ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2377/2011 от 13.02.2012 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

резолютивная часть решения объявлена 13.02.2012г.

решение в полном объеме изготовлено 14.02.2012г.

г. Тамбов

«14 февраля» 2012 года Дело №А64-2377/2011

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

ФИО1 (протоколирование ведется с использованием средств аудиозаписи),

рассмотрев в судебном заседании дело №А64-2377/2011

по заявлению

ООО «Фламинго», г. Тамбов

  к Комитету по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова, г. Тамбов

третье лицо: ООО «Октан-Базис», г. Тамбов

о признании действий Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова незаконными и обязании засчитать стоимость неотделимых улучшений в размере 787 838,70 руб. в счет оплаты приобретенного ООО «Фламинго» имущества

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом (уведомление от 12.01.2012г.);

от ответчика – ФИО2, главный специалист юридического отдела, доверенность № 01-12.1-3373 от 02.12.2011г.;

от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом (ликвидирован);

  УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Фламинго» ( далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом города Администрации г. Тамбова по отказу Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова, в проведении зачета стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества, расположенного по пр. Энергетиков, д.3 г. Тамбова, в счет оплаты по договору №10648 купли-продажи арендованного муниципального имущества от 04.03.2009г., выразившихся в письме от 14.03.2011г. №01-19.1-1888, и обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем проведения зачета стоимости неотделимых улучшений на общую сумму 783 838,7 руб., в счет оплаты приобретенного ООО «Фламинго» по договору №1064 купли-продажи арендованного муниципального имущества от 04.03.2009г..

Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова требования не признал, по мотивам изложенным в отзыве на заявление.

Определением от 25.09.2011 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А64-6162/2011. Определением от 29.12.2011 производство по делу было возобновлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

На основании постановления мэра г. Тамбова от 02.06.2003г. №3201 ООО «Фламинго» предоставлено в аренду помещение, площадью 128 кв.м., расположенное по адресу <...>, для размещения автомойки, заключен договор аренды указанного помещения от 04.06.2003г. №1066/4.

Пунктом 2 данного постановления ООО «Фламинго» в срок до 01.01.2004г. предписано провести капитальный ремонт данного помещения в соотвествии с проектно-сметной документацией.

10.06.2003г. между сторонами подписан акт приема-передачи в аренду указанного нежилого помещения. В данном акте было отражено. что сдаваемой в аренду помещение находится в неудовлетворительном состоянии.

В 2003г. была утверждена проектно-сметная документация на капитальный ремонт помещения под устройство автомойки по пр. Энергетиков , 3, в г. Тамбове. ( проект сделан ООО « Архитектурная мастерская « ДИЗАЙН-ПРОЕКТ» , действующего на основании лицензии Д 348239 от 11.06.2003г.)

Заявителем были получены:

проект на капитальный ремонт помещения под устройство автомойки указанного помещения, согласованный в установленном законом порядке 08.09.2003 года главным архитектором города.

Для проведения работ по капитальному ремонту помещения под устройство автомойки ООО «Фламинго» заключил с ООО «ОктанБазис»ИННН <***> в лице генерального директора ФИО3 договор подряда от 23.10.2003г. №1, в соответствии с которым в период с 23.10.2003г. по 24.04.2004., последним за счет первого проведен капитальный ремонт помещения, расположенного по адресу <...>, для размещения автомойки,

В подтверждение выполнения указанных работ между названными лицами составлены акты о приемке выполненных работ №№12 от 12.01.2004г., № 13 от 02.02.2004г., № 14 от 04.03.2004г., справки о стоимости выполненных работ от 12.01.2004г. № 12, № 13 от 02.02.2004г., № 14 от 04.03.2004г, локальный сметный расчет на водоснабжение и канализацию , локальный сметный расчет на электроснабжение, , счет-фактура № 12 от 12.01.2004г. на сумму 635 327,33 руб., в т.ч. НДС 96 914,34 руб., счет-фактура № 13 от 02.02.2004г. на сумму 65 595,24 руб. , в т.ч. НДС на сумму 10 006,05 руб., счет-фактура № 14 от 04.03.2004г. на сумму 86 916,13 руб., в т.ч. НДС 13 258,39 руб.

