ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А64-2588/2022 от 14.07.2022 АС Тамбовской области

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

     http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                    Дело № А64-2588/2022

18 июля   2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2022

Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2022

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи А.А.Краснослободцева,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.А.Найдиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тамбовгеология» ОГРН <***> ИНН <***>

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ОГРН <***> ИНН <***>

третьи лица Администрация Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, (Тамбовская область, Тамбовский район, п.совхоза «Комсомолец» ул.Ново-Южная дом 28,

ООО «ГИДРОПРОЕКТ» ИНН <***> <...> 

Прокуратура Тамбовской области <...> 

Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля» (ФБУ «РОССТРОИКОНТРОЛЬ») 107078 <...> .

о признании недействительным решения №РНП-68-13/2022 от 16.02.2022

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 дов. от 01.03.2022

от УФАС –ФИО2 дов от 11.01.2022 №3-Д

От Администрации  Комсомольского сельского Совета – не явился уведомлен надлежаще

От ООО «ГИДРОПРОЕКТ» ФИО3 руководитель

От  Прокуратуры Тамбовской области  ФИО4 дов. от  21.12.2020 №8-5-2020

От  ФБУ "РОССТРОЙКОНТРОЛЬ" ФИО5 дов от 25.04.2022 г. №1225/С (путем использования системы веб-конференции)

ФИО6 дов. от  12.07.2022 №1444/С

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Тамбовгеология» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области с требованием о признании недействительным решения по делу №РНП-68-13/2022 от 16.02.2022, и исключении из реестра недобросовестных подрядных организаций ООО «Тамбовгеология».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, ООО «ГИДРОПРОЕКТ», Прокуратура Тамбовской области, Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр строительного контроля». 

Заявитель уточнил требования по заявлению, просит признать решение УФАС по Тамбовской области от 16.02.2022, №РНП-68-13/2022 незаконным, обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ОГРН <***> ИНН <***> исключить из реестра недобросовестных подрядных организаций ООО «Тамбовгеология» ОГРН <***> ИНН <***>.

Уточнение по заявлению принято судом.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица полагает вынесенное решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления отказать.

Третье лицо по делу Администрация Комсомольского сельского Совета в поянении по заявлению указало на то, что срок выполнения работ по контракту был  с 01.04.2021 по 31.08.2021 г.  01.09.2021 дополнительным соглашением №1, срок выполнения работ был продлен по 31.10.2021г, в ходе исполнения контракта была выявлена техническая ошибка в проектной документации, о чем ООО «Тамбовгеология» уведомило Муниципального заказчика и проектную организацию письмом от 30.03.2021г. № 40, необходимость выполнения дополнительных работ по установке перекрытия (дополнительной обсадной колонны) была подтверждена проектной организацией, согласовано изменение конструкции скважины без изменения сметной стоимости письмом №137 от 17.11.2021г.

01.09.2021  Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо о выполнении 1.3.4 и 5 комплекса работ (Подготовка территории строительства. Станция водоподготовки. Строительство водонапорной башни ВБР-25У-15 и колодца ВК-1 у водонапорной башни. Строительство водопроводной сети по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец») в том числе первичные учетные документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных комплексов работ, а также исполнительную документацию на ознакомление и подписание. ФБУ «РОССТОЙКОНТРОЛЬ» выдало Заказчику замечания по предоставленной исполнительной документации и актам выполненных работ (письмо №РКС/229 от 25.01.2022. письмо Заказчика №63 от 25.01.2022). Решением от 19.01.2022 г. Муниципальный заказчик в одностороннем порядке расторг муниципальный контракт от 19.03.2021 г. №0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни.

Третье лицо по делу Прокуратура Тамбовской области указало на то, что  муниципальный контракт не выполнен как в изначальный срок (31.08.2021), так и в срок, установленный дополнительным соглашением - 31.10.2021, что является нарушением существенных условий контракта, позволяющих заказчику принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, поскольку указанные нарушения условий контракта фактически не позволили заказчику получить требуемый результат в установленные сроки, участие ООО «Тамбовгеология» в закупке является добровольным и на стадии заключения контракта Обществу были известны все его условия,  общество должно было оценить все возможные риски исполнения контракта на стадии принятия решения об участии. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать обстоятельства вступления в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

            Судебное заседание проводится с использованием системы  веб-конференции с участием представителя ФБУ "РОССТРОЙКОНТРОЛЬ ФИО7

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд находит заявление  подлежащим удовлетворению,  руководствуясь при этом следующим.

