ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2555/18 от 07.07.2020 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12

http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

14 июля 2020 года Дело №А64-2555/2018

Резолютивная часть решения объявлена 07.07.2020г.

В полном объеме решение изготовлено 14.07.2020г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Н.Ю. Макаровой

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи О.И. Долгополовым

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

ООО «Транс-Сервис-Авто», Тамбовская область, Тамбовский район, с. Донское,

к 1) ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», г. Тамбов,

2) Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, г. Тамбов

о взыскании 6 545 868 руб. 00 коп.

Третьи лица:

1) Прокуратура Тамбовской области, г. Тамбов,

2) Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, г. Тамбов,

3) Финансовое управление Тамбовской области, г. Тамбов,

4) ФГУП Почта России в лице филиала по Тамбовской области

5) ООО «Тамбовский центр регионального развития»

при участии в судебном заседании:

от истца: не явились, извещены;

от ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан»: ФИО1, доверенность от 13.012.2019г. ;

от Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области: ФИО1, доверенность № 03/3473 от 25.06.2020г.

от Прокуратуры Тамбовской области, г. Тамбов – не явились, извещены

от Управления Федерального казначейства по Тамбовской области: не явились, извещены

от Финансового управления Тамбовской области: не явились, извещены

от ФГУП Почта России в лице филиала по Тамбовской области: не явились, извещены.

установил:

ООО «Транс-Сервис-Авто», Тамбовская область, Тамбовский район, с.Донское, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан», г. Тамбов, а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, г. Тамбов, с требованием о взыскании задолженности за расходы, связанны с представлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам Тамбовского района в размере 6 545 868 руб. 00 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Тамбовской области, <...>) Управление Федерального казначейства по <...>) Финансовое управление Тамбовской области, г. Тамбов; 3) ФГУП «Почта России» в лице филиала по Тамбовской области (в настоящее время АО «Почта России»), ООО "Тамбовский центр регионального развития".

Истец, третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно ст. 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие представителей истца, третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» («Учреждение») и ООО «Транс-Сервис-Авто» («Перевозчик») было заключен Договор от 24.06.2016 г. №4-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по пригородным маршрутам Тамбовского района (Договор №4-ОК от 24.06.2016 г.) и Дополнительное соглашение №1 от 17.04.2017 г. к Договору №4-ОК (Дополнительное соглашение №1 от 17.04.2017 г.).

Согласно п.2.1.1 Договора №4-ОК «Перевозчик» обязан обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным разделе 2 приложения №1 к Постановлению Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 г. №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» (Постановление Администрации Тамбовской области от 08.07.2009№801).

На основании п.2.1.2 Договора №4-ОК «Перевозчик» обязан подекадно (01, 11 и 21 числа каждого месяца) предоставлять в «Учреждение»: талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 Договора (талоны предоставляются по акту приёма-передачи раз> дельно по номиналу); акт оказанных услуг; счёт на возмещение расходов за предоставленный льготной проезд граждан в общественном транспорте (предоставляется после сверки и подписания акта оказанных услуг).

«Учреждение» обязано в силу п.2.2.1, п.2.3.2-2.3.4 Договора №4-ОК:

- производить подсчёт предъявленных талонов;

- в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной управлением социальной защиты и семейной политики области,

- производить их сверку, подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с «Перевозчиком» по результатам сверки предъявленных талонов. Акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями «Сторон»,

- осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов «Перевозчика», связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего Договора, путём перечисления денежных средств на расчётный счёт «Перевозчика» не позднее трёх дней с момента поступления денежных средств на расчётный счёт «Учреждения».

Истец считает, что ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» не исполнило в полном объёме договорные обязательства по возмещению расходов истца, связанных с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, в связи с чем перед истцом образовалась задолженность в размере 6 545 868, 00 руб., согласно Акту сверки взаимных расчётов за период: январь 2017 г. - январь 2018 г. Данная задолженность образовалась за период с 13.06.2017 г. по 31.12.2017 г. За указанный период истцом были представлены к возмещению следующие суммы:

№ акта, дата

сумма

общее количество талонов

№35 от 13.06.2017 г.