Согласно вышеназванным документам общая стоимость работ составила 787 838,70 руб. Указанные работы были оплачены заявителем в сумме 787 838,7 руб. , что подтверждается представленными в материалы дела копиями чеков ККТ.

Факт проведения капитального ремонта подтверждается актом приемочной комиссии о приемке законченного ремонта, произведенного арендатором от 04.02.2004г., утвержденным Председателем Комитета по управлению имуществом города Тамбова

В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», воспользовавшись преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова и ООО « Фламинго» . был заключен договор купли-продажи арендованного муниципального имущества от 04.03.2009г. №1064 (здание автомойки лит. А общей площадью 130.2 кв.м., , расположенное по адресу: <...>). Рыночная стоимость данного помещения составила 2 098 000 рублей, в т.ч. НДС (п.2 .1 заключенного договора). При оплате договором купли-продажи предусмотрена рассрочка сроком на пять лет, при этом имущество находится в залоге у продавца до полной оплаты.

Право собственности на приобретенное помещение в установленном порядке зарегистрировано, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации от 29.11.2010г. №68-АБ 296645.

28.02.2011г. ООО «Фламинго» обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова с заявлением о проведении зачета стоимости неотделимых улучшений в виде работ по проведению капитального ремонта ранее арендуемого помещения в сумме 787 838,7 руб. в счет выкупной цены по договору купли-продажи от 04.03.2009г. №1064.

К заявлению обществом были приложены: копия постановления № 3201, копия акта от 12.09.02, копия акта от 10.06.03, копия акта от 04.02.04, копия договора купли-продажи, копия регсвидетельства, рабочий проект, копия договора на капитальный ремонт от 23.10.03. локальные сметные расчеты стоимости материалов и работ. копии счетов-фактур , копии актов выполненных работ, копии платежных документов – л.д. 61 т. 1 .

По результатам рассмотрения представленного заявления и пакета документов к нему Комитетом по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова в адрес ООО «Фламинго» направлено письмо от 14.03.2011г. №01-19.1-1888, в котором Комитет сослался на отсутствие оснований для проведения испрашиваемого зачета, поскольку в представленном пакете документов отсутствуют проектная документация на капитальный ремонт здания, акты выполненных работ, акты на скрытые работы, расчет стоимости материалов, счета-фактуры на материалы, капитальный ремонт здания не согласован с управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Тамбова, другими службами. Также Комитет указал на то, что оплата выполненных работ, в нарушение указания ЦБ РФ от 20.06.2007г. №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя», проведена с превышением 100000 руб.; представленные копии кассовых чеков на сумму 787 838,7 руб. не являются подтверждением оплаты за выполненные работы.

Заявитель посчитав указанный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд, оценив имеющиеся в материалах дела представленные сторонами доказательства, доказательства, полученные по запросу суда в процессе рассмотрения дела, заслушав доводы и возражения представителей сторон, руководствовался следующим:

Федеральным законом от 22.07.2008г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №159-ФЗ) установлено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества при наличии в совокупности условий, перечисленных в статье 3 данного Закона. Порядок реализации этого права определен статьей 4 того же Закона.

Согласно ч.6 ст.5 Закона №159-ФЗ стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.

Пунктом 2.6 договора от 04.03.2009г. №1064 установлено, что стоимость неотделимых улучшений Объекта засчитывается в счет оплаты приобретаемого Объекта в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателя в соответствии с Временным порядком зачета стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества (далее – Временный порядок), утвержденного постановлением администрации г. Тамбова от 17.12.2008г. №9732.

