ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2339/19 от 21.10.2020 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

27 октября 2020г.                                                                               Дело №А64-2339/2019

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2020г.

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2020г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Хорошун Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Уколовой Л.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области, г.Тамбов

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2, Тамбовская область, Токаревский район, р.п.Токаревка

Третье лицо: Администрация Токаревского района Тамбовской области, Тамбовская область, Токаревский район

о взыскании денежных средств в размере 5000000 рублей.

от истца – ФИО3, представитель по доверенности от 03.06.2020г. №12;

от ответчика –ФИО2, предоставлен паспорт,

от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом,

установил:

Управление сельского хозяйства <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 КФХ ФИО2, Тамбовская область, Токаревский район, р.п.Токаревка (ОГРНИП <***>,ИНН <***>) с требованием взыскать денежные средства, полученные им в виде гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы в размере 5000000 руб., из которых: средства федерального бюджета - 4585500 руб. и средства бюджета области – 414500 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 143801 руб. 37 коп., из которых: в доход федерального бюджета 131880 руб. 24 коп., в доход бюджета Тамбовской области 11921 руб. 13 коп.

Истец требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Стороны представили суду совместный Акт осмотра хозяйства участника –получателя гранта ИП ФИО1 КФХ ФИО2 от 16.10.2020г.

По результатам осмотра выявлено следующее: «На территории хозяйства ИП ФИО2 находится животноводческое помещение,  2 трактора, пресс-подборщик, заготовленные корма в достаточном количестве. В животноводческом помещении расположены животноводческие маты, оборудование для доения коров и хранения молока, а также коровы в количестве 4 головы, 1 нетель, 1 бык-производитель племенной. На территории хозяйства также осуществляется выпас поголовья молодняка в количестве 14 голов  с помощью электронного пастуха. Остальное поголовье в количестве 57 коров, 8 нетелей находятся на выпасе на удаленном пастбище. Количество  осмотренного имущества и поголовья с/х животных соответствует Плану расходов, утвержденному Соглашением».

Указанный Акт от 16.10.2020г. приобщен судом к материалам дела.

Ответчик также представил Акт вакцинации от 16.10.2020г., племенное свидетельство на быка, ветеринарное свидетельство.

Указанные документы приобщены к материалам дела.

Истец заявленные в иске требования поддержал, поскольку несмотря на то, что на данный момент количество осмотренного имущества и поголовья с/х животных соответствует Плану расходов, утвержденному Соглашением, ответчиком была допущена просрочка в выполнении условий Соглашения.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте его проведения, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, ранее выразило позицию о том, что ответчик является добросовестным производителем, и, просило оставить исковые требования без удовлетворения.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в деле материалам.

Из материалов, представленных в дело, следует, что между Управлением сельского хозяйства Тамбовской  области (далее – Управление, Истец) и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее - Участник программы, Ответчик, ФИО4) заключено Соглашение №3 от 10.05.2016г. о предоставлении гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением администрации Тамбовской  области от 21.11.2012 № 1443, а также на основании приказа Управления «Об утверждении результатов конкурсного отбора участников Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы» от 05.05.2016 № 158 (далее – Соглашение).

По указанному Соглашению Управление предоставляет Участнику  программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейной животноводческой   фермы (далее по тексту - Грант) в размере 5000000 (Пяти миллионов) рублей путем перечисления на его расчетный счет, а Участник программы принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим Соглашением (п.1.1 Соглашения).

На основании п.1.2 Соглашения, грант используется исключительно в соответствии  с  Планом расходов  (Приложение №1 к Соглашению), являющимся неотъемлемой частью Соглашения. Допускаются приобретение товара, оплата услуг либо выполненных работ по цене отличной, но не ниже установленной в Плане расходов (Приложение №1 к Соглашению), за исключением случаев, указанных в п.5.2 Соглашения.

