ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-221/11 от 19.04.2011 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

"26" апреля 2011 года Дело №А64-221/2011

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Гарашкиным

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Тамбовского областного общества охотников и рыболовов, г. Тамбов

к Управлению по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области, г. Тамбов

третье лицо: УФНС России по Тамбовской области, г. Тамбов

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании

от заявителя – ФИО1, доверенность от 04.06.2010г.;

от ответчика – ФИО2, доверенность от 15.10.2010г. №709; ФИО3, доверенность от 29.03.2011г. №177;

от третьего лица – ФИО4, доверенность от 22.03.2010г. №03-17/2

Тамбовское областное общество охотников и рыболовов обратилось в арбитражный суд с заявлением вх. от 19.01.2011г. незаконными действий Управления по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области.

Заявитель в судебном заседании 19.04.2011г. (протокол судебного заседания от 19.04.2011г.), в порядке ст.49 АПК РФ, уточнил заявленные требования просит признать незаконными действия Управления по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области (далее – Тамбовоблохотуправление), выразившиеся в направлении письма от 11.11.2010г. №787 с требованием иметь копию платежного документы об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., при обращении в Тамбовоблохотуправление для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Ответчик требования не признал, по мотивам изложенным в отзыве на заявление.

Третье лицо поддержало возражения ответчика.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Общественная организация «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» (сокращенное наименование ТОООиР) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как указывает заявитель, Тамбовоблохотуправление, на обращение ТОООиР, направлено письмо от 11.11.2010г. №787, согласно которому до сведения организации доводилось, что в соответствии со ст.333.16 НК РФ и разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.11.2010г. №ВС-06-01-27/8350 при обращении в Тамбовоблохотуправление для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов необходимо иметь копию платежного документа об оплате государственной пошлины в сумме 400 руб. за одно разрешение.

Посчитав указанные действия незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ТОООиР обратилось с заявлением о признании их незаконными в арбитражный суд, в обоснование заявленных требований ссылается на то, что налоговым законодательством не предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу бланков разрешений.

Ответчик считает оспариваемые действия законными и обоснованными.

Третье лицо поддержало возражения ответчика.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица и юридические лица (ст.5 Закона №209-ФЗ).

В соответствии с ч.1-3 ст.27 Закона №209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, 09.08.2010г. между ТОООиР и Тамбовоблохотуправление заключено охотхозяйственное соглашение №0008 (л.д.34).

Согласно ч.1 ст.29 Закона №209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу (ч.3 ст.8 Закона №209-ФЗ).

В соответствии с пп.96 п.1 ст.333.33 НК РФ за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей.

Согласно ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.31 Закона №209-ФЗ юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.

Согласно ч.5 ст.31 Закона №209-ФЗ перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 23.04.2010г. №121 утвержден порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее – Порядок), согласно п.8 которого к заявке на выдачу бланков разрешений прилагаются:

копия охотхозяйственного соглашения, заверенная в установленном законодательством порядке (при представлении повторной и последующих заявок в течение срока действия охотхозяйственного соглашения его копия не прилагается);

копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенные в установленном законодательством порядке, - для юридического лица, заключившего охотхозяйственное соглашение (при представлении повторной и последующих заявок копии учредительных документов и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не прилагаются, за исключением случаев, когда в учредительные документы были внесены изменения);

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенная в установленном законодательством порядке, - для индивидуального предпринимателя, заключившего охотхозяйственное соглашение (при представлении повторной и последующих заявок выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не прилагается).

В названном перечне отсутствует истребуемый ответчиком документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление бланка разрешения на добычу объектов животного мира.

С учетом указанных выше положений, НК РФ не установлена обязанность уплачивать государственную пошлину за выдачу юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере охотничьего хозяйства, по их заявкам бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В соответствии с разъяснениями Минфина России от 22.04.2010г. №03-05-04-03/42 за предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по их заявкам органами государственной власти бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов уплата государственной пошлины не определена.

Названный выше Порядок различает документы – бланк разрешения на охоту, который выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (п.5 Порядка), заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти и – разрешение на охоту, которое выдается физическим лицам (п.4 Порядка), как различает материалы приложения к заявке на выдачу бланков разрешений (п.8 Порядка) и материалы приложения к заявке на выдачу разрешения на охоту (п.20 Порядка).

Согласно п.16 Порядка в разрешении указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество охотника;

данные основного документа, удостоверяющего личность охотника;

наименование и организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является охотник, а также номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем;

дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

вид охоты, который предполагается осуществлять;

сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

количество добываемых охотничьих ресурсов;

сроки охоты и места охоты.

Форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов, также утвержденная Приказом Минприроды России от 23.04.2010г. №121, названных сведений не содержит.

Таким образом, системное толкование изложенных норм позволяет сделать вывод, что бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выдаваемый в рассматриваемом случае Тамбовоблохотуправлением, сам по себе документом, по смыслу ч.3 ст.8 Закона №209-ФЗ, за выдачу которого пп.96 п.1 ст.333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины, не является, и становится таковым только после внесения в него сведений указанных в п.16 Порядка.

Как указывает заявитель, оспариваемые действия ответчика нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так Организация была вынуждена приостановить действие решения Совета общества о предоставлении льгот всем категориям охотников, что привело к отказу ряда охотников от участия в охоте, а также оплатить государственную пошлину за выдачу указанных бланков разрешений.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, оспариваемые действия – признанию незаконными.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Учитывая, что данная категория спора носит неимущественный характер, судебные расходы в данном случае подлежат возмещению в полном объеме, независимо от полного или частичного удовлетворения заявления.

Вместе с тем, поскольку при подаче заявления ТОООиР платежным поручением от 18.01.2011г. №1 уплачено 4000 руб. государственной пошлины, то с учетом пп.3 п.1 ст.333.21 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю, а оставшаяся сумма 2000 руб., подлежит отнесению на ответчика, как судебные расходы по оплате государственной пошлины (ст. 101, 110 АПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ  , -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Управления по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области, выразившиеся в направлении письма от 11.11.2010г. №787 с требованием иметь копию платежного документы об уплате государственной пошлины в сумме 400 руб., при обращении в Управление по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области для получения бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, как несоответствующие пп.96 п.1 ст.333.33 НК РФ.

Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Взыскать с Управления по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира Тамбовской области в пользу Общественной организации «Тамбовское областное общество охотников и рыболовов» 2000 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Пряхина Л.И.