Как следует из материалов дела,

19.03.2021      г. между Администрацией Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (далее - «Муниципальный заказчик») и обществом с ограниченной ответственностью «Тамбовгеология» (далее - «Генподрядчик», «общество») был заключен Муниципальный контракт №0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной баши, станции водоподготовки  с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области.

В ходе исполнения контракта была выявлена техническая ошибка в проектной документации, о чем ООО «Тамбовгеология» уведомило Муниципального заказчика и проектную организацию письмом от 30.03.2021г. № 40 .

В ответ на вышеуказанное письмо 06.04.2021 г. общество с ограниченной ответственностью «ГИДРОПРОЕКТ» (проектная организация и организация, осуществляющая авторский надзор нанятая Заказчиком) пояснило, что «в проектной документации по объекту: «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области», предусмотрено оборудование станции очистки воды производства Производственной компании «Комплексные решения».

В рамках договора №12 от 15.03.2021г. об авторском надзоре за строительством по вышеуказанному объекту, будет произведена и согласована замена ошибочно указанного паспорта станции очистки воды ООО РЗ «Вессел» на паспорт станции очистки воды Производственной компании «Комплексные решения».

30.08.2021г. Генподрядчик направил письмо Муниципальному заказчику  об увеличении сроков строительства на объекте в связи со со сложной геологической проходкой при бурении скважины в рамках контракта №0164200003021000278 от 19.03.2021г

Проектная организация подтвердила необходимость дополнительных работ по установке перекрытия (дополнительной обсадной колонны), согласовав изменение конструкции скважины без изменения сметной стоимости письмом №137 от 17.11.2021г.

01.09.2021г. между Заказчиком и Подрядчиком, было заключено Дополнительное соглашение №1, срок выполнения работ был продлен на  2 месяца  и составил: с момента заключения Контракта по 31.10.2021 (включительно).

10.09.2021г. Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо  с просьбой изменить конструкцию фундамента под водонапорную башню на объекте «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области» на монолитный бетонный фундамент, с увеличением объема работ и материалов, без изменения сметной стоимости в  связи с необходимостью увеличения устойчивости водонапорной башни в связи с высоким уровнем грунтовых вод и повышенных ветровых нагрузках.

28.10.2021г. Генподрядчик направил письмо Муниципальному заказчику с просьбой согласовать установку дополнительной колонны Д=168 мм в интервале с 128,0-139,5 м на сальниках (чертеж прилагается) без изменения сметной стоимости, в связи с тем, что в ходе бурения водозаборной скважины при исполнении муниципального контракта №0164200003021000278 от 19.03.2021 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области (далее - Контракт), в интервале 131,0-139,0 м при расширении ствола скважины долотом Д=114 мм, вскрыта прослойка известняка рушенного с переслоением мергелей, песков и песчаников, что повлекло обрушение открытого ствола скважины. Обсадную колонну затянуло песком при проведении пробной откачки эрлифтом.

В ответ на данное письмо было получено согласование от ООО «ГИДРОПРОЕКТ», которое 17.11.2021 г. направило Муниципальному заказчику письмо о согласовании внесении изменений в конструкцию скважины по объекту: «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области», а именно: установку дополнительной колонны диаметром 168 мм в интервале от 128,9 м до 139,5 м на сальниках, без изменения сметной стоимости.

По результатам согласования от ООО «ГИДРОПРОЕКТ», заказчик направил в ООО «Тамбовгеология» согласование изменения конструкции скважины (письмо №794 от 18.11.2021).

В соответствии с п.п. 4.3.4, 4.3.12 контракта Подрядчик обязан проверять соответствие выполненных работ требованиям проектной документации, предупреждать Муниципального заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении возможных неблагоприятных для Муниципального заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок».