Согласно п.2.2.2 Соглашения, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Участником программы взятых на себя обязательств, Управление вправе расторгнуть  в одностороннем порядке Соглашение, уведомив об этом Участника программы за 7 календарных дней до даты расторжения. Уведомление должно содержать реквизиты, необходимые для возврата полученного Гранта в областной и федеральный бюджеты, а также информацию о соответствующих размерах платежей в каждый из бюджетов.

На основании п.2.3.20 Соглашения, в случае наступления событий, указанных в п.п. 2.2.2 Соглашения, в течение 30 календарных дней возвратить в полном Объеме полученный Грант путем перечисления денежных средств в объеме и на расчетные счета, указанные в уведомлении Управления.

Во исполнение своих обязательств по Соглашению, Управление перечислило Ответчику денежные средства гранта в сумме 5 000 000 (пять миллионов) рублей, из которых средства федерального бюджета - 4 585 500 (четыре миллиона пятьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей и средства бюджета области -414 500 (четыреста четырнадцать тысяч пятьсот) рублей.

В соответствии с пунктами 2.3.4 Соглашения Ответчик обязан был использовать средства гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет в соответствии с Планом расходов (до 18.06.2018г.).

Согласно представленному Плану расходов в срок до апреля 2017 года Ответчик должен был приобрести за счет средств гранта,  коров молочного направления в количестве 22 головы и нетелей молочного направления (в том числе 1 бык производитель) количестве 25 голов.

29.06.2017г. с Ответчиком было заключено Дополнительное соглашение к Соглашению, согласно которому количество приобретаемого поголовья коров молочного направления увеличилось до 30 голов (нетелей молочного направления - 25 голов), а также срок их приобретения был перенесен с апреля на октябрь 2017 года.

Согласно Дополнительному соглашению от 14.12.2017 срок приобретения коров и нетелей был перенесен с октября 2017 года на апрель 2018 года.

В соответствии с пунктом 2.3.11 Соглашения Ответчик был обязан в течение 30 календарных дней с момента осуществления операции по расходованию средств (части средств) гранта предоставить в Управление копии документов, подтверждающих их целевое использование в разрезе целевых статей расходов.

Исходя из действующего законодательства и вида приобретения (покупка сельскохозяйственных животных) отчетными документами по использованию средств гранта должны являться:

-Договоры купли - продажи животных (Гражданский кодекс РФ);

-Документы, подтверждающие факт оплаты по договорам (счета на оплату, платежные поручения, подтверждающие оплату, или расписки от продавцов в получении денежных средств, ГК РФ);

-Акты приема - передачи животных (товарные накладные, ГК РФ);

-Ветеринарные сопроводительные документы (Приказ Минсельхоза России от 17.07.2014 № 281 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде», действовал до 09.01.2017).

В Управление Ответчиком фактически были представлены только документы на приобретение 10 голов нетелей молочного направления:

-копия договора купли - продажи от 26.12.2016 № 55;

-копия товарной накладной от 26.12.2016 № 55;

-копия ветеринарного свидетельства от 29.12.2016 серии 263 №0140135;

-копия акта приема - передачи от 29.12.2016;

-копии платежных поручений от 10.06.2016 № 1 и от 14.06.2016 № 2.

Документов на приобретение нетелей молочного направления в количестве еще 15 голов и коров молочного направления - 30 голов в Управление ответчиком представлено не было, что свидетельствует, по мнению истца, о неосвоении ответчиком средств гранта в срок, установленный пунктом 2.3.4 Соглашения (24 месяца).

Согласно пункту 2.3.15 Соглашения, Ответчик в течение 90 календарных дней с момента завоза сельскохозяйственных животных должен был осуществить электронное мечение (чипирование) поголовья, приобретенного с использованием средств гранта, с целью их дальнейшей идентификации радиочастотным методом. После осуществления чипирования Ответчик обязан был предоставить в адрес Управления и Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Региональный информационно - консультационный центр агропромышленного комплекса» информацию о животном и код чипа для внесения в базу данных агропромышленного комплекса Тамбовской области. Однако данные об осуществлении Ответчиком чипирования поголовья коров и нетелей молочного направления не представлены.

