ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1660/2018 от 03.07.2018 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

05 июля 2018 года Дело № А64-1660/2018

Резолютивная часть решения объявлена 03.07.2018г.

В полном объеме решение изготовлено 05.07.2018г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи В.Л. Павлова

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Л.В. Уколовой

рассмотрел в судебном заседании

дело №А64-1660/2018 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль-Т» (ОГРН 1106829004237, ИНН 6829067008), г.Тамбов

к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), г.Тамбов

ИФНС России по г.Тамбову, г.Тамбов

о признании недействительным решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г.; обязании устранить допущенные нарушения.

при участии в судебном заседании

от заявителя: Субботиной Н.А., доверенность от 02.04.2018г.;

от УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Курьяновой Е.Н., доверенность от 21.11.2017г. №49.

от ИФНС России по г.Тамбову: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т" обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, ИФНС России по г.Тамбову о признании недействительным решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г.; обязании устранить допущенные нарушения.

В процессе рассмотрения дела ООО «Магистраль-Т» уточнило заявленные требования и просило:

- признать недействительным решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г.;

- обязать ИФНС России по г.Тамбову возвратить денежные средства, взыскании с ООО «Магистраль-Т» в рамках исполнения решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018 в полном объеме в течении 10 дней с момента вынесения решения (л.д.158-161 т. 2).

Судом уточнения приняты.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Представитель УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в судебном заседании требования заявителя не признал.

ИФНС России по г. Тамбову, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания по настоящему делу, своего представителя в судебное заседание не направил. В суд от инспекции поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствии их представителя.

Согласно ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя ИФНС России по г. Тамбову по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Общество с ограниченной ответственностью «Магистраль-Т» 05.07.210 зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН 1106829004237, ИНН 6829067008.

УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении ООО «Магистраль-Т» проведена выездная проверка (акт от 08.12.2017 №359).

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области принято решение №7 от 16.01.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.

Данным решением ООО «Магистраль-Т» начислено:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в размере 176 500,90руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;

- штраф по п. 1 ст. 47 ФЗ-212 в размере 26 834,98руб.;

- пени по состоянию на 31.12.2016 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в сумме 22 654,05руб.

ООО "Магистраль-Т" не согласилось с решением №7 от 16.01.2018 и обжаловало его в Арбитражный суд Тамбовской области.

Как следует из решения №7 от 16.01.2018 существо, выявленного нарушения, состояло в следующем.

- общество не включило в базу, подлежащую обложению страховыми взносами при исчислении дополнительного тарифа заработную плату сварщиков термитной сварки.

Управление Пенсионного фонда указывает, что профессия сварщик термитной сварки (позиция 2151200а-18350), предусмотрена в разделе XIV. «Металлообработка» Списка №2.

В ООО "Магистралъ-Т" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 годы действовала аттестация рабочих мест.

Согласно карты аттестации рабочего места должности сварщика термитной сварки присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса —2 (допустимый) и предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Управление Пенсионного фонда считает, если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.

Если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпунктах 1-18 пункта 1статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Следовательно, по мнению Управление Пенсионного фонда, страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников в 2014, 2015, 2016 годах, необходимо начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч.2 ст.58.3 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ по ставкам: в 2014 году — 4%, в 2015 году — 6%, в 2016 году — 6%.

Плательщиком страховых взносов не была включена в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработная плата работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон №173-Ф3, (с 1 января 2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ) за 2014г. в размере 1058149,85 руб., за 2015г. в размере 767750,20 руб., за 2016г. в размере 1468498,77 руб. Неуплаченная сумма страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014, 2015, 2016 годы составила 176500,90 руб.

На неуплаченные (неполностью уплаченные) суммы страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч.3 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ начислил пени в сумме 22 654,05руб.

В соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ Общество привлечено к ответственности за расчетный период 2015-2016гг. в сумме 26834,98руб. (134 174,92*20%). За 2014г. Общество не привлечено к ответственности в связи с истечением срока давности.