29.11.2021г. от ООО «ГИДРОПРОЕКТ» было получено подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

30.11.2021г. Муниципальным заказчиком было вынесено Постановление №212 «Об утверждении изменений, внесенных в проектную документацию «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области» в соответствии с соответствием изменений внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

27.12.2021г. Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо о выполнении 1,3,4 и 5 комплекса работ (Подготовка территории строительства. Станция водоподготовки. Строительство водонапорной башни ВБР-25У-15 и колодца ВК-1 у водонапорной башни. Строительство водопроводной сети по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец») в том числе первичные учетные документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных комплексов работ, а также исполнительную документацию на ознакомление и подписание.

ФБУ «РОССТОЙКОНТРОЛЬ» выдало Заказчику замечания по предоставленной исполнительной документации и актам выполненных работ (письмо №РКС/229 от 25.01.2022, письмо Заказчика №63 от 25.01.2022).

По результатам выявленных замечаний в адрес Заказчика направлено письмо № 11 от 09.02.2022 с приложением скорректированной исполнительной документации.

По 2-му комплексу работ «Строительство скважины», дальнейшие работы потребовали доработки проектной документации, о чем 18.01.2022 г. Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо №3 от 18.01.2022 (Приложение №15) о необходимости внесения изменений в проектную документацию, а именно с просьбой согласовать установку дополнительной колонны Д=114 мм в интервале 138,0-142,0 м на сальниках без изменения сметной стоимости с приложением чертежа, в связи с тем, что «Согласно внесенным изменениям в конструкцию скважины Подрядчиком - ООО «Тамбовгеология» было установлено перекрытие - дополнительная колонна Д=168 мм в интервале с 128,0-139,5 м на сальниках. В ходе пробной откачки идет вынос песка с вкраплением черной глины. Согласно проведенных геофизических работ, интервал залегания прослойки песка с вкраплением черной глины в верхних слоях верхнефоменских отложениях 139,5-142,0 м. Данный интервал необходимо перекрыть для исключения попадания примесей в воду при откачке». Согласование ООО «ГИДРОПРОЕКТ» получено 21.01.2022 г., согласование Заказчика получено 24.01.2022     г.

Решением от 19.01.2022 г. Муниципальный заказчик в одностороннем порядке расторг муниципальный контракт от 19.03.2021 г. №0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области в связи с тем, что «согласно п. 3.1 Контракта календарные сроки выполнения работ (сроки завершения работ) определены Сторонами: работы должны быть выполнены с 30.04.2021 г. по 31.10.2021г. (включительно),  по состоянию на 31.10.2021 г. своих обязательств, предусмотренных Контрактом,  Генподрядчик не выполнил».

16 февраля 2022 года комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе руководителя комиссии, представителя администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, представителей ООО «Тамбовгеология» проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1078 № «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обстоятельства одностороннего от 19.01.2022 года от исполнения контракта от 19.03.2021 №№0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области, включила ООО «Тамбовгеология» в Реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с указанным решением ООО «Тамбовгеология» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотребления в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (подрядчиком, исполнителей)  Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 2 статьи 104  Федерального закона   от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" основаниями включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр являются существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона   от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В силу части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе (пункт 5.3.4), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены «Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей».

Если основанием для направления обращения является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, то  в силу пункта 15  «Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей»  орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе)  в реестр в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил  в следующих случаях:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Исходя из положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"  реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица  на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Поэтому при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных и (или) договорных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.

Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.

В каждом конкретном случае должно решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).

Решением от 19.01.2022 г. Администрация Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области (муниципальный заказчик)  в одностороннем порядке расторгла муниципальный контракт от 19.03.2021 г. №0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области в связи с тем, что «согласно п. 3.1 Контракта календарные сроки выполнения работ (сроки завершения работ) определены Сторонами: работы должны быть выполнены с 30.04.2021 г. по 31.10.2021 г. (включительно),  по состоянию на 31.10.2021 г. своих обязательств, предусмотренных Контрактом. Генподрядчик не выполнил».

Основанием для вынесения оспариваемого решения УФАС по Тамбовской области от 16.02.2022, №РНП-68-13/2022 явилось то, что муниципальный контракт не выполнен как в изначальный срок (31.08.2021), так и в срок, установленный дополнительным соглашением - 31.10.2021.

