Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
«30» июня 2016 года Дело №А64-1074/2016
Резолютивная часть решения объявлена 23.06.2016 г.
Полный текст решения изготовлен 30.06. 2016 г.
Общества с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 26.11.2015 №01-14/4643
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 21.03.2016 №Тм/160321/1;
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 02.09.2013 №8.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области о признании незаконным решения, оформленного письмом от 26.11.2015 №01-14/4643.
Представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, исключив п.2 просительной части уточненного заявления от 07.04.2016 г. Проситпризнать незаконным решение Управления сельского хозяйства Тамбовской области, оформленное письмом от 26.11.2015г. №01-14/4643 об отказе в предоставлении субсидии и обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области восстановить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» и выплатить субсидии в размере 2 423 711 руб.
Уточнения приняты судом.
Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, 27.05.2010 ООО «Тамбов-молоко» (Заемщик) и Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (ОАО) (далее – Кредитор) заключили договор об открытии невозобновляемой кредитной линии <***>, в соответствии с которым Кредитор обязуется открыть Заемщику невозобновляемую кредитную линию для финансирования проекта «Строительство комплекса по производству, первичной обработке и реализации молока мощностью 25 тонн в сутки в Тамбовской области, с модернизацией пункта по приемке и первичной переработке молока до мощности 50 тонн в сутки» на срок по 20 мая 2018 г. с лимитом 600 000 000 руб.
Общество, реализуя право на получение субсидий согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах» и Постановлению Администрации Тамбовской области от 24.02.2016 г. №175 «Об утверждении порядка представления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2015 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета тамбовской области на финансирование мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы», в ноябре 2015 г. обратилось в Управление с пакетом документов и заявлением о возмещении части затрат по уплате процентов по кредитному договору за период с 28.06.2015 г. по 27.09.2015 г. путем выдачи субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов.
Управление письмом от 26.11.2016 г. №01-14/4643 отказало Обществу в субсидировании части расходов в связи с несвоевременной уплатой начисленных процентов по кредитному договору №0110123, ссылаясь на п.9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах» утвержденный Постановлением Правительства от 28.12.2012 №1460.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Выслушав пояснения сторон и лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названной статьей, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, а также другими способами, предусмотренными законом.
На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями, согласно статье 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферы бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающие при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) субсидии предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктам 2 и 3 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок распределения и предоставления в 2015 году субсидий за возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, регулируется Постановлением № 1460 и Постановлением № 175.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет, - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и племенной продукции (материала), а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, и строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго).
Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам) (пункт 8 Правил, утвержденных Постановлением № 1460).
В соответствии с пунктом 9 указанных Правил средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 24.02.2015 г. №175 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, содержащих положения упомянутым нормам Правил, утвержденных Постановлением №1460. В том числе необходимым условием для предоставления субсидии в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных Постановлением №175, является выполнения заемщиками обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
Перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат, установлен пунктом 10 Правил, утвержденных Постановлением № 1460. Для получения этих средств заёмщиком представляются в уполномоченный орган следующие документы: а) заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат; б) выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство; в) заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему; г) документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат.
Общество должно было произвести погашение процентов в размере 6 299 169, 46 руб.
На основании извещения банка была оплачена сумма 6 282 051,65 руб.
Письмом от 29.10.2015 г. ОАО «Сбербанк России» сообщил Обществу, что в результате смены программного обеспечения была неверно сформирована сумма процентов, подлежащая уплате по договору 0110123 от 27.05.2010 г. по состоянию на 28.09.2015 г. и предложил доплатить проценты в размере 17 117,81 руб.
Общество произвело доплату указанных процентов, что подтверждается платежным поручением от 05.11.2015 г. №2240.
Письмом от 18.11.2015 г. №109-18-исх/303 Банком было уведомлено Управление о том, что несвоевременное поведение процентов было произведено из-за технической ошибки банка, вынос на счета по учету просроченной задолженности не производился.
Таким образом, вина Общества в просрочке оплаты процентов по кредиту отсутствует. Отсутствие вины общества не отрицается Банком.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Общество обращаясь с заявлением, представило надлежащие доказательства, подтверждающие соблюдение условий предоставления субсидий. Расчет субсидии уполномоченным органом не оспорен.
В связи с указанными обстоятельствами заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению.
Нарушенное право заявителя подлежит восстановлению. В качестве устранения допущенного нарушения прав Общества следует обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области восстановить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» и выплатить субсидии в размере 2 423 711 руб.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Общество при обращении в суд уплатило 3000 руб. государственной пошлины, в связи с удовлетворением заявленных требований, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления сельского хозяйства Тамбовской области, оформленное письмом от 26.11.2015г. №01-14/4643 об отказе в предоставлении субсидии.
Управлению сельского хозяйства Тамбовской области восстановить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» и выплатить субсидии в размере 2 423 711 руб.
Взыскать с Управления сельского хозяйства Тамбовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Тамбов в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тамбов-молоко» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов, судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.
При переписке просьба ссылаться на номер дела.
Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
Судья В.А. Игнатенко