ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2019 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Русановой В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Кавминавтодор», г. Пятигорск, ОГРН <***>,
к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>,
о признании недействительным приказа от 28.03.2019 № 160,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Пятигорск, ОГРН <***>,
при участии директора общества с ограниченной ответственностью «Кавминавтодор» ФИО1, согласно паспорту, представителя министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО2, доверенность от 01.03.2019 № 13-02/10, служебное удостоверение, представителя Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3, доверенность от 23.04.2019 № 143, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Кавминавтодор», г. Пятигорск (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство) о признании незаконным и отмене приказа от 28.03.2019 № 160 «О досрочном прекращении пользования недрами по лицензии на право пользования недрами от 10.03.2011 СТВ № 00161 ТЭ».
Дело рассматривается с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление).
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый приказ не содержит каких-либо нарушений существенных условий лицензионного соглашения, в том числе пункта 5.2, а именно добычу без проекта разработки месторождения, согласованного и утвержденного в установленном порядке, поскольку такой проект на период его разработки и согласования был разработан ООО НПП «Кавказпроект», г. Ессентуки в 2010 году, согласован компетентным органом - начальником отдела по надзору в горной и нефтегазовой промышленности Средне-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО4, ни министерством, ни иным органом исполнительной власти общество к административной ответственности не привлекалось, предписания в отношении общества не выносилось, не назначалось административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
Представитель общества в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований в полном объеме, поддерживая доводы, изложенные в заявлении.
Министерство в отзыве на заявление настаивало на законности оспариваемого приказа, указывая на то, что при рассмотрении и согласовании проектной документации по лицензионному участку общества решение государственной экспертизы геологической информации не учтено, так как проектная документация разработана и согласована в 2010 году, а заключение государственной экспертизы запасов было выдано в 2012 году, проект разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС не соответствует требованиям законодательства о недрах, рекомендации актуализировать и согласовать в установленном порядке в трехмесячный срок проект на разработку и рекультивацию Кировского месторождения песчано-гравийной смеси на площади лицензионного участка 8,2 га, общество не исполнило, требование, указанное в уведомлении от 12.11.2018 № 04/1-9173, осталось без ответа, что явилось основанием для вынесения оспариваемого приказа.
Представитель министерства в судебном заседании поддерживал доводы, изложенные в отзыве, просил суд отказать обществу в удовлетворении требований.
Управление представило отзыв на заявление, поддержало позицию общества, требования просило удовлетворить, указав на то, что функции по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых переданы министерству согласно
постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 «Об
утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», в целях реализации вышеуказанного постановления приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218 утверждены «Требования к структуре и оформлению проектной
документации на разработку месторождений твёрдых полезных ископаемых,
ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку
минерального сырья», которые зарегистрированы в Министерстве юстиции 10.08.2010, при этом, как указывало управление, требования министерства в отношении согласования технических проектов и их содержания (оглавления) должны распространяться на вновь открывающиеся карьеры и их проектную документацию после 03.03.2010.
Кроме того, управление считало, в оспариваемом приказе отсутствует ссылка на нормативно-правовые акты, согласно которым требуется актуализация технического проекта разработки лицензионного участка, что ставит общество перед выполнением заведомо не ясных, возможно невыполнимых требований.
Управление считало, что общество выполнило пункт 5.2 лицензионного соглашения к лицензии СТВ № 00161 ТЭ от 10.03.2011 в полном объеме.
Представитель управления поддерживал законность требований общества, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и дав им правовую оценку, по существу заявленных требований суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество имеет лицензию на пользование недрами от 10.03.2011 СТВ № 00161 ТЭ сроком действия до 01.06.2021 с целевым назначением и видами работ - разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Кировском месторождении в Кировском районе Ставропольского края (далее – лицензия).
Пунктом 5.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Кировском месторождении в Кировском районе Ставропольского края (далее - лицензионное соглашение) определено, что добыча песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Требования, определенные пунктом 5.2 лицензионного соглашения, являются существенными условиями лицензии.
Согласно постановлению Госгортехнадзора РФ от 02.08.2002 № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр» отдел по надзору в горной и нефтегазодобывающей промышленности Средне-Кавказского управления по Ставропольскому краю рассмотрел и согласовал проект разработки, переработки и
рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС общества в Кировском районе Ставропольского края, выполненный ООО НПП «Кавказпроект» в 2010 году.