Возражая в отношении включения ООО «Тамбовгеология» в реестр недобросовестных поставщиков, Общество ссылается на то, что своевременно приступило к выполнению  работ, выявлены технические ошибки в проектной документации и необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией.  Работы Обществом не приостанавливались, работы  велись в части комплексов работ, не затронутых в результате ошибки в проектной документации, и в части устранения возникших геологических осложнений.

Как установлено пунктом 1 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Письмом от 27.12.2021 №146 ООО «Тамбовгеология» направило в адрес Администрация Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области акты приемки выполненных работ №1 от 01.09.2021 на сумму 351 058,01 руб., №2 от 27.12.2021 на сумму 928 731,39 руб., №3 от 27.12.2021      на сумму 1 865 719,82 руб., №4 от 27.12.2021 на сумму 991,28 руб., справку о стоимости выполненных работ по форме КСЗ№1 от 27.12.2021, акт № 1Г разбивки осей объекта капитального строительства на местности,  акт № 2Г освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ № 7 Разработка котлована под фундамент водонапорной башни, № 8 Устройство подготовки из бетона  под фундамент водонапорной башни, №9 Устройство фундамента водонапорной       башни (армирование арматурными сетками), №10 Устройство фундамента водонапорной башни из бетона марки В15 № 11 Разработка грунта под столбы ограждения зоны санитарной охраны, №12 Устройство 77 столбов из труб 089x4, высота столбов 3,1 м, заливка столбов бетоном на глубину 1,4 м , №13 Монтаж ограждения из сетки-рабицы длинной 240,0 м (ограждение ЗСО), №14 Рытье траншеи под водопровод I длинной 592 м, №15 Укладка - труб водопровода длинной 592 м, №16 Обратная засыпка трубопровода длинной 592 м           , №17 Снятие опалубки после достижения 70% прочности бетона, нанесение усиленной битумно-резиновой изоляции в 2 слоя, №18  Обратная засыпка пазух котлована с утрамбовкой грунта I группы, №19Разработка грунта экскаватором- бульдозером под фундамент станции водоподготовки с перемещением во временный отвал, №20 Укладка песчаной подушки t= 1300 мм под фундамент станции водоподготовки слоями в 20 см с проливкой водой и утрамбовкой, № 21 Устройство подготовки из бетона под фундамент станции водоподготовки, №22 Разработка грунта под фундамент резервуара для сбросной воды одноковшовым экскаватором в объеме 121 м3, №23 Устройство подготовки из бетона под фундамент резервуара для сбросной воды, №24 Бурение 3 шурфов диаметром и 420 мм и заливка якорей для водонапорной башни бетоном на глубину 2,5 м, №25 Окраска наружных и внутренних швов водонапорной башни грунт-эмалыо в 4 слоя, №26 Усиленная битумно-резиновая изоляция ствола водонапорной башни, №30 Устройство фундамента станции водоподготовки (армирование арматурными сетками), №31 Устройство фундамента резервуара для сбросной воды (армирование арматурными сетками), №32 Устройство фундамента станции водоподготовки из бетона марки В15, №35 Устройство фундамента  резервуара для сбросной воды из ж/бетона марки В25, №36 Устройство днища камеры водопроводного колодца ВК-1, №37 Монтаж запорной арматуры и оборудования водопроводного колодца ВК-1, №38 Устройство камеры водопроводного колодца ВК-1, №39 № 39 Обваловка ствола водонапорной башни грунтом I группы - 276 м3, №40 Укладка песчаной подушки для резервуара толщиной 10 см, №41  Монтаж и крепление стропами резервуара для сбросной воды, №42 Обратная засыпка песком котлована резервуара для сбросной воды слоями в 20 см с проливной водой и утрамбовкой.

Администрация Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области доказательств направления мотивированного отказа от приемки выполненных работ  в адрес ООО «Тамбовгеология» не представила.

Как следует из материалов дела, предметом заключенного муниципального контракта от 19.03.2021 №0164200003021000278 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области являлись работы по строительству водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области в объеме согласно Проектной документации (Приложение № 1 к контракту),  при этом Муниципальный заказчик обязался создавать  Генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результаты и оплатить в порядке, установленном настоящим контрактом.

