Арбитражный суд Тамбовской области
392020 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов
19 июля 2010 года Дело № А64-2265/2010
Арбитражный суд Тамбовской области в составе
судьи Л.И.ПАРФЕНОВОЙ
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи О.И.Долгополовым
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Бекетовское ППЖТ", г. Волгоград
к Комитету по государственному регулированию тарифов Тамбовской области, г. Тамбов
о признании недействительным отказа Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области в открытии дела об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования исх. №06-10.3/34 от 03.03.2010 и обязании Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области открыть дело об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, заместитель генерального директора, доверенность от 01.02.10; ФИО2, начальник отдела, доверенность №2-с от 24.05.10,
от ответчика – ФИО3, начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.10 №01-14/09; ФИО4, начальник отдела, доверенность от 11.01.10 №01-14/21,
установил:
ЗАО "Бекетовское ППЖТ" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным отказа Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области в открытии дела об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования исх. №06-10.3/34 от 03.03.2010 и обязании Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области открыть дело об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании, предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 07.05.2010 №01-41/770, дополнении к отзыву на заявление от 13.07.2010 №01-41/1215.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
ЗАО "Бекетовское ППЖТ" и ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс» 08.12.2009 заключили соглашение о намерениях по формированию на территории Тамбовской области производственного участка ЗАО "Бекетовское ППЖТ" и переходе к ЗАО "Бекетовское ППЖТ" управления процессом транспортировки грузов.
05.02.2010 для открытия дела по установлению тарифов на транспортные услуги ЗАО "Бекетовское ППЖТ" (далее – общество, заявитель), обратилось с заявлением (л.д. 9 т. 1) в Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области (далее – Комитет, ответчик, регулирующий орган) и представило пакет документов.
Комитет письмом от 12.02.2010 №06-16.2/251 запросил общество представить дополнительные документы:
- расчет необходимой суммы прибыли на плановый период с постатейным обоснованием величины затрат;
- документальное подтверждение расчетных объемов (перевозка и маневровая работа), заложенных в калькуляции тарифов;
- нормы расхода дизельного топлива, масел и смазочных материалов на работу и простой тепловозов;
- калькуляцию арендной платы имущества (тепловозы серии ТГМ), переданного в временное пользование ЗАО «Желдоркомплекс», на основании договора аренды имущества №01/А-10 от 01.02.2010;
- документальное подтверждение затрат по статьям «Материалы», «Прочие расходы» на плановый период;
- сметную документацию на полный комплекс работ по техническому обслуживанию и видам ремонта зданий и сооружений по станции примыкания Тамбов-1 ЮВЖД (участка №6) на плановый период, на основании договора №3-2010 от 01.02.2010;
- копии договоров на электроснабжение, водоотведение, тепловую энергию, телефонную и сотовую связь на 2010 год, заключенных обществом для обслуживания участка №6;
- документальное подтверждение накладных расходов на плановый период.
18.02.2010 обществом представлены в Комитет дополнительные документы, а именно:
- распределение планируемой прибыли по участку №6;
- письмо ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс» о фактическом объеме перевозок за 2009г.;
- приказ о нормах расхода дизельного топлива и масла;
- штатное расписание руководителей и специалистов ЗАО «Бекетовское ППЖТ» на 01.09.2009 г. и выписка из штатного расписания на водителей автомашины «Тойота»;
- договор №6/2009 от 14.04.2009 года на оказание услуг по ведению кадрового учета;
- договор №01/2007 от 29.12.2007 года на оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета;
- договор б/н от 15.10.2008 года на оказание платных образовательных услуг;
- топливо на автомобиль «тойота» 12000литров на год, 1000 литров на месяц 1290*15,5/100*5 где:
1290 км – протяженность
15,5 л/100км – норма расхода TOYOTALANDCRUISER
5 – количество поездок
Также данным письмом было сообщено:
- что представить калькуляцию арендной платы имущества не представляется возможным в связи с тем, что договорами аренды в соответствие с гражданским законодательством установлена договорная стоимость арендной платы, законодательными актами не предусмотрена методика (алгоритм) расчета арендной платы;
- документально подтвердить затраты на материалы, прочие и накладные расходы не могут, так как до настоящего времени заявитель никакой деятельности на территории Тамбовской области не осуществлял. Так как создан новый участок., то представлены планируемые затраты , без которых производственная деятельность невозможна;
- расходы на коммунальные услуги(электроэнергия, вода, тепло, телефон) запланированы на основании договоров и фактических затрат ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс» (данные услуги будут перевыставлены заявителю отдельными счетами).