497 140 руб.

65 060 шт.

№36 от 21.06.2017 г.

410 450 руб.

82 680 шт.

№37от 03.07.2017 г.

946 800 руб.

126 240 шт.

№38 от 03.07.2017 г.

1 854 390 руб.

№40 от 21.07.2017 г.

1 015 650 руб.

135 420 шт.

№41 от 21.07.2017 г.

1 015 650 руб.

135 420 шт.

№42 от 01.08.2017 г.

660 750 руб.

88 100 шт.

№43 от 01.08.2017 г.

660 750 руб.

88 100 шт.

№46 от 11.08.2017 г.

486 900 руб.

64 920 шт.

№47 от 11.08.2017 г.

486 900 руб.

64 920 шт.

№49 от 21.08.2017 г.

527 550 руб.

70 340 шт.

№50 от 21.08.2017 г.

527 550 руб.

70 340 шт.

№52 от 31.08.2017 г.

603 900 руб.

80 520 шт.

№53 от 31.08.2017 г.

603 900 руб.

80 520 шт.

№54 от 11.09.2017 г.

550 400 руб.

65 820 шт.

№55 от 11.09.2017 г.

550 400 руб.

65 820 шт.

№56 от 21.09.2017 г.

441 150 руб.

58 820 шт.

№57 от 21.09.2017 г.

441 150 руб.

58 820 шт.

№58 от 02.10.2017 г.

516 750 руб.

68 900 шт.

№59 от 02.10.2017 г.

516 750 руб.

68 900 шт.

№60 от 11.10.2017 г.

418 800 руб.

55 840 шт.

№61 от 11.10.2017 г.

418 800 руб.

55 840 шт.

№62 от 23.10.2017 г.

509 290 руб.

91 560 шт.

№63 от 23.10.2017 г.

509 290 руб.

91 560 шт.

№65 от 31.10.2017 г.

692 400 руб.

92 320 шт.

№ 66 от 31.10.2017 г.

692 400 руб.

92 320 шт.

№68 от 13.11.2017 г.

436 780 руб.

65 960 шт.

№69 от 13.11.2017 г.

436 780 руб.

65 960 шт.

№71 от 21.11.2017 г.

395 730 руб.

102 720 шт.

№72 от 21.11.2017 г.

395 730 руб.

102 720 шт.

№73 от 01.12.2017 г.

389 700 руб.

51 960 шт.

№74 от 01.12.2017 г.

389 700 руб.

51 960 шт.

№76 от 11.12.2017 г.

368 260 руб.

50 360 шт.

№77 от 11.12.2017г.

368 260 руб.

50 360шт.

№79 от 18.12.2017 г.

624 360 руб.

80 080 шт.

№80 от 18.12.2017 г.

624 360 руб.

80 080 шт.

№82 от 31.12.2017 г.

504 170 руб.

64 460 шт.

№83 от 31.12.2017 г.

504 170 руб.

64 460 шт.

Истцом с целью решения спора в досудебном порядке в адрес ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» была направлена претензия от 09.02.2018 г., которая оставлена без исполнения.

Истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.

Ответчики не согласились с требованиями истца, т.к. было предъявлено 1 863 860 талонов на льготный проезд отдельных категорий граждан на сумму 26 537 940 руб., из которых в результате сверки электронного реестра предъявленных Перевозчиком талонов с программным комплексом «Регистр граждан, имеющих право на льготный проезд по талонам», выявлено 415 065 «задвоенных» талонов (т.е. талонов, не реализуемых распространителем, а также количество которых превышено над количеством выпущенных) на сумму 6 545 868 руб., в связи с чем «Учреждение» выполнило обязательство частично.

Ответчики считают требования истца незаконными и необоснованными.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Ст. 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий согласно правилам статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.

