Арбитражный суд Тамбовской области
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов Дело № А64-1286/2022
«04» октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2022
Решение изготовлено в полном объеме 04.10.2022
Судья Арбитражного суда Тамбовской области А.В.Чекмарёв,
при ведении протокола судебного заседания с использованиемсредств аудиозаписи помощником судьи Иванковой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело №А64-1286/2022 по заявлению
Акционерного общества «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар
к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Тамбов
о признании недействительными п.15 и п.16 предписания от 30.11.2021 №04-339/2021
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Родионова А.С., доверенность № 23АВ2762734 от 29.07.2022;
от заинтересованного лица: Анохин С.А., доверенность от 23.11.2021.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительными п.15 и п.16 предписания от 30.11.2021 №04-339/2021. Определением суда от 25.02.2022г. заявление принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу №А64- 1286/2022.
Определением суда от 25.02.2022г. заявление АО «Тандер» принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу №А64-1286/2022.
10.08.2022 АО «Тандер» в порядке ст.49 АПК РФ заявлено ходатайство об отказе от части требований, согласно которому последний просил суд принять отказ от заявленных требований в части признания недействительным п.15 предписания от 31.11.2021 №04-339/2021.
Заявленный АО «Тандер» отказ от части требований судом рассмотрен и принят.
Так как отказ заявителя от своих требований, как полностью, так и в части, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, принят арбитражным судом, то в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу №А64-1286/2022 в части признания недействительным п.15 предписания от 31.11.2021 №04-339/2021 подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 27.09.2022 объявлялся перерыв до 14 час.10 мин. 04.10.2022. После окончания перерыва состав суда не изменился, представители сторон в заседание в судебное заседание не явились.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности АО «Тандер» является 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
В период с 17.11.2021 по 30.11.2021, на основании решения о проведении выездной плановой проверки от 26.10.2021 № 1053/п/Т Управлением была проведена в отношении АО «Тандер» выездная плановая проверка в рамках федерального государственного экологического надзора.
По результатам проведенной проверки был составлен акт выездной проверки от 30.11.2021 № 1053/п/Т.
В ходе проверки было выявлено, что на территории АО «Тандер» имеются 4 использующихся резервуара для хранения нефтепродуктов, общим объемом 314 713 л.
При этом в нарушение ст. 46 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ АО «Тандер» не разработало план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для указанных резервуаров, соответствующих критерию пп. б п. 4 Правил.
Каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие обязанности по разработки указанного плана, в том числе договоры аренды, АО «Тандер» во время проверки не представило.
В связи с чем, административным органом было выписано предписание, согласно п. 16 которого, АО «Тандер» необходимо разработать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов из указанных резервуаров.
Не согласившись с п. 16 предписания от 30.11.2021г. № 04-339/2021, АО «Тандер» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом частичного отказа от заявленных требований).
В обоснование своих доводов заявитель указывает, что в соответствии с действующим законодательством АО «Тандер» не требовалось разрабатывать и утверждать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, АО «Тандер» не является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Рассмотрев заявление АО «Тандер», имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 совместного Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применение части первой гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных правовыми актами должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий вправе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства и в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность по статье 19.5 КоАП РФ.
Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.
В связи с этим содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Пунктом 16 оспариваемого предписания от 30.11.2021г. № 04-339/2021 Управлением предписано обществу разработать план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов до 02.03.2022.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 4 ст. 46 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (эксплуатирующая организация), при условии наличия: заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. б п. 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, (далее - Правила) критериями определения объектов, на которые необходимо разрабатывать указанный план, является максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации - 3 тонны и более.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции от 29.07.2018, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции от 29.07.2018, строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Судом установлено, что на территории предприятии имеются 4 резервуара для хранения нефтепродуктов общим объемом 314 713 л.