К данному письму были приложены , взамен ранее представленных, договора аренды имущества №01/АТ-10 от 01.02.2010 и №02/АТ-10 от 01.02.2010 ; расшифровка расходов, необходимых для обслуживания предприятий станции примыкания Тамбов-1; расшифровка расходов стоимости 1 часа маневровых работ.
Приказом от 02.03.2010 №03/16 Комитет отказывает обществу в открытии дела об установлении предельных тарифов на транспортные услуги (перевозка грузов и маневровая работа локомотива), оказываемые обществом на подъездных железнодорожных путях необщего пользования по станции примыкания Тамбов-1 Юго-Восточной железной дороги и направляет извещение от 03.03.2010 №0610.3/341 об отказе в открытии дела об установлении предельных тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.
В качестве основания отказа в извещении от 03.03.2010 №0610.3/341 указано, что обществом не представлено:
- документальное подтверждение расчетных объемов транспортных услуг (по перевозке грузов и маневровой работе), заложенных в расчет тарифов;
- расчет стоимости арендной платы за имущество, переданное во временное пользование ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс», на основании договора аренды имущества №02/АТ-10 от 01.02.2010;
- расчет стоимости арендной платы за имущество, переданное во временное пользование ООО «Дизель Экспресс», на основании договора аренды имущества №01/АТ-10 от 01.02.2010;
- расчет арендной платы за имущество, переданное во временное пользование ЗАО «Желдоркомплекс», на основании договора аренды имущества №01-А-10 от 01.02.2010;
- копии договоров на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, тепловую энергию, телефонную и сотовую связь на 2010 год, заключенных ЗАО «Бекетовское ППЖТ» для обслуживания участка №6, или копии счетов-фактур за фактическои полученные услуги, перевыставленные ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс» ;
23.03.2010 общество представило в Комитет дополнительные документы (соглашение о расторжении договора аренды имущества №01/АТ-10 от 01.02.2010; соглашение о расторжении договора аренды имущества №02/АТ-10 от 01.02.2010, договор аренды имущества №03/АТ-10 от 10.03.2010, договор аренды имущества №04/АТ-10 от 10.03.2010, калькуляцию стоимости перевозки 1 тн. Груза, калькуляцию стоимости 1 часа маневровых работ) и заявление №94-06 с просьбой рассмотреть вопрос об открытии дела по установлению тарифов:
- стоимости перевозки 1 тн. Груза для предприятий станции примыкания Тамбов-1 Юго-Восточной железной дороги – 348,99руб.
- за 1 час маневровой работы локомотива с вагонами, выполняемой по отдельному требованию грузовладельцев, по станции примыкания Тамбов-1 Юго-Восточной железной дороги – 3795руб.
Письмом от 12.04.2010 №06-16.2/588 Комитет запросил общество представить дополнительные документы:
-технический паспорт железнодорожных путей необщего пользования;
- акт обследования железнодорожного пути необщего пользования согласно Приложению 7 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденным приказом МПС РФ от 18.06.03 №26;
- договоры на эксплуатацию железнодорожного пути (или на подачу и уборку вагонов), заключенных между ЗАО «Бекетовское ППЖТ»;
- акты приема –передачи имущества в аренду;
- свидетельства о государственной регистрации права на арендуемое имущество;
- балансовая стоимость арендуемого имущества с учетом амортизации;
- документальное подтверждение расчетных объемов транспортных услуг (по перевозке грузов и маневровой работе), заложенных в расчет тарифов (копии договоров или плановые письма-заявки от контрагентов);
- счета-фактуры за фактически полученные коммунальные ресурсы, иные услуги, перевыставленные ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс».
13.04.2010 общество письмом №109-06 представило в Комитет документы и информацию по запросу:
- технические паспорта железнодорожных путей необщего пользования;
- акт приема передачи имущества в аренду по договору №03/АТ-10 от 10.03.2010;
- акт приема передачи имущества в аренду по договору №04/АТ-10 от 10.03.2010;
- свидетельства о регистрации права.