Обязательства сторон возникают из Договора 24.06.2016 г. №4-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова.

Согласно ч. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Ч. 1 ст. 789 ГК РФ установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Ч. 2 ст. 789 ГК РФ предусматривает, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Ч. 1, 2, 5 ст. 790 ГК РФ устанавливает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 утвержден Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации (далее – Порядок), согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.

Истцом в качестве доказательства выполнения обязательств представлены Акты оказанных услуг:

Ответчиком данные акты подписаны с Протоколами разногласий.

Разница между суммой оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан, согласно представленных Актов и суммой оплаченных услуг, составляет 6 545 868, 00 руб.

Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Администрации Тамбовской области от 08 июля 2009 года №801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» (Постановление), Учреждением были заключены договоры о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, с организациями, осуществляющими пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова и Тамбовского района, в том числе и с ООО «ЮНЭКС плюс» (24.06.2016 г. №7-ОК).

По условиям заключенного договора, в обязанности Учреждения входит: в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной управлением социальной защиты и семейной политики области, и производить их сверку; подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с Перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов, а после подписания акта оказанных услуг обеими сторонами, перечислять денежные средства.

Перевозчику не позднее 3-х рабочих дней после поступления денежных средств на счет Учреждения.

Реализуя данное положение, 13.06.2017 года, по результатам проведения открытого конкурса, был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области между Учреждением и ООО «Тамбовский центр регионального развития (ООО «ЦРР-Тамбов»), по условиям которого ООО «ЦРР-Тамбов» передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов предоставленных в Учреждение от Перевозчиков, в том числе от ООО «ЮНЭКС плюс». После поручения талонов от Перевозчика, Учреждение, ежедекадно, передавало полученные талоны по акту приема-передачи аутсорсеру для формирования электронного реестра.

После получения сформированного электронного реестра, Учреждение производило его сверку с программным комплексом «Сверка реестров льготных талонов». Данный программный комплекс осуществляет сверку талонов из электронного реестра перевозчиков с базами данных выпущенных талонов и с базой данных электронных реестров талонов перевозчиков. Талоны в результате сверки не принимаются к возмещению по двум причинам: талон отсутствует в базе данных выпущенных талонов; талон уже присутствует в базе данных электронных реестров талонов перевозчиков и уже принят к возмещению.

По результатам сверки формируется протокол сверки реестров льготных талонов.

Между ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» (Учреждение) и ООО «ЮНЭКС плюс» (Перевозчик) был заключен Договор №7-ОК о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова от 24.06.2016 (Договор №7-ОК от 24.06.2016), согласно п. 1.1 которого возмещение Учреждением Перевозчику расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на городском пассажирском транспорте, осуществляющем пассажирские перевозки по маршрутам города Тамбова, категориям граждан, указанным в разделе 2 приложения No1к постановлению администрации Тамбовской области от 08.07.2009 №801.

П. 5.3 Договора №4-ОК стороны установили, что настоящий договор вступает в силу с 01.07.2016 и действует до 31.12.2016. Договор считается пролонгированным на каждый последующий год, если ни одна из сторон не менее, чем за 20 дней до предполагаемого окончания срока его действия не уведомила в письменном виде о намерении расторгнуть, либо изменить условия настоящего договора (п. 5.4 Договора №4-ОК).

П. 2.1 Договора №4-ОК Перевозчик обязался:

- обеспечивать предоставление льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора (п. 2.1.1);

- подекадно (01, 11 и 21 числа каждого месяца) представлять в Учреждение: талоны, полученные от граждан, указанных в разделе 1 настоящего договора (талоны представляются по акту приема-передачи раздельно по номиналу); акт оказанных услуг; счет на возмещение расходов за предоставленный льготный проезд граждан в общественном транспорте (представляется после сверки и подписания акта оказанных услуг) (п. 2.1.2).