Функции по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых впоследствии были переданы министерству согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 «Об
утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».
Приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218 утверждены «Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья» (зарегистрированы в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18104).
в соответствии с приказом министерства от 22.07.2014 № 237 был создан Научно-технический совет министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в области недропользования.
Также, приказом министерства от 26.02.2015 № 48 была создана комиссия по согласованию технических проектов разработки.
24 ноября 2015 года министерством был издан приказ об организации заслушиваний пользователей недр о результатах и планах работ на лицензионных участках недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на территории Кировского района Ставропольского края на Научно-техническом совете министерства в период с 01 по 04.12.2015.
03 декабря 2015 года общество было заслушано на заседании Научно-технического совета министерства.
Результаты работ общества на лицензионном участке и в рамках выполнения лицензионного соглашения в 2014 году были признаны неудовлетворительными.
Обществу в протоколе заседания научно-технического совета министерства от 01-04.12.2015 года № 16-2015 было рекомендовано актуализировать и согласовать в установленном порядке проект на разработку и рекультивацию Кировского месторождения песчано-гравийной смеси на площадь лицензионного участка 8,2 га.
При этом проект разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС был разработан в 2010 году и согласован начальником отдела по надзору в горной и нефтегазовой промышленности Средне-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО4, подлинный проект был предметом исследования в данном судебном заседании, о чем имеется запись в аудиопротоколе судебного заседания и протоколе судебного заседания.
Министерством было установлено, что при составлении проекта разработки лицензионного участка в основу были взяты запасы песчано-гравийной смеси, которые не проходили государственную экспертизу запасов.Запасы песчано-гравийной смеси на лицензионном участке прошли государственную экспертизу только в 2012 году (заключение государственной экспертизы от 14.02.2012 № 10-12).
Министерством сделан вывод о том, что проект разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС не соответствует требованиям законодательства о недрах.
Общество рекомендации по актуализации проекта не выполнило.
Министерством 12.11,2018 в адрес общества было направлено уведомление об устранении в трехмесячный срок допущенных нарушений законодательства о недрах, указанных в протоколе 01-04.12.2015 № 16-2015.
ООО «Кавминавтодор» не выполнило требование, указанное в уведомлении от 12.11.2018 № 04/1-9173.
Приказом министерства от 28.03.2019 № 160 право пользования недрами на лицензионном участке приостановлено до 27.08.2019.
В приказе указано, что до 27.08.2019 обществу необходимо представить в установленном порядке в адрес министерства на согласование актуализированный, приведенный в соответствие с действующим законодательством и текущим положением горных работ, технический проект разработки лицензионного участка.
Право пользования недрами приостановлено в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
Полагая, что приказ министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, оно обратилось в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Право пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, досрочно прекращается органами, предоставившими такую лицензию, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого в соответствии с частью пятой статьи 2.1 данного Закона.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
При пользовании недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции право пользования недрами может быть прекращено, приостановлено или ограничено на условиях и в порядке, которые предусмотрены указанным соглашением.
Пунктом 5.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Кировском месторождении в Кировском районе Ставропольского края определено, что добыча песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Требования, определенные пунктом 5.2 лицензионного соглашения, являются существенными условиями лицензии СТВ № 00161 ТЭ от 10.03.2011.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (абзац 5 статьи 12 Закона о недрах).
Как было указано выше, в целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, статьей 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В соответствии с пунктом 15 постановления Госгортехнадзора России от 02.08.2002 № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.08.2002 № 3707), действующего в период утверждения проекта разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС, территориальные органы Госгортехнадзора России осуществляют согласование проектной документации на разработку месторождения полезных ископаемых исходя из критериев, установленных приложением 1, а также осуществляют согласование планов пробной эксплуатации скважин и проектов пробной эксплуатации залежей (месторождений) углеводородного сырья, проектов опытно - промышленной разработки месторождений твердых полезных ископаемых независимо от величины их запасов. Госгортехнадзор России осуществляет согласование проектов разработки месторождений полезных ископаемых в случаях превышения указанных критериев, а также в случаях, когда: пробная эксплуатация скважины превышает 1 год, а пробная эксплуатация залежи (месторождения) углеводородного сырья превышает 3 года; опытно - промышленная разработка месторождения полезного ископаемого превышает 5 лет; объекты пользования недрами, не связанные с добычей полезных ископаемых, являются объектами федерального значения (финансируются из федерального бюджета); проектная документация представляется непосредственно в Госгортехнадзор России.
