ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1458/2022 от 31.05.2022 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

«31» мая 2022 года                                                                 Дело №А64-1458/2022

Резолютивная часть решения объявлена «31» мая 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено «31» мая 2022 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Чекмарёва А.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Чуксиной А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело №А64-1458/2022 по заявлению

Администрации города Мичуринска Тамбовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), г.Мичуринск

к МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Тамбов

о признании недействительной записи о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 06.02.2022 №51/01.01-28

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 16.02.2022 №2.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Мичуринска Тамбовской области обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области о  признании недействительной записи МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области от 24.12.2021 за государственным регистрирующим номером 2216800192574 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО «Авангард».

Определением суда от 01.04.2022 заявление принято к производству Арбитражного суда Тамбовской области, возбуждено производство по делу №А64-1458/2022.

В предварительном судебном заседании 31.05.2022 представитель заявителя заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции. При отсутствии возражений сторон суд, на основании ст.153 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по существу.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 28.04.2020 муниципальное образование городской округ - город Мичуринск в лице администрации города Мичуринска обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения к ООО «Авангард» в сумме 3 886 218 рублей за использование нежилых помещений расположенных по адресу: <...>. В процессе рассмотрения дела истцом были увеличены исковые требования, размер суммы составил 15 442 798 руб.

В свою очередь, ООО «Авангард» обратилось со встречным исковым заявлением к администрации города Мичуринска о взыскании затрат на содержание и сохранение нежилых помещений в размере 22 272 479,49 руб.

Кроме того, в Арбитражный суд Тамбовской области 16.02.2021 обратилось МБУК «Дом культуры «Авангард» о взыскании с ООО «Авангард» неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими средствами в размере 4 109 856,97 руб. В процессе рассмотрения исковые требования были уточнены и сумма иска составила 3 058 076,39 руб.

12.01.2022 определением Арбитражного суда Тамбовской области производство по делу №А64-41/2021 по иску МБУК «Дом культуры «Авангард» к ООО «Авангард» о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими средствами в размере 4 109 856,97 руб. прекращено на основании п.5 ч.1 ст.150 АПК РФ, так как согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Авангард» ликвидировано, исключено из ЕГРЮЛ путем внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица 24.12.2021.

По аналогичным основаниям определением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.02.2022 прекращено производство по делу №А64-2762/2021 по иску муниципального образования городской округ - город Мичуринск в лице администрации города Мичуринска о взыскании неосновательного обогащения к ООО «Авангард» в сумме 3 886 218 рублей за использование нежилых помещений расположенных по адресу: <...>.

Как указывает заявитель, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 11.02.2022 №ЮЮЭ9965-22-44197232 содержащей сведения о юридическом лице ООО «Авангард» единственным участником ООО «Авангард» 25.02.2021 года принято решение о ликвидации юридического лица, о чем в ЕГРЮЛ 04.03.2021 регистрирующим органом — Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Тамбовской области внесена запись за государственным регистрационным номером 2216800192585 о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

07.07.2021 ликвидатором ООО «Авангард» предоставлен промежуточный ликвидационный баланс, а 29.11.2021- ликвидационный баланс.

24.12.2021 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Тамбовской области внесена запись о ликвидации ООО «Авангард» с государственным номером 2216800192574.

Заявитель, ссылаясь на положения Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ) приводит доводы о том, что ликвидатору, как на дату утверждения промежуточного баланса, так и на дату составления ликвидационного баланса было известно о том, что Арбитражным Тамбовским областным судом рассматриваются дела с исковыми требованиями о взыскании денежных средств, причем в одном из которых ООО «Авангард» являлся истцом по встречному иску, где также предъявлял требования о взыскании денежных средств в размере 22 272 479,49 руб., в связи с чем, представленные ликвидатором в регистрирующий орган промежуточный и ликвидационный баланс нельзя признать балансами, которые содержали достоверные сведения в отношении действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.

Как указывает заявитель, промежуточные ликвидационный баланс составлен и предоставлен в налоговый орган ранее срока вынесения решения и вступления в законную силу решений по делам, находящихся в производстве Арбитражного суда Тамбовской области.

Таким образом, по мнению заявителя, у налогового органа была возможность самостоятельно отследить наличие судебного спора о имеющейся задолженности ООО «Авангард», а также    предъявляемых требованиях ООО «Авангард» к администрации города Мичуринска о взыскании денежных средств в размере 22 272 479,49 руб.