П. 2.2 Договора №4-ОК Учреждение обязывалось:

- производить подсчет предъявленных талонов (п. 2.2.1);

- в течение 10 рабочих дней организовывать внесение представленных талонов в электронный реестр по форме, установленной управлением социальной защиты и семейной политики области, производить их сверку (п. 2.3.2);

- подписывать ежедекадно акты оказанных услуг с Перевозчиком по результатам сверки предъявленных талонов. Акты подписываются руководителями, главными бухгалтерами и заверяются гербовыми печатями сторон (п. 2.3.3);

- осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств возмещение расходов Перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда лицам, указанным в разделе 1 настоящего договора, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Перевозчика не позднее 3 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет Учреждения (п.2.3.4).

Истцом в качестве подтверждения фактически оказанных услуг по льготному проезду отдельных категорий граждан представлены акты оказанных услуг.

Ответчиком акты подписаны с Протоколами разногласия.

Оплата расходов Перевозчика, связанных с предоставлением льготного проезда, в части отсутствия разногласий, осуществлена в полном объеме, что не оспаривается сторонами.

Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из спорного договора, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре перевозки (ГК РФ).

В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 786, п. 1 ст. 789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

Пунктом 2 ст. 790 ГК РФ установлено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, предоставление соответствующей льготы в натуральной форме заменено на денежную компенсацию.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Постановлением администрации Тамбовской области от 08.07.2009 N 801 утвержден Порядок предоставления и финансирования льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и возмещения реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации (далее -Порядок), согласно п. 4.1 которого проезд в автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам в пригородном сообщении гражданин оплачивает льготными проездными талонами с предъявлением необходимых документов.

Реализуя данное положение, 13.06.2017 года, по результатам проведения открытого конкурса, был заключен договор аутсорсинга с правом получения субсидий из бюджета Тамбовской области между Учреждением и ООО «Тамбовский центр регионального развития (ООО «ЦРР-Тамбов»), по условиям которого ООО «ЦРР-Тамбов» передана функция по формированию электронного реестра льготных талонов предоставленных в Учреждение от Перевозчиков, в том числе от ООО «Транс-Сервис-Авто».

Учитывая, что в соответствии со ст. ст. 426, 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором, истец не вправе был отказаться от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги по перевозке с соблюдением прав отдельной категории граждан на льготный проезд вне зависимости от наличия заключенного договора на предоставление субсидий и объемов финансирования соответствующих расходов в областном бюджете.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 1838/13.

В соответствии со ст. 15ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.

Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение. В свою очередь ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.

Как следует из материалов дела, разница между суммой оказанных услуг по перевозке льготных категорий граждан согласно представленных Актов и суммой оплаченных услуг составляет 6 545 868 руб.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).Согласно п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (постановление Пленума от 22.06.2006 N 23) организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки)

Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета (с учетом доли предприятия в перевозке), количество проданных билетов, а также количество поездок пассажиров указанной категории.

При этом институт компенсации выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан направлен на возмещение в полном объеме затрат, которые перевозчики реально понесли при предоставлении льгот отдельным категориям пассажиров. Однако возмещение таких убытков не должно приводить к неосновательному обогащению перевозчиков за счет средств соответствующего бюджета.

Как следует из представленных материалов дела, разногласия у сторон по оплате возникли в результате предоставления «задвоенных» билетов, то есть талонов, которые по результатам сверки не реализовывались распространителем, а так же количество которых превысило количество выпущенных талонов, талоны которые уже присутствовали в реестре и были оплачены иному перевозчику.

Ч. 2 ст. 786 ГК РФ устанавливает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В качестве подтверждения оказанных услуг истцом были представлены путевые листы, подтверждающие факт выезда автобуса и Билетно-учетные листы за период июнь январь 2017 г. - январь 2018 г.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (правила перевозки) также указывают на то, что проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам (пункт 42).

Согласно пункту 43 правил перевозки билет должен содержать обязательные реквизиты: наименование, серию, номер; наименование организации, его выдавшей; вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; стоимость.

