ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1342/2021 от 26.10.2021 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«26» октября 2021 г.                                                                               Дело №А64-1342/2021

Резолютивная часть решения объявлена 26.10.2021.

Полный текст решения изготовлен 26.10.2021.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В.Чекмарёва,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания А.Ю.Чуксиной

рассмотрел в открытом судебном заседании дело №А64-1342/2021 по заявлению

Главы КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), р.п.Ржакса

к 1) Управлению Росреестра по Тамбовской области, г.Тамбов

2) Межмуниципальному отделу по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области

о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 23.10.2020 №КУВД-001/2020-18998545/1 и уведомление об отказе государственной регистрации прав от 25.01.2021 №КУВД-001/2020-18998545/2 (с учетом уточнений)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 28.11.2020 (до перерыва); после перерыва – не явился;

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность №16 от 09.07.2021 (до перерыва); после перерыва – не явился;

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Глава КФХ ФИО1 обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Росреестра по Тамбовской области, г.Тамбов Межмуниципальному отделу по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления Росреестра по Тамбовской области о признании незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 23.10.2020, уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 25.01.2021, обязании Управления Росреестра по Тамбовской области провести регистрацию продления договора аренды земельного участка при множественности лиц на стороне арендодателей (с учетом уточнений от 06.04.2021).

Определением суда от 02.03.2021 заявление Главы КФХ ФИО1 принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу №А64-1342/2021.

В судебном заседании 19.10.2021 представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заявитель в судебном заседании в порядке ст.49 АПК РФ, уточнил заявленные требования. С учетом уточнений просил признать незаконными уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 23.10.2020 №КУВД-001/2020-18998545/1 и уведомление об отказе государственной регистрации прав от 25.01.2021 №КУВД-001/2020-18998545/2.

Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.

В судебном заседании объявлен перерыв с 19.10.2021 до 12 час.55 мин. 26.10.2021. После окончания перерыва представители сторон к участию в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, судом установлено, что 10 февраля 2010 года между собственниками земельных долей в лице представителя, действующего на основании доверенностей ФИО4 (арендодатель) и КФХ ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка при множественности лиц на стороне арендодателей (далее -договор аренды), по условиям которого арендатор принял в аренду на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 68:16:0000000:203, площадью 8 612 500 кв.м, расположенный в Российской Федерации, Тамбовская область, Ржаксинский эайон, Гавриловский сельсовет, территория Алкаладка, земельный участок 6. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке 11 марта 2010 года, о чем имеется запись регистрации в ЕГРН 68-68-20/2010-501.

12.10.2020 ФИО1 обратился с заявлением №КУВД-001/2020-18998545/1 о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203, представив договор аренды земельного    участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010.

23.10.2021 межмуниципальным отделом по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав.

При проведении правовой экспертизы представленных ФИО1 документов было установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203 имеются в том числе актуальные записи:

от 11.03.2010 №68-68-20/001/2010-501/7 о государственной регистрации договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010;

от 11.03.2010 №68-68-20/001/2010-501/8 о государственной регистрации ограничения прав и обременении - аренде на основании договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010.

Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор аренды уже был зарегистрирован. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено повторной регистрации уже зарегистрированного договора аренды.

Следовательно, осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010 по заявлению ФИО1 от 12.10.2020 не представлялось возможным.

25.01.2021 межмуниципальным отделом по Рассказовскому и Ржаксинскому  районам Управления принимается уведомление от отказе государственной регистрации прав в связи с не устранением приведенных в уведомлении о приостановлении от   23.10.2020 причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.

10.02.2021 ФИО1 снова обращается с заявлением №КУВД-001/2021-481 1300/1 о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203, представив договор аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010.

24.02.2021 выносится уведомление о приостановлении государственной регистрации прав по тем же основаниям, что и уведомление от 23.10.2020 и 25.01.2021 уведомление от отказе государственной регистрации прав.

19.02.2021 ФИО1 обратился с заявлением №КУВД-001/2021-6276501/1 о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений и обременении недвижимого имущества в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203, представив договор аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010.

09.03.2021 межмуниципальным отделом по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в связи с тем, что не предоставлены документы, необходимые для осуществления действий по внесению изменений в записи регистрации прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества.

На государственную регистрацию не предоставлены какие-либо документы, подтверждающие отсутствие заявлений о его расторжении, например, протокол общего собрания собственников.

В определении Ржаксинского районного суда Тамбовской области от 15.01.2021 года, указано, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 (собственники долей земельного участка с кадастровым номером: 68:16:0000000:203) не признали требования главы КФХ ФИО1 об отсутствии возражений арендодателей, считают их незаконными.

