Арбитражный суд Тамбовской области
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-1243/2019
«28» октября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена «29» августа 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме «28» октября 2019 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.С. Матвеевой,
рассмотрев в судебном заседании дело № А64-1243/2018 по заявлению
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову, (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
к муниципальному казенному учреждению «Долговой центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
о взыскании налога на прибыль, пени и штрафа в общем размере 22 048 801 руб., пени и штрафа по НДФЛ в размере 112,00 руб.
и встречному заявлению муниципального казенного учреждения «Долговой центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Тамбов
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 10.10.2017 №17-13/32 в части
третье лицо: Администрация г. Тамбова, г. Тамбов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 27.12.2018, ФИО2, доверенность от 27.12.2018г.;
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 07.02.2019г.;
от третьего лица: ФИО4, доверенность от 20.03.2019г., ФИО5, доверенность от 23.052019г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее – заявитель, ИФНС по г. Тамбову) обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному казенному учреждению «Долговой центр» (далее – МКУ «Долговой центр», Учреждение) о взыскании налога на прибыль организаций в размере 14 962 119 руб., пени по налогу на прибыль организаций в размере 6 899 657 руб., 2 штрафа по налогу на прибыль в размере 187 025 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 13 руб. и штрафа в размере 99 руб.
Муниципальное казенное учреждение «Долговой центр» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 10.10.2017г. № 17-13/32 в части доначисления налога на прибыль организаций за 2013г., зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 1 496 212руб. и пени в размере 689 966 руб., налога на прибыль организаций за 2013г., зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 13465907 руб. и пени в размере 6 209 691 руб. (с учетом уточненных требований).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2018г. дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному производству присвоен № А64-1243/2018.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2018г. с МКУ «Долговой центр» взысканы в доход соответствующего бюджета налог на прибыль в сумме 14 962 119 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 6899657 руб., штраф по налогу на прибыль в сумме 187 025 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 13 руб. и штраф в сумме 99 руб. В удовлетворении требований МКУ «Долговой центр» отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20.02.2019г. решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.07.2018г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2018г. по делу №А64-1243/2018 в части взыскания с МКУ «Долговой центр» налога на прибыль, пени и штрафа по налогу на прибыль в соответствующих суммах и в части отказа в удовлетворении требований МКУ «Долговой центр» о признании недействительным решения ИФНС по г. Тамбову от 10.10.2017г. №17-13/32 о доначислении налога на прибыль и пени по налогу на прибыль в соответствующих суммах отменено и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении настоящего дела арбитражному суду первой инстанции предложено полностью установить и оценить все обстоятельства дела, связанные с отчуждением здания гостиницы, находящейся в собственности у муниципального образования городской округ - город Тамбов.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.03.2019г. назначено предварительное судебное заседание на 10.04.2019г.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрацию города Тамбова.
Представители ИФНС по г. Тамбову поддержали требования по первоначальному иску с учетом состоявшегося судебного акта суда кассационной инстанции, возражали против удовлетворения встречного заявления.
Представители МКУ «Долговой центр» возражали против удовлетворения первоначальных исковых требований, поддержали требования, изложенные во встречном заявлении.
Представители третьего лица поддержали требования МКУ «Долговой центр».
Более подробно позиции сторон изложены в представленных дополнениях.
Поскольку постановлением арбитражного суда кассационной инстанции решение Арбитражного суда Тамбовской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены в части взыскания с МКУ «Долговой центр» налога на прибыль, пени и штрафа по налогу на прибыль в соответствующих суммах и в части отказа в удовлетворении требований МКУ «Долговой центр» о признании недействительным решения ИФНС по г. Тамбову от 10.10.2017г. №17-13/32 о доначислении налога на прибыль и пени по налогу на прибыль в соответствующих суммах, суд при повторном рассмотрении настоящего дела оценивает требование ИФНС по г. Тамбову в части взыскания с Учреждения сумм налога на прибыль, пени и штрафа, а также законность и обоснованность решения ИФНС по г. Тамбову от 10.10.2017г. №17-13/32 в части доначислении налога на прибыль и пени по налогу.
В процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что в отношении МКУ «Долговой центр» проведена выездная налоговая проверка по налогам, в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за период с 01.01.2013г. по 31.12.2015г.