ООО "Магистралъ-Т" оспаривает решение по следующим основаниям:

- по результатам аттестации рабочего места «Сварщик термитной сварки» класс условий труда для данного рабочего места установлен 2-ой (допустимый), обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам (ч.2, ст.58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ) фактически отсутствовала у ООО «Магистраль-Т», в связи с чем, доводы УПФР о необходимости уплаты взносов по дополнительным тарифам нельзя признать обоснованными;

- согласно п.58.3 ФЗ от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, к классу условий труда – Допустимый, подклассу условий труда – 2, дополнительный тариф страхового взноса - 0,0 процента.

- согласно п.4, ст.27 ФЗ №426-ФЗ в случае, если до вступления в силу настоящего закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условий труда, специальная оценка условий труда на рабочем месте, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводится в течении пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельства указанных в ч.1, ст.17 настоящего ФЗ. При этом, для целей, определенных ст.7 настоящего ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии действовавшим, до дня вступления с силу ФЗ №426-ФЗ, порядком.

В обоснование уточнения требований ООО "Магистралъ-Т" представило копию требований от ИФНС по г. Тамбову №6491 от 16.02.2018, №14048 от 19.04.2018, справки №407658 от 19.04.2018 о состоянии расчетов, инкассовые поручения №30933, №19632, №19633.

Управление Пенсионного фонда считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

ИФНС России по г.Тамбову в ходатайстве от 3005.2018 №05-13/016830 указала, что оставляет разрешение исковых требований заявителя на усмотрение суда, считает инспекцию ненадлежащим ответчиком по делу.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствие с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде действовали положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Федеральный закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно пп.2.1 п.58.3 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, к классу условий труда – Допустимый, подклассу условий труда – 2, дополнительный тариф страхового взноса - 0,0 процента.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления Пенсионного фонда о неправомерной неуплате обществом страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 176500,90 руб. с выплат, произведенных в 2014-2016 гг. сварщику термитной сварки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ООО "Магистралъ-Т" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 годы действовала аттестация рабочих мест. Согласно карты аттестации рабочего места должности сварщика термитной сварки присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса —2 (допустимый) и предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.

С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Закон N 173-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий.

В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи Закона и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.

При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме закона, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).

Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.

Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статей 18, 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период), Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность уплачивать в 2014-2016гг. дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных сварщику термитной сварки.

Следовательно, незаконно начисление страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014, 2015, 2016 годы - 176500,90 руб., пени в сумме 22 654,05руб. и штрафа в сумме 26834,98руб. по решению УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г.

Судом установлено, что передача функций администрирования страховых взносов налоговым органам нормативно оформлена в Федеральных законах от 03.07.2016 №243-ФЗ, 250-ФЗ и 346-ФЗ.

Исходя из положений Закона N 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы.

В связи с чем, суд отклоняет доводы налогового органа о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом также установлено и не отрицается налоговым органом, что им во исполнение решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г. выставлены требования от ИФНС по г. Тамбову №6491 от 16.02.2018, №14048 от 19.04.2018 и инкассовые поручения №30933 (на сумму 22586,45руб.) от 21.05.2018, №19633 (на сумму 22654,05руб.) от 19.03.2018, №19632 (на сумму 176500,90руб.) от 19.03.2018.

Таким образом, налоговым органом в принудительном порядке взысканы суммы решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018.

На основании изложенного, в рамках ст. 201 АПК РФ суд считает возможным обязать восстановить нарушенные права общества с ограниченной ответственностью «Магистраль-Т».

В связи с отсутствием в материалах дела оригиналов платежных поручений (№75 от 02.03.2018, №91 от 12.03.2018) на уплату госпошлины вопрос о распределении судебных расходов и о возврате излишне уплаченной госпошлины судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области №7 от 16.01.2018г.

Восстановить нарушенные права заявителя.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья В.Л.Павлов.