Как установлено пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Пунктом 1 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В силу пункта 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, в качестве приложения №1 к договору указана проектная документация, согласно разделу I которой  проектная документация для объекта «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области» составлена ООО «ГИДРОПРОЕКТ» на основании технического задания на разработку проектной документации объекта «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области»;  постановления №2 от 09.01.2020г. Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области. О рассмотрении и утверждении проекта планировки и межевания территории по проекту: «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области».

В составе проектной документации указано  «Гидрогеологическое заключение на проектирование одной разведочно – эксплуатационной скважины для Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (пос. с-за «Комсомолец», ул. Дружбы, 37) № 501 от 02.12.2019г., ситуационный план.

Как усматривается из вышеуказанного «Гидрогеологического заключения» конструкция проектной разведочно-эксплуатационной скважины проектируется на
основании:  данных учетной карточки буровой скважины №6897, расположенной на расстоянии ≈ 1,3 км в северо-восточном направлении от границы земельного участка с кадастровым номером 68:20:1209001:169;  данных вышеуказанного Отчета (съемочной скважины №761, расположенной на расстоянии ≈ 4 км м в юго-восточном направлении от границы земельного участка с кадастровым номером 68:20:1209001:169). На выделенной для бурения проектной разведочно-эксплуатационной скважины территории можно ожидать следующий геологический разрез, при абсолютной отметке устья проектной скважины 179 м
(глубина подошвы – абсолютная отметка):

Почвенно-растительный слой 1м -178 м ;

Суглинки 7м -172м;

Пески 10м-169м;

Суглинки 15м-164м;

Пески с прослоями глин 30м-149;

Глины 34м-144м;

Переслаивание глин и песков 70м-109м ;

Переслаивание песков и глин, в подошве с тонкими прослоями песчаника и гальки фосфаритов 110м-169м;

Глины плотные, в подошве с тонкими прослоями алевритов 130м-49м

Известняки трещиноватые, водоносные, в кровле возможно рушенного 180м - -1м.

В ходе исполнения контракта была выявлена техническая ошибка в проектной документации, о чем ООО «Тамбовгеология» уведомило Муниципального заказчика и проектную организацию письмом от 30.03.2021г. № 40 .

В ответ на вышеуказанное письмо 06.04.2021 г. общество с ограниченной ответственностью «ГИДРОПРОЕКТ» (проектная организация и организация, осуществляющая авторский надзор нанятая Заказчиком) пояснило, что «в проектной документации по объекту: «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области», предусмотрено оборудование станции очистки воды производства Производственной компании «Комплексные решения».

В рамках договора №12 от 15.03.2021г. об авторском надзоре за строительством по вышеуказанному объекту, будет произведена и согласована замена ошибочно указанного паспорта станции очистки воды ООО РЕЗЕРВУАРНЫЙ ЗАВОД «Вессел» на паспорт станции очистки воды Производственной компании «Комплексные решения».

30.08.2021г. Генподрядчик направил письмо Муниципальному заказчику о том, что «в связи со сложной геологической проходкой при бурении скважины в рамках контракта №0164200003021000278 от 19.03.2021 г. просим Вас увеличить сроки строительства на объекте «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области», до ноября 2021 г.

Проектная организация подтвердила необходимость дополнительных работ по установке перекрытия (дополнительной обсадной колонны), согласовав изменение конструкции скважины без изменения сметной стоимости письмом №137 от 17.11.2021г.

01.09.2021г. между Заказчиком и Подрядчиком, было заключено Дополнительное соглашение №1, срок выполнения работ был продлен на  2 месяца  и составил: с момента заключения Контракта по 31.10.2021 (включительно).

10.09.2021г. Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо  с просьбой изменить конструкцию фундамента под водонапорную башню на объекте «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области» на монолитный бетонный фундамент, с увеличением объема работ и материалов, без изменения сметной стоимости в  связи с необходимостью увеличения устойчивости водонапорной башни в связи с высоким уровнем грунтовых вод и повышенных ветровых нагрузках.