В связи с чем, в адрес собственников земельных долей были направлены уведомления о предоставлении ими информации об отсутствии или наличии возражений о расторжении договора аренды.

От арендаторов не поступила информация об отсутствии или наличии возражений о расторжении договора аренды. Соответственно договор был продлен с момента окончания - 10.02.2020 сроком на 10 лет, то есть до 10.02.2030.

21.04.2021 ФИО1 была выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, где содержатся сведения об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 68:16:0000000:203, в том числе сведения о всех ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости.

Полагая, что уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 23.10.2020 и уведомление от отказе государственной регистрации прав от 25.01.2021  не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Глава КФХ ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление заявленные требования считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению, пояснило, что в исковом заявлении в обосновании незаконности уведомления о приостановления ФИО1 ссылается на п.5.1. и п.5.2. договора   аренды   земельного   участка   при   множестве   лиц   на   стороне Арендодателей от 10.02.2010, согласно которым договор заключен сроком на 10
лет и вступает в силу с момента регистрации; договор пролонгируется на тот же
срок в случае, если ни одна из сторон за месяц до его окончания в письменной
форме не заявит о его расторжении. Также ФИО1 указывает, что им
были представлены все предусмотренные законом документы для внесения
изменений в записи ЕГРН.

Однако, как полагает заинтересованное лицо, заявителем не учтено, что государственный регистратор при проведении правовой экспертизы принимает решение исключительно по представленному заявлению и документам.

Из заявления ФИО1 от 12.10.2020 и представленных на регистрацию документов не следовало, что целью его обращения было внесение каких-либо изменений в записи ЕГРН.

Соответственно, оспариваемое уведомление о приостановлении принято в отношении того регистрационного действия, за осуществлением которого обратился ФИО1, в отношении государственной регистрации представленного договора аренды, и доводы искового заявления об обращении за внесением изменений не свидетельствуют о незаконности оспариваемого уведомления и не могут быть приняты во внимание.

Учитывая вышеизложенное, заинтересованное лицо в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названной статьей, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, а также другими способами, предусмотренными законом.

На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в этом реестре, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ).

Статьей 14 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.

В части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован статьей 29 Закона № 218-ФЗ и включает в себя следующие стадии: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 названного Закона; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных названным Законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 названного Закона, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных главой 3 Закона, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав; выдача документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.

На основании подпунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 51 Закона №218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, равно как и дополнительного соглашения об изменении условий договора аренды, может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в адрес заинтересованного лица с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 12.10.2020 №MFC-0129/2020-57488-1, представив в том числе договор аренды от 10.02.2010 при множественности лиц на стороне Арендодателей.

Как следует из заявления, целью обращения являлось осуществление государственной регистрации прав в отношении земельного участка, в части государственной регистрации прав осуществить регистрацию договора аренды.

Указанное подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг «Регистрация и погашение сделки об ограничении (обременении) права на земельный участок».

При проведении правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором установлены причины, препятствующие проведению регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203, а именно, при проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:16:0000000:203 имеются в том числе актуальные записи:

от 11.03.2010 №68-68-20/001/2010-501/7 о государственной регистрации договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010;

от 11.03.2010 №68-68-20/001/2010-501/8 о государственной регистрации ограничения прав и обременении – аренде на основании договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010.

Таким образом, представленный на государственную регистрацию договор аренды уже был зарегистрирован.

Учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено повторной регистрации уже зарегистрированного договора аренды, а, следовательно, осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010 по заявлению ФИО1 от 12.10.2020 не представлялось возможным.

Как указал государственный регистратор, при государственной регистрации нового договора аренды записи ЕГРН о государственной регистрации предыдущего договора аренды и обременения подлежат погашению, по заявлению одной из сторон договора аренды, вместе с тем, подобные заявления не предоставлены.

Кроме того, по условиям пункта 5.1 Договора указанный договор заключен сроком на 10 (десять) лет и вступает в силу с момента его регистрации в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним на территории Тамбовской области. Договор аренды был зарегистрирован 11.03.2010 года, запись регистрации в ЕГРН 68-68- 20/2010-501/7. Таким образом срок действия договора аренды истек 11.03.2020.

В соответствии с ч.2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).

Пункт 5.2 Договора не установил процедуры его пролонгации, т.о. процедура его пролонгации должна осуществляться согласно ст.ст.450, 452 ГК РФ, путем составления дополнительного соглашения к ранее заключенному договору, с подписями сторон договора. Указанное дополнительное соглашение не предоставлено на государственную регистрацию прав.