Согласно п.2 Временного порядка Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации города Тамбова (далее - комитет) проводит зачет стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества в счет оплаты по договору купли-продажи при условии согласия арендодателя на проведение капитального ремонта, реконструкцию объектов муниципального нежилого фонда, переданных в аренду, а также на ремонт или замену отдельных конструктивных элементов.

Данное согласие может быть выражено в виде разрешения комитета по управлению имуществом города Тамбова, комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова, комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова, постановлений мэра города Тамбова, главы администрации города Тамбова.

Судом установлено, что разрешение на проведение капитального ремонта, в соответствии с утвержденной проектной документацией, в то время еще арендуемого помещения, было получено обществом у арендодателя, что подтверждается представленным в материалы дела постановлением мэра г. Тамбова от 02.06.2003г. №3201 (т.1 л.д.7).

Проектно-сметная документация была согласована главным архитектором города Тамбова, возглавляющим Управление архитектуры и градостроительства 08.09.03г.- т.1 л.д. 25, в связи с чем довод ответчика о том. что капитальный ремонт здания не согласован с управлением архитектуры и градостроительства мэрии года Тамбова и другими службами, является несостоятельным.

Более того, актом приемочной комиссии от 04.02.2004г., утвержденным председателем комитета по управлению имуществом города Тамбова ФИО4 , подписанным заместителем председателя комитета ФИО5, главным художником Управления архитектуры и градостроительства ФИО6, директором МУ « Департамент ЖКХ» ФИО7, главным инженером МУ «Дирекция единого заказчика» ФИО8, главным специалистом отдела архитектуры и градостроительства, подтверждено принятие в эксплуатацию автомойки после проведенного капитального ремонта, который производился в соответствии с проектно-сметной документацией , разработанной ООО АМ «Дизайн-Проект».

Виды работ, затраты на проведение которых подлежат возмещению в счет выкупной цены, а также документы для их подтверждения перечислены в пунктах 3 и 4 Временного порядка.

Суд отмечает, что работы, отраженные в актах №№12,13,14 проведенные подрядчиком при капитальном ремонте спорного помещения, входят в названный перечень, документы подтверждающие их проведение были представлены ответчику, что подтверждается приложением к заявлению ООО «Фламинго» - т.1 л.д.61.

Также весь перечень необходимых документов был предоставлен суду при рассмотрении дела.

В связи с чем довод ответчика о непредставлении в пакете документов проектной документации на капитальный ремонт здания, акты выполненных работ. счетов-фактур . судом не принимается.

В качестве последнего основания для отказа в проведении зачета ответчик сослался на то обстоятельство, что приложенные чеки ККТ на общую сумму 787 838,70 руб. не являются подтверждением оплаты за выполненные работы.

Суд, проверяя указный довод ответчика, привлек к участию в деле подрядчика – ООО « Октан Базис» и сделал соответствующий запрос в налоговый орган, истребовав выписку из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Октан Базис» (ИНН <***>), расположенного по адресу: <...>, сведения о регистрации за данной организацией ККТ № АА00052617НМ или сведения об организации, за которой зарегистрирован данный номер ККТ в период 2004г.

Кроме этого, суд просил представить сведения находилось ли в государственном реестре в качестве юридического лица ООО «Октан Базис» расположенного по адресу: <...>. с ИНН <***> с предоставлением сведений корректно ли составлен данный ИНН.

В ответ на указанный запрос ИФНС России по г. Тамбову представила выписку из ЕГРЮЛ в отношении ООО « Октан Базис» с ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес места нахождения : <...>.

По данным налогового органа юридическое лицо с указанным в запросе ИНН <***> в инспекции не зарегистрировано.

Также инспекция сообщила, что ООО «Октан-Базис» ИНН <***>, по адресу: <...> (касса предприятия) согласно, поданного заявления зарегистрировало в ИФНС России по г.Тамбову ККТ ОРИ-ОН-100Ф, зав.№ 0081545, 01.01.2004 года выпуска. Данная ККТ снята предприятием с регистрации 20.06.2006 года.