Не согласившись с отказом в открытии дела об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования исх. №06-10.3/34 от 03.03.2010, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В ходе судебного заседания представитель ответчика пояснил, что с учетом всех, представленных обществом документов, считает правомерным отказ по четырем позициям: не обоснован объем перевозок (фактический объем перевозок не представлен, также как не представлена статистическая отчетность); не обоснованы расходы по коммунальным услугам (из счета-фактуры определить объем не представляется возможным); не обоснованы затраты по арендной плате за имущество (высокий процент арендной платы, нет свидетельств на право собственности, размер амортизации неизвестен, отсутствует балансовая стоимость); нет заключенных договоров с контрагентами.
Общество в своем заявлении ссылается на то, что:
- в Комитет представлены фактические данные ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс», которое осуществляло транспортные услуги на путях необщего пользования в 2009г. свои объемы перевозок общество представить не могло, так как оно не работало ранее на территории Тамбовской области;
- обществом заключены договоры аренды на необходимую для осуществления своей деятельности. Арендная плата установлена собственниками имущества в виде договорной цены и утверждена протоколами согласования договорной цены, являющимися неотъемлемыми приложениями договоров аренды. Это предусмотрено ст. 614 ГК РФ. Поэтому отказ Комитета по причине непредставления расчетов стоимости арендной платы необоснован;
- общество не имеет возможности предоставить договоры на коммунальные услуги, в связи с тем, что производственный комплекс принят во временное пользование и коммунальные договоры оформлены на собственника имущества. Процедура переоформления договоров длительная;
- своими действиями ответчик не допускает общество на рынок транспортных услуг Тамбовской области.
Оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 указанного Кодекса, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть признано незаконным в случае его несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения таким решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству РФ предоставлено право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения , товары народного потребления и услуги.
В соответствие с утвержденным п. 1 постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, регулирование транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного и железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Исполнительным органом в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Тамбовской области на момент обращения Общества с заявлением об открытии дела по установлению тарифа являлся Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области (постановление Администрации Тамбовской области от 21.04.09 №457, Положение о Комитете по государственному регулированию тарифов Тамбовской области).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 25.01.2010 №47 утвержден Порядок государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования (далее Порядок).
В соответствии с п. 3.4 Порядка ОПЖТ (организация промышленного железнодорожного транспорта, независимо от организационно-правовой формы, осуществляем оказание транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ей на праве собственности или ан иных законных основаниях) направляет в регулирующий орган следующие документы:
заявление, в котором необходимо указывать:
сведения об организации, направившей заявление (полное и сокращенное наименование организации, ИНН, ОГРН, ОКПО, юридический и почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны и факс, фамилия, имя, отчество руководителя организации);
основания, по которым заявитель обратился в регулирующий орган для установления предельных тарифов на транспортные услуги;
требование, с которым заявитель обращается (в том числе размер предполагаемого предельного тарифа на транспортные услуги);
плановые (расчетные) калькуляции по видам услуг с расшифровкой статей затрат (с приложением заверенных копий документов, подтверждающих обоснованность затрат);
отчетные калькуляции за период действия предыдущих тарифов по видам услуг;
бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетности по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет, заверенные подписью руководителя и печатью;
справку об основных технико-экономических показателях за период действия предыдущих тарифов;
отчетную и плановую сметы цеховых и общехозяйственных расходов;
справки о распределении фактической прибыли и амортизационных отчислений;
расчет необходимой суммы прибыли с постатейным обоснованием величины затрат;
справку о выполненных объемах (в натуральном и денежном выражении) ремонтных работ локомотивов, вагонов и железнодорожных путей по видам ремонтов, способам выполнения работ (хозяйственным, подрядным);
справку об использовании инвентарного парка локомотивов (лок.-часы, ед.) в работе (передвижении, маневрировании, холостом простое, экипировке, техосмотре), в ремонте, в резерве, на консервации;
сведения о выполнении графика планово-предупредительных ремонтов за предыдущий год и плановый график на расчетный период;
расшифровку доходов прочих услуг, фактических и плановых;
фактические и расчетные объемы (в натуральном выражении) по видам услуг, с приложением подтверждающих документов;
действующее штатное расписание с указанием окладов, тарифных ставок, премий, прочих доплат и надбавок, подтвержденных положением об оплате труда работников или иным документом;
справку о протяженности путей, стрелочных переводов и переездов, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта;
расшифровку отчетного фонда оплаты труда по видам оплат;
платежные документы, подтверждающие приобретение шпал, рельс, стрелочных переводов и других материалов в отчетном периоде.
