населения, реестры льготников за декабрь 2004 года, сверенные с Управлением труда и социальной защиты населения, счета-фактуры, выставленные управлению на возмещение выпадающих доходов, копии удостоверений и справок льготников (34 тома приложений).
Управление труда и социальной защиты населения Ипатовской РГА ликвидировано в процессе реорганизации, в связи с чем в судебном заседании не участвует, документов не представило.
В соответствии с постановлением Правительства СК от 26 мая 2005 года «О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством» и Распоряжением министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.06.2005 № 59 были созданы краевая комиссия и комиссия муниципальных образований для проведения инвентаризации. В комиссию по инвентаризации ООО «Ставропольрегионгаз» были представлены все подтверждающие документы о задолженности в части реализации указанного закона на сумму 354 144 руб. 52 коп. По результатам инвентаризации сведения о задолженности перед истцом по возмещению выпадающих доходов в вышеуказанной сумме были оформлены Справкой.
В материалы дела представлена Справка задолженности федерального бюджета, подписанная комиссией, на сумму 354 144 руб. 52 коп.
Министерство финансов Ставропольского края требования истца не признает, считая, что в соответствии с указанным федеральным законом установление федеральных льгот относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов РФ относится установление льгот инвалидам на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 17 указанного закона органы исполнительной власти субъектов вправе устанавливать дополнительные льготы инвалидам.
Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию льгот, установленных Российской Федерацией, означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на субъект РФ, что в силу п.4 ст. 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года должно сопровождаться одновременной передачей необходимых средств в форме субвенций. Следовательно, считает министерство финансов Ставропольского края, субъект Российской Федерации несет обязательства по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется Российской Федерацией, только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи.
Согласно ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики от 24.12.1992 г. № 4218-1 (в редакции от 06.05.2003 г № 52-ФЗ), возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных указанным федеральным законом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов для возмещения фактически произведенных расходов.
В порядке реализации указанного федерального закона в федеральном бюджете на 2004 год установлен размер субвенции, выделяемый из Фонда компенсаций Ставропольскому краю и направляемый на возмещение льгот в соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг в сумме 232 260 тыс. руб.
В соответствии с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» в составе доходов краевого бюджета на 2004 год были учтены и распределены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб.
Расходование субвенций осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года № 536.
Предоставление субвенций бюджету Ставропольского края осуществляло Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Поступившие из федерального бюджета субвенции на реализацию указанного закона зачислялись на счет бюджета Ставропольского края, открытый в органах федерального казначейства. Министерство финансов Ставропольского края после получения от органа федерального казначейства информации о поступивших субвенциях представляло в органы казначейства реестры на перечисление денежных средств получателям субвенций.
Органы социальной защиты населения районных государственных администраций и администраций городов краевого значения представляли в органы федерального казначейства в 2-х дневный срок со дня получения выписки из лицевых счетов платежные поручения на перечисление денежных средств получателям субвенций – организациям, предоставившим льготы в соответствии с рассматриваемым законом.
Органы федерального казначейства в соответствии с представленными платежными поручениями перечисляли денежные средства на счета организаций, предоставившим гражданам льготы в соответствии с законом.
Целевое использование органами местного самоуправления субвенций, выделенных из федерального бюджета подтверждается указанными платежными поручениями, так как в них указывается назначение платежа.
Согласно п. 11 Положения о федеральном казначействе РФ, утвержденном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.08.1993 г. № 864 органы федерального казначейства по городам, районам, районам в городах осуществляют контроль за своевременностью совершения операций со средствами республиканского бюджета, а также целевое направление использования этих средств.
Указанные обстоятельства, отмечает министерство финансов Ставропольского края, исключали возможность нецелевого использования органами социальной защиты населения районных государственных администраций и администраций городов краевого значения нецелевого использования субвенций, выделенных на реализацию федерального закона.
Министерство финансов Ставропольского края, ссылаясь на п.18 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22 июня 2006 года, считает, что убытки истца, связанные с предоставлением льгот инвалидам должны возмещаться за счет средств казны РФ.
Кроме того, поясняет МФ СК, вопрос об изменении размеров денежных средств, выделяемых из Фонда компенсаций, относится к сфере межбюджетных отношений и в силу статьи 27 АПК РФ не может быть предметом рассмотрения арбитражным судом.
Далее министерство финансов Ставропольского края поясняет, что в результате недостаточного выделения из федерального бюджета средств на реализацию ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в Ставропольском крае образовалась задолженность по финансированию расходов коммунальных организаций, предоставляющих гражданам льготы по оплате, в связи с чем министерство принимало меры для истребования из федерального бюджета дополнительных средств: обращалось в МФ РФ, в Совет Федерации, к полномочному представителю Президента РФ в Южном федеральном округе с просьбой решить вопрос о реструктуризации указанной задолженности и выделении Ставропольскому краю финансовой помощи (копии писем прилагаются).
Министерство финансов Ставропольского края поясняет, со ссылкой на нормативные акты и переписку с органами федерального казначейства, что не имеет возможности и правовых оснований для погашения кредиторской задолженности прошлых лет по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
По вопросу расходования выделенных Ставропольскому краю дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов МФ СК поясняет следующее. В целях реализации одного из основополагающих принципов межбюджетных отношений, а именно принципа выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ Законом РФ «О федеральном бюджете на 2004 год» было предусмотрено выделение субъектам РФ дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ). В 2004 году расходы краевого бюджета превышали доходы на 141 666 тыс. руб. (ст. 1 Закона СК от 13.05.2005 года № 23-кз «Об исполнении бюджета СК за 2004 год»). Согласно уведомлений УФК МФ РФ по СК за январь-декабрь 2004 года Ставропольскому краю из федерального бюджета были выделены в 2004 году дотации в сумме 786 975,2 руб., которые были зачислены в доходы краевого бюджета. Доходы краевого бюджета, в том числе и дотации, выделенные из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, были направлены на финансирование текущих расходов, утвержденных Законом СК «О бюджете Ставропольского края на 2004 год», т.е указанные дотации предоставлялись на сокращение дефицита, а не на оплату льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (документы прилагаются).
