Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«20» февраля 2012г. Дело № А64-10478/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2012.
Полный текст решения изготовлен 20.02.2012.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.И. Григорьевой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
ИП ФИО1, Петровский район, Тамбовская область,
к администрации Петровского района Тамбовской области
Третье лицо: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, г. Тамбов,
2) Прокурор Петровского района Тамбовской области,
о признании недействительным постановления администрации, о государственной регистрации договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО2, доверенность от 30.08.2011, ФИО3, ордер от 20.12.2011
от ответчика: ФИО4, доверенность №439 от 14.12.2011,
от третьих лиц: 1) не явился, надлежаще извещен,
2) не явился, надлежаще извещен.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, Петровский район, Тамбовская область, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к администрации Петровского района Тамбовской области, Петровский район, Тамбовская область, о признании недействительным постановления администрации Петровского района №992 от 24.10.2011, которым отменено постановление администрации Петровского района №431 от 27.04.2011 и о государственной регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011, с кадастровым №68:13:0801016:253, общей площадью 2070 кв.м., расположенного по адресу: <...> «а», в целях размещения автостоянки.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.01.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен прокурор Петровского района Тамбовской области.
Учитывая, что стороны не представили возражений против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел в судебное заседание по первой инстанции.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, по основаниям, указанным в иске.
Ответчик в заседании суда исковые требования признал.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, в отзыве указало на отсутствие материальной и процессуальной заинтересованности в разрешении данного спора, в случае удовлетворения заявленных требований, решение суда послужит основанием для государственной регистрации оспариваемого договора аренды земельного участка.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд выяснил, что Постановлением администрации Петровского района Тамбовской области №431 от 27.04.2011 «О предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки ярмарки» индивидуальному предпринимателю ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок, из земель населенных пунктов, для размещения автостоянки ярмарки, с кадастровым номером 68:13:0801016:253, расположенный по адресу: <...> «а», общей площадью 2070 кв.м., сроком на 49 лет (л.д. 22).
На основании данного постановления 28 апреля 2011 между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (Арендатор) и администрацией Петровского района (Арендодатель) подписан договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37.
Согласно п. 1.1 Договора №37 от 28.04.2011 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:13:0801016:253, находящийся по адресу: <...> «а», для использования в целях для размещения автостоянки ярмарки, в границах согласно чертежу (схеме) или кадастровой карте (плану) участка, прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью, общей площадью 2070 кв.м. (л.д. 11).
П. 2.1, 2.2 Договора №37 от 28.04.2011 стороны устанавливали срок аренды на 49 лет, с 28.04.2011 по 27.04.2060.
П. 2.3 Договора №37 от 28.04.2011 стороны предусматривали вступление в силу договора, заключенного на срок 1 год и более, с даты его государственной регистрации.
Земельный участок с кадастровым номером 68:13:0801016:253, расположенный по адресу: <...> «а», общей площадью 2070 кв.м., был передан Истцу по акту приема-передачи от 28.04.2011 (л.д. 15).
Истец обратился в Петровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области для государственной регистрации Договора №37 от 28.04.2011.
Уведомлением №19/007/2011-583 от 28.07.2011 Истцу было сообщено о приостановлении государственной регистрации Договора №37 от 28.04.2011 в связи с поступлением заявления и.о. главы Петровского района о приостановлении государственной регистрации (л.д. 23).
Письмом №19/007/2011-583 от 25.10.2011 Истцу было сообщено об отказе в государственной регистрации Договора №37 от 28.04.2011, в связи с тем, что Постановлением администрации Петровского района Тамбовской области №992 от 24.10.2011 было отменено постановление администрации Петровского района Тамбовской области №431 от 27.04.2011 «О предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки ярмарки» (л.д. 24).
Ссылаясь на нарушение своих прав принятым постановлением администрации Петровского района Тамбовской области №992 от 24.10.2011, отсутствие объективных оснований для его принятия и превышение полномочий со стороны администрации Петровского района, выразившееся в признании данным постановлением Договора №37 от 28.04.2011 недействительным, истец обратился с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.
