ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1898/13 от 30.05.2013 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«06» июня 2013 года Дело №А64-1898/2013

Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2013г.

Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2013г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Агротехнологии», Тамбовская область Жердевский р-н г. Жердевка
 к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области, г. Тамбов
 третье лицо: Финансовое Управление Тамбовской области, г. Тамбов
 о признании незаконными действий
 при участии в судебном заседании
 от заявителя: ФИО1, доверенность от 28.03.2013г.; ФИО2 - доверенность от 21.05.2013г.
 от ответчика: ФИО3 – доверенность от 31.10.2012г., удостоверение;
 от третьего лица: ФИО4, доверенность от 24.04.2013г. № 10.

Общество с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением:

о признании незаконными действий Управления сельского хозяйства Тамбовской области, выразившихся в отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на общую сумму 450000000 руб., полученным на основании Кредитного соглашения № 000001002714 от 21.03.2012г. с ЗАО «Кредит Европа Банк»; по кредитам (займам) на общую сумму 350065579 руб., полученным на основании Кредитного соглашения № 00VN7L от 31.07.2012г. с ОАО «Альфа Банк»;

обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» субсидий в сумме 18912267 руб., в том числе по кредитному договору (договору займа) № 000001002714 от 21.03.2012г. в сумме 11934774 руб.; по кредитному договору (договору займа) № 00VN7L от 31.07.2012г. в сумме 6977493 руб. (с учетом уточнений от 22.04.2013г., протокол предварительного судебного заседания от 23.04.2013г.).

Представители заявителя в судебном заседании в порядке ст. 49 АПК РФ заявили об уточнении заявленных требований, просят признать незаконными действия Управления сельского хозяйства Тамбовской области, выразившиеся в совершении действий по отказу Обществу с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 11934774 руб. по кредитам (займам) на общую сумму 450000000 руб., полученным на основании Кредитного соглашения № 000001002714 от 21.03.2012г. с ЗАО «Кредит Европа Банк»; на возмещение части затрат на уплату процентов в сумме 6977493 руб. по кредитам (займам) на общую сумму 350065579 руб., полученным на основании Кредитного соглашения № 00VN7L от 31.07.2012г. с ОАО «Альфа Банк»; обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» субсидий в сумме 18912267 руб., в том числе по кредитному соглашению № 000001002714 от 21.03.2012г. в сумме 11934774 руб.; по кредитному соглашению № 00VN7L от 31.07.2012г. в сумме 6977493 руб. (заявление от 30.05.2013г.); поддержали заявленные требования с учетом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении. Уточнения приняты судом. Представители заявителя считают, что все документы в Управление представляли.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзывах на заявление, сослался на то, что по состоянию на 29.12.2012г. лимитов денежных средств не было, средства были освоены.

Представитель третьего лица считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, отказ Управления сельского хозяйства считает законным, представил отзыв на заявление от 24.05.2013г. № 06-28/938.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» (сокращенное наименование ООО «Агротехнологии» ОГРН <***> ИНН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 18.03.2003г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

21.03.2012г. между Обществом с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» (Заемщик) и Закрытым акционерным обществом «Кредит Европа Банк» (Банк) заключено кредитное соглашение № 000001002714, согласно которому банк открывает заемщику кредитную линию на условиях кредитного соглашения и общих условий кредитования, подписанных сторонами 28.12.2010г. с дополнительным соглашением № 1 от 28.12.2010г., лимит задолженности – 450 000 000 руб., максимальный срок кредитного транша – 365 дней, дата окончания погашения – 20.09.2013г., цель кредита – пополнение оборотных средств на приобретение семян, средств защиты растений, минеральных удобрений. ГСМ и запасных частей для осуществления ремонта сельскохозяйственной техники, процентная ставка по предоставленному кредитному траншу указывается в заявлении на выдачу кредитного транша, в редакции дополнительного соглашения № 2 к заявлениям от 01.11.2012г. в рамках кредитного соглашения – 8,25% годовых.

