ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А63-9889/18 от 13.08.2018 АС Ставропольского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-9889/2018

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 августа 2018 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюховой И.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Георгиевского межрайонного прокурора, г. Георгиевск,

к индивидуальному предпринимателю Аветяну Григорию Владимировичу, г. Георгиевск, ОГРН 3112651028300327, ИНН 262514069488,

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии представителя заявителя Беланова В.В. по удостоверению ТО 175408 до 16.02.2018, в отсутствие представителя заинтересованного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Георгиевский межрайонный прокурор, г. Георгиевск (далее – прокурор, заявитель), обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Аветяну Григорию Владимировичу, г. Георгиевск (далее – заинтересованное лицо, предприниматель), о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, просил привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности, полагая, что в его действиях имеется состав вменяемого правонарушения.

Предприниматель, должным образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменных возражений не представил, в связи с чем на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Георгиевской межрайонной прокуратурой по обращению Майорова Д.Е. 22.05.2018 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В ходе проверки установлено, что Аветян Г.В. является индивидуальным предпринимателем, ОГРНИП: 3112651028300327, ИНН 262514069488, зарегистрирован в ЕГРИП 24.03.2011 и осуществляет деятельность в области спорта, образование в области спорта и отдыха. В целях реализации своей деятельности, используя арендуемое помещение - спортивный зал МКОУ СОШ № 11 п. Нового Георгиевского района Ставропольского края, предприниматель осуществляет спортивную подготовку несовершеннолетних детей по виду спорта тхэквондо и реализует программу по виду спорта тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей. При этом в нарушение части 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) предприниматель осуществляет указанную деятельность не непосредственно, а с привлечением работников, не имея лицензии на осуществление названной деятельности.

По упомянутому факту прокуратурой в отношении предпринимателя вынесено постановление от 22.05.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 стати 14.1 КоАП РФ, которое с заявлением и материалами направлено в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом.

В соответствии со статьями 4, 5 Закона № 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, a также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно статье 10 Закона № 273-ФЗ система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

В соответствии со статьей 12 Закона № 273-ФЗ в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К дополнительным образовательным программам относятся, дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Статьей 21 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных данным Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение, - это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Действующий Закон № 273-ФЗ предусматривает аккредитацию не самой организации, а реализуемой ею образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Согласно части 3 статьи 32 Закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

В соответствии со статьей 75 Закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

Статьей 84 Закона № 273-ФЗ установлено, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта. В области физической культуры и спорта реализуются, в том числе дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта. Дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими- начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

В пункте 20 приказа Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культурны и спорта» закреплено, что реализация дополнительных общеобразовательных программ, в области физической культуры и спорта осуществляется: в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее - спортивные школы); в иных организациях дополнительного образования физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности (далее - иные организации дополнительного образования); в общеобразовательных организациях при организации внеурочной деятельности обучающихся физической культурой и спортом, в том числе в рамках школьного спортивного клуба; в дошкольных образовательных организациях при организации ими дополнительных занятий физической культурной и спортом и (или) реализации ими программ физического воспитания.

Согласно пункту 3.3 приказа Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» спортивно-оздоровительный этап является частью дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, подлежащих лицензированию.

В соответствии с частью 2 статьи 91 Закона № 273-ФЗ деятельность по реализации образовательных программ не подлежит лицензированию, если предприниматель осуществляет ее непосредственно.

Как установлено материалами дела, из объяснения Мышаевой Л.А. следует, что с марта 2018 года ее сын Мышаев А.Ю., 19.10.2009 г.р., учащийся 2 «А» класса МКОУ СОШ № 11 п. Нового Георгиевского района Ставропольского края тренируется в секции по тхэквондо у тренера Алмаева Р.Д. в спортивном зале данной школы еженедельно по понедельникам, средам и пятницам с 17:00 часов до 18:30 часов, а Аветяна Г.В. видела один раз, когда записывала сына в секцию по тхэквондо и заключила договор об оказании платных услуг секции тхэквондо, Аветян Г.В. разъяснил родителям правила и порядок проведения тренировок и познакомил с тренером Алмаевым Р.Д.

Аналогичные объяснения даны Скобцовой И.В.

Соответственно, материалами дела подтверждается факт осуществления Аветяном Г.В. спортивной подготовки несовершеннолетних детей по виду спорта тхэквондо и реализации программы по виду спорта тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей не непосредственно, а через работников (тренеров) без лицензии.

В связи с этим суд критически относится к объяснениям Аветяна Г.В., Алмаева Р.Д. и Бледнова P.O., в которых они утверждают, что занятия с детьми по тхэквондо проводятся в арендуемых помещениях (спортивных залах) в МБОУ СОШ № 9 г. Георгиевска и в МКОУ СОШ № 11 пос. Нового Георгиевского района непосредственно Аветяном Г.В., а Алмаев Р.Д. и Бледнов P.O., с которыми ИП Аветяном Г.В. заключены трудовые договоры, тренерской деятельностью не занимаются, поскольку ИП Аветяном Г.В. еще не получена лицензия на осуществление деятельности по реализации образовательной программы по виду спорта тхэквондо для спортивно-оздоровительных групп детей.

Кроме того, согласно вышеуказанным нормам законодательства индивидуальный предприниматель не имеет право осуществлять деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

Таким образом, факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

Процессуальных нарушений статьи 28.4 КоАП РФ и постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 заявителем допущено не было. Срок давности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

На основании вышеизложенного требования заявителя являются обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Исходя из отсутствия отягчающих обстоятельств, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения суд находит необходимым привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь статьей 2.4, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

Р Е Ш И Л:

привлечь индивидуального предпринимателя Аветяна Григория Владимировича,
г. Георгиевск, ул. Ессентукская, дом 201, ОГРН 3112651028300327, ИНН 262514069488, 22.04.1979 года рождения, место рождения: г. Баку, Азербайджан, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 24.03.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа:

УФК по Ставропольскому краю (прокуратура Ставропольского края), ИНН получателя 2634003774, КПП 263601001, счет получателя 40101810300000010005 в ГРКЦ ГУ банка России по СК, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, КБК 41511690010016000140 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Л.В. Быкодорова