392020, г.Тамбов ул.Пензенская , 67/12
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Тамбов
16 ноября 2020г. Дело № А64-2036/2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании – 10.11.2020. ;
дата изготовления решения в полном объеме – 16.11.2020. ( ч.3 ст.113 , ч.2ст.176 АПК РФ).
Арбитражный суд Тамбовской области в составе: судья И.И.Белоусов
при ведении протокола судебного заседания : помощник судьи Г.Н. Чичканова
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ», г. Котовск Тамбовская область (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Тамбовскому областному государственному унитарному предприятию «Водное и газовое хозяйство», г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 319 238,09 руб.
третьи лица:
- Комитет по управлению имущество Тамбовской области ,
- Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность от 06.10.2020.
от ответчика – ФИО2 , доверенность от 15.04.2020.
от третьих лиц – не явились
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ», (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к ТОГУП «Водгазхоз» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с требованием о взыскании 319 238,09 руб., основной долг за оказанные услуги по оперативно - диспетчерскому обслуживанию центральных тепловых пунктов.
Определением суда от 27.03.2020. в соответствии со ст.ст.227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Определением суда от 25.05.2020. на основании п.2 ч.5 ст. 227 АПК РФ рассмотрение дела назначено по общим правилам искового производства, в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств.
В соответствии со ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц , не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению имущество Тамбовской области , Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Истец (представитель) в заседании суда требования по иску поддержал.
Ответчик в отзыве на исковое заявление (поступило в электронном виде 29.06.2020.) , представитель в заседании суда заявил возражения по требованиям истца, поскольку ответчик не оказывает услуги по передаче тепловой энергии и не является теплосетевой организацией, в связи с чем основания для оплаты ответчиком услуг по оперативно-диспетчерскому обслуживанию центральных тепловых пунктов г.Котовска за период с 10.03.2017. по 24.03.2017. отсутствуют.
Третьи лица в заседание суда не явились, Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области представлены пояснения по делу.
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области в отзыве на исковое заявление от 10.11.2020. заявил возражения по требованиям истца.
По заявлению сторон (представителей) , все доказательства имеющие значение по делу представлены.
Согласно ч.3 ст. 156 АПК РФ , при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом сроков рассмотрения дела, предусмотренных ст. 152 АПК РФ и в соответствии с ч.ч.1,3 ст.156 АПК РФ, дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства , суд признал иск не подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ» постановлением администрации города от 18.07.2014 № 1417 «Об утверждении схемы теплоснабжения городского округа - город Котовск Тамбовской области на период 2014-2019 годы» определена как единая теплоснабжающая организация.
Сторонами по делу ООО «Котовская ТЭЦ» и Тамбовским областным государственным унитарным предприятием «Водное и газовое хозяйство» (далее - ТОГУП «Водное и газовое хозяйство») 20.02.2017 заключено соглашение о передаче имущества в счет погашения задолженности.
Согласно условиям указанного соглашения ООО «Котовская ТЭЦ» передало в хозяйственное ведение и в собственность субъекта Тамбовской области квартальные сети теплоснабжения города, протяженностью 21 607 м. (далее - тепловые сети) в счет погашения задолженности ООО «Котовская ТЭЦ» по договору уступки права требования от 27.12.2016. №50-2-0024.
ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» 10.03.2017. приняло по акту приема - передачи тепловые сети.
Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 24.03.2017. №139 указанное имущество изъято из хозяйственного ведения ТОГУП «Водгазхоз» тепловые сети и центральные тепловые пункты переданы на баланс Комитета по управлению имуществом Тамбовской области.
В соответствии с постановлением администрации области от 30.03.2017 №265 «О передаче имущества из государственной собственности Тамбовской области в муниципальную собственность города Котовска Тамбовской области» тепловые сети переданы по акту приема - передачи от 31.03.2017г. администрации города Котовска Тамбовской области.
По утверждению истца ООО «Котовская ТЭЦ» ответчик, являясь владельцем тепловых сетей и центральных тепловых пунктов, в соответствии с «Типовой инструкцией по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 №285 обязана соблюдать оперативно диспетчерскую дисциплину.