В рамках указанного кредитного соглашения ЗАО «Кредит Европа Банк» на основании заявлений общества банком предоставлялись кредитные траншы в сумме:

20820000 руб. (кредитный транш № 1, заявление от 21.03.2012г. № 00017838 на выдачу кредитного транша на срок до 21.03.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

20000000 руб. (кредитный транш № 2, заявление от 28.2012г. № 00017863 на выдачу кредитного транша на срок до 28.03.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

54500000 руб. (кредитный транш № 3, заявление от 28.04.2012г. № 00018081 на выдачу кредитного транша на срок до 26.04.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

43360000 руб. (кредитный транш № 4, заявление от 05.05.2012г. № 00018120 на выдачу кредитного транша на срок до 03.05.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

31635825 руб. (кредитный транш № 5, заявление от 12.05.2012г. № 00018143 на выдачу кредитного транша на срок до 10.05.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

45885000 руб. (кредитный транш № 6, заявление от 17.05.2012г. № 00018182 на выдачу кредитного транша на срок до 17.05.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

44162875 руб. (кредитный транш № 7, заявление от 24.05.2012г. № 00018209 на выдачу кредитного транша на срок до 24.05.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

36736714 руб. (кредитный транш № 8, заявление от 30.05.2012г. № 00018244 на выдачу кредитного транша на срок до 30.05.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

38362071 руб. (кредитный транш № 9, заявление от 18.06.2012г. № 00018383 на выдачу кредитного транша на срок до 18.06.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

20860755 руб. (кредитный транш № 10, заявление от 27.06.2012г. № 00018438 на выдачу кредитного транша на срок до 27.06.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

22315784 руб. (кредитный транш № 11, заявление от 05.07.2012г. № 00018549 на выдачу кредитного транша на срок до 05.07.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

68739667 руб. (кредитный транш № 12, заявление от 18.07.2012г. № 00018549 на выдачу кредитного транша на срок до 18.07.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых);

2621309 руб. (кредитный транш № 13, заявление от 31.07.2012г. № 00018749 на выдачу кредитного транша на срок до 31.07.2013г. включительно с уплатой 8 % годовых).

31.07.2012г. между Обществом с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» (Заемщик) и Открытым акционерным обществом «Альфа-Банк» (Кредитор) заключено кредитное соглашение № 00VN7L об открытии невозобновляемой кредитной линии в российских рублях с лимитом 500 000 000 руб. для финансирования производственной программы, в том числе приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники и прочих текущих расходов под 8 % (с 23.11.2012г. – 8,25%) годовых со сроком по 11.02.2014г.

В рамках указанного соглашения на основании заявлений общества банком ОАО «Альфа-Банк» предоставлялись кредиты в сумме:

49348440 руб. (заявление от 31.07.2012г. № 00VN7T001 о предоставлении кредита с 31.07.2012г. по 30.07.2013г.);

72446465 руб. (заявление от 01.08.2012г. № 00VN7T002 о предоставлении кредита с 01.08.2012г. по 31.07.2013г.);

22090192 руб. (заявление от 07.08.2012г. № 00VN7T003 о предоставлении кредита с 07.08.2012г. по 06.08.2013г.);

20144925 руб. (заявление от 13.08.2012г. № 00VN7T004 о предоставлении кредита с 13.08.2012г. по 12.08.2013г.);

20000000 руб. (заявление от 21.08.2012г. № 00VN7T005 о предоставлении кредита с 21.08.2012г. по 20.08.2013г.);

31647557 руб. (заявление от 06.09.2012г. № 00VN7T006 о предоставлении кредита с 06.09.2012г. по 05.09.2013г.);

97388000 руб. ((заявление от 05.12.2012г. № 00VN7T007 о предоставлении кредита с 06.09.2012г. по 05.09.2013г.);)

37000000 руб. (заявление от 18.12.2012г. № 00VN7T008 о предоставлении кредита с 05.12.2012г. по 04.12.2013г.);

29.12.2012г. ООО «Агротехнологии» обратилось в Управление сельского хозяйства по Тамбовской области (исх. от 28.12.2012г. № 864/1) с письмом о принятии документов на субсидирование по следующим договорам:

