ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-1998/2012 от 19.04.2012 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

«19» апреля 2012 г. Дело №А64-1998/2012

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глазатовой Т.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице Территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах, г. Уварово Тамбовской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, р.п. Инжавино Тамбовской области

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 стаьи 14.43 КоАП РФ

при участии:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 17.11.2011г. №53 (после перерыва не явился); ФИО3, доверенность от 17.11.2011г. №52 (после перерыва);

от заинтересованного лица: ФИО1, паспорт;

свидетель: ФИО4, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице Территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах (далее – заинтересованное лицо, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

В судебном заседании 16.04.2012г. объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ до 10 час. 00 мин. 19.04.2012г., о чем сделано публичное объявление путем размещения информации о перерыве и продолжении судебного заседания на официальном Интернет сайте Арбитражного суда Тамбовской области (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 19.09.2006г. №113 «О применении статьи 163 АПК РФ»). По окончанию перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании на основании статей 56, 88 АПК РФ в качестве свидетеля была опрошена ФИО4.

Показания свидетеля зафиксированы при помощи средств аудиофиксации и приобщены судом к материалам дела на соответствующем аудионосителе.

Заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.

Заинтересованное лицо факт совершения правонарушения полностью признало.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <***> (свидетельство серии 68 №001190133 - л.д. 21).

19.01.2012г. на основании распоряжения №7-УВ от 05.12.2011г., выданного начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах (л.д. 9-12), главным специалистом – экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 проведена плановая выездная проверка осуществления деятельности ИП ФИО1 в торговом павильоне, расположенном по адресу: <...> «а».

В ходе проверки было установлено, что предприниматель осуществляла реализацию детских товаров с нарушением обязательных требований к продукции, а именно, реализовывались детские товары (одежда, бельё, обувь без маркировки, без сопроводительных документов): детская футболка трикотажная фиолетового цвета - 1 штука; футболка трикотажная розового цвета - 1 штука; футболка трикотажная синего цвета - 1 штука; детские носки (розового, белого, голубого цвета размер 26-28) - 3 пары; детские тапочки синего цвета размер 16,5 - 1 пара; детские тапочки бежевого цвета размер 18-1 пара; тапочки комнатные оранжевого цвета, розового цвета размер 31 и 34 - 2 пары без документов удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия), что является нарушением Постановления Правительства РФ от 01.12.2009г. №982 «Об  утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», пунктов 17.1, 17.2, 17.4 «Единого перечня продукции подлежащей обязательной оценки (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза выдачи единых документов, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011г. №620, части 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

По результатам проверки составлен акт проверки №7-УВ от 30.01.2012г. (л.д. 14-17).

В ходе проверки 19.01.2012г. главным специалистом – экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 с участием ИП ФИО1 в присутствии двух понятых в соответствии с требованиями статьи 27.8 КоАП РФ был произведен осмотр торгового павильона ИП ФИО1, расположенной по адресу: <...> «а» и составлен протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.01.2012г. (л.д. 18-19).

В ходе проверки 19.01.2012г. главным специалистом – экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 в присутствии двух понятых в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении (для идентификации) у ИП ФИО1 было осуществлено изъятие (протокол изъятия вещей и документов от 19.01.2012г. (л.д. 20):

- детская футболка трикотажная фиолетового цвета – 1шт.;

- футболка трикотажная розового цвета – 1 шт.;

- футболка трикотажная синего цвета – 1 шт.;

- детские носки розового, белого, голубого цвета, размер 26-28 – 3 пары;

- тапочки синего цвета, размер 16,5 – 1 пара;

- детские тапочки бежевого цвета, размер 18 – 1 пара;

- тапочки комнатные оранжевого, розового цвета, размер 31, 34 – 2 пары.

19.01.2012г. главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Тамбовской области ФИО5 в присутствии ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.3, 25.4 КоАП РФ, ИП ФИО1 разъяснены, копия протокола об административном правонарушении вручена (л.д. 8).

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ рассматривают судьи арбитражных судов, в связи с чем, территориальный отдел Роспотребнадзора по Тамбовской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим:

Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2009г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия» обязательной сертификации подлежат изделия трикотажные бельевые для мальчиков, изделия трикотажные бельевые для девочек, костюмы трикотажные купальные детские, изделия трикотажные бельевые для детей новорожденных, ясельного и дошкольного возраста (8410), изделия чулочно-носочные, вырабатываемые на круглочулочных автоматах, детские (8430), обувь детская повседневная, в том числе домашняя и дорожная из всех видов материалов (кроме спортивной, национальной, ортопедической) (8800).

Пунктами 17.1, 17.2, 17.4, 17.11 «Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов», утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011г. №620 предусмотрено, что изделия трикотажные бельевые для детей новорожденного, ясельного и дошкольного возраста, изделия трикотажные бельевые для мальчиков и девочек, в том числе спортивные и купальные, изделия чулочно-носочные, обувь домашняя и дорожная подлежат обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза с выдачей единых документов.