По результатам проверки составлен акт от 30.08.2017г. №17-13/28.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 10.10.2017г. №17-13/32 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен, помимо прочего, налог на прибыль в размере 14 962 119 руб. (1 496 212+13 465 907); пени по налогу на прибыль в сумме 6 889 647 руб. (689 956+6 209 691); штраф по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в сумме 187 025 руб. (18702+168323);
Решением УФНС России по Тамбовской области от 07.12.2017г. №05-09/2/146 решение от 10.10.2017г. №17-13/32 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Налоговым органом в адрес МКУ «Долговой центр» направлено требование № 8896 от 13.12.2017г. об уплате налогов, пени и штрафа в срок до 11.01.2018г.
По причине того, что МКУ «Долговой центр» суммы доначисленных налогов, пени и штрафа не уплатило, ИФНС по г. Тамбову обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области в порядке пункта 2 статьи 45 НК РФ о взыскании налога на прибыль, пени и штрафа в общем размере 22 048 801 руб., из них: налог на прибыль организаций за 2013г. в размере 14 962 119,0 руб., пени по налогу на прибыль в размере 6 899 657,0 руб., штрафа в размере 187 025,0 руб. Штрафные санкции в соответствии со статьями 112, 114 НК РФ были снижены.
МКУ «Долговой центр», в свою очередь, не согласилось с решением от 10.10.2017г. №17-13/32 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об оспаривании решения в части.
В ходе проверки налоговым органом была установлена неполная уплата налога на прибыль за 2013г. в сумме 14 962 119 руб. в результате невключения в налогооблагаемую базу суммы доходов от реализации недвижимого имущества в размере 74 810 593 руб. (без НДС).
Существо выявленного нарушения состояло в следующем.
На основании Постановления Администрации г. Тамбова от 07.10.2011г. № 7159 «О закреплении здания гостиницы лит. А, расположенного по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2 за МКУ «Долговой центр»» (т. 1, л.д. 123-124), из состава муниципальной казны города Тамбова исключено здание гостиницы лит. А, расположенное по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2; указанное здание гостиницы (кадастровый номер 68:29:0103030:30) закреплено за МКУ «Долговой центр»» Администрацией г. Тамбова на праве оперативного управления. Закрепленное имущество передано МКУ «Долговой центр» по акту приема — передачи № 1 от 29.12.2011г. – т. 1, л.д. 125-127.
МКУ «Долговой центр» в связи с получением недвижимого имущества 25.12.2012г. осуществило государственную регистрацию возникшего права, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления казенным имуществом – номер государственной регистрации права 68-68-01/092/2012-527 от 25.12.2012 (т. 1, л.д. 129).
С целью определения рыночной стоимости полученного имущества МКУ «Долговой центр» заключен договор от 26.11.2012г. № 091-12, на основании которого оценочная фирма ООО «Новатор» произвела оценку и предоставила Учреждению отчет об оценке объекта недвижимости № 091-12 от 18.12.2012г., согласно которому рыночная стоимость недвижимого имущества (здания гостиницы) по состоянию на 26.11.2012г. составляет 88 276 500 руб. (включая НДС).
26.12.2012г. Тамбовская городская дума дала согласие МКУ «Долговой центр» на отчуждение имущества (здание гостиницы лит. А, расположенное по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2), закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением (т. 1, л.д. 131-132).
В проверяемом периоде Учреждением по результатам проведения открытого аукциона осуществлена реализация здания гостиницы, расположенной по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2.
МКУ «Долговой центр» заключен договор купли-продажи от 26.06.2013г. № 1, согласно которому Учреждение реализовало, а ООО «Сатурн» ИНН <***> приобрело в собственность здание гостиницы стоимостью 88 276 500 руб. (в том числе НДС – 13 465 907 руб.). Стоимость объекта недвижимости без учета суммы налога на добавленную стоимость составила 74 810 593 руб. (т. 1, л.д.135-138).
Здание гостиницы передано Учреждением покупателю 26.06.2013г. на основании акта приема-передачи б/н от 26.06.2013г. Покупателем произведена оплата приобретенного недвижимого имущества в сумме 74 810 593 руб.