Ответчик исковые требования в судебном заседании 14.02.2012 признал, пояснил, что постановление администрации Петровского района Тамбовской области №992 от 24.10.2011 было принято во исполнение внесенного прокурором Петровского района Тамбовской области протеста №02-24-2011 от 20.10.2011.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным подлежащим удовлетворению. При этом арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 198 АПК РФ, с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов вправе обратиться лица, чьи права или законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемым ненормативным актом.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Петровского района Тамбовской области №431 от 27.04.2011 «О предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки ярмарки», Истцу предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:13:0801016:253, находящийся по адресу: <...> «а», для использования в целях для размещения автостоянки ярмарки.
Согласно ч. 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Администрация Петровского района была наделена правом распоряжения земельным участком с кадастровым номером 68:13:0801016:253.
На основании данного постановления между Истцом и Ответчиком был подписан договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011.
Принятое постановление №431 от 27.04.2011 в установленном законом порядке никем не обжаловалось и до принятия оспариваемого постановления являлось действующим.
Постановление №431 от 27.04.2011 явилось правовым основанием предоставления ИП ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:13:0801016:253, расположенного по адресу: <...> «а», для осуществления предпринимательской деятельности (для размещения автостоянки ярмарки).
Между сторонами был подписан договор аренды №37 от 28.04.2011. Земельный участок с кадастровым номером 68:13:0801016:253 был передан Истцу по Акту приема – передачи от 28.04.2011 (л.д. 15).
Оспариваемым Истцом постановлением администрации Петровского района Тамбовской области №992 от 24.10.2011, отменено постановление №431 от 27.04.2011.
Ч. 1 статьи 48 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2004 г. N 1424/04).
Администрация Петровского района Тамбовской области отменила ранее изданное постановление в рамках предоставленных полномочий и во исполнение требования прокурора Петровского района.
Уставом Петровского района Тамбовской области предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и уполномоченным органом государственной власти Тамбовской области.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно оспариваемый ненормативный акт государственного органа или местного самоуправления должен являться причиной нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принятием постановления №992 от 24.10.2011 отменялось постановление №431 от 27.04.2011, а, следовательно, устранялись правовые основания для заключения договора аренды и использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 68:13:0801016:253, расположенного по адресу: <...> «а», для осуществления предпринимательской деятельности, чем нарушались права истца в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, исходя из анализа норм Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закона Тамбовской области №51-З от 23.06.06 «О правовых актах Тамбовской области», суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления не вправе произвольно ограничивать субъективные права.
Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, независимо от объективных оснований для отмены ненормативного акта.
Отменяя постановление №431 от 27.04.2011, администрация Петровского района Тамбовской области не обосновала причины его отмены, не указала противоречие данного постановления нормам действующего законодательства.
Основанием для отмены ранее изданного постановления органа местного самоуправления, послужил протест прокурора Петровского района Тамбовской области №02-24-2011 от 20.10.2011, с указанием на нарушение Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 №174 «СП 4.13130.2008. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», в котором указывалось, что предоставленный в аренду земельный участок граничит с административным зданием, зданием редакции газеты «Сельские Зори», зданием МУК «Досуговый центр» и жилым домом, обследование на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности не проводилось, постановление не было опубликовано.
Однако, судом установлено, что у органа местного самоуправления отсутствовали основания для принятия решения об отмене постановления №431 от 27.04.2011.
П. 6.11 Приказа МЧС РФ от 25.03.2009 №174 «СП 4.13130.2008. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» предусматривает требования к стоянкам автомобилей без технического обслуживания и ремонта.
Согласно п. 6.11.1 данного приказа, противопожарные расстояния от коллективных наземных и наземно-подземных гаражей, открытых организованных автостоянок на территориях поселений и станций технического обслуживания автомобилей до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений, а также до земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа на территориях поселений должны составлять не менее расстояний, приведенных в таблице 35.
При этом противопожарные расстояния следует определять от окон жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений и от границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа до стен гаража или границ открытой стоянки.
Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы, приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №174 расстояние исчисляется до границ открытой стоянки, но не до границы земельного участка, предоставляемого под автостоянку.
Кроме того, расстояние обеспечивающее противопожарную безопасность, определяется исходя из количества мест на автостоянке.
Действующим земельным законодательством при предоставлении земельного участка в аренду (глава 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 22 Земельного кодекса Российской Федерации) не предусмотрено обследование земельного участка на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности.
Таким образом, указанные в протесте прокурора Петровского района нарушения касаются размещения будущей автостоянки, но не порядка предоставления земельного участка и не могли служить основанием для отмены постановления №431 от 27.04.2011.
Указание в протесте прокурора на необходимость опубликования постановления №431 от 27.04.2011, как акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, не соответствует действительности.
П. 2 статьи 47 ФЗ РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ закреплено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Однако, прокурором Петровского района Тамбовской области не обоснован данный вывод, не указано какие права, свободы и обязанности человека и гражданина затрагивает постановление №431 от 27.04.2011, которым Истцу предоставлялся земельный участок для организации автостоянки ярмарки.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
П. 2 Постановления №992 от 24.10.2011 договор аренды №37 от 28.04.2011 признавался недействительным.
Согласно ч. 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Таким образом, органом, который полномочен признать оспоримую сделку недействительной, является суд, администрация Петровского района не наделена подобными полномочиями.
Договор аренды №37 от 28.04.2011 не является также недействительным (ничтожным).
На основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
По смыслу статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительной может быть признана только состоявшаяся сделка.
Согласно п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ РФ от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее 1 года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
П. 2.1 Договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011 предусматривался срок его действия 49 лет, в связи с чем договор подлежал государственной регистрации.
Договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждено отказом в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним №19/007/2011-583 от 25.10.2011 (л.д. 24), в связи с чем данный договор не может быть признан ничтожной сделкой.
Таким образом, постановление №992 от 24.10.2011 противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Истца в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности. Исковые требования в части признания недействительным постановления администрации Петровского района №992 от 24.10.2011, признаны обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истец также просит произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011.
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.
Спорный договор аренды земельного участка в силу ст. 609 ГК РФ подлежал государственной регистрации.
Исходя из норм гражданского и земельного законодательства следует, что с момента подписания спорного договора аренды земельного участка у сторон возникло право требовать его государственной регистрации.
Ч. 3 статьи 165 ГК РФ, закрепляет, право стороны договора предъявлять требования в суд о вынесении решения о регистрации сделки, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации.
Как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственной регистрации договора явилось заявление и.о. главы администрации Петровского района Тамбовской области о приостановлении государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок (письмо №19/007/2011-583 от 28.07.2011) (л.д. 23).
Основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды №37 от 28.04.2011 явилось устранение правовых оснований для заключения договора аренды путем издания администрацией Петровского района Тамбовской области постановления №992 от 24.10.2011, отменявшим постановление администрации Петровского района №431 от 27.04.2011 «О предоставлении в аренду земельного участка для размещения автостоянки ярмарки» (письмо №19/007/2011-583 от 25.10.2011) (л.д. 24).
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об уклонении Ответчика от регистрации договора аренды, следовательно, требования Истца о государственной регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011, заявлены Истцом обоснованно и подлежат удовлетворению.
Ответчик в судебном заседании 14.02.2012 исковые требования признал.Согласно части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая признание Ответчиком заявленных Истцом требований, иск заявлен обоснованно, материалами дела доказан, подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует отнести на ответчика.
В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса.
То обстоятельство, что в данном споре ответчик освобожден от уплаты госпошлины, не должно повлечь отказ заявителю в возмещении судебных расходов по уплате госпошлины, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать недействительным постановление администрации Петровского района Тамбовской области №992 от 24.10.2011.
2. Произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №37 от 28.04.2011.
3. Взыскать с администрации Петровского района Тамбовской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>), Петровский район, Тамбовская область, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
4. Истцу выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
5. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...> через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья А.В. Захаров