В связи с чем, внесение записи о ликвидации юридического лица ООО «Авангард» нарушило право на судебную защиту как муниципального образования городской округ - город Мичуринск в лице администрации города Мичуринска, так и МБУК «Дом культуры «Авангард», поскольку повлекло прекращение производств по делу №А64-2762/2021 и по делу № А64-41/2020.

Налоговый орган, возражая против заявленных требований указывает, что действия Инспекции осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, заинтересованное лицо приводит доводы о том, что Федеральный закон №129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанности самостоятельно отслеживать наличие в производстве судов или арбитражных судов дел по искам, содержащих требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

При этом, по мнению налогового органа положения Федерального закона №19-ФЗ предоставляют кредитору возможность защиты своих прав в процессе ликвидации юридического лица, которыми Администрация г.Мичуринска не воспользовалась, необоснованно возлагая при этом ответственность на регистрирующий орган.

Оценив представленные в дело материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта   закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются положениями Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с этим Законом.

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Федерального закона №129-ФЗ).

Приказом Минфина России от 13.01.2020 №ММВ-7-14/12@ утвержден административный регламент предоставления федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств определено, что определено, что таким органом являются налоговые органы.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона №129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ст.11 Федерального закона №129-ФЗ).

Согласно положениям ст.57 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Вопросы ликвидации юридического лица регулируются положениями ст.61-64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Нормами ст.62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Согласно ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Порядок представления документов при государственной регистрации определен ст.9 Федерального закона №129-ФЗ.

Вопросы государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества регламентируются положениями Главы VII Федерального закона №129-ФЗ.

Статьей 20 Федерального закона №129-ФЗ установлена процедура уведомления регистрирующего органа.

Сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

а) установленного для предъявления требований кредиторами;

б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;

в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки;

г) завершения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, таможенной проверки, составления акта таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае, если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании).

В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Таким образом, исходя из анализа указанных положений нормативных правовых суд приходит к выводу об отсутствии у МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области, как у регистрирующего органа установленной законом обязанности осуществлять мониторинг наличия в производстве судов или арбитражных судов дел по искам, содержащих требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, в связи с чем, доводы заявителя в указанной части суд признает несостоятельными и подлежащими отклонению.

Приказом Федеральной налоговой службы России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@ утверждена форма №Р15016 «Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица», представленного в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (назначением ликвидатора).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.02.2021 в адрес МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области от ФИО3 поступило заявление о ликвидации юридического лица ООО «АВАНГАРД» по форме №Р15016, с приложенным протоколом внеочередного общего собрания участников ООО «АВАНГАРД» от 25.02.2021, что подтверждается распиской в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица (номер заявки UA21022613100957.

По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом принято решение от 04.03.2021 №1630А о государственной регистрации принятия юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии юридического лица,  назначении ликвидатора ООО «АВАНГАРД».

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2216800033855.

Положения абз.1 п.1 ст.63 ГК РФ, абз.2 п.2 ст.20 Федерального закона №129-ФЗ предусматривают обязанность публикования сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Приказом ФНС России от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».

Как установлено судом в журнале «Вестник государственной регистрации» (часть 1 №11(830) от 24.03.2021/967) размещено сообщение о ликвидации юридического лица следующего содержания: «Общество с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД» (ОГРН <***> , ИНН <***> , КПП 682701001, место нахождения: 393761, ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, МИЧУРИНСК ГОРОД, СТАНЦИОННАЯ УЛИЦА, ДОМ 18, тел.: <***>, e-mail: andrey-68_74@mail.ru) уведомляет о том, что внеочередным общим собранием участников ООО «АВАНГАРД» (Протокол № 1 от 25.02.2021 года) принято решение о ликвидации ООО «АВАНГАРД». Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 393761, <...>, тел.: <***>, e-mail: andrey-68_74@mail.ru.».

Реализуя возложенную ст.63 ГК РФ, п.3 ст.20 Федерального закона №129-ФЗ на ликвидационную комиссию обязанность по уведомлению регистрирующего органа о составлении после окончания двухмесячного срока предъявления требований кредиторами промежуточного ликвидационного баланса, ликвидатором ООО «АВАНГРАД» ФИО3 в адрес МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области 30.06.2021 представлено заявление по форме №15016 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

По итогам рассмотрения заявления регистрирующим органом 07.07.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2216800095587 в отношении ООО «АВАНГАРД» о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