В соответствии с указанным приказом должно быть обеспечено круглосуточное оперативное управление оборудованием, задачами которого являются: ведение режима работы; производство переключений, пусков и остановок, локализация аварий и восстановление режима работы; подготовка к производству ремонтных работ; выполнение графика ограничений и отключений потребителей, вводимого в установленном порядке.
По заявлению истца в период с 10.03.2017 по 24.03.2017 оперативно-диспетчерское обслуживание тепловых пунктов (ЦТП) города Котовска осуществляло ООО «Котовская ТЭЦ».
Истец письмом от 18.05.2017. направил ответчику ТОГУП «Водное и газовое хозяйство») расчетные документы на подпись и оплату оказанных услуг оперативно-диспетчерского обслуживания ЦТП в размере 319238,09 руб.
Претензионные требования истца от 29.01.2020. об оплате услуг оперативно-диспетчерского обслуживания ЦТП (согласно предмету иска за период с 10.03.2017 по 24.03.2017 в сумме 319238,09 руб.,) оставлены ответчиком без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданского кодекса РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.
В силу требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения представляет собой теплоснабжающую организацию, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6.1.2. Приказа Минэнерго России от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" на каждом энергообъекте (электростанции, электрической сети, тепловой сети и подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом) должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление, задачами которого являются: ведение требуемого режима работы; производство переключений, пусков и остановов; локализация аварий и восстановление режима работы; подготовка к производству ремонтных работ.
Исходя из положений раздела 6 «Эксплуатация тепловых сетей и тепловых пунктов» Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" оперативно-диспетчерское управление является частью процесса теплоснабжения потребителей и является обязанностью организации, эксплуатирующей тепловые сети.
Истец ООО «Котовская ТЭЦ» с июля 2014 года и по август 2017 года имело статус единой теплоснабжающей организации г. Котовска, эксплуатировало тепловые сети и центральные тепловые пункты, расположенные на территории г. Котовска, и осуществляло теплоснабжение потребителей г. Котовска (производство, передачу и сбыт тепловой энергии). Расчеты с потребителями за тепловую энергию и горячую воду должны были производиться по тарифам на тепловую энергию и горячую воду, установленным Управлением для ООО «Котовская ТЭЦ».
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области сообщило, что единой теплоснабжающей организации ООО «Котовская ТЭЦ» установлены тарифы на тепловую энергию с учетом затрат на содержание и эксплуатацию теплосетевого хозяйства г. Котовска и нормативных потерь в сетях.
Приказом управления по регулированию тарифов области от 16.12.2015 № 22 5-т «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ» потребителям г. Котовска, на 2016 - 2018 гг.» утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «Котовская ТЭЦ» (приложение № 1) и установлены единые долгосрочные тарифы на тепловую энергию (приложение № 4) (далее - приказ управления от 16.12.2015 № 225-т).
С учетом заявления регулируемой организации методом регулирования тарифов избран метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 и часть 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Долгосрочные тарифы были установлены для расчетов за тепловую энергию, поставляемую истцом конечным потребителям. В тарифы были включены расходы на производство тепловой энергии и передачу тепловой энергии по объектам теплосетевого хозяйства с общей протяженностью 25 588,22 м (согласно представленному ООО «Котовская ТЭЦ» свидетельству о государственной регистрации права от 31.01.2014, серия 68 АБ, №752835, запись регистрации № 68-68-06/001/2014-083).
Подразделом 2.2.2 Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от12.10.1999 № 74, предусмотрена нормативная численность на оперативно-диспетчерское обслуживание на каждую диспетчерскую службу при круглосуточном режиме работы - 5 чел. В связи с этим для ООО «Котовская ТЭЦ» была принята численность оперативно-диспетчерской службы в количестве 5 человек, исходя из которой определены и учтены в тарифах затраты на оплату труда и затраты на отчисления во внебюджетные фонды, производные от расходов на оплату труда. В тарифах также учтены необходимые накладные расходы.
Пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, (далее - Основы ценообразования № 1075) предусмотрено, что долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится, в том числе, базовый уровень операционных расходов (пункт 75 Основ ценообразования № 1075). В таблице 1 показано определение объема операционных (подконтрольных) расходов на первый год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг. для ООО «Котовская ТЭЦ» (базовый уровень операционных расходов по всем видам деятельности истца).
Тарифы на тепловую энергию для ООО «Котовская ТЭЦ» на 2017 год были скорректированы (заявление регулируемой организации от 28.04.2016 № РВ-01.01/638, приказ Управления от 15.12.2016 № 198-т). В затратах учтены нормативные технологические потери и экономически обоснованные расходы единой теплоснабжающей организации на содержание и эксплуатацию сетей теплоснабжения и ЦТП г.Котовска в размере 57 361 тыс.руб., включая затраты на покупку энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов, в составе которых учитываются затраты по статьям «расходы на приобретение сырья и материалов», «расходы на оплату труда», «расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», «ремонт основных средств», «расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями», «арендная плата».
При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» для истца были установлены долгосрочные двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (приказ Управления от 16.12.2015 № 226-т «Об установлении тарифов на горячую воду обществу с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ» на 2016 - 2018 гг.» (в редакции от 16.12.2016)). Для расчета двухкомпонентных тарифов значение компонента «тепловая энергия» определено на основании приказа управления от 16.12.2015 №225-т.
После отчуждения квартальных тепловых сетей и центральных тепловых пунктов из собственности истца в собственность Тамбовской области тарифы, установленные приказами Управления от 16.12.2015 № 225-т (в редакции от 15.12.2016) и от 16.12.2015 № 226-т (в редакции от 16.12.2016), не были пересмотрены, т.к. о реализации указанных объектов ООО «Котовская ТЭЦ» Управление не уведомило и с соответствующим заявлением в Управление не обращалось. В результате утраты ООО «Котовская ТЭЦ» статуса единой теплоснабжающей организации и передачи функций теплоснабжения потребителей г.Котовска другой регулируемой организации приказы управления от 16.12.2015 № 225-т и от 16.12.2015 № 226-т были признаны утратившими силу (пункт 5 приказа Управления от 05.10.2017 № 70-т и пункт 3 приказа Управления от 05.10.2017. №71т).
Фактически, ООО «Котовская ТЭЦ» поставляло тепловую энергию и горячую воду посредством использования тепловых сетей, центральных тепловых пунктов и сетей горячего водоснабжения до 30 сентября 2017 года, а учтенные в тарифах средства даны из расчета работы теплосетевого хозяйства в течение полного года. Таким образом, денежные ресурсы на оперативно-диспетчерское обслуживание теплосетевого хозяйства в городе Котовске у истца имелись. ООО «Котовская ТЭЦ» обоснованно несло расходы на оперативно-диспетчерское обслуживание.
Кроме того, осуществляя содержание и эксплуатацию теплосетевого хозяйства г.Котовска после 10 марта 2017 г., истец продолжал получать от потребителей денежные средства, предусмотренные тарифом.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 18 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, обязаны в установленном порядке заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения. Предметом указанного соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению функционирования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями законодательства.
Ответчик (ТОГУП «Водное и газовое хозяйство») не является теплосетевой организацией, не осуществляет и не может осуществлять эксплуатацию квартальных сетей теплоснабжения г.Котовска в своей производственной деятельности, в связи с отсутствием указанного вида деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплосетевая организация - это организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.
Учитывая, что для ООО «Котовская ТЭЦ» на 2016-2018 годы были установлены долгосрочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе оперативно-диспетчерское обслуживание, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1ст.65 АПК РФ , каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч.3.1ст.70 АПК РФ ( в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ), обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с ч.2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права. Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон, согласно заявленных оснований, предмета иска , суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
В соответствии с ч.1ст.110 АПК РФ судебные расходы подлежат отнесению на истца.
В соответствии со ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110,112, 167,169,170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
СУД РЕШИЛ:
1. В иске отказать. Судебные расходы отнести на истца.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Котовская ТЭЦ»(ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 9385,00руб. - государственную пошлину.
Налоговому органу выдать исполнительный лист.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006,<...>).
Судья И.И.Белоусов