Министерство финансов Ставропольского края считает, что Ставропольским краем полностью исполнены возложенные на субъекты Российской Федерации функции о целевом использовании выделенных из Фонда компенсации средств на погашение убытков по компенсации льгот коммунальным службам.
В подтверждение своих доводов министерство финансов Ставропольского края представило копии реестров на финансирование-перераспределение средств, поступивших на возмещение льгот, уведомления УФК МФ РФ по СК о поступлении финансирования распорядителю бюджетных средств, уведомления о поступлении дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов, Справочную таблицу об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ на 01 января 2005 года, переписку с федеральными органами, нормативные акты, в том числе приложение № 1 к закону СК «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2004 год».
Министерство финансов РФ в свою очередь считает, что в полном объеме исполнило свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год субъекту РФ – министерству финансов Ставропольского края. В свою очередь органы исполнительной власти субъекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 года № 536 обеспечивают целевое использование выделенных средств Фонда компенсации и при необходимости вносят в МФ РФ предложения об изменении размеров субсидий и субвенций из указанного Фонда, в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств.
Министерство финансов РФ подтвердило в отзыве на иск, что бюджету Ставропольского края на реализацию указанного закона было выделено в 2004 году 232 260,0 тыс. руб.
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края считает требования истца к нему необоснованными, поскольку в 2004 году министерство не было задействовано в процедуре прохождения бюджетных средств на реализацию рассматриваемого закона и обязанности по возмещению расходов предприятиям на него не возложены.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов РФ относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьей 17 указанного выше закона инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). При этом источник финансирования данных льгот не установлен.
Вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.01 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года» предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Согласно статье 84 Бюджетного Кодекса РФ исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
Как указывает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.06.2006 года № 23, положения Бюджетного Кодекса о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот… должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ).
Материалами дела подтверждается недостаточность выделенных в 2004 году из федерального бюджета средств на финансирование рассматриваемого закона.
Федеральным законом от 24.06.99 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», действовавшим в спорный период, предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Материалами дела установлено, что в соответствии с Федеральным законом « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» Ставропольскому краю были предусмотрены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб. на реализацию рассматриваемого в настоящем деле закона.
В соответствии с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» были учтены и распределены средства в сумме 232 260,0 тыс. руб.
Министерство финансов Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края и осуществляет расходование средств бюджета Ставропольского края в соответствии с утвержденным Законом Ставропольского края бюджете на очередной финансовый год.
Министерством финансов Ставропольского края представлены в дело документы, подтверждающие освоение и распределение выделенных Фондом компенсации средств для реализации указанного федерального закона, уведомления о получении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и пояснения по порядку расходования указанных дотаций.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета в материалах дела не имеется.
Выделенные Ставропольскому краю дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов не имеют отношения к оплате расходов коммунальных служб, предоставляющих льготы по оплате своих услуг гражданам, имеющим право на льготу в соответствии с федеральным законом.
Согласно статьи 33 Бюджетного Кодекса РФ сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Выделенные Ставропольскому краю дотации в 2004 году в сумме 786 975, 2 тыс. руб. зачислены в доходы краевого бюджета в соответствии с Законом СК от 13 мая 2005 года № 23-кз «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2004 год» (Приложение 1 к Закону СК от 13 мая 2005 № 23-кз) и направлены на финансирование текущих расходов, утвержденных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2004 год» (Закон прилагается).
Доказательств нецелевого использования выделенных субвенций органами местного самоуправления также не имеется. Судом принимаются доводы в этой части министерства финансов Ставропольского края, что органы федерального казначейства осуществляли контроль за целевым использованием органами местного самоуправления выделенных из федерального бюджета средств.
В случае нецелевого использования, Управление федерального казначейства по Ставропольскому краю, привлеченное ответчиком по данному делу, представило бы суду доказательства нецелевого использования бюджетных средств органами местного самоуправления, однако таких доказательств суду не представлено.
Требования истца подтверждаются представленными в дело доказательствами в 34 т. приложений к делу, а также договором с УТСЗН Ипатовской РГА, актом сверки задолженности по возмещению расходов на предоставление льгот от 01 января 2005 года, Справкой задолженности федерального бюджета, подписанной комиссией, созданной постановлением Правительства СК от 26 мая 2005 года № 70-п.
Представленные истцом доказательства в обоснование заявленных требований Министерством финансов Российской Федерации не оспорены, размер подлежащих возмещению расходов документально не опровергнут.
Поскольку к моменту рассмотрения данного дела Управление труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации ликвидировано, в отношении управления суд прекращает производство по делу на основании п.п. 5 п.1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
В отношении остальных ответчиков в удовлетворении исковых требованиях суд отказывает.
Истцу при подаче иска предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, поскольку МФ РФ освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с законом, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 – 170, п.п.5 п.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 354 144 руб. 52 коп. задолженности по компенсации льгот по Закону РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за декабрь 2004 года в пользу ООО «Ставропольрегионгаз» г. Ставрополь.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
В исковых требованиях к министерству финансов СК, к УФК МФ РФ по Ставропольскому краю, к министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказать.
В отношении Управления труда и социальной защиты населения Ипатовской районной государственной администрации производство по делу прекратить.
Судья Л.А. Меркушова