Письмом от 28.10.2021 №119 ООО «Тамбовгеология» обратилось к главе Администрации Комсомольского сельского Совета Тамбовской области с просьбой согласовать установку дополнительной колонны Д=168 мм в интервале с 128,0-139,5 м на сальниках  (с приложением чертежа) без изменения сметной стоимости, в связи с тем, что в ходе бурения водозаборной скважины при исполнении муниципального контракта №0164200003021000278 от 19.03.2021 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области (далее - Контракт), в интервале 131,0-139,0 м при расширении ствола скважины долотом Д=114 мм, вскрыта прослойка известняка рушенного с переслоением мергелей, песков и песчаников, что повлекло обрушение открытого ствола скважины. Обсадную колонну затянуло песком при проведении пробной откачки эрлифтом.

По результатам согласования от ООО «ГИДРОПРОЕКТ», заказчик направил в ООО «Тамбовгеология» согласование изменения конструкции скважины (письмо №794 от 18.11.2021).

30.11.2021г. Муниципальным заказчиком было вынесено Постановление №212 «Об утверждении изменений, внесенных в проектную документацию «Строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области» в соответствии с соответствием изменений внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

27.12.2021г. Генподрядчик направил Муниципальному заказчику письмо о выполнении 1,3,4 и 5 комплекса работ (Подготовка территории строительства. Станция водоподготовки. Строительство водонапорной башни ВБР-25У-15 и колодца ВК-1 у водонапорной башни. Строительство водопроводной сети по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец») в том числе первичные учетные документы, подтверждающие выполнение вышеуказанных комплексов работ, а также исполнительную документацию на ознакомление и подписание.

ФБУ «РОССТОЙКОНТРОЛЬ» выдало Заказчику замечания по предоставленной исполнительной документации и актам выполненных работ (письмо №РКС/229 от 25.01.2022, письмо Заказчика №63 от 25.01.2022).

По результатам выявленных замечаний в адрес Заказчика направлено письмо № 11 от 09.02.2022 со скорректированной исполнительной документацией.

18.01.2022 г  ООО «Тамбовгеология» направило Муниципальному заказчику письмо №3 от 18.01.2022 с уведомлением о необходимости доработки проектной документации, а именно: согласовать установку дополнительной колонны Д=114 мм в интервале 138,0-142,0м на сальниках без изменения сметной стоимости с приложением чертежа, в связи с тем, что «Согласно внесенным изменениям в конструкцию скважины Подрядчиком - ООО «Тамбовгеология» было установлено перекрытие - дополнительная колонна Д=168 мм в интервале с 128,0-139,5 м на сальниках обоснованное тем, что в ходе пробной откачки идет вынос песка с вкраплением черной глины. Согласно проведенных геофизических работ, интервал залегания прослойки песка с вкраплением черной глины в верхних слоях верхнефоменских отложениях 139,5-142,0 м. Данный интервал необходимо перекрыть для исключения попадания примесей в воду при откачке».

Согласование ООО «ГИДРОПРОЕКТ» установки дополнительной колонны Д=114 мм в интервале 138,0-142,0м получено 21.01.2022г., согласование Заказчика получено 24.01.2022г, то есть после направления последним одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 19.01.2022г.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что Общество своевременно приступило к выполнению  работ, работы Обществом не приостанавливались, велись в части комплексов работ, не затронутых ошибками в проектно-сметной документации, также велись работы в части устранения возникших геологических осложнений, необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию не  связана с недобросовестным поведением подрядчика, по гидрогеологическому заключению на определенной отметке должна была быть вода, между тем, при достижении указанной отметки получена вода с примесью глины и песка, работы ведутся подрядчиком по настоящее время, письмом от 09.02.2022 №11 в ответ на письмо №РКС/229от 25.02.2022г. в адрес заказчика направлена скорректированная исполнительная документация. 

Пунктом 13.1 контракта №0164200003021000278 от 19.03.2021 на строительство водозаборной скважины, водонапорной башни, станции водоподготовки с отводящей сетью по ул. Дружбы в пос. совхоза «Комсомолец» Тамбовского района Тамбовской области определено, что контракт действует до полного исполнения своих обязательств по контракту.

В судебном заседании 06.06.2022г. присутствующий представитель ООО «ГИДРОПРОЕКТ» подтвердил, что для определения возможного расположения скважины было составлено предварительное гидрогеологическое заключение, в котором определен водоносный горизонт на определенной отметке, разработана проектная документация, при бурении подрядчиком обнаружены иные обстоятельства, чем указывалось в предварительном гидрогеологическом заключении, для точного определения места расположения скважины следовало проводить предварительные изыскания, бурить разведочную скважину, брать анализы воды.