Как указывал суд ранее, в соответствии с ч.6 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица определен п.1 ст.21 Федерального закона №129-ФЗ, который сформулирован исчерпывающим образом и включает:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.12.2021 в регистрирующий орган ликвидатором ООО «АВАНГАРД» ФИО3 представлено заявление по форме №15016, которым ФИО3, в том числе, подтверждено соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, факта завершения расчетов с его кредиторами, произведения всех выплат, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

К заявлению были приложены следующие документы:

ликвидационный     баланс,     содержащий информацию     об     отсутствии задолженности перед кредиторами;

протокол №4 общего собрания участников ООО «АВАНГАРД» от 29.11.2021 (включающее рассмотрение вопроса об утверждении ликвидационного баланса по состоянию на 29.11.2021);

справки от 29.11.2021 № 8 подтверждающей представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений;

определения Арбитражного суда Тамбовской области от 10.11.2021 по делу №А64-6995/2021 (указанным определением прекращено производство по делу №А64-6995/2021 по заявлению ООО «АВАНГАРД» о признании его банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника).

По итогам рассмотрения представленного пакета документов регистрирующим органом, при отсутствии установленных Федеральным законом №129-ФЗ оснований для отказа, принято решение от 24.12.2021 №11021А о государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «АВАНГАРД».

В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2216800192574.

Как указывает налоговый орган, сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении конкретного юридического лица, размещены в открытом доступе на сайте www.nalog.gov.ru. С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации ООО «АВНГАРД» (04.03.2021) и публикации сообщения об этом в журнале «Вестник государственной регистрации (24.03.2021) Администрацией г.Мичуринска ликвидатору ООО «АВНГАРД» не было заявлено требование, предусмотренное п.1 ст.63 ГК РФ.

Также, до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «АВАНГАРД» (24.12.2021) Администрацией г.Мичуринска не были направлены письменное возражения относительно предстоящей государственной регистрации ликвидации юридического лица (п.6 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ).

Кроме того, Администрацией г.Мичуринска в рамках судебных процессов в Арбитражном суде Тамбовской области не заявлялось также о применении обеспечительных мер в целях запрета ликвидации ООО «АВАНГАРД», что в силу п.п.«м» п.1 ст.23 Федерального закона №129-ФЗ являлось основанием для отказа в государственной регистрации при ликвидации ООО «АВАНГАРД».

Таким образом, по мнению МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области решение о государственной регистрации при ликвидации ООО «АВАНГАРД» от 24.12.2021 №11021А и записи в ЕГРЮЛ за ГРН 2216800192574 принято в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации.

Суд не может согласиться с данным доводом заинтересованного лица в связи с нижеследующим.

Как установлено судом и подтверждается сведениями, размещенными в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), определением Арбитражного суда Тамбовской области по делу №А64-2762/2020 к производству суда принято исковое заявление Муниципального образования городского округа - город Мичуринск в лице администрации города Мичуринска Тамбовской области к ООО «АВАНГАРД» о взыскании 3 886 218 руб., третье лицо ФИО4.

В свою очередь, ООО «АВАНГАРД» в рамках данного дела обратилось со встречным исковым заявлением к администрации города Мичуринска о взыскании затрат на содержание и сохранение нежилых помещений в размере 22 272 479,49 руб.

14.01.2021 в материалы дела поступило ходатайство ликвидатора ООО «АВАНГРАД» ФИО3 о прекращении производства по делу №А64-2762/2020 в связи с внесением 24.12.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2216800192574 о ликвидации ООО «АВАНГРАД».

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.02.2022 по делу №А64-2762/2020 производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным п.5 ч.1 ст.150 АПК РФ.

При этом, как следует из определения суда, истец возражал против прекращения производства по делу, считал незаконным внесение записи о ликвидации ответчика при наличии судебного спора. Судом предлагалось истцу сообщить о намерениях истца обжаловать действия ответчика, о намерениях признать незаконным внесение записи о ликвидации ООО «Авангард», вместе с тем, истец не представил доказательств обращения за защитой нарушенного права ввиду внесения записи о ликвидации юридического лица, пояснил, что не предполагает оспаривать запись о ликвидации.

Кроме того, как установлено судом и подтверждается сведениями, размещенными в информационной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru), определением Арбитражного суда Тамбовской области по делу №А64-41/2021 к производству суда принято исковое заявление Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дом культуры «Авангард» к ООО «АВАНГАРД» о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими средствами в сумме 3 058 076,39 руб., третье лицо ФИО4.