ООО «Сатурн» осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретенное здание 03.03.2014г., о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности покупателя на приобретенное здание гостиницы – номер государственной регистрации права 68-68-01/016/2014-819 от 03.03.2014г.
На основании Постановления Администрации г. Тамбова № 3457 от 05.05.2014г. здание гостиницы исключено из состава имущества, находящегося в оперативном управлении МКУ «Долговой центр», а также из Реестра муниципального имущества города Тамбова.
При этом Учреждение по строке 010 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 2013г. сумму дохода от реализации указанного имущества не отразило.
Налоговый орган, оценив вышеназванные обстоятельства, посчитал, что доходы, полученные казенным учреждением от реализации товаров, а также имущественных прав, исходя из прямого указания пунктов 1, 2 статьи 249, подпунктов 14, 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, учитываются в составе доходов таких учреждений в целях исчисления налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке, вне зависимости от того, зачисляются ли средства от реализации на счета таких учреждений либо подлежат зачислению на единый счет бюджета, поскольку не являются доходами от оказания услуг и выполнения работ, а также средствами целевого финансирования. Датой признания доходов признается 26.06.2013г. – дата передачи этого имущества приобретателю по передаточному акту исходя из договора купли-продажи № 1 от 26.06.2013г. и акта приема-передачи б/н от 26.06.2013г. на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 271 НК РФ.
МКУ «Долговой центр» в соответствии с пунктом 1.9 Устава Учреждения является самостоятельным юридическим лицом и в силу положений статьи 246 НК РФ плательщиком налога на прибыль организаций. Указанный доход не подпадает под перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, который установлен статьи 251 НК РФ.
Таким образом, по мнению налогового органа, неполная уплата налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в бюджет за 2013г., составила 14 962 119 руб. За несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 57, пунктами 3,4 статьи75 НК РФ учреждению начислены пени в сумме 6 899 657 руб. За неполную уплату налога на прибыль организаций за 2013г., в результате занижения налоговой базы, выразившегося в занижении доходов от реализации, предусмотрена налоговая ответственность пункту 1 статьи 122 НК РФ. Штраф с учетом смягчающих обстоятельств был снижен налоговым органом в 16 раз и составил 187 025 руб.
Обжалуя решение налогового органа от 10.10.2017г. №17-13/32в данной части МКУ «Долговой центр» указало, что доход получен от реализации непрофильного недвижимого имущества во исполнение решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012г. № 841 «О даче согласия МКУ «Долговой центр» на отчуждение имущества, закрепленного на праве оперативного управления», а также во исполнение функции в соответствии со статьей 85 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой указано, что органы местного самоуправления обязаны осуществить отчуждение или произвести перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2006г. не соответствующего требованиям статьи 50 указанного Федерального закона и не переданного в соответствии с требованиями этого закона в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, а также в собственность иных муниципальных образований.
Как указало Учреждение, доходы поступили в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. При реализации высвобождаемого имущества налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Третье лицо с требованиями Учреждения согласилось. В представленном письменном отзыве пояснило, что денежные средства, полученные МКУ «Долговой центр» от реализации имущества (гостиницы) являются доходами бюджета городского округа – город Тамбов. В связи с этим, полученные денежные средства не учитываются при определении налогооблагаемой базы по правилам статьи 251 НК РФ, а Учреждение должно быть освобождено от уплаты налога на прибыль после реализации указанного имущества.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявленные требования ИФНС по г. Тамбову не подлежат удовлетворению. Между тем встречное заявление МКУ «Долговой центр» о признании ненормативного акта налогового органа недействительным в части является обоснованным. При этом суд руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ определено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Частью 1 статьи 213 АПК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу частей 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются, в том числе, российские организации.
В соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 06.10.2013г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса (БК) РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также с пунктом 3 статьи 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если она закреплена в его учредительных документах и служит обеспечению реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, МКУ «Долговой центр» действует на основании Устава, утвержденного Постановлением администрации города Тамбова от 23.04.2012г. № 3116. Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение. Тип учреждения: казенное. Собственником имущества и учредителем Учреждения выступает муниципальное образование городской округ - город Тамбов. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тамбова Тамбовской области. Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, имеет бюджетную смету, лицевые счета в органе Федерального казначейства, печать со своим наименованием и символикой городского округа - город Тамбов, штамп и бланки со своим наименованием, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение является некоммерческой организацией, казенным учреждением.