Как следует из оспариваемых Уведомлений от 23.10.2020 №КУВД-001/2020-18998545/1 и от 25.01.2021 № КУВД-001/2020-18998545/2, регистрирующий орган приостановил осуществление действий по регистрации прав, а затем отказал в государственной регистрации прав на объект недвижимости на основании непредставления на государственную регистрацию каких-либо документов, подтверждающих отсутствие возражений со стороны арендодателей, заявлений о расторжении договора аренды, например, протокол общего собрания собственников.

Оценивая указанные уведомления суд приходит к следующим выводам.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 №943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – Порядок).

Указанный Порядок устанавливает:

1) структуру реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости) и объем вносимых в него сведений;

2) структуру реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость) и объем вносимых в него сведений;

3) структуру реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также соответственно - реестр границ, объекты реестра границ) и объем вносимых в него сведений;

4) правила внесения сведений в кадастр недвижимости, реестр прав на недвижимость, реестр границ (далее также - реестры ЕГРН).

Согласно пункту 93 Порядка, при государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества в реестр прав на недвижимость вносятся запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении права и обременении объекта недвижимости - государственной регистрации аренды. Правила внесения записей в реестр прав на недвижимость при изменении договора аренды на основании соглашения сторон определены в пункте 97 Порядка, согласно которому в этом случае запись о сделке - государственной регистрации договора аренды - не погашается.

Таким образом, из совокупного толкования положений частей 3, 4 статьи 1 Закона №218-ФЗ, пунктов 93, 95, 97 вышеназванного Порядка ведения ЕГРН следует, что внесение записи о самой сделке (в данном случае сделки в виде аренды объекта недвижимости) в ЕГРН не предусмотрено в случае, когда государственная регистрация производится путем изменения существующей записи о сделке - государственной регистрации договора аренды.

Следовательно, при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора не во всех случаях необходимо внесение записи о самой сделке.

В силу п.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Согласно ст.609 ГК РФ, договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме (ч.1).

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ч. 2).

Часть 2 ст.26 ЗК РФ, устанавливает, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч.2 ст.164 ГК РФ, сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, в договоре аренды земельного участка при множестве лиц на стороне Арендодателей от 10.02.2010 установлено (п.5.1 Договора), что договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента его регистрации.

Названный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 11.03.2010, о чем имеется запись регистрации в ЕГРН №68-68-20/2010-501.

Согласно п. 5.2 Договора, данный договор пролонгируется на тот же срок в случае, если ни одна из сторон за месяц до его окончания в письменной форме не заявит о его расторжении. 

Из указанного следует, что начиная с даты окончания действия указанного Договора, данный договор аренды считается возобновленным на тех же условиях, но на неопределенный срок. Таким образом, между арендатором и арендодателем после окончания договора аренды от 10.02.2010 года действует иной договор, договор аренды на тех же условиях, что и ранее, но на неопределенный срок.

Часть 2 ст.26 ЗК РФ, устанавливает, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Между тем обязанность регистрации договора аренды земельного участка обусловлена в силу ч.2 ст.26 ЗК РФ, исключительно сроком действия данного договора аренды.

Принимая правовой подход, содержащийся в п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 №59, суд считает, что договор аренды земельного участка, возобновленный на неопределенный срок, не нуждается в государственной регистрации, так как согласно части 2 государственной регистрации подлежит договор аренды земельного участка, заключенный только на срок не менее одного года.

Кроме того, судом установлено, что в адрес собственников земельных долей регистрирующим органом направлялись уведомления о предоставлении ими информации об отсутствии или наличии возражений о расторжении договора аренды.

Информация об отсутствии или наличии возражений о расторжении договора аренды от арендаторов не поступила. Соответственно, договор был продлен с момента окончания - 10.02.2020 сроком на 10 лет, то есть до 10.02.2030.

21.04.2021 ФИО1 была выдана выписка из Единого государственного реестра недвижимости, где содержатся сведения об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером 68:16:0000000:203, в том числе сведения о всех ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости. Сторонами не оспаривается факт внесения спорной записи регистрирующим органом.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд полагает, что заявителем не представлены доказательства факта нарушения оспариваемыми уведомлениями Управления Росреестра каких-либо норм законодательства, а также прав и интересов заявителя в сфере экономической деятельности в результате действий Управления Росреестра.

В связи с изложенным, заявление не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине следует отнести на заинтересованное лицо. 

Руководствуясь статьями 102, 110, 150, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований Главы КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), р.п.Ржакса отказать.

2. Взыскать с Главы КФХ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), р.п.Ржакса расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

3. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...>  через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья                                                                          А.ФИО9