11.01.2021 в материалы дела поступило ходатайство ликвидатора ООО «АВАНГРАД» ФИО3 о прекращении производства по делу №А64-41/2021 в связи с внесением 24.12.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц записи за государственным регистрационным номером 2216800192574 о ликвидации ООО «АВАНГРАД».

Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 12.01.2022 по делу №А64-41/2021 производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным п.5 ч.1 ст.150 АПК РФ.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.10.2011 №7075/11 изложена правовая позиция о недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 №14449/12, согласно положениям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.

Суд не отрицая доводы регистрирующего органа о том, что нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами, учитывает следующее.

Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п.1 ст.21 Федерального закона №129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.

Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.10.2015 №305-КГ15-7112 государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт «а» статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ). Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, и его расчеты с кредиторами следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных данным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Обращение Администрации города Мичуринска Тамбовской области с рассматриваемым заявлением связано с наличием у ООО «АВАНГАРНД» задолженности в размере 3 886 218 руб. за использование нежилых помещений, расположенных по адресу: <...>, кадастровые номера 68:26:00001182:603; 68:26:00001182:604; 68:26:00001182:605; 68:26:00001182:606 и находившегося в них движимого имущества, а также встречных требований ООО «АВАНГАРД» к Муниципальному образованию городской округ - город Мичуринск в лице Администрации г.Мичуринска Тамбовской области о взыскании затрат на содержание и сохранение нежилых помещений в размере 22 272 471,49 руб., о чем ликвидируемому лицу было известно.

Кроме того, оценивая доводы заинтересованного лица о том, что до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «АВАНГАРД» (24.12.2021) Администрацией г.Мичуринска не были направлены письменное возражения относительно предстоящей государственной регистрации ликвидации юридического лица, а также что Администрацией г.Мичуринска в рамках судебных процессов в Арбитражном суде Тамбовской области не заявлялось также о применении обеспечительных мер в целях запрета ликвидации ООО «АВАНГАРД» суд указывает следующее.

Согласно п.6 ст.9 Федерального закона 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма служит механизмом защиты прав заинтересованных лиц, в том числе кредиторов, предоставляя им возможность направления возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, являясь при этом основанием для приостановления государственной регистрации налоговым органом.

В тоже время тот факт, что Администрация г.Мичуринска, как заинтересованное лицо, не воспользовалось данным правом не свидетельствует о том, что это лицо утрачивает возможность судебной защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

Вопреки доводу налогового органа об отсутствии нарушенного права заявителя, суд полагает, что последствия при ликвидации выражаются в виде утраты возможности получения от ликвидированного юридического лица причитающейся задолженности.

Также, принимая решение суд учитывает следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.

Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 02.02.96 №4-П, от 03.02.98 №5-П, от 28.05.99 №9-П, от 11.05.05 №5-П, от 20.02.06 №1-П, от 05.02.07 №2-П, от 19.07.11 №17-П, от 22.04.13 №8-П и от 27.06.13 №15-П).

С учетом изложенного, формальное соблюдение регистрирующим органом процедуры исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отказа в удовлетворении заявления.

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 ГК РФ).

В Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2021 №305-ЭС-20-16189 содержится вывод о том, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке нарушает права кредитора, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредиторов, установленные ст.53.1, п.5.2 ст.64 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона №129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Таким образом, указанный срок заявителем не пропущен.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о нарушении записью об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности ООО «АВАНГАРД» прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При имеющихся обстоятельствах дела регистрационная запись в Едином государственном реестре юридических лиц за ГРН 2216800192574 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО «АВАНГАРД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на основании решения МРИ ФНС России №4 по Тамбовской области о государственной регистрации при ликвидации ООО «АВАНГАРД» от 24.12.2021 №11021А подлежит признанию недействительной.

Частью 4 ст.201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №4 по Тамбовской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за ГРН 2216800192574 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО «АВАНГАРД» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку в соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Заявленные требования Администрации города Мичуринска Тамбовской области (ОГРН <***> ИНН <***>, г.Мичуринск) удовлетворить.

Признать недействительной регистрационную запись в Едином государственном реестре юридических лиц за ГРН 2216800192574 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО «АВАНГАРД» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №4 по Тамбовской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись за ГРН 2216800192574 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО «АВАНГАРД» (ОГРН <***>, ИНН <***>).

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.

В соответствии со ст.177 АПК РФ копии судебных актов на бумажном носителе направляются по ходатайству лиц, участвующих в деле заказным письмом с уведомлением о вручении или могут быть вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья                                                              А.ФИО5