Площадка производственная с покрытием для автоцистерн (ТЗП Тамбов) с находящимися на ней резервуарами для хранения нефтепродуктов, а также топливно-заправочный пункт (комплекс) перед АО «Тандер», передан по договору аренды №ТмбРЦ/69712/18 от 01.12.2018, согласно которому арендодатель (АО «Тандер») обязуется предоставить в аренду за плату во временное пользование следующее имущество:
топливно-заправочный пункт (комплекс), назначение: нежилое здание, общей площадью 14.2 кв.м., кадастровый номер 68-68-14/005/2011-362, инвентарный номер RCC-0037666, литер Н, этажность 1, адрес: 392540, Тамбовская область, Тамбовский район, с.Стрельцы, Комплекс Мотель, д.2;
площадка производственная с покрытием для автоцистерны (ТЗП Тамбов), площадью 45 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 50560 кв. м., кадастровый номер 68:20:4209001:0001:4, адрес: 392540, Тамбовская область, Тамбовский район, с.Стрельцы, Комплекс Мотель, д.2.
С указанным имуществом арендодатель передает имущество, расположенное на территории объекта. 01.12.2018 указанное имущество и оборудование были переданы по акту приема-передачи к договору аренды, включая резервуары для топлива.
При этом, каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие обязанности по разработки указанного плана, в том числе и договор аренды №ТмбРЦ/69712/18 от 01.12.2018, АО «Тандер» во время проверки не представило.
АО «Тандер», как собственник и эксплуатирующая организация, также до передачи указанных резервуаров по договору аренды, обязано было разработать проект восстановления загрязненных земель с последующим получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, который является аналогом плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Именно АО «Тандер» является лицом, ответственным за выполнение требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом, суд учитывает, что Федеральным законом от 13.07.2020 №207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» была изложена в новой редакции.
При этом, ст.5 Федерального закона от 13.07.2020 №207-ФЗ установлено, что планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, полученные организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, действуют до дня истечения срока действия указанных планов или до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона).
С 1 января 2021 года и до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона) в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи, допускается утверждение планов, указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, и действующими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанные в части 1 настоящей статьи планы действуют до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона) в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что планы предупреждения и ликвидации разливов нефти необходимо утвердить до 01.01.2024 признается судом ошибочной.
Примененная к обществу мера в виде требований, изложенных в п.16 предписании от 30.11.2021 №04-339/2021 не является несоразмерной, неисполнимой или налагающей на заявителя обязанности, не установленные законом, и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая права и законные интересы в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, поскольку в её основе лежит публично-значимая цель охраны окружающей среды, а выдача оспариваемого предписания направлена на достижение указанной цели. Предписание выдано Управлением в пределах установленных законом полномочий.
Арбитражный суд не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительными предписания Управления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом установлено, что при обращении с настоящим заявлением в арбитражный суд, АО «Тандер» заявлено ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №529786 от 13.08.2021.
Пунктом 6 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, суд приходит к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
Произвести зачет государственной пошлины в размере 2100 (две тысячи сто рублей) рублей, перечисленной обществом по платежному поручению от 13.08.2021 № 529786 за рассмотрение дела №А64-6798/2021, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче настоящего заявления, о признании недействительными п.15 и п.16 предписания Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.11.2021 №04-339/2021.
В соответствии с п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В связи с чем уплаченная Акционерным обществом «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар по платежному поручению от 21.02.2022 № 731777 государственная пошлина в размере 3000 руб. за принятие обеспечительных мер подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Производство по делу в части заявленных требований Акционерного общества «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар о признании недействительным п.15 предписания Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.11.2021 №04-339/2021 прекратить.
2. Требование Акционерного общества «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар о признании недействительным п.16 предписания Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №04-339/2021 от 30.11.2021 оставить без удовлетворения.
3. Возвратить Акционерному обществу «Тандер» (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475), г.Краснодар государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 21.02.2022 № 731777 в размере 3000 руб., выдать справку.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.177 АПК РФ копии судебных актов на бумажном носителе направляются по ходатайству лиц, участвующих в деле заказным письмом с уведомлением о вручении или могут быть вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Судья А.В.Чекмарёв