Предмет, цели и виды деятельности Учреждения перечислены в разделе 2 Устава.
Основными видами деятельности в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, являются: управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения; управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
На основании Постановления администрации г. Тамбова «О закреплении здания гостиницы лит. А, расположенного по адресу: <...> / М.Горького, д.90/2, от 07.10.2011г. № 7159 администрацией г. Тамбова за МКУ «Долговой центр» закреплено на праве оперативного управления муниципальное недвижимое имущество — здание гостиницы (кадастровый номер 68:29:0103030:30). Закрепленное имущество передано Учреждению по акту приема-передачи № 1 от 29.12.2011г. Этим же постановлением здание гостиницы лит. А, расположенное по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2; исключено из состава муниципальной казны города Тамбова. МКУ «Долговой центр» 25.12.2012г. осуществило государственную регистрацию возникшего права (номер государственной регистрации права 68-68-01/092/2012-527 от 25.12.2012г.).
По результатам проведения открытого аукциона МКУ «Долговой центр» осуществлена реализация здания гостиницы, расположенной по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2 и заключен договор купли продажи от 26.06.2013г. № 1, согласно которому Учреждение реализовало, а ООО «Сатурн» ИНН <***> приобрело в собственность здание гостиницы стоимостью 88 276 500 руб. (в том числе НДС - 13 465 907 руб.). Стоимость объекта недвижимости без учета суммы НДС составила 74 810 593 руб.
Здание гостиницы передано Учреждением покупателю 26.06.2013г. на основании акта приема-передачи б/н от 26.06.2013г. Покупателем произведена оплата приобретенного недвижимого имущества в сумме 74 810 593 руб.
ООО «Сатурн» осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретенное здание 03.03.2014г., о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности покупателя на приобретенное здание гостиницы, номер государственной регистрации права 68-68-01/016/2014-819 от 03.03.2014г.
На основании Постановления администрации г. Тамбова № 3457 от 05.05.2014г. здание гостиницы исключено из состава имущества, находящегося в оперативном управлении МКУ «Долговой центр», а также из Реестра муниципального имущества города Тамбова.
Статьей 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль для российских организаций признается прибыль, равная полученным доходам, уменьшенным на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 31 статьи 1 Федерального закона от 24.11.2014г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ изложен в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2015г.
В соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в указанной редакции) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
До введения в действие названного Федерального закона подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ был изложен следующим образом: при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены статьей 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
Иные доходы, полученные казенным учреждением, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, если реализуется имущество казны, то есть имущество, в отношении которого исполнительный орган власти осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, то доходы от реализации данного имущества являются доходами казны публично-правового образования и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает, так как в силу нормы статьи 246 НК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль организаций.
Как было указано ранее, на основании постановления администрации г. Тамбова от 07.10.2011г. № 7159 и Устава учреждения здание гостиницы находилось у МКУ «Долговой центр» на праве оперативного управления, собственником реализованной впоследствии Учреждением гостиницы являлось муниципальное образование городской округ - город Тамбов.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2013г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
В силу требований статей 123.21, 123.22 Гражданского кодекса (ГК) РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Положениями статьи 296 ГК РФ закреплено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Статьей 297 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
В силу части 4 статьи 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что МКУ «Долговой центр» по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, учредителем которого, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является администрация города Тамбова.
Согласно пункту 1.8 Устава МКУ «Долговой центр» собственником имущества учреждения выступает муниципальное образование городской округ - город Тамбов. Учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником (пункт 3.4 Устава).
Таким образом, для отчуждения имущества казенному учреждению необходимо согласие собственника этого имущества, в рассматриваемом случае – муниципального образования городской округ - город Тамбов.
Из материалов дела следует, что Тамбовская городская дума своим решением от 26.12.2012г. № 841 дала согласие МКУ «Долговой центр» на отчуждение имущества (здание гостиницы лит. А, расположенное по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2), закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением.
МКУ «Долговой центр» по итогам проведения открытого аукциона осуществлена реализация здания гостиницы, расположенной по адресу: <...> / М.Горького, д. 90/2 и заключен договор купли продажи от 26.06.2013г. № 1, согласно которому Учреждение реализовало, а ООО «Сатурн» приобрело в собственность здание гостиницы стоимостью 88 276 500 руб. (в том числе НДС - 13 465 907 руб.).