Пунктом 16 названного постановления установлено, что в Госгортехнадзор России или его территориальные органы проектная документация представляется ее заказчиком (инвестором) или проектной организацией (исполнителем). Представляемая проектная документация подписывается руководителем проектной организации и заверяется печатью этой организации. Продолжительность рассмотрения технических заданий на проектирование не должна превышать 15 дней. Продолжительность рассмотрения иной проектной документации не должна превышать 30 дней. При рассмотрении проектной документации определяется необходимость проведения экспертизы по охране недр. По результатам рассмотрения принимается решение о согласовании проектной документации, отказе в ее согласовании или направлении на экспертизу по охране недр. Решение утверждается руководителем территориального органа Госгортехнадзора России или руководителем структурного подразделения по охране недр. В случае отказа в согласовании проектной документации указываются мотивированные причины отказа. При несогласии с причинами отказа решение может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или в суде.
Как следует из материалов дела, а также обозренному в судебном заседании проекту разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС общества был разработан ООО ПТП «Кавказпроект», г. Ессентуки в 2010 году и согласован начальником отдела по надзору в горной и нефтегазовой промышленности Средне-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО4, то есть в пределах предоставленных постановлением Госгортехнадзора России от 02.08.2002 № 49 «Об утверждении Положения о порядке согласования с органами Госгортехнадзора России проектной документации на пользование участками недр» полномочий.
Из представленного на обозрение подлинного лицензионного дела, лицензия на пользование недрами СТВ № 00161 ТЭ от 10.03.2011 сроком действия до 01.06.2021 с целевым назначением и видами работ - разведка с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Кировском месторождении в Кировском районе Ставропольского края выдана министерством природных ресурсов по Ставропольскому краю с учетом, в том числе, названного проекта.
Однако, в протоколе 2015 года, а также в приказе о приостановлении действия лицензии указано на нарушение обществом пункта 5.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси на Кировском месторождении в Кировском районе Ставропольского края, которым определено, что добыча песчано-гравийной смеси на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Доводы министерства о нарушении Ростехнадзором порядка согласования проекта, судом отклонены, поскольку не являются предметом данного спора.
Обязанность общества актуализировать проект в связи с переменой уполномоченного лица на согласование проекта действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, судом установлено, что нарушение порядка согласования проекта выявлено министерством в 2015 году, тогда как лицензия приостановлена в 2019 году.
Из пояснений общества следует, что месторождение исчерпано на 90%, срок действия лицензии до 21.06.2021 года, производство работ по актуализации проекта разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС не является целесообразной.
Министерство в судебном заседании не пояснило, какие законные основания пересмотра утвержденного в пределах полномочий проекта разработки, переработки и рекультивации участка Кировского месторождения ВПГС у него имелись.
Передача полномочий от одного органа другому не может являться основанием для пересмотра лицензионного дела.
Функции по рассмотрению технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых переданы министерству 03.03.2010. Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России 25.06.2010 постановлением № 218.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с чем, требования министерства в отношении согласования технических проектов и их содержания (оглавления) должны распространяться на вновь открывающиеся карьеры и их проектную документацию, оформляемую после 03.03.2010.
Кроме того, в пункте 3 оспариваемого приказа отсутствует ссылка на
нормативно-правовые акты, согласно которым требуется актуализация
технического проекта разработки лицензионного участка, что делает приказ неисполнимым.
В соответствии с вышеизложенным, суд находит, что общество при производстве работ не нарушало пункт 5.2 лицензионного соглашения к лицензии, основания по приостановлению лицензии от 10.03.2011 СТВ № 001613 ТЭ отсутствовали, приказ от 28.03.2019 № 160 «О приостановлении права пользования недрами по лицензии на право пользования недрами СТВ № 161 ТЭ от/10 марта 2011 года» подлежащим признанию незаконным и отмене.
Таким образом, суд, оценив в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что министерство не доказало наличие у него оснований для принятия оспариваемого приказа о досрочном прекращении право пользования участком недр, а, следовательно, факт соответствия оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, от 28.03.2019 № 160 «О приостановлении права пользования недрами по лицензии на пользование недрами СТВ № 00161 ТЭ от 10.03.2011» как несоответствующий пункту 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
Взыскать с министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Г. Русанова