- ОАО «Альфа Банк» кр. согл. № 00VN7L от 31.07.2012г.:

заявление №00VМТ7Т001 от 31.07.2012г.;

заявление №00VМТ7Т002 от 01.08.2012г.;

заявление №00VМТ7Т003 от 07.08.2012г.;

заявление №00VМТ7Т004 от 13.08.2012г.;

заявление №00VМТ7Т005 от 21.08.2012г.;

заявление №00VМТ7Т006 от 06.09.2012г.;

заявление №00VМТ7Т007 от 05.12.2012г.;

заявление №00VМТ7Т008 от 18.12.2012г.;

заявление №00VМТ7Т009 от 26.12.2012г.;

- расчеты по кр. согл. 00QC1К от 16.12.2011г., № 00Р13К от 16.09.2011г.

- ЗАО «Кредит Европа Банк» кр. согл. № 000001002714 от 21.03.2012г.:

заявление № 00017838 от 21.03.2012г.;

заявление № 00017863 от 28.03.2012г.;

заявление № 00018081 от 28.04.2012г.;

заявление № 00018120 от 05.05.2012г.;

заявление № 00018143 от 12.05.2012г.;

заявление № 00018182 от 17.05.2012г.;

заявление № 00018209 от 14.05.2012г.;

заявление № 00018244 от 30.05.2012г.;

заявление № 00018383 от 18.06.2012г.;

заявление № 00018438 от 27.06.2012г.;

заявление № 00018549 от 05.07.2012г.;

заявление № 00018664 от 18.07.2012г.;

заявление № 00018749 от 31.07.2012г.;

КБ «ЛОКО-Банк» кр. согл. № 2012-Ф2Р/060 от 24.04.2012г.;

расчеты ОАО «Сбербанк России» кр. согл.:

640207024 от 27.08.2007г.;

640207026 от 27.08.2007г.;

640208003 от 29.02.2008г.;

640207020 от 29.06.2007г.;

640207019 от 29.06.2007г.;

640111295 от 26.10.2011г.;

0207109 от 26.10.2007г.;

0207077 от 15.06.2007г.;

640206030 от 13.12.2006г.;

640206031 от 13.12.2006г.;

640207015 от 05.06.2007г.;

640207025 от 27.08.2007г.;

640209012 от 20.03.2009г.;

640209014 от 20.03.2009г.;

640209015 от 20.03.2009г.

Письмом от 29.12.2012г. № 01-14/470 Управление сельского хозяйства Тамбовской области отказало обществу в предоставлении субсидии по указанным соглашениям, указав, что предусмотренные средства направлены получателям субсидий в полном объеме.

Посчитав данный отказ в оспариваемой части незаконным, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что действия ответчика не соответствуют требованиям пункта 11 Правил предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах и препятствуют заявителю в осуществлении эффективной предпринимательской деятельности.

Ответчик считает отказ в предоставлении субсидий законным и обоснованным, в обоснование возражений ссылается на то, что 29.12.2012г. обществу был направлен отказ об отсутствии лимитов на указанную дату; заявителем представлены кредитные соглашения сроком на 1 год и 6 месяцев, в соответствии с кредитным соглашением от 21.03.2012г. № 000001002714 предоставляются кредитные транши, в рамках кредитного соглашения от 31.07.2012г. № 00VN7L открыта невозобновляемая кредитная линия в российских рублях. Транш – это доля кредита, предоставляемая на разных условиях через определенный промежуток времени в течение срока действия кредитного соглашения; подлежит субсидированию весь кредит, а не его часть.

Управление также сослалось на то, что указанные заявителем суммы проверить специалистами управления невозможно, так как им представлен неполный пакет документов; нарушается принцип целевого характера бюджетных средств.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Финансовое управление Тамбовской области требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению, в отзыве на заявление сослалось на то, что предоставление субсидий в 2013г. невозможно, так как истекли сроки действия Программы - 2009-2012 годы, лимиты бюджетных ассигнований, доведенные Управлению сельского хозяйства области на ее реализацию, освоены в полном объеме; с 01.01.2013г. вступила в действие Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, сроками реализации которой являются 2013-2020 годы.

Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя. Отсутствие одного из этих условий влечет за собой отказ в иске.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики могут применяться определенные меры, в том числе предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009г. №90 были утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

В соответствии с п. 4 указанных Правил субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются при выполнении определенных условий. Одним из таких условий является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления субсидий, а также перечни документов, необходимых для получения субсидий.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 23.03.2009г. №303 утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009-2012годы.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.01.2012г. №77 (Приложение № 1 к постановлению) были утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (далее – Правила), утратившие силу с 01.01.2013г. на основании постановления администрации Тамбовской области от 21.01.2013 г. № 37.

Пункт 3.1 Правил в редакции, действовавшей до 01.01.2013г. предусматривал, что субсидии предоставляются в целях оказания государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на срок до 1 года:

сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01 января 2009 г., - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;

организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации по кредитным договорам (договорам займа), заключенным после 01 января 2009 г., - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, на закупку сахарной свеклы у производителей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, зарегистрированных на территории Тамбовской области).

Заявитель в 2012г. являлся сельскохозяйственной организацией.

Согласно кредитному соглашению от 21.03.2012г. № 000001002714, заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» (Заемщик) и Закрытым акционерным обществом «Кредит Европа Банк», банк открывает заемщику кредитную линию на условиях кредитного соглашения и общих условий кредитования, подписанных сторонами 28.12.2010г. с дополнительным соглашением № 1 от 28.12.2010г. к ним.

Пункт 1 соглашения устанавливает лимиты и сроки: лимит задолженности – 450000000 руб., максимальный срок кредитного транша – 365 дней, дата окончательного погашения – 20.09.2013г.

Согласно п. 2.1 соглашения процентная ставка по представленному кредитному траншу указывается в заявлении на выдачу кредитного транша.

Цель кредита – пополнение оборотных средств на приобретение семян, средств защиты растений, минеральных удобрений, ГСМ и запасных частей для осуществления ремонта сельскохозяйственной техники (п. 4 соглашения).

Согласно п. 5.1 соглашения предоставление заемщику кредитных траншей в рамках кредитного соглашения осуществляется в пределах установленного лимита задолженности, равного 450000000 руб., при условии, что задолженность заемщика перед банком в дату предоставления соответствующего кредитного транша по кредитному соглашению, а также задолженность по кредитному соглашению № 000001001920 от 31.01.2011г., с учетом суммы предоставляемого кредитного транша не превышает на сумму 450000000 руб.

Согласно п. 7.1. соглашения кредитное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до полного погашения кредита, начисленных процентов и иных сумм в соответствии с кредитным договором.

Согласно кредитному соглашению № 00VN7L от 31.07.2012г. об открытии невозобновляемой кредитной линии в российских рублях, заключенному между Обществом с ограниченной ответственностью «Агротехнологии» (Заемщик) и Открытым акционерным обществом «Альфа-Банк» (Кредитор), кредитор обязуется на условиях, оговоренных в соглашении, предоставить заемщику денежные средства в российских рублях (кредиты) в форме невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи в размере 500 000 000 руб., а заемщик обязуется в порядке и сроки, установленные соглашением, возвратить кредиты и уплатить проценты за пользование кредитами, а также осуществить в пользу кредитора иные платежи, предусмотренные соглашением.

Согласно п. 1.1 соглашения цель предоставления кредитов – для финансирования производственной программы, в том числе приобретения минеральных удобрений, средств защиты растений, семян, горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники и прочих текущих расходов.

Под лимитом выдачи согласно соглашению понимается максимальная сумма кредитов, которая может быть предоставлена в течение срока действия кредитной линии.

Под сроком действия кредитной линии понимается указанный в статье 2 соглашения период времени, в течение которого производится предоставление и погашение Кредитов.

Согласно п. 2.1 ст. 2 соглашения срок действия кредитной линии устанавливается с 31 июля 2012г. по 11 февраля 2014 года.