Согласно пункту 2.3.13 Соглашения, Ответчик обязася создать не менее 3 рабочих мест к моменту полного освоения средств гранта (до 10.05.2018). Однако, документы, подтверждающие создание рабочих мест, Ответчиком в Управление  также не  были представлены.

В соответствии с пунктом 2.3.17 Соглашения Ответчик обязан раз в полгода, в течение 5 лет с момента перечисления средств гранта, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Управление отчет об использовании гранта. Но отчетные документы об использовании гранта за период с июля 2017 года до момента предъявления иска в Управление Ответчиком не представлены.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.6 Соглашения Ответчик обязан обеспечивать выполнение показателей, предусмотренных бизнес - планом по созданию и развитию семейной животноводческой фермы (бизнес - план), согласно Приложению № 2 к Соглашению, с выполнением указанных показателей не менее 70%. Однако показатели, установленные бизнес - планом, согласно пояснениям истца, не выполнены.

Вышеизложенное, по мнению истца, свидетельствует о невыполнении ответчиком условий Соглашения, что  согласно пункту 2.3.20 Соглашения, влечет возврат средств гранта в полном объеме.

Кроме того, в соответствии со ст.395 ГК РФ истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами.

В связи с указанными обстоятельствами Управлением Участнику  была направлена претензия от 12.09.2018 исх. № 01-14/3084, содержащая уведомление о расторжении Соглашения в одностороннем порядке и возврате средств гранта в полном объеме (5 000 000 руб.) в федеральный бюджет и бюджет Тамбовской области в соответствующей части (срок исполнения требования в течение 30 календарных дней с момента получения претензии (т.1, л.д.10-11).

Факт получения претензии подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, сформированным на официальном сайте «Почта России» (л.д.12). Однако данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, до настоящего момента денежные средства на расчетный счет Управления не поступили.

Поскольку требования ответчиком не были удовлетворены, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим исковым заявлением.

Ответчик представил в материалы дела возражения на иск (том 1 , л.д. 74-76), считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку фактически все условия Соглашения выполнены.

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, доводы истца и заявленные ответчиком возражения, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

Частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований  – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Обязательства сторон в данном случае установлены Соглашением №3 от 10.05.2016г. о предоставлении гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм и должны исполняться надлежащим образом.

Спорные правоотношения сторон регламентированы, в том числе и Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

В абзаце 5 статьи 69 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется ст. 78 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевом характере бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В Информационном письме от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 БК РФ.

По смыслу статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Пунктом 1 статьи 158 БК РФ определено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 г.».

В целях реализации указанной программы Постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 № 1443 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы».

10.05.2016г. между Управлением сельского хозяйства области и ИП КФХ ФИО2 заключено соглашение №3 от 10.05.2016г. о предоставлении гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм.

Во исполнение своих обязательств по Соглашению, Управление перечислило Участнику программы денежные средства в виде гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы в размере 5000000 рублей, что подтверждается платежными поручениями №236378 от 17.05.2016г., №242147 от 18.05.2016г. (т.1, л.д.43-44).

В соответствии с пунктами 2.3.4 Соглашения Ответчик обязан был использовать средства гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его расчетный счет в соответствии с Планом расходов (до 18.06.2018г.).