Как следует из материалов дела, 19.01.2012г. в 11 часов 00 минут при проведении плановой проверки торгового павильона, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенном по адресу: <...> «а», установлено, что предприниматель осуществляла реализацию детских товаров с нарушением обязательных требований к продукции, а именно, реализовывались детские товары (одежда, бельё, обувь без маркировки, без сопроводительных документов): детская футболка трикотажная фиолетового цвета - 1 штука; футболка трикотажная розового цвета - 1 штука; футболка трикотажная синего цвета - 1 штука; детские носки (розового, белого, голубого цвета размер 26-28) - 3 пары; детские тапочки синего цвета размер 16,5 - 1 пара; детские тапочки бежевого цвета размер 18-1 пара; тапочки комнатные оранжевого цвета, розового цвета размер 31 и 34 - 2 пары без документов удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия), что является нарушением Постановления Правительства РФ от 01.12.2009г. №982 «Об  утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», пунктов 17.1, 17.2, 17.4 «Единого перечня продукции подлежащей обязательной оценки (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза выдачи единых документов, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011г. №620, части 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из смысла положений статьи 2.4 КоАП РФ следует, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. Административной ответственности подлежит индивидуальный предприниматель в качестве должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Основанием для составления в отношении индивидуального предпринимателя протокола об административном правонарушении от 19.01.2012г. послужили данные проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки №7-УВ от 30.01.2012г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В статье 2 ГК РФ дано понятие предпринимательской деятельности. Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с чем, ответчик, осуществляя предпринимательскую деятельность, самостоятельно на свой риск, должен был знать о порядке осуществления торговли указанным товаром и с должной степенью внимательности и осмотрительности относиться к процессу его изготовления, хранения и реализации, не предлагать к продаже товар, в нарушение действующего законодательства, тем самым не допускать указанного нарушения. Между тем, предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названного нарушения, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

ИП ФИО1 имела возможность соблюсти нарушенные правила, но необходимых действий к этому не предприняла, не обеспечила наличие документов удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия).

Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, если эти действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, является нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если эти действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Согласно материалам дела, реализация детских товаров без документов, удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия) не повлекла причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Последствия, указанные в части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, либо угроза наступления таких последствий административным органом не доказаны, материалами дела не подтверждаются.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что протокол от 19.01.2012г. содержит неправильную квалификацию правонарушения в виде продажи товаров населению без документов, удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия), если эти действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, то есть по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

По мнению суда действия ИП ФИО1 по реализации детских товаров без документов удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия) Управлением неверно квалифицированы по части 2 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку данные действия не повлекли вред жизни или здоровью граждан.

Таким образом, суд пришел к выводу, что реализация детских товаров ИП ФИО1 без документов удостоверяющих безопасность продукции (сертификат соответствия) образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

При таких обстоятельствах, суд переквалифицировал совершенное ИП ФИО1 административное правонарушение с части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на чать1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет их, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вина ИП ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ материалами дела доказана.

Факт административного правонарушения подтверждается, имеющимися в деле материалами. Состав административного правонарушения судом установлен.

Согласно пункту 63 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, входит составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 названного Кодекса.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, в присутствии ИП ФИО1

Таким образом, проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.

Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судом не установлены. Сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 КоАП РФ, не истекли.

Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

Предметы административного правонарушения подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению, передаче правообладателю по его просьбе или иным лицам для удовлетворения общественных интересов по аналогии с порядком, установленным нормами КоАП РФ, ГК РФ, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», актами Правительства Российской Федерации в отношении конфискованных орудий совершения и предметов административного правонарушения.

В связи с тем, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в качестве наказания не содержит конфискацию предметов правонарушения, изъятый товар подлежит возврату ИП ФИО1

Нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.

В силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, характер правонарушения, суд считает возможным привлечь ИП ФИО1 С..к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначить минимальный размер наказания, предусмотренный данной статьей, в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей без конфискации предметов правонарушения.

Руководствуясь статьями 167, 168, 169 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области в лице Территориального отдела в г. Уварово, Уваровском, Мучкапском, Ржаксинском и Инжавинском районах о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, отказать.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <...>, проживающую по адресу: <...> (ОГРНИП <***>, 31.10.2007г., МРИ ФНС России №2 по Тамбовской области) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей

Изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 19.01.2012г. товар:

- детская футболка трикотажная фиолетового цвета – 1шт.;

- футболка трикотажная розового цвета – 1 шт.;

- футболка трикотажная синего цвета – 1 шт.;

- детские носки розового, белого, голубого цвета, размер 26-28 – 3 пары;

- тапочки синего цвета, размер 16,5 – 1 пара;

- детские тапочки бежевого цвета, размер 18 – 1 пара;

- тапочки комнатные оранжевого, розового цвета, размер 31, 34 – 2 пары, возвратить ИП ФИО1

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 снять с реализации товар, изъятый протоколу изъятия вещей и документов от 19.01.2012г.

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 в течение тридцати дней с момента вступления данного решения в законную силу надлежит уплатитьадминистративный штраф по следующим реквизитам: УФК (Управление федеральной службы Роспотребнадзора по Тамбовской области), БИК 046850001, ИНН <***>, КПП 682901001, КБК 14111628000010000140, р/с <***>, ОКАТО 68430000000, банк получателя: ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Тамбовской области.

В случае неуплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в установленный срок принудительное исполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда о привлечении к административной ответственности производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>, через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья М.А. Плахотников