ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1386/20 от 09.06.2020 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«10» июня 2020 г. Дело №А64-1386/2020

Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2020.

Полный текст решения изготовлен 10.06.2020.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.В. Захарова

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Д.П. Гасановой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «Альфа-М», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>);

к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>);

о признании недействительным решения № 1426 от 14.11.2019 г.

при участии в судебном заседании

от заявителя – не явился, надлежаще извещен;

от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность № 02-08/34 от 13.01.2020.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

установил:

ООО «Альфа-М», г. Москва, обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 4 по Тамбовской области, г. Тамбов, с требованием о признании недействительным решения № 1426 от 14.11.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель в судебное заседание не явился, ходатайством от 08.06.2020 заявленные требования поддержал в полном объеме, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, указанным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав заинтересованное лицо, суд выяснил, что 14.11.2019 в отношении ООО «Альфа-М», на основании Акта налоговой проверки №1325 от 29.08.2019 и иных материалов налоговой проверки, МИФНС России №4 по Тамбовской области вынесено решение №1426 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение мотивировано тем, что ООО «Альфа-М», в нарушение положений ст. 378.2 НК РФ, п. 1 ст. 1.1 Закона №170-З от 28.11.2003 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», занизило сумму налога за 2018 г. на 263049 руб., за счет неправомерного не исчисления налога на имущество организации в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Полагая, что указанное решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права, и законные интересы, Общество обратилось в УФНС России по Тамбовской области с апелляционной жалобой.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы УФНС России по Тамбовской области было принято решение от 23.01.2020 №05-10/2/2, которым, оспариваемое решение №1426 от 14.11.2019 оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.

Ссылаясь на необоснованность решения МИФНС России №4 по Тамбовской области №1426 от 14.11.2019, несоответствие данного решения нормам действующего законодательства, поскольку заявителем было прекращено право собственности на здание с кадастровым номером 68:25:0000044:87 и зарегистрировано право собственности на нежилые помещения с кадастровыми номерами 68:25:0000044:291 (площадь 740,8 кв.м.), 68:25:0000044:292 (площадь 281,3 кв.м.), 68:25:0000044:293 площадь 592,1 кв.м.), 68:25:0000044:294 (площадь 584,5 кв.м.), площадь которых не соответствует критериям, установленным абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, п.1, 2 ст.1.1. Закона Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-3 «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения МИФНС России №4 по Тамбовской области №1426 от 14.11.2019.

Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными, неподлежащими удовлетворению, отметило, что ООО «Альфа-М» в соответствии со статьей 346.11 НК РФ применяет упрощенную систему налогообложения.

Заинтересованное лицо пояснило, что приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 № 799 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» установлен перечень объектов, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость. ООО «Альфа-М» по состоянию на 01.01.2018 принадлежал на праве собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером 68:25:0000044:87, который внесен в вышеназванный перечень.

Заинтересованное лицо отметило, что впоследствии 12.04.2018 заявитель путем выделения прекратил право собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 68:25:0000044:87 (здание) с одновременной регистрацией права на вновь образовавшиеся помещения с кадастровыми номерами: 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294; общая площадь образованных объектов недвижимости составляет 2198,7 кв.м., что соответствует площади объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 68:25:0000044:87.

Заинтересованным лицом пояснено, что МИФНС России №4 по Тамбовской области было установлено, что, поскольку общая площадь спорных нежилых помещений составляет более 1 000 м, что подтверждается правоустанавливающими документами, материалами камеральной налоговой проверки, в силу абзаца 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ недвижимое имущество (помещения), принадлежащие ООО «Альфа-М», являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций.

Заинтересованное лицо приходит к выводу, что позиция заявителя о том, что вновь образованные нежилые помещения не соответствуют критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона № 170-3 от 28.11.2003г. «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области», в связи с чем ООО «Альфа-М» не обязано исчислять налог по УСН, основана на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения в сфере налогообложения.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

При этом суд руководствовался следующим.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, установленными названной статьей, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, а также другими способами, предусмотренными законом.

На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее также – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Исходя из положений п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

При этом административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (п. 3 ст. 378.2 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Тамбовской области от 28.11.2003 № 170-З «О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области» (далее – Закон № 170-З) установлено, что налог на имущество организаций на территории Тамбовской области (далее в настоящем Законе - налог) устанавливается настоящим Законом в соответствии с главой 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и обязателен к уплате на территории Тамбовской области (ст. 1 Закона №170-З).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 170-З (в редакции, действовавшей в спорный период) в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, принадлежащих организациям, применяющим специальные налоговые режимы, налоговая ставка устанавливается в 2018 году в размере 0,75 процента, в 2019 году - 1,0 процента, в 2020 году - 1,5 процента, в 2021 году и последующие годы - 2,0 процента.

Статьей 1.1. Закона № 170-З предусмотрены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Так, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 квадратных метров и помещения в них площадью свыше 1000 квадратных метров (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);

2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями);

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, объектом налогообложения может являться как само здание (административно-деловой центр, торговый центр (комплекс) и помещения (нежилые) в нем в общей совокупности, так и отдельные нежилые помещения.

При этом кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества для целей налогообложения определяется в порядке, установленном п. 6 ст. 378.2 НК РФ, согласно которому в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

В силу п. 4.1. ст.378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 29.12.2017 № 799 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее - Перечень) определен перечень объектов, в отношении которых на 2018 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В настоящий Перечень включено здание с кадастровым номером 68:25:0000044:87, расположенное по адресу: <...> (позиция 56 Перечня), как отвечающее признакам объекта, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Вновь образованные помещения с кадастровыми номерами: 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294 не указаны в Перечне и не могли быть в нем указаны, поскольку образованы и поставлены на государственный кадастровый учет позднее (12.04.2018).

Таким образом, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

Указанное подтверждается позицией, изложенной в Письме Минфина России от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, в Письме ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 «О применении положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Кроме того, как указано в пп. 7 п. 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ), в реестр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здания, сооружения с государственного кадастрового учета не снимаются (п. 5 ст. 41 Федерального закона №218-ФЗ).

В результате раздела ООО «Альфа-М» стало собственником нежилых помещений: 68:25:0000044:291, 68:25:0000044:292, 68:25:0000044:293, 68:25:0000044:294, расположенных в отдельно стоящем здании с кадастровым номером 68:25:0000044:87 по адресу: <...>.

Спорное имущество используется заявителем как единый торговый объект и разделение на помещения произведено формально.

Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не перестает существовать как самостоятельный объект кадастрового учета.

Включение предыдущего объекта недвижимости в Перечень не свидетельствует о физическом отсутствии самого объекта недвижимости и не может служить основанием для освобождения образованного из данного объекта нового объекта недвижимости от уплаты законно установленного налога на имущество.

Также суд отмечает, что в силу п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Из указанного следует, что поскольку предыдущий объект недвижимости с кадастровым номером 68:25:0000044:87 по состоянию на 01.01.2018 включен в Перечень, постольку вновь образованные объекты недвижимости подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости в силу п. 10 ст.378.2 НК РФ.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 по делу №64-6394/2019.

Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине следует отнести на истца.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявителю в удовлетворении заявления отказать.

2. Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу 394006, <...> через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья А.В. Захаров