Согласно положениям Инструкции о порядке снабжения, хранении, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях —такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 12.07.1978 г.) автотранспортные предприятия обязаны вести билетно -учетные листы.

В соответствии с параграфом 11 Инструкции все документы, служащие основанием к приему, хранению, выдаче и учету билетов, а также приему выручки от перевозки пассажиров и багажа, должны оформляться в порядке, установленном Положением о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций.

Согласно параграфу 12 Инструкции во всех первичных и учетных документах, служащих для оформления и отражения приемки, оприходования, отпуска и реализации билетов (счета-фактуры, требования, накладные, акты приема-сдачи, акты на уничтожение, билетно-учетные листы, ведомости кассовой продажи, книги учета движения билетов, лицевые счета и др.), должны указываться количество и номера билетов по каждому в отдельности виду, серии и номинальной цене.

Раздел IV Инструкции регламентирует правила выдачи и ведения билетно -учетных листов. Согласно положениям указанного раздела для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов подотчет впервые билетный кассир выдает бланк билетно - учетного листа (Приложение No 9 к Инструкции). Последующая выдача билетно - учетного листа производится кассиром при приеме выручки за проданные билеты, при этом взамен сдаваемого билетно -учетного листа выдается новый бланк (параграф 43 Инструкции).

В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно - учетных листов при их выдаче со склада каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия. Выдача не заверенных печатью бланков не допускается.

Работники контрольной службы при осуществлении контроля обязаны требовать у кондуктора (водителя) билетно -учетный лист, производить проверку соответствия серий и номеров билетов, записанных в билетно -учетном листе, наличия билетов у кондуктора (водителя) и о проверке делать отметку в билетно -учетном листе, указывая место и время проверки и скрепляя ее своей подписью.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Представленные перевозчикам билетно-учетные листы содержат только количественные показатели, то есть в них указано общее количество реализованных льготных талонов, но отсутствует информация о сериях и номерах талонов, кроме того не подтверждается факт перевозки именно по талонам, в отношении которых Учреждением составлены Протоколы разногласий и не произведена оплата.

При этом тот факт, что количество льготных билетов, зафиксированных в билетно -учетных листах, предъявленных учреждением в материалы дела, соответствует количеству билетов, представленных к оплате и внесенных ответчиком в программный комплекс «Регистр граждан, имеющих право на льготный проезд по талонам», не является безусловным доказательством оказание услуг по указанным билетам, поскольку программный комплекс «Регистр граждан, имеющих право на льготный проезд по талонам», разработанный управлением социальной защиты и семейной политики области, содержит информацию о гражданах, имеющих право на льготный проезд, но при этом не предусматривает информацию о количестве льготных билетов, проданных конкретным перевозчиком за определенный период времени.

Сумма, перечисляемая Перевозчику за оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан, складывается из компенсации денежных средств в порядке п. 5.1 и п. 3.4 Постановления Администрации Тамбовской области от 08.07.2009 No801 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан в общественном транспорте на территории Тамбовской области и о возмещении реабилитированным лицам расходов стоимости проезда на территории Российской Федерации» и составляет 50% - средства, поступившие в доход бюджета Тамбовской области от продажи талонов, 50% - средства бюджета Тамбовской области по взятым на себя расходным обязательствам.

Между тем, доказательств поступления в бюджет 50 % средств от продажи предъявленных талонов в материалы дела не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).

Выпадающие доходы определяются как разница между суммой расходов, понесенных получателем при осуществлении регулярных перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления таких перевозок с применением установленных тарифов, т.е. возмещение убытков вследствие экономически необоснованного тарифного регулирования.(исходя из правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 по делу №А12-73402/2016).

Таким образом, причиной невозмещения явилось предъявление талонов, ранее оплаченных иному перевозчику, а заявленная истцом задолженность является собственным предпринимательским риском, убытками.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

СУД РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья Макарова Н.Ю.