Стоимость объекта недвижимости без учета суммы НДС составила 74 810 593 руб.
Здание гостиницы передано Учреждением покупателю 26.06.2013г. на основании акта приема-передачи б/н от 26.06.2013г. Покупателем произведена оплата приобретенного недвижимого имущества в сумме 74 810 593 руб. соответствующими платежными поручениями на лицевой счет МКУ «Долговой центр», открытый в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области (т. 1, л.д. 172-180).
Приказом жилищного комитета администрации г. Тамбова от 15.01.2013г. № 01-19-01/13 «О наделении МКУ «Долговой центр» полномочиями администратора доходов бюджета городского округа – город Тамбов» Учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета городского округа – город Тамбов; за МКУ «Долговой центр» закреплены виды доходных источников (т. 6, л.д. 82).
Приказом жилищного комитета администрации г. Тамбова от 22.01.2013г. № 01-19-01/13 «О внесении изменений в приказ председателя жилищного комитета администрации г. Тамбова от 15.01.2013г. № 01-19-01/13 «О наделении МКУ «Долговой центр» полномочиями администратора доходов бюджета городского округа – город Тамбов» (т. 6, л.д. 83) за Учреждением дополнительно закреплен вид доходного источника – доход от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении органов управления городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу (КБК 75311402042040000410).
В силу статьи 159 БК РФ (в редакции Кодекса, действующий в период издания вышеназванных приказов) распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.
Согласно статье 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом
В силу части пункта 1 части 1 статьи 160.1 БК РФ главный администратор доходов бюджета формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета.
Таким образом, в рассматриваемом случае администратор доходов бюджета городского округа – город Тамбов администрация г. Тамбова в лице жилищного комитета уполномочен на издание приказов о наделении казенных учреждений полномочиями администратора доходов бюджета.
Далее, Решением Тамбовской городской Думы от 25.06.2014г. № 1266 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа – город Тамбов за 2013г.» доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении органов управления городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу по КБК 75311402042040000410 в размере стоимости реализованного здания гостиницы (<...> / М.Горького, д.90/2) - 74 810,6 тысяч руб. включены в доходы бюджета городского округа – город Тамбов за 2013г.
Таким образом, имеющие в деле материалы не подтверждают вывод налогового органа о том, что денежные средства, поступившие на лицевой счет Учреждения в УФК по Тамбовской области от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении, по своему экономическому содержанию являются доходом, полученным именно МКУ «Долговой центр», а потому подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Доказательства того, что Учреждение воспользовалось поступившими денежными средствами по своему усмотрению, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле материалы и доводы представителей сторон в их совокупности, суд пришел к выводу, что полученные в рассматриваемом случае МКУ «Долговой центр» денежные средства от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении – здания гостиницы (<...> / М.Горького, д.90/2) не могут рассматриваться в качестве дохода Учреждения в смысле положений статьи 41 НК РФ и, соответственно, формировать налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку указанные денежные средства являются доходом бюджета публично-правового образования – бюджета городского округа – города Тамбова и налогом на прибыль не облагаются.
На основании изложенного, требования ИФНС по г. Тамбову о взыскании с МКУ «Долговой центр» налога на прибыль, пени и штрафа в общем размере 22 048 801 руб. удовлетворению не подлежат, а заявление МКУ «Долговой центр» о признании незаконным и отмене решение ИФНС России по г. Тамбову о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №17-13/32 от 10.10.2017г. в части доначисления сумм налога на прибыль организаций в общем размере 22 048 801 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167 - 170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование Муниципальное казенное учреждение «Долговой центр» о признании незаконным и отмене решение ИФНС России по г.Тамбову о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №17-13/32 от 10.10.2017г. удовлетворить в части доначисления сумм налога на прибыль организаций в общем размере 22 048 801 руб. из них: налог на прибыль организаций за 2013г. в размере 14 962 119,0 руб., пени по налогу на прибыль в размере 6 899 657,0 руб., штрафа в размере 187 025,0 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>, через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья М.А. Плахотников