Согласно п. 2.2 соглашения кредиты представляются на основании заключаемых между кредитором и заемщиком дополнительных соглашений, составленных по форме, приведенной в приложении № 1 к соглашению или в соответствии с заявлениями заемщика, составленных по форме, приведенной в приложении № 2 к соглашению.

За пользование каждым кредитом заемщик уплачивает кредитору проценты по ставке 8 % годовых, в редакции дополнительного соглашения от 22.11.2012г. – 8,25% годовых (п. 3.1. кредитного соглашения, п. 1 дополнительного соглашения от 22.11.2012г. б/н).

Пунктом 2.4 кредитного соглашения предусмотрено, что для учета задолженности по кредитам кредитор открывает заемщику ссудные счета. Кредиты предоставляются путем перечисления сумм кредитов с соответствующего ссудного счета на банковский счет заемщика, указанный в дополнительном соглашении и заявлении о предоставлении каждого кредита.

Платежи в пользу кредитора по кредитному соглашению и дополнительным соглашениям (заявлениям) к нему списываются кредитором в валюте кредита без дополнительных распоряжений (акцепт) заемщика с расчетного счета заемщика, открытого у кредитора.

Согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон № 395-1) отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Из пункта 2 части первой статьи 5 Закона № 395-1 следует, что размещение привлеченных средств является банковской операцией и осуществляется банком от своего имени и за свой счет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) (утв. Банком России 31.08.1998 за № 54-П) предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам банка в числе прочего осуществляется открытием кредитной линии, т.е. заключением соглашения/договора, на основании которого клиент - заемщик приобретает право на получение и использование в течение обусловленного срока денежных средств, при соблюдении одного из следующих условий:

а) общая сумма предоставленных клиенту - заемщику денежных средств не превышает максимального размера (лимита), определенного в соглашении/договоре (далее по тексту настоящего Положения и приложения к нему - лимит выдачи);

б) в период действия соглашения/договора размер единовременной задолженности клиента - заемщика не превышает установленного ему данным соглашением/договором лимита (далее по тексту настоящего Положения и приложения к нему - лимит задолженности).

При этом банки вправе ограничивать размер денежных средств, предоставляемых клиенту - заемщику в рамках открытой последнему кредитной линии, путем одновременного включения в соответствующее соглашение/договор обоих вышеуказанных условий, а также использования в этих целях любых иных дополнительных условий с одновременным выполнением установленных настоящим подпунктом требований.

Таким образом, открытие кредитной линии представляет собой содержание кредитного обязательства в форме кредитной линии, в рамках которого в период согласованного сторонами договора срока (периода доступности) заемщик вправе востребовать, а Банк - предоставить транш.

Без открытия кредитной линии и обеспечения возможности предоставить заемщику транши в пределах согласованных срока и лимита исполнение кредитного обязательства невозможно.

Действия по предоставлению кредита являются основной обязанностью банка, без выполнения которой кредитный договор со стороны банка не может быть исполнен.

Следовательно, кредитные транши, предоставленные банками обществу по указанным выше кредитным соглашениям на основании заявлений, не являются самостоятельными кредитными обязательствами, являются частью кредитов по открытым заявителю кредитным линиям.

Кроме того, ответчик сослался на непредставление обществом всех необходимых документов при обращении с заявлением о предоставлении субсидии: расчетов размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и уточненного остатка ссудной задолженности, который подлежит учету при принятии к субсидированию.

В силу п. 8 Правил, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012г. № 77 субсидии на возмещение части затрат не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).

Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются (п. 9 Правил).

Согласно п. 10 Правил для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в Управление следующие документы:

заявление о предоставлении средств на возмещение части затрат (далее - заявление);

справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство);

выписка из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство;

заверенные кредитной организацией копия кредитного договора (договора займа), выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;

документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации для перечисления средств на возмещение части затрат;

документы, подтверждающие целевое использование кредита (займа), указанные в приложении к настоящим Правилам.

В силу п. 11 Правил непредставление документов, указанных в пункте 10 Правил, является основанием для отказа в принятии заявления на получение субсидии.