Ответчик в возражениях на исковое заявление от 03.06.2019г. поясни, что согласно плану расходов (приложение № 1 к Соглашению о предоставлении гранта), общая стоимость расходов составила 8902065 руб., из которых: 5000000 руб. – грант на развитие семейной животноводческой фермы; 3902065 руб. – собственные денежные средства истца. После получения денежных средств, в соответствии с планом расходов, ответчиком было приобретено поголовье коров и оборудование для фермы. Кроме того для содержания поголовья коров было смонтировано вспомогательное сооружение с технологическим оборудованием, для чего были приобретены стройматериалы. Согласно товарным накладным и чекам приобретение стройматериалов документально подтверждено. Для возведения вышеуказанного вспомогательного сооружения были привлечены наёмные рабочие и строительная техника, что также нашло своё отражение в отчётных документах, представленных ответчиком в материалы дела.

Для развития животноводческой фермы ответчиком, кроме приобретения нетелей на общую сумму 800 000 рублей по договору купли-продажи № 55 от 29.12.2016 г., денежные средства были израсходованы  также  на приобретение  следующего имущества:

-бетон М-250 и услуги а/бетоносмесителя - 518 000 рублей, что подтверждается товарной накладной №392 от 13.07.2016г. (т.1, л.д.96);

-арматура и проволока вязальная - 39 300 рублей, в подтверждение чего представлена счет-фактура №Т017983/01 от 07.07.2016г. (т.1, л.д.97);

- ремень С/В-6000 и шпагат для пресс-подборщика - 12 426 рублей 08 копеек, в подтверждения факта приобретения данного товара представлен товарный чек №ТЧ1720 от 04.07.2016г. (т.1, л.д.98);

-профнастил оцинкованный и конек оцинкованный - 237 120 рублей, что подтверждается товарным чеком №Ш0000000092 от 26.10.2016г. (т.1, л.д.85);

-пресс-подборщик Claas Rollant 44 б/у - 400 000 рублей, что подтверждается товарной накладной от 08.09.2016г. (т.1, л.д.103);

-мат животноводческий - 304 000 рублей, что подтверждается договором поставки №0138/16 от 20.09.2016г. (т.1, л.д.86-88), товарной накладной №1254 от 29.12.2016г. (т.1, л.д.91) и платежным поручением №12 от 23.09.2016г. (т.1, л.д.90);

-транспортёр навозоуборочный ТСН-ЗБ - 196 000 рублей, что подтверждается товарной накладной №1253 от 05.10.2016г. (т.1, л.д.113).

-агрегат доильный стационарный АДСН - 590 000 рублей, что подтверждается товарной накладной №1335 от 20.10.2016г. (т.1, л.д.114)

-установка охлаждения молока открытого типа УОМ-1000 л - 307 000 рублей, что подтверждается товарной накладной №1383 от 28.10.2016г. (т.1, л.д.115)

-работы по монтажу вспомогательного технологического помещения - 1 390 100 рублей, выполнение которых подтверждается актом №1 от 05.10.2016г. (т.1, л.д.112).

Итого на сумму 3 993 946 рублей 08 копеек.

Всего - 4 793 946 рублей 08 копеек.

Ответчик пояснил, что данные документы были предоставлены в Управление сельского хозяйства Тамбовской области.

Кроме того, ответчиком были приобретены два трактора, дискатор, две косилки, пресс-подборщик «Киргизстан», КУН, дробилка стационарная на общую сумму 1 207 000 рублей, а также КРС (коровы - 11 голов, нетели - 10 голов) на общую сумму 1 880 500 рублей.

Также ответчик пояснил, что часть документов утрачена, в связи с переменой места жительства и им предпринимаются меры для их восстановления.

Согласно Плану расходов (Приложение № 2 к Соглашению от 10.05.2016 №3) ФИО2 должен был создать рабочие места в количестве 2 единицы (срок, на который запланировано достижение показателей – II полугодие 2016, в I полугодие 2017г. численность рабочих мест должна составить 3 единицы).