Сведения о регистрации предприятием ККТ с зав. №АА00052617НМ в Федеральном информационном ресурсе ККТ не со­держатся.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Октан-Базис» с ИНН <***> в ЕГРЮЛ в качестве юридичееских лиц не зарегистрировано.

В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Как следует из п. 3 ст. 83, п. 7 ст. 84 НК РФ, постановка на учет с присвоением ИНН организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Присвоенный организации ИНН не подлежит изменению и не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определяются Министерством финансов Российской Федерации (данным правом до 01.08.2004 обладало Министерство Российской Федерации по налогам и сборам).

В соответствии с упомянутым порядком (пункты 2.1.1, 3.1, 3.6.1) ИНН присваивается налоговым органом при постановке на учет организации при ее создании, в том числе путем реорганизации; присвоенный организации ИНН не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации; при изменении места нахождения организации ИНН не изменяется.

В данном случае договор, иные документы составлены от имени юридического лица, сведения о котором в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела, в обоснование права на зачет стоимости неотделимых улучшений в размере 787 838,70 руб. заявителем представлены счета-фактуры, акты выполненных работ, чеки ККТ, в которых подрядчиком указано ООО « ОктанБазис» ИНН<***> .

Между тем по данным налогового органа юридическое лицо с указанным в запросе ИНН <***> в ЕГРЮЛ не зарегистрировано.

В силу положений статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные последствия для участников данных правоотношений.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

В Едином государственном реестре юридических лиц юридическое лица ООО «ОктанБазис» с ИНН <***>, иных реквизитах, которые были указаны в представленных заявителем в подтверждение обоснованности понесенных расходов в сумме 787 838,70 руб. документах, отсутствуют.

Данные ИНН ввиду несоответствия содержащихся в них контрольных чисел числам, определяемым с помощью специального алгоритма расчета, в принципе не могли быть присвоены какому-либо юридическому лицу.

Из изложенных обстоятельств следует, что в документах, представленных ООО «Фламинго» в подтверждение спорных хозяйственных операций, содержались сведения о несуществующем юридическом лице (контрагенте).

Вступая в обязательственные правоотношения по поставке товаров, заявитель не удостоверился в правоспособности ООО « Октан-Базис» и в государственной регистрации этих организаций в качестве юридического лица; не запросил правоустанавливающих документов у юридического лица, от имени которого выполнены документы, равно как не воспользовался общедоступной информацией о государственной регистрации контрагента, находящейся на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Общество не предприняло указанных мер и на стадии исполнения сделки, осуществляя оплату выполненных работ наличными денежными средствами.

Следовательно, общество действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).

Зарегистрированное ранее в ЕГРЮЛ другое юридическое лицо – ООО « Октан-Базис» , с иным ИНН, юридическим адресом, которое на момент рассмотрения дела в арбитражном суде ликвидировано, не может быть рассмотрено арбитражным судом в качестве надлежащего контрагента ООО « Фламинго», поскольку первичные документы оформлены от имени несуществующего юридического лица.

Представленные ООО «Фламинго» документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, не могут служить основанием для учета расходов и подтверждением понесенных расходов на проведение капитального ремонта расходов.

Данная правовая позиция, изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 7588/08, от 01.02.2011 N 10230/10, от 19.04.2011 N 17648/10.

При указанных обстоятельства суд не усматривает законных оснований для признания незаконным отказа Комитета в проведении зачета стоимости неотделимых улучшений арендуемого имущества, расположенного по пр. Энергетиков, д.3 г. Тамбова, в счет оплаты по договору №10648 купли-продажи арендованного муниципального имущества от 04.03.2009г.

На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Судебные расходы в виде уплаченной заявителем госпошлины следует отнести на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 117, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, -

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, <...>.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону <***> или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е,ФИО9