Согласно п. 3.7 Порядка в случае отсутствия отдельных документов, указанных в пункте 3.4 Порядка, или в целях уточнения отчетных или расчетных данных регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для расчетов предельных тарифов. ОПЖТ обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
Как установлено в судебном заседании основными причинами отказа явилось четыре позиции: не обоснован объем перевозок (фактический объем перевозок не представлен, также как не представлена статистическая отчетность); не обоснованы расходы по коммунальным услугам (из счета-фактуры определить объем не представляется возможным); не обоснованы затраты по арендной плате за имущество (высокий процент арендной платы, нет свидетельств на право собственности, размер амортизации неизвестен, отсутствует балансовая стоимость); нет заключенных договоров с контрагентами.
Как установлено в судебном заседании заявитель представил в регулирующий орган документы, которые у него имелись и которые он в силу своих возможностей мог представить. В связи с тем, что данная организация только начинала свою деятельности на территории Тамбовской области отдельные документы (фактический объем перевозок, расходы по коммунальным услугам, договора с контрагентами) она представить не могла в силу объективных причин.
Для подтверждения расчетных объемов транспортных услуг заявитель представил справку ООО «Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс»об объемах перевозок за 2009г. (л.д. 16 т. 1). Также были представлены обращения заявителя к основным потребителям (ОАО «Пигмент», ООО «Жилищная инициатива-5» ОАО «Арти-Завод», ОАО «Тепличное», ОАО «Тамбовхимпромстрой», ОАО «Жилстрой», ОАО СУ «Атомэнергострой», ОАО ПМК «АЛВИ» и др.) с проектом договора на транспортное обслуживание.
Для обоснования расходов по коммунальным услугам представлены договора аренды имущества (договор аренды имущества №03/АТ-10 от 10.03.2010 договор аренды имущества №04/АТ-10 от 10.03.2010) в которых п. 4.4. предусматривает возникновение обязанности общества по перечислению арендных платежей с момента вступления в силу постановления об утверждении тарифов. Перевыставление счетов за коммунальные услуги начнется именно с даты постановления.
Представление истцом в регулирующий орган договоров с контрагентами Порядком не предусмотрено.
Суд пришел к выводу, что обществом было представлен в Комитет достаточный объем материалов для открытия об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.
Несогласие Комитета с размером арендной платы, с размером коммунальных платежей влияют на величину установленного тарифа, а не на возможность открытия дела об установлении тарифов.
Пунктом 3.9 Порядка установлено, что регулирующий орган вправе (но не обязан) отказать в принятии заявления об установлении или изменении предельных тарифов на транспортные услуги по следующим основаниям:
непредставление или представление не в полном объеме материалов, обосновывающих необходимость установления (изменения) предельных тарифов на транспортные услуги в установленные сроки;
искажение фактических показателей работы ОПЖТ, представленных для обоснования предельных тарифов на транспортные услуги;
осуществление расчета себестоимости транспортных услуг с нарушением требований Налогового кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов, регулирующих ценообразование;
иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В письме №06-10.3/341 от 03.03.10 регулирующий орган не указал, по какому основанию установленном п. 3.9 Порядка отказано в открытии дела об установлении тарифов.
Суд оценивая доказательства по данному делу, пришел к выводу, что заявителем представлены документы, определенные п. 3.4 Порядка (перечень документов, который должен быть представлен лицами впервые вступившими на товарный рынок Тамбовской области, Порядок не устанавливает), запрашивание регулирующим органом и представление заявителем документов, не предусмотренных Порядком, свидетельствует о попытке недопущения заявителя на товарный рынок Тамбовской области и нарушении стратегии развития конкуренции на данном рынке.
Судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Заявителем понесены расходы по настоящему делу в сумме 2000руб. по уплате госпошлины (платежное поручение от 14.04.2010 №596).
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным отказ Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области в открытии дела об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования исх. №06-10.3/34 от 03.03.2010.
Обязать Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области открыть дело об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые ЗАО "Бекетовское ППЖТ" на подъездных железнодорожных путях необщего пользования
Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области (<...>) в пользу ЗАО "Бекетовское ППЖТ" (<...> ИНН <***>) расходы по госпошлине в сумме 2000руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в 19 Арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: <...>.
Судья Л.И. Парфенова .