Ответчик пояснил, что он выполнил взятые на себя обязательства по созданию рабочих мест (т.2, л.д.53-54). В подтверждение указанных обстоятельств ответчик представил в материалы дела трудовые договоры №1-ТД от 09.01.2020г. и №2-ТД от 09.01.2020г. (т.2, л.д.52-68), Приказы о приемке работника на работу от 09.01.2020г. №1-П и от 09.01.2020г. №2-П (т.2, л.д.72,73), Приказ о сроках выдачи заработной платы №1-С от 09.01.2020г. (т.2, л.д.70), Приказ о штатном расписании на 2020 год №1-Ш (т.2, л.д.71), штатное расписание №1 от 09.09.2020г. (т.2, л.д.69).

В соответствии со штатным расписанием ответчиком созданы 2 индивидуализированных рабочих места (скотник с окладом 12 400 руб.).

Также ответчиком во исполнение пункта 2.3.17 Соглашения, представлены отчетные документы об использовании гранта за период с 01.07.2018г. по 01.01.2020г. (т.3, л.д.20-51).

Во исполнение пункта 2.3.15 Соглашения, ответчик представил данные об осуществлении им чипирования поголовья коров и нетелей молочного направления в количестве 55 штук, что подтверждается договором №29/19 от 04.12.2019г. оказания услуг по созданию информационной базы данных сельскохозяйственных животных (т.2, л.д.33-39), а также актом об оказании услуг №0000-000039 от 10.12.2019г. (т.2, л.д.40).

Ответчик пояснил, что в 2017г.-2018г. года ИП ФИО1 КФХ ФИО2, на основании договоров купли-продажи, за счет средств гранта, а также собственных средств были приобретены поголовья коров и нетелей, что подтверждается представленными в дело документами.

Так, по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 14.02.2018 у ФИО5 ответчиком  было приобретено 5 голов коров стоимостью 385 000 руб. (т.1, л.д.86-87). Факт приобретения коров по договору от 14.02.2018 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 14.02.2018г. и распиской в получении денежных средств ФИО5 (т.2, л.д.88,89).

По договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 03.10.2017 одна корова была приобретена ответчиком у ФИО6 стоимостью 79 000 руб. (т.2, л.д.91-92). Факт приобретения коровы по договору от 03.10.2017 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 03.10.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО6 (т.2, л.д.93,94).

На аналогичных условиях ИП ФИО1 КФХ ФИО2 были приобретены у ФИО7 коровы в количестве 2 голов и нетели в количестве 2 головы общей стоимостью 260 000 руб. (договор купли-продажи от 04.04.2018) (т.2, л.д. 96-97). Факт приобретения коров и нетелей по договору от 04.04.2018 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 04.04.2018 и распиской в получении денежных средств ФИО7 (т.2, л.д.98,99).

По договорам купли-продажи сельскохозяйственных животных от 21.03.2017 и от 12.02.2018г. ответчиком было приобретено коров в количестве 3 головы у ФИО8 общей стоимостью 211 000 руб. (т.2, л.д.101-102, 131-132). Факт приобретения коров по договорам от 21.03.2017 и от 12.02.2018г. подтверждается актами приема-передачи сельскохозяйственных животных от 21.03.2017 и 12.02.2018г., а также расписками в получении денежных средств ФИО8 (т.2, л.д.103,104, 133,134).

У ФИО9 ФИО2 была приобретена 1 корова (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 21.03.2017) стоимостью 81 000 руб. (т.2, л.д. 106-107), что подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 21.03.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО9 (т.2, л.д.108,109).

У ФИО10 ответчиком было  приобретено 5  коров (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 23.03.2017, договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 07.02.2018) общей стоимостью 364 000 руб. (т.2, л.д. 111-112, 126-127). Данный факт подтверждается актами приема-передачи сельскохозяйственных животных от 23.03.2017 и от 07.02.2018г. и расписками в получении денежных средств ФИО10 (т.113, 114, 128, 129).

По договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 11.05.2017 ответчиком было  приобретено 5 коров у ФИО11 общей стоимостью 405 000 руб. (т.2, л.д.116-117). Факт приобретения коров по договору от 11.05.2017 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 11.05.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО11 (т.2, л.д.118,119).

У ФИО12 ответчиком было приобретено 3 коровы (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 15.05.2017) общей стоимостью 248 000 руб. (т.2, л.д. 121-122). Данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 15.05.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО12 (т.123, 124).

У ФИО13 ФИО2 приобретено 5 коров (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 01.08.2017) общей стоимостью 154 000 руб. (т.2, л.д. 136-137). Данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 01.08.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО13 (т.138, 139).

У ФИО5 ответчиком приобретено 3 коровы (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 25.05.2017) общей стоимостью 248 000 руб. (т.2, л.д. 141-142). Данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 25.05.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО5 (т.143, 144).

По договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 13.03.2018 одна корова была приобретена ответчиком у ФИО14 стоимостью 78 000 руб. (т.2, л.д.146-147). Факт приобретения коровы по договору от 13.03.2018 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 13.03.2018 и распиской в получении денежных средств ФИО14 (т.2, л.д.148,149).

У ФИО15 ответчиком приобретено 2 коровы (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 21.03.2018) общей стоимостью 143 000 руб. (т.2, л.д. 151-152). Данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 21.03.2018 и распиской в получении денежных средств ФИО15 (т.153, 154).

По договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 22.04.2017 одна корова была  приобретена ответчиком у ФИО16 стоимостью 82 000 руб. (т.2, л.д.156-157). Факт приобретения коровы по договору от 22.04.2017 подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 22.04.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО16 (т.2, л.д.158,159).

У ФИО17 ответчиком приобретено 3 коровы (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 19.10.2017) общей стоимостью 218 000 руб. (т.3, л.д. 11-12). Данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 19.10.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО17 (т.3, л.д.13, 14).

У ФИО18 ответчиком приобретено 3 коровы (договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от 12.10.2017) общей стоимостью 237 000 руб. (т.3, л.д. 16-17), данный факт подтверждается актом приема-передачи сельскохозяйственных животных от 12.10.2017 и распиской в получении денежных средств ФИО18 (т.3, л.д.18, 19).

Из представленных документов следует, что ответчиком за период 2017г.-2018г. было приобретено 43 коровы и 2 нетели на общую сумму 3193000 руб.

Копии указанных договоров, а также копии справок о наличии у продавцов коров и нетелей личного подсобного хозяйства ИП ФИО1 КФХ ФИО2 представлены в Управление сельского хозяйства в подтверждение использования средств гранта по целевому назначению.

Управлением сельского хозяйства Тамбовской области в 2018 году при проведении плановой проверки было осмотрено всё поголовье скота, помещения, приобретённая техника. По результатам проверки составлен Акт от 23.01.2018г., из которого следует, что деятельность ответчиком осуществляется, в коровнике находятся 50 голов КРС, в том числе 32 коровы, однако не в полном объёме находится приобретённое имущество (т.1, л.д.99).

Исследуя обстоятельства дела, судом также  был опрошен свидетель.

В судебном заседании 04.06.2019г. свидетель - Сафронов Дмитрий Александрович - представитель Администрации Токаревского района Тамбовской области пояснил суду, что все денежные средства гранта использовались Чегловым М.Н. по целевому назначению, производственная деятельность ответчиком действительно осуществляется. Также свидетель просил не удовлетворять исковые требования Управления и пояснил суду, что животноводческая ферма ИП Главы КФХ Чеглова М.Н. частично обеспечивает молоком Токаревский район, и,  район заинтересован в развитии животноводческой фермы.

Из информационного письма Администрация Токаревского района Тамбовской области (т.3, л.д.9) следует, что ответчик действительно осуществляет предпринимательскую деятельность в области отрасли животноводства по развитию молочного производства и предпринимает все необходимые меры для развития семейной молочной фермы.

Представитель Администрации Токаревского района пояснил, что производство молока имеет важное значение для экономики района.

Сложившаяся экономическая ситуация в сельском хозяйстве Тамбовской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития как крупных, так и малых форм хозяйствования. Согласно Постановлению администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 (ред. от 10.04.2020) "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", поддержка развития КФХ способствует постепенному увеличению производства сельскохозяйственной продукции в них, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения на селе и повышению качества жизни сельского населения.

Таким образом, поддержка фермеров в производстве молока может стать катализатором положительных качественных изменений всей сельскохозяйственной отрасли в целом и рынка сельскохозяйственной продукции.

Судом установлено, что предоставленная сумма гранта использована ответчиком в полном объеме на приобретение техники, крупного рогатого скота в соответствии с измененным и согласованным планом расходов. Приобретение техники и КРС подтверждено ответчиком документально; фактическое наличие техники и оборудования подтверждено в ходе проведенной проверки, по результатам которой составлен Акт  осмотра хозяйства участника – получателя гранта ИП ФИО1 КФХ ФИО2 от 16.10.2020г.

По результатам осмотра истцом установлено следующее: «На территории хозяйства ИП ФИО2 находится животноводческое помещение,  2 трактора, пресс-подборщик, заготовленные корма в достаточном количестве. В животноводческом помещении расположены животноводческие маты, оборудование для доения коров и хранения молока, а также коровы в количестве 4 головы, 1 нетель, 1 бык-производитель племенной. На территории хозяйства также осуществляется выпас поголовья молодняка в количестве 14 голов  с помощью электронного пастуха. Остальное поголовье в количестве 57 коров, 8 нетелей находятся на выпасе на удаленном пастбище. Количество  осмотренного имущества и поголовья с/х животных соответствует Плану расходов, утвержденному Соглашением».

Таким образом, на момент вынесения решения ответчиком выполнены условия Соглашения и приобретенное имущество и поголовье с/х животных соответствует Плану расходов.

За 2019г. на МТФ ответчика произведено молока в количестве 200 тонн, получено выручки 1200000 руб., в дальнейшем ответчиком планируется достичь производительности в 300 тонн в год.

В материалы дела представлены первичные документы (договоры, платежные документы и отчеты), свидетельствующие о расходовании ответчиком гранта на цели, предусмотренные Планом расходов. Также ответчик представил в материалы дела трудовые договоры №1-ТД от 09.01.2020г. и №2-ТД от 09.01.2020г., Приказы о приемке работника на работу от 09.01.2020г., Приказ о сроках выдачи заработной платы, Приказ о штатном расписании, штатное расписание.

Судом установлено, что со стороны ответчика действительно имело место нарушение обязательств, предусмотренных Соглашением, а именно в части оформления документов, подтверждающих совершение им действий, предусмотренных Соглашением.

Факт просрочки обязательства по юридическому оформлению документов не должен лишать Участника программы права сохранить результат своего труда.

Формальный подход в данном случае приведет к ликвидации действующего КФХ и потере рабочих мест, что не соответствует целям, предусмотренным Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области.

Ответчик не отрицает, что с его стороны обязательства по представлению документов были нарушены, однако, в процессе рассмотрения дела он предпринял все зависящие от него меры по исправлению допущенных нарушений.

Именно право на судебную защиту дает стороне возможность обосновать сложившуюся ситуацию, связанную с неисполнением обязательств.

В процессе судебного разбирательства, ответчик смог восстановить часть утерянных документов, оформить документы, которые ранее им не были представлены в Управление, а также представить доказательства того, что средства гранта были израсходованы им по целевому назначению, и, в настоящий момент молочная семейная ферма функционирует и развивается.

Учитывая обстоятельства данного конкретного  дела, представленные документы и пояснений лиц, участвующих в деле, исходя из добросовестного поведения ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Согласно статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 названного Кодекса, а также положений статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине следует отнести на истца.

При этом в соответствии со статьей 333.37 НК РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья                                                                                    Е.А. Хорошун