Основанием для отказа в предоставлении субсидии также является: наличие задолженности по налоговым платежам и иным обязательным платежам; нецелевое использование кредита (займа).

Из содержания письма от 28.12.2012г. № 864/1 не усматривается представление заявителем в управление расчетов по кредитным соглашениям с ЗАО «Кредит Европа Банк» и ОАО «Альфа Банк» выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, а также график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, доказательств обратного заявителем не представлено.

Согласно п. 4.1 Правил средства федерального бюджета на возмещение части затрат предоставляются по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом 3.1 пункта 3 настоящих Правил, - в размере 80 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, - в размере 100 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Пункт 5.1 Правил предусматривает, что субсидии на возмещение части затрат предоставляются за счет средств областного бюджета по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом 3.1 пункта 3 настоящих Правил, в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, - в размере 3 процентных пунктов сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств областного бюджета, предусмотренных управлению сельского хозяйства области (далее - Управление) в сводной бюджетной росписи областного бюджета на финансирование Программы на очередной финансовый год.

В соответствии с соглашением от 20.02.2012г. № 175/179 с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Управлению сельского хозяйства Тамбовской области были доведены на лицевой счет управления № 03642003450 в УФК по Тамбовской области объемы финансирования в размере 418749000 руб. по КБК 010 0405 2670510 810 (целевая статья расходов 2670510 – возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2009-2012 годах на срок до 1 года).

Согласно пояснениям ответчика, субсидии в полном объеме были перечислены на расчетные счета получателей субсидий, последнее поступление средств по управлению на выплату субсидий в сумме 127386000 руб. – 25.12.2012г., все средства данного транша были перечислены управлением 26-27 декабря 2012г. на счета получателей субсидии согласно представленных ими расчетов субсидий.

В подтверждение доводов об отсутствии лимитов финансирования на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении субсидий (29.12.2012г.), ответчиком в материалы дела представлены выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств для отражения операций за 2012-2015 годы с приложениями за 25.12.2012г., 26.12.2012г., 27.12.2012г., расходное расписание от 25.12.2012г., выписка из журнала регистрации банковских документов за 2012г., отчеты об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (Управление сельского хозяйства Тамбовской области, бюджет субъекта РФ), о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств по состоянию на 01.01.2013г.

Из отчетов о состоянии лицевого счета управления, об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации по состоянию в 01.01.2013г. следует, что доведенные лимиты бюджетных обязательств на 2012г. по коду по БК 01004052670510810241 в размере 872935руб., по коду 01004052670510810242 – в размере 417876065 руб. не использованы в сумме 0 руб.

Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 90 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», Правила о предоставлении субсидий, утвержденные Постановлением администрации Тамбовской области от 30.01.2012 г. № 77, утратили силу с 01.01.2013г., Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы завершена.

Предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов производится в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 717 и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012г. № 1443, постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» от 28.12.2012г. № 1460 и постановлением администрации Тамбовской области от 24.01.2013 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления заявок сельскохозяйственными товаропроизводителями на включение их в реестр получателей государственной поддержки в 2013 году и правил предоставления субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы».

Согласно п.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2012г. № 1460, п. 3.1. Правил, утвержденных постановлением администрации Тамбовской области от 24.01.2013 г. № 56 (приложение № 6) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по кредитным договорам (договорам займа), заключенным по 31 декабря 2012 г. на срок до 1 года:

сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, заключенным с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, - на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, машин, установок и аппаратов дождевальных и поливных, насосных станций, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;

организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации, заключенным с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2012 г. включительно, - на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.

Таким образом, заявитель, имея кредитные договоры на срок более года не подпадает под указанную программу предоставления данных субсидий, им не представлены документы, подтверждающие соблюдение целевого характера субсидий. Кроме того, на момент обращения за предоставлением субсидий закончен лимит средств на указанные цели.

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, действия Управления сельского хозяйства Тамбовской области, выразившиеся в отказе обществу в предоставлении субсидий в обжалуемой части правомерны, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ  , -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Пряхина Л.И.