Вопросы, связанные с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентированы статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено пунктом 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении (часть 4 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из изложенных законоположений следует, что применительно к объектам капитального строительства проведение инженерных изысканий является обязательным этапом подготовки проектной документации.

Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой и графической формах и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства (пункт 4.1   статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

            В указанном случае в составе проектной документации содержалось «Гидрогеологическое заключение на проектирование одной разведочно – эксплуатационной скважины для Администрации Комсомольского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (пос. с-за «Комсомолец», ул. Дружбы, 37)», инженерные изыскании в виде бурения разведочных скважин  не проводились.

При этом  в силу пункта 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

В силу пункта 15 «Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей»   орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:  заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;  поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

По мнению проектной организации, подрядчик в части соблюдения сроков выполнения работ действовал добросовестно, существенные нарушения в ходе выполнения контракта отсутствуют.

Представитель ФБУ «РОССТОЙКОНТРОЛЬ» в судебном заседании пояснил, что для проверки выполненных подрядчиком работ необходимо получение чистой воды, однако, до настоящего времени вода идет с примесью глины и песка.

Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, а обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Исходя из ч.ч.1, 2 ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в дело доказательства, учитывая изложенные нормы права,  арбитражный суд приходит к выводу о том, что Администрацией Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; ООО «Тамбовгеология» представлены информация и документы, подтверждающие, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта в соответствии с проектом.

Довод третьего лица по делу, Прокуратуры Тамбовской области,  о том, что ООО «Тамбовгеология», осуществляя предпринимательскую деятельность, действует на свой страх и риск, признается судом несостоятельным, поскольку ООО «Тамбовгеология» действовало в точном соответствии с условиями проекта.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В указанном случае Администрация Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области, определяя в качестве инженерных изысканий  гидрогеологическое заключение по определению водоносного горизонта на определенной отметке,  в котором использованы данные учетной карточки буровой скважины №6897 (≈ 1,3 км в северо-восточном направлении от границы земельного участка с кадастровым номером 68:20:1209001:169), данные Отчета съемочной скважины №761 (≈ 4 км м в юго-восточном направлении от границы земельного участка с кадастровым номером 68:20:1209001:169) (то есть близлежащих скважин), должна была осознавать возможные последствия своих действий в предположительности указанных данных при высоком уровне грунтовых вод на территории муниципального образования, и, как следствие,  несоответствия  проектной документации реальным природным и техногенным характеристикам застраиваемого земельного участка.

Обратное бы являлось злоупотреблением правом со стороны Администрации Комсомольского сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области.

Довод заинтересованного лица о том, что  ООО «Тамбовгеология» вправе заниматься иной деятельностью признается судом несостоятельным, поскольку основным видом деятельности ООО «Тамбовгеология» является «Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения» (ОКВЭД 42.21).

При указанных обстоятельствах решение УФАС по Тамбовской области от 16.02.2022, №РНП-68-13/2022 является незаконным.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в случае признания судом оспариваемого ненормативного акта недействительным или решения незаконным полностью или в части в резолютивной части решения должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В указанном случае надлежащим способом устранения допущенных прав и интересов заявителя является исключение исключить из реестра недобросовестных подрядных организаций ООО «Тамбовгеология».

Судебные расходы по уплате госпошлины на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:      

1) Признать решение УФАС по Тамбовской области от 16.02.2022, №РНП-68-13/2022 незаконным.

2) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ОГРН <***> ИНН <***> исключить из реестра недобросовестных подрядных организаций ООО «Тамбовгеология» ОГРН <***> ИНН <***>

3) Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области ОГРН <***> ИНН <***> в пользу  ООО «Тамбовгеология» ОГРН <***> ИНН <***> руб. судебных расходов по оплате госпошлины.

3) ООО «Тамбовгеология» ОГРН <***> ИНН <***> возвратить из федерального бюджета 3000 руб. госпошлины, оплаченной по платежному поручению от 04.04.2022 №149, выдать справку.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, обжалуется в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>, в течение месяца после принятия настоящего решения.

Судья